Предмет цели изпдачи истории казахстана

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 09:41, лекция

Краткое описание

История – наука, находящаяся в постоянном развитии. История – прежде всего открытие мира, открытие его прошлого. Успешное развитие общества невозможно без активной помощи его граждан, без глубокого осознания уроков истории, которые дают силы для динамического движения вперед, ведь настоящее и будущее совершаются на основе прошлого. Неслучайно известная максима гласит: без истории нет народа. Изучение исторического опыта формирует историческое сознание, культуру, традиции, преемственность поколении. История дает возможность осмыслить масштаб того, что происходит в настоящее время, в ней заложены ростки будущего. Она является основой осмысления человеком феномена цивилизации, диалектики глобальных проблем современности.

Вложенные файлы: 1 файл

Палеолит (140–40 тысячелетие до н э.).docx

— 364.54 Кб (Скачать файл)

39.Материальная и  духовная культура казахского  народа а ХУ-ХУШ вв.

Основным  занятием казахов было скотоводство. Скот давал казахам питание, одежду, жилище, транспорт, был средством  обмена с соседними народами. Казахи разводили в основном овец, лошадей, верблюдов - скот, приспособленный к  условиям круглогодичного выпаса и  добыванию корма зимой из-под  снега. Меньшее значение для казахов  имело разведение крупного рогатого скота и коз. Скот был частно-семейной собственностью, а пастбища находились в общинном пользовании. Маршруты кочевок  были выработаны многовековым опытом. Территория выпасов делилась на четыре типа сезонных пастбищ: зимние - кыстау, весенние - коктеу, летние - джайляю, осенние - кузеу. Расстояния между зимовками  и местами сезонных кочевок измерялись сотнями километров и составляли путь длиною в несколько месяцев. У казахов сохранила свое значение охоты. Существовало несколько её видов: с ловчими птицами ястребами, беркутами, соколами; охота с борзыми  собаками; охота загоном и другие. Казахи занимались земледелием, его  традиционными очагами были Южный  Казахстан, Семиречье, это районы Сырдарьи, Арыси, Чу, Таласа. В основном выращивались пшеница, ячмень, просо. В районах  поливного земледелия были разветвленные  сети каналов и арыков. Массивы  орошаемых земель имелись вокруг городов. Практиковалось и багорное земледелие. На большей части территории Казахстана земледелие в рассматриваемый период было развито слабо, им обычно занимались обедневшие казахи, не имевшие достаточно скота для кочевки - жатаки (жат-лежать). Осевшие бедняки занимались земледелием около зимовок, они выращивали в основном просо (тары). Значительное место в хозяйстве казахов занимали ремесла и домашние промыслы, большинство из которых было связано с обработкой продуктов скотоводства. Казахи занимались традиционным выделыванием кожи, войлока, окрашивали их, владели техникой тиснения, аппликации, узорного шитья, Надо подчеркнуть, что в жизни кочевников большое значение имели военные традиции. Ношение оружия было не только правом, но и обязанностью, например, если ни собрание (курултай) мужчина является без оружия, он не имел права голоса, а младшие могли не уступить ему места. Регулярного войска не было, родоплеменное ополчение собиралось по мере необходимости. Родоплеменной отряд был самостоятельной единицей во главе с предводителем рода, имел свое знамя и боевой клич - уран. Эти отряды составляли улусное войско. Численность конных воинов составляло в среднем от 30 до 50 тысяч всадников. В случае необходимости хан мог выставить 300-400 тысяч человек. Основным оружием были сабля и лук. Из других видов оружия применялись секира, кистень, одноручная булава, двуручная палица, длинные копья, украшенные кистью из конских волос, снабженные крюком для стаскивания противника с коня. Казахи сами изготавливали предметы вооружения. При мобилизации каждый воин должен был выступить в поход минимум с двумя боевыми конями и со своим снаряжением. Казахи применяли различные приемы боя, могли быстро спешиваться, при неожиданном нападении на них, они сражались, кружась, круг в круге; при нападении на врага использовали прием тулгама - оборот, нападение во фланг или в тыл противника. За личную храбрость воинам присваивался почетный титул батыр. Одежда изготовлялась из сукна, шерстяных и шелковых тканей. Войдока и мехов. Особо ценностью пользовались шкуры куланов, сайги и тигров, меха енота, соболя, куницы, горностая. Из шкур шились шубы-тон.Особой популярность пользовались легкий плащ без рукавов-кебенек и халат из тонокого белого войлока каттау. Основным видом мужской и женской верхней одежды был халат-шапан из шерстяных и шелковых тканей. Комплект мужской одежды состоял летом из нательной рубахи, штанов и распашного халата, женской-из туникообразного платья-койлек и безрукавки-женсиз камзол. Свадебный убор-саукеле, с рождением первого ребенка женщина носила кимешек. 15 – начало 19 веков - эпоха жирау (поэты-импровизаторы); почитали Казтугана Суюншиулы (ногайский военоначальник) -воспевал подвиги, выступал за объединение племён под властью казахских ханов. В 18 веке популярен Бухар Калкаманулы (1668-1781) - бий при Тауке и Абылае, посвящал песни единству государства, защите от врагов. Письменная литература: основные жанры - исторические и религиозные труды. "Тарихи Рашиди" (Мухаммед Хайдар) на персидском языке посвящена истории Казахского ханства и Могулистана. Устное народное творчество: песни – обрядовые (рождение, свадьба (жар-жар, той бастар, кыз танысу), смерть (коштасу). Распространились «терме» (речитатив). Песни выразительны, напевны. Основные жанры песен: трудовые, на тему эпоса, истории, борьбы, лирические, обрядовые. Сопровождались домброй, кобызом. Сказки и эпос: Сказки дают понимание общественной жизни, быта, стремлений народа. Жанры: о животных, фантастические, бытовые, реалистические, сатирические. "Ер-Тостик", "Асан-Кайгы" (о подвигах батыров); об Алдаре косе, Коже Насыре (о мудрых выходцах из народа). Казахский эпос восходит к древности: "Карабек", "Канбар" относятся к 13-14 векам. Социально-бытовые поэмы посвящены любви молодых людей ("Козы Корпеш и Баян-сулу", "Кыз жибек"). Влияние на казахскую поэму оказала классическая поэзия Востока. Развитие в казахском устном творчестве получили пословицы, загадки, изречения, афоризмы (шешендiк создер), песни, словесные состязания. Музыкальное творчество: Развитию вокального и инструментального искусства способствовало то, что традиции поэтических состязаний распространились на исполнение вокал. И инструментальных произведений. Носитель народной музыкальной культуры - аккомпанирующий себе певец-солист. Распространенным музыкальным инструментом – домбра (щипковый) и кобыз (смычковый). Для струн и смычка использовался конский волос и бараньи кишки. Музыканты создавали кюи на различные темы. Перед исполнением кюя музыкант передавал его краткое содержание, затем говорил: "А теперь послушаем домбру". Акыны-исполнители произведений устного народного творчества подразделялись на жирши (сказатели) и оленши (песенники).

Батыры. Богенбай-батыр(1690-1775гг.) 
Богенбай-батыр — прославленный полководец, батыр эпохи правления Абылай-хана. Богенбай-батыр снискал в свое время среди казахских воинов огромный автори¬тет и уважение, за что в народных легендах его прозвали "Канжыгалы Богенбаем". 
Богенбай-батыр родился на берегу Сырдарьи. Дедом батыра был Алдекун, отцом - Акша, матерью - Баяу. У него было два сына - Тураналы и Турымбет. От Турана-лы происходит Бапан би, от последнего — Саккулак би. 
За проявленный героизм и полководческие заслуги Богенбай-батыр снискал особое почитание у народа и воспевался в народной памяти в течение веков. В первой половине XVIII в. при защите казахских степей от мно¬жества завоевателей Богенбай-батыр проявил большой героизм. Вместе с Олжабаем, Кабанбаем, Малайсары и другими батырами он принимал участие во многих бит¬вах за независимость казахского народа. Слава Богенбай-батыра особо возросла в сражениях с калмыками (джун-гарами), а затем — с китайскими войсками. 
В 1725-1727 гг., защищая город, Туркестан — столицу казахов, вместе с Абылай-ханом Богенбай-батыр возглавил казахское ополчение против джунгар, в результате чего они были изгнаны из Туркестана и Саурана за Джунгарский Алатау. 
В 1756-1758 гг. Богенбай-батыр вступил в великое сра¬жение под Талкы с впервые пришедшими в Восточный Туркестан китайскими войсками. В этой битве он нанес китайцам крупное поражение и преследовал их до Урумчи. 
Один из последних крупных походов Богенбай-батыра имел место на территории Аягуза в 1750-х гг. Джунгары, не сумев дать отпор казахскому войску под предводитель¬ством Богенбай-батыра, потерпели крупное поражение. После этого, заручившись клятвой о мире со стороны джунгар, Богенбай-батыр заключил с ними пакт о дружбе и ненападении. В знак дружбы калмыкские полководцы, забив своих скакунов, вручили их головы казахским пол¬ководцам. 
Богенбай-батыр слыл весьма рассудительным и муд¬рым человеком. Выполняя роль посла, Богенбай-батыр в 1761 г. сопровождал сына Аблай-хана - Адиля, кото¬рый посетил Китай с дипломатической миссией. 
Богенбай-батыр умер на берегу реки Торгай. Сейчас это место называется "Шахта", раньше его называли "Бо-генбай соресы". Останки его погребены в мавзолее Ахме-та Яссауи в городе Туркестане. 
 
Кабанбай-батыр (конец XVII - середина XVIII вв.) 
Кабанбай (годы рождения и смерти неизвестны) - ка¬захский батыр, один из руководителей борьбы против джунгарских завоевателей и полководцев казахского опол¬чения в XVIII в. В устном народном творчестве его назы¬вали Каракерей Кабанбай. Кабанбай-батыр был бием рода каракерей племени найман. 
В 1745 г. Кабанбай был одним из казахских биев, ко¬торые выразили желание присоединиться к России, и вышли с такой просьбой к царскому правительству, заверив Россию о своей поддержке в ее борьбе против джунгар. 
В середине XVIII в., в результате усиления борьбы за власть между казахскими ханствами, Барак султан убивает хана Младшего жуза Абулхаира. Кабанбай-батыр, об¬винив Барак султана в содеянном, выступил против его попытки сближения с джунгарским ханством. Таким об¬разом, Кабанбай-батыр имел влияние на внутреннюю жизнь не только Среднего жуза, но время от времени принимал участие в исторических событиях, происходив¬ших в Младшем жузе. 
Многие героические поступки Кабанбай-батыра свя¬заны с походами Абылай-хана против джунгар. До нас дошел дастан "Кабанбай — герой", в котором описыва¬ются его ратные и героические приключения. 
 
Абулхаир-хан (1693-1748 гг.) 
Хан Младшего жуза Мухаммед Абулхаир Гази Баха-дур-хан, прямой потомок Чингисхана в 15-м поколении. 
В 1710 г. на народном собрании в Каракумах юный Абулхаир был избран ханом и командующим армией Младшего жуза, а предводителем войска назначен извес¬тный батыр Богенбай. 
XVIII в. в истории казахского народа был особо трагич¬ным, постоянные нападения со стороны джунгарских зах¬ватчиков не позволяли народу стабильно развиваться. Абул¬хаир принимал активное участие в этой священной войне. Он проявлял особое мужество и ум в защите городов Таш¬кента, Туркестана и Сайрама, которыми владели его пред¬ки. После осады джунгарами указанных городов, вступив¬ший в неравный бой хан Абулхаир, потеряв мать и жену, попавших в плен врагу, был вынужден отступить в степи. В 1718 г. в Аягузе произошло кровопролитное сражение с джунгарами, где Абулхаир и старший казахский хан Каип с 30-тысячным войском сражались с джунгарами. Абулхаир с молодых лет прославился личной отвагой, был талантливым полководцем и умным политиком. В 1726 г. на съезде казахов всех трех жузов султаны, бии и батыры единодушно выбрали Абулхаир-хана верховным главнокомандующим войском казахского ханства. 
Как полководец, Абулхаир проводил огромную работу в народном ополчении, укреплял его боеспособность, поощрял патриотизм и высокий моральный дух в воору¬женных силах. Результаты мер, принятых ханом, можно было увидеть уже в 1728 г., когда была одержана первая победа над джунгарами. Эти сражения проходили в горах Улытау, в местности Карасиыр, у реки Буланты, где ка¬захи наголову разбили джунгарский экспедиционный кор¬пус во главе с сыном хунтайджи. Армия Абулхаира после победы над джунгарами развеяла миф о непобедимости джунгар, у народа появилась уверенность в достижении полной победы над врагом. Народ стал более организо¬ван в борьбе против общего захватчика, проявлял особый энтузиазм ради защиты отечества. 
Хотя была одержана очень важная победа, враг еще оставался сильным, и знавший реальную ситуацию Абул¬хаир начал новое наступление. Весной 1730 г. в местнос¬ти Итишпес, к юго-востоку от Балхаша, казахская армия под предводительством Абулхаира снова разбила захват¬чиков. В столетней войне казахского народа против джун¬гар наступил переломный период, полная победа каза¬лась очень близкой. 
Однако, в это время неожиданно умирает старший хан Болат. Возникает вопрос, связанный с назначением ново¬го старшего хана, и, согласно вековой традиции, общека¬захским ханом мог быть избран только представитель Стар¬шего жуза. В соответствии с условиями ханом был избран сын Болат-хана, молодой Абулмамбет. Абулхаир не согла¬сился с таким исходом дел, он отказался от поста главно¬командующего в пользу нового хана и вернулся со своим войском в Младший жуз. С этого времени распалось с трудом собранное общеказахское народное ополчение. 
После распада общеказахской армии каждый жуз сам оборонялся от врагов. В это время население Младшего жуза оказалось в очень тяжелом военном положении, со всех четырех сторон оно находилось во вражеском окру¬жении. 
Оказавшись в безвыходном положении, Абулхаир об¬ращается за помощью к России. Осенью 1730 г. в Санкт-Петербург было направлено посольство Абулхаира с вы¬ражением его желания быть под защитой России от вне¬шних врагов. В феврале 1731 г. казахи Младшего жуза получили согласие от правительства России на принятие их под российское покровительство. 
Абулхаир погиб 1 августа 1748 г. от руки своего зак¬лятого врага султана Барака. 
Бесспорно, политика Абулхаира сыграла решающее значение в становлении и развитии казахского государ¬ства и может служить уроком для потомков. Уроком мо¬жет быть и исторический момент раскола между казахс¬кими жузами при Абулхаире. Хотя мы говорим об опре¬деленных исторических периодах, однако, не следует за¬бывать о повторах в истории. 
 
Райымбек-батыр (1705 г. - дата смерти неизвестна) 
Райымбек — казахский батыр. Его дед — Ханкелди-батыр — в 1733 г. вместе со знаменитыми людьми Стар¬шего жуза Кодар би, Толе би, Сатай-батыром, Болек-ба-тыром отправили посла к Российской царице Анне Иоан-новне с предложением о согласии вхождения Старшего жуза под покровительство России (1730-1740). Райымбек, в 17 лет, показавший небывалый героизм в борьбе против джунгарских войск, удостоился чести — стал батыром. 
Между хребтами Торайгыр и Согет существует равни¬на Ойрантобе, где он сражался с джунгарами. Недалеко от перевала Айырлы Торайгырских гор есть источник Райымбек. 
Вместе с Райымбеком в сражениях против джунгар участвовали батыры Сатай, Болек, Кызылборик, Койкель-ди, Конакельди, Кистик, Малай, Есен, Байсейит и дру¬гие. 
Имя Райымбек-батыра превратилось в символ и честь рода албан. Его мавзолей находится в г. Алматы.

 

Тышкан-батыр  родился в 1837 году в местности  Куик (нынешняя территория Костанайской области). С детства он выделялся  своей храбростью, умом и ловкостью. Уже в 13 лет он был балуаном (что  означает «борец»), а в 20 лет становится известным батыром в крае. После  смерти отца он остался старшим в  роду. Несмотря на свое происхождение, а родился он в богатой семье, Тышкан был защитником бедных, всегда выступал за справедливость. Ему не раз приходилось защищать соплеменников  от набегов соседей, угонявших их скот. 
Верным другом Тышкана-батыра был Танабай-батыр. Дружил он и с другими батырами – Жауке, Толек, Кожа. Многое им сделано для развития творчества акына Отеулы. 
К сожалению, Тышкан-батыр прожил недолгую жизнь  и умер в возрасте 25 лет. Но народ хранит память об этой всесторонне одаренной личности. 
И последнее, о чем хотелось бы сказать, что прославленные батыры были, в основном, из низшего слоя, не имели богатого состояния. А главной задачей и целью их было служение народу. 
Был когда-то у казахов славный батыр Еленке. В одном из сражений казахов с калмыками были перебиты все сарбазы батыра. Остался один Еленке против тысячного калмыцкого войска. Еленке мог спастись бегством, но трусливый побег для батыра хуже смерти. И джигит продолжает биться насмерть. 
Калмыцкий военачальник слышал о нечеловеческой храбрости Еленке, и теперь он убедился в этом воочию. Восхищен был калмык стойкостью казаха и приказал любой ценой взять его живым. Много калмыков осталось на казахской земле, повергнутых точными сильными ударами славного батыра. Но иссякли силы Еленке. Окруженный врагами, тяжело раненый батыр свалился с седла. Не осталось сил даже для того, чтобы нанести себе последний удар. Так Еленке попал в плен. Калмыцкий хан приказал вылечить раны казаха и ухаживать за ним, как за лучшим гостем. Скоро Еленке совсем окреп. 
Задумал калмыцкий хан породнить храброго казаха с калмыками – заполучить от него сына-батыра, чтобы не ходил Еленке войной на калмыков. Что ни день, приводят к батыру девушек-калмычек, одну лучше другой. Но разгадал он коварный план врагов: отворачивался от красавиц. Разгневался хан, прямо спросил Еленке: 
- Почему ты отказываешься от любви наших девушек? Будь разумным - получишь свободу, упорство же твое обернется против тебя. 
- Лучше честная смерть, чем подлая жизнь, - гордо ответил отважный джигит и продолжал отвергать красавиц. Убедился хан, что не сломить ему упрямого казаха, и повелел отрубить батыру голову, а сердце принести ему. 
Палачи не замедлили исполнить приказ хана. Увидел калмык трепещущее сердце батыра и обратился к своим людям: 
- Даже после смерти бьется оно. Исследуйте, человеческое ли сердце было у этого упрямого безумца? 
Разрезали люди хана сердце и увидели в середине его пучок волос. С тех пор стали говорить о храбрецах: «У него волосатое сердце».

Cейчас наступил тот момент для возрождения имен исторических героев, которые потом и кровью доказали свою отвагу и мужество, оградив свой народ от погибели.

Одним из них  был Райымбек батыр. Райымбек был сыном Кангельды и сыном своего народа, сложившего следующие строки: 
"Чем девятеро от хана родились,  
Лучше бы один от черни родился.  
Чтобы народной местью зажечься,  
Чтобы восстать против врага,  
С кличем идти против него!"

И таким «одним», точнее, одним из таких стал Райымбек. 
Свой первый подвиг на поле брани он совершил в 17 лет, за что заслужил звание батыра. Райымбек возглавлял войска Старшего жуза против джунгарских завоевателей, но особо отличился в одном. Битва казахских соединений с врагом происходила на равнинной местности между городами Торайгыр и Согеты. Нынче это 167-ой километр трассы Алматы – Нарынкол. Место сражения впоследствии получило название Ойрантобе (сопка кровавого сражения). Возглавлял битву Райымбек, а рядом с ним  плечом к плечу стояли батыры, как Сатай, Боген, Кызылборик, Койкельды, Конаккельды и другие. Тут враг был разбит наголову. Послужной список Райымбек батыра был более чем внушителен: 33 года войны и ратных подвигов, 77 боевых ранений, победа в единоборстве под грозным вражеским предводителем Нояном Бадам-багатуром. 
Начав ратную жизнь один, на своем тулпаре и с пикой Райымбек спустя время возглавлял казахское войско из десяти тысяч испытанных воинов. Вместе с ними он сражался в составе объединенных казахских ополчений в широко известной битве при Апракае в 1729 году, когда были разгромлены полчища Сары-Мынжа тумена. Здесь рядом с Райымбеком шли в атаку на лютого врага Наурызбай и Отчен. На озере Итимпес было нанесено поражение отрядам Шупа-Добы. Батыры Райымбек, Кабанбай, Богенбай.  
Потомки почитают Райымбека за ратные подвиги, за добрые дела; он считается святым. Воины из рода Албан с его именем на устах отправлялись в поход на врага, а подлинные слова батыра с любовью передавались из поколения в поколение: 
"Родом я – Албан, земля моя – Каркара, летовка – Асы, а обитель возле Алматы". 
Прах незабвенного батыра покоится в городе Алматы, возле бывшей районной автострады, а рядом шумит автострада – бывшая улица Ташкентская, а нынче носящая имя самого батыра.

Если Райымбек-батыр  возглавлял войска Старшего жуза, то батыр Кабанбай из рода Найман – все казахское воинство – он был главным полководцем. Недаром акын и государственный деятель Бухар-жырау называл его Дарабозом – скакуном, возглавляющим скачки. Батыр Кабанбай в истории казахского народа имеет такое значение, как Кутузов для русских. Родился Кабанбай в 1691 году и умер на 78 году жизни в 1769 году. Его отец Кожагул был известным батыром времен легендарного Жалантосбахадура (1576 - 1656). Семи лет от роду Ерасыл, так нарекли мальчика при рождении, остался сиротой. Но родичи заботились о нем как о родном сыне, и мальчик не знал, что такое сиротская доля. Свой первый подвиг Ерасыл совершил в 13 лет – убил в поединке джунгарского лучника Арслана.  
Много легенд сложено народом о Карасае батыре. Карасай Алтынай-улы родился в 1598 году в Жетысу. Отец его Алтынай был провидцем. Говорят, однажды он предсказал холодную зиму, возможность джута. Однако хан не поверил ему. В те времена ханская ставка располагалась на Кок-Тюбе. Юноша Карасай, по совету отца, угнал весь свой скот в прибалхашские степи, богатые тугайные низовья рек Или, Каратал. Зима действительно оказалась страшной. Во время джута погиб почти весь имевшийся у людей скот. Карасай же весной пригнал свои многочисленные стада с приплодом и предстал перед обрадованным отцом. Хан «кусал локти», да делать нечего. Мудрый Алтынай сказал сыну: «Нельзя оставлять людей в беде. Садись-ка, сын мой, на своего аргамака и проедь три раза через стада овец, косяки лошадей и верблюдов. По правую сторону будет наше, по левую – хана, а среднюю часть отдай сородичам». Все произошло опять так, как сказал отец, и семья Алтыная  не осталась в накладе … 
Батыр Карасай Алтынай-улы происходит из племени Шапрашты, рода Ескожа. У озера Сапы-Саты в Нарынколе есть две долины: одна названа в честь бесстрашного батыра Шапрашты, другая в честь его правнука, отважного Карасая батыра. Вообще племя рода Шапрашты и род Ескожа считаются самыми воинственными в Жетысу. Искрометный акын Суюнбай, учитель Жамбыла, сказал об этом: 
"Один из племени уйсин - Шапрашты, Вырос в нем батыр – Ер – Карасай, Лавиной снежной падающей на врага". 
На знамени, доспехах воинов из племени Шапрашты была изображена волчья голова. Согласно древней тюркской легенде волчица спасла жизнь юноше, истекавшему кровью на поле сражения. Она скрыла его от преследователей и выходила. 
Легендарный батыр Карасай был известен не только в казахской степи, но и далеко за ее пределами.

Наурызбай Кутпанбетулы (правильно Кутгымбетулы) (1706-1781). Родился в местности Жалпактас-Сериктас (нынешняя территория Жамбылского района Алматинской области). - из рода Толемис племенного союза Шапрашты. Проживал в местечках Калпактас и Серикгас, ныне Джамбулского района Алматинской области, Один из трех (Каракерей Кабанбай, Канжыгалы Богенбай, Шапрашты Наурызбай) знаменосцев Абылай хана. Полководец - глава тумена, десятитысячного войска. Жизнь Наурызбая прошла в войнах с джунгарами. В битвах погибли его три брата - Кудайберген, Шолпан, Дуйсен. Наурызбай был рослым и крупным мальчиком. Его богатырьская стать выгодно подчеркивалась высоким ростом. Отец, состоятельный человек, заметив, что сын с детства отличается могучим телосложением, специально растил двух пегих жеребят, вместо воды поил их коровьим молоком. Эти два пегих коня служили Наурызбаю восемнадцать лет. На одном из них он отправился на первый бой с джунгарами, умножая славу своего народа. В 1729 году в ходе Аныракайской битвы возглавил войско шапыраштинцев. Наурызбай сразился в поединке и победил именитых джунгарских батыров Шамалгана и Каскелена. Происхождение На всю казахскую степь были известны победы Наурызбая в 1729 году в поединках с Шамал ханом и Каскеленом. В I750-I752 годах он вместе с батырами Басентиин Малайсары, Кыстык Малаем в Шапрашты Каскары, одержал победу над джунгарами, отбросив их за Турфан (ныне в СУАР КНР) и освободил из плена множество казахов. В 50-х годах XX века насчитывалось до трехсот юрт (семей) потомков Наурызбая.  
Соответственно росту, он отличался и лицом и статью. Позже он стал известен в народе как бахадур. Да, облик батыра, его телосложение выгодно подчеркивались высоким ростом. Отец Наурызбая был состоятельным человеком. Заметив, что сын с детства отличается богатырским телосложением, специально растил двух пегих жеребят, вместо воды поил их коровьим молоком. На одном из этих пегих коней Наурызбай отравился на первый бой с джунгарами. «Встретив в бою чванливых калмыков, Наурызбай на пегом коне умножил славу свою и народа», - воспевал великий Бухар Жырау. Эти двое пегих боевых коня служили Наурызбаю восемнадцать лет.

40.Завоевание, колонизация Казахстана  Российской империей в конце  XVIII- нач. Х1Х в. (приказы 1742,1756,1777, Уставы 1822, 1824 гг.)

Колонизация российской империей Казахстана началась в конце XVIII века после смерти Аблая  в 1781 г. Русское правительство сразу  же начало практическое осуществление  задачи присоединения К-на: в 1714 г. в  Восточный К-н направляется экспедиция Бухгольца, главной целью к-ой было строительство крепостей в долине Ертиса. Петр 1 поручает Тевкееву разработать проект приведения казахов в Российское подданство. Активность в принятии российского подданства проявил Абулхаир хан. Он отправил в сент. 1730 г посольство в Петербург Анне Иоанновне с просьбой принять в подданство. Для принятия присяги в К-н было направлено посольство во главе с Тевкелевым. 10 октября 1731 г. Хан Абулхаир, его брат Худай-Назар, батыры Букенбай, Есет и еще 27 знатных казахов подписали юридический акт о принятии подданства России. В 1732 г. сначала часть Среднего жуза, а потом грамотой Анны Иоанновны от 10 июня 1734 г. хан Среднего жуза Семеке и подвластные ему люди были приняты в российское подданство. В 1733-34 гг. некоторые бии и султаны Старшего жуза изъявили желание принять Российское подданство. С самого начала принятия казахов в Русское подданство, Россия определила для себя курс последовательного присоединения всей территории К-на. Отношения м/у Россией и Младшим жузом строились на принципах протектората, форме колониальной зависимости, когда зависимое гос-во сохраняет суверенитет во всех сферах, кроме внешней политики. В К-не возникли укрепленные линии. Политика царизма в Казахстане преследовала определенные классовые цели, его законы стояли на страже интересов господстсвующего класс. Так, указы 1742, 1756 и 1777 гг запретили населению Младшего и Среднего жузов перегонять скот через Яик и Иртыш, в низовьях Ишима и Тобола, к побережью Каспийского моря. В 1752 г. была построена линия военных укреплений из 10 крепостей и 53 редутов, соединивших Уйскую линию с Иртышской. Эта линия соединила Омскую крепость с Звериноголовской и была названа Ново-Ишимской. В результате русская граница была выдвинута на 50-200 верст земли Среднего жуза. Это нарушало сложившуюся ситему перекочевок, лишало каз. население пастбищ на правобережье Ертиса. Постройка военных линий дала возможность царскому правительству принять в 50-х гг. 18 в. первые юридические акты, узаконившие земельные ограничения для казахов Среднего жуза. В марте 1755 г. коллегия иностранных дел запретила переход на Ертис. 2 октября 1756 г. казахам было запрещено кочевание на правобережье Яика. С 1764 г. казахам разрешалось кочевать не ближе 10 верст от Ертиса и 30 верст в р-не крепостей и форпостов. Т.о., принятие протектората северо-западной частью К-на принесло казахам колониальный гнет. С этим процессом связано нарушение традиционной хозяйственной системы, к-ое серьезно подрывало производительные силы. В результате колонизаторских действий России начинается обнищание рядовых казахских общинников. Русская колониальная администрация начинает в 18 в. активное проникновение в казахские степи, вводя при этом массу ограничений, подрывавших экономические основы каз. общества. С целью реформирования системы управления краем, приближения ее к общероссийской, и в частности в Среднем жузе, генерал-губернатором Сибири М, М. Сперанским был разработан «Устав о сибирских киргизах (казахах)», принятый в 1822 году. Согласно «реформам Сперанского» Сибирь была разделена на две части - Восточную с управлением в Иркутске, и Западную с центром в Тобольске, ас 1839 года - в Омске, В Западную Сибирь вошли Тобольская, Томская, Омская области и территории кочевий Среднего и части Старшего жузов. Эта часть получила название «Область сибирских киргизов (казахов)», для нее и был разработан Устав 1822 года. Согласно Уставу «Область сибирских казахов» была разделена на округа, округа делились па волости, волости на аулы. В округ входило от 15 до 20 волостей, б волость от 10 до 12 аулов в аул от 50 до 70 кибиток. При организации округов за основу брались зимние кочевья. Во главе округов стояли окружные приказы. Формально округом управлял старший султан. Во главе волостей стояли волостные султаны, они подчинялись окружному приказу, их власть была исполнительной. Во главе аулов были аульные старшины, они избирались жителями аулов раз в три года, утверждались окружным приказом и подчинялись волостным султанам. Ханская власть отменялась. Реформы касались суда, они преследовали цель – распространить на Казахстан общеимперские законы. Традиционный суд биев сохранялся на уровне исковых дел: родовых, подродовых, аульных. Уголовные дела - государственная измена, убийства, грабеж, неповиновение властям и подобные им рассматривались на основе имперских законов. В 1824 году правительством России был принят «Устав об оренбургских киргизах (казахах)», разработанный оренбургским генерал-губернатором П. К. Эссеном. Так же как и в Среднем жузе, в Младшем отменялась ханская власть. Управление Младшим жузом осуществлялось из Приграничной комиссии. Жуз делился на части во главе с султаном - правителем части жуза, который назначался оренбургским губернатором. Далее шла административная единица - дистанция - это участок между крепостями. Внутри дистанции делились на местности или аулы. Во главе дистанций были начальники дистанций, во главе местностей или аулов - старшины, все они назначались Пограничной комиссией, выборная система здесь отсутствовала. Также в Младшем жузе была сведена должность попечителя прилинейных казахов. Судебная система как и по «Уставу о сибирских казахах» предусматривала ведение всех крупных дел военным судом или Приграничной комиссией, а незначительные дела оставались в ведении местных судов на основе обычного права. Так была ликвидирована ханская власть в Младшем и Среднем жузах.

Информация о работе Предмет цели изпдачи истории казахстана