Предмет цели изпдачи истории казахстана

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 09:41, лекция

Краткое описание

История – наука, находящаяся в постоянном развитии. История – прежде всего открытие мира, открытие его прошлого. Успешное развитие общества невозможно без активной помощи его граждан, без глубокого осознания уроков истории, которые дают силы для динамического движения вперед, ведь настоящее и будущее совершаются на основе прошлого. Неслучайно известная максима гласит: без истории нет народа. Изучение исторического опыта формирует историческое сознание, культуру, традиции, преемственность поколении. История дает возможность осмыслить масштаб того, что происходит в настоящее время, в ней заложены ростки будущего. Она является основой осмысления человеком феномена цивилизации, диалектики глобальных проблем современности.

Вложенные файлы: 1 файл

Палеолит (140–40 тысячелетие до н э.).docx

— 364.54 Кб (Скачать файл)

Государственное объединение во второй половине XV—XVI вв. основных этнических групп казахской  народности и ее этнической территории ускорило процесс завершения формирования народности.

25. Образование Казахского ханства и его укрепление (XV-XVII вв.)

Образование на территории Казахстана государств Ак Орды, Могулистана, Ханства Абулхаира  и Ногайской Орды стало значительным этапом в развитии государс­твенности казахской народности. Эти государства имели много общего в государственной системе: улусная организация кочевого населения; структура правящей ханской власти; комплектование вооруженных сил; налоговая система; этнически однородные племена.

Причины образования Казахского ханства:

  • Необходимость завершения политической консолидации племен Казахстана в единое государство;
  • Необходимость восстановления разрушенных хозяйственных связей между кочевыми, оседло-земледельческими и городскими районами и создание единого экономического региона;
  • Необходимость завершения длительного процесса сложения тюркоязычных племен Казахстана в единую народность;
  • Борьба за власть в Восточном Дешт-и-Кыпчаке между потомками Орда-Еджена — Жанибеком, Кереем и Шайбана — Абулхаира.

Возникновение Казахского ханства явилось закономерным итогом социально-экономических и  этно-политических процессов на обширной территории Восточного Дешт-и-Кыпчака, Семиречья и Туркестана (Южного Казахстана).

В конце 50-х  — начале 60-х гг. XV в. от ханства  Абулхаира в Западный Могулистан откочевала часть племен во главе с султанами Жанибеком и Кереем. Они были ра­душно встречены Есен-бугой ханом, который выделил им для обитания долины Чу и Козы-Баши. Причины принятия казахских султанов ханом Могулистана:

  • Обеспечить безопасность границ Могулистана от территориальных претензий со стороны Абулхаира;
  • Использование казахов в качестве военной силы против внешних врагов — тимуридов и ойратов;
  • Использование казахов во внутренней междоусобной борьбе против своих противников за власть.

Конкретный  ход образования Казахского ханства  связан с внутриполитическим состоянием двух государств — ханства Абулхаира  и Могулистана, в которых усилива­лось экономическое могущество кочевой знати. Наиболее влиятельные вожди родов и племен Восточного Дешт-и-Кыпчака и Семиречья стремились к политической независимости или же искали покровителя среди Чингизидов, продолжавших оспаривать власть ханов Абулхаира и Есен-буги. Значительная часть ее сплотилась вокруг Жанибека и Керея еще в 40–50-х гг. XV в. в южных районах Казахстана — в предгорьях Каратау, в низовьях Сырдарьи, северной части Ткруестана, с городскими центрами Сузаком, Сыгнаком, Саураном. Поддержавшие Жанибека и Керея кочевые племена не имели возможности совершать длительные традиционные переко­чевки в степные районы Казахстана, занятые кочевыми подданными Абулхаира, которые в свою очередь, были лишены возможности кочевать на привычные места зимовок в районы нижней и средней Сырдарьи, вести торговый обмен. Враждебные отношения между племенами улусов Абулхаира и Жанибека еще больше усугуби­лись после того, как в 1446 г. Абулхаир занял города Сузак, Сыгнак, Аркук, Узгенд и Аккуран. Подданные Жанибека и Керея сосредоточились в низовьях Сырдарьи, в восточной части предгорий Капатау. От этого страдали подданные и Шайбанидов и казахских правителей. В 50-е гг. XV в. ойраты вновь появились на территории Ка­захстана. В 1457 г. Абулхаир хан потерпел от них жестокое поражение и бежал с поля боя. Заключив унизительный для Абулхаира мир, ойраты ушли через Чу в свои земли. Это привело к падению политического авторитета в степи хана Абулхаира. Он принялся жестокими мерами наводить порядок в своих улусах, в том числе на юге Казахстана, что привело к недовольству народных масс. Их возмущение вылилось в характерную для средневекового общества форму сопротивления — откочев­ку из-под власти своего правителя. Начиная с конце 50-х гг. XV в. часть казахского населения начала откочевку из Восточного Дешт-и-Кыпчака, оазисов Туркестана и предгорий Каратау в западную часть Семиречья, на территорию Могулистана. Эту откочевку возглавили Жанибек и Керей. Так в долинах рек Чу и Таласа они положи­ли начало образованию Казахского ханства. Таким образом было положено начало последующему объединению разрозненных групп казахов в одно государство.

Мухаммед Хайдар Дулати относит время образования  Казахского ханства к 1465–1466 гг., т. е. к середине XV в. Первоначальной его  территорией было Западное Се­миречье, долины рек Чу и Таласа. Основателями Казахского ханства являются султаны Жанибек и Керей, прямые наследники ханского престола в Ак Орде. Жанибек — сын последнего хана Ак Орды — Барака, внук четвертого сына Урус хана — Куйручука. Керей — внук старшего сына Урус хана — Тохтакыйа. Первым ханом, как стар­ший по возрасту, был избран Керей (1456–1472).

Политическая обстановка, сложившаяся  к концу XV в.:

  • С исторической арены Восточного Дешт-и-Кыпчака сошло ханство Абулхаира;
  • Ушла в прошлое военная и политическая мощь государства Тимуридов; Мавераннахр отошел под власть внука Абулхаира Мухаммеда Шайбани;
  • После смерти в 1462 г. Есен-буги Могулистан распался на несколько феодальных владений;
  • В результате распада Золотой Орды появились Сибирское, Казанское и Астраханское ханства.

Первые казахские  ханы Жанибек и Керей проводили  активную внешнюю политику, с целью  расширения территории ханства, утверждения  своей власти над присыр­дарьинскими городами и степными районами Дешт-и-Кыпчака.

Последние три  десятилетия XV века – это время  крупных политических событий, в  истории Казахстана и Средней  Азии. Крепло Казахское ханство, оно  начало вести борьбу за владение всей территории нынешнего Казахстана. Казахстан, как страна казахов впервые возник во времена создания Казахского ханства.

Казахские ханы, вступившие в войну с шайбанидами  за власть в Южном и Центральном  Казахстане, обладали, реальной несомненной  силой, вокруг них сплотились значительные массы кочевников, у них был  плотный тыл в Семиречье. Их союзниками были были — потомок Тимура Ахмад-хан, шайбанид Ибак-хан, из Ногайской Ор­ды Муса иурза. Противники казахских ханов — внуки Абулхаира Мухаммед Шайбани и Махмуд-султан, могульский хан Юнус его сын Султан Саид.

Войны между  казахскими ханами и шайбанидами  шли не только за присырдарьинские города, но и за власть над кочевым  и полукочевым населением региона. Они стремились укрепить политико- экономическую базу государства, за это боролись более 30 лет. В последней трети XV века и начале XVI века продолжался процесс постепенного включения племен и родов Семиречья в Казахское ханство.

Основные районы борьбы — район Сырдарьи, Каратау  и Восточного Дешт-и-Кыпчака. Этот район  имел большое экономическое и  стратегическое значение. Здесь на­ходились ценные зимние пастбища для кочевий; важные центры торгово-экономических связей, крепости, выдержавшие длительную осаду, административно-по­литические центры.

В 70-е гг. XV в. произошло несколько крупных  сражений под Саураном, Сузаком, у  перевала Согунлук, в горох Каратау. Яссы и Сыгнак захватывали то казахские  ханы, то Мухаммед Шайбани. В одном  сражении погиб сын Жанибек хана — владетель Сузака Махмуд-султан, в то время его брат Иринци занимал  Сауран. В 80–90-е гг. XV в. борьбу с Мухаммедом Шайбани продолжил сын Керея  — Бурундук хан (1472–1512). Итогом борьбы стало то, что к концу XV в. в  состав Казахского ханства вошли  го­рода Сузак, Сыгнак и Сауран; к  Мухаммеду Шайбани отошли города Отрар, Яссы, Узгенд и Аркук, могульскому  хану Султану Саиду достались  Сайрам и Ташкент.

26.Культура Казахстана в XIII-XV вв. (материальная культура, письменное  и устное творчество, наука и  религиозные представления).

Культура  Казахского ханства в ХIII-ХV веках представляла собой культуру сложившейся казахской народности, вобравшей в себя духовные ценности своих предков. В силу особенностей кочевого образа жизни было развито прикладное искусство, особенно ярко проявившееся в оформлении убранства юрты, одежды, оружия, посуды, войлока и ковров.

Образ жизни казахов воплотился в одежде, в ней отразился этногенез, преемственность  культур предшествующих поколений. Являясь отличительной чертой этноса, казахский народный костюм отображал  особенности его материальной культуры, он строго регламентировался. В изготовлении одежды казахи использовали мех, войлок, хлопчатобумажную ткань, шелк, парчу, бархат. С сакского времени берет свое начало высокий войлочный головной убор - калпак, а также остроконечный  женский головной убор - саукеле. Кроме того, казахи носили на голове треух - тымак, борик с меховой опушкой, тюбетейку - такия на твердой основе, вышитую, украшенную жемчугом, бусами, кораллами, перьями совы - укi (филин). Белдемше - распашная юбка считается наследием времен хунну, кимешек - женский головной убор из белой материи с вырезом для лица, который вокруг расшивался, - это одежда тюркско-кыпчакского времени. Казахи носили камзол, бешмет, платье - койлек, шаровары - шалбар. Зимой надевали тулуп - тон, шубу - куш, от дождя их защищал войлочный плащ - кебенек (его образцы до наших дней не сохранились). На ногах носили сапоги - саптама, ичиги - маси, войлочные чулки -байпак, кожаные калоши - кебic, сандалии - шокай.

В казахских обычаях нашло отражение  празднование таких событий, как  рождение ребенка, свадьба, избрание хана, победа над врагом, религиозные праздники. На праздниках устраивали игры: скачки - байге, борьба - курес, борьба двух всадников - сайыс, сызкуу -догони девушку, борьба за тушу козла - көкпар. Праздники сопровождались музыкой, айтысами - состязанием акынов-импровизаторов. Важное место отводилось празднованию нового года - Наурыза, который отмечался в день весеннего равноденствия - 22 марта. Люди в этот день поздравляли друг друга, готовили специальное блюдо -наурыз коже, символ изобилия. На торжествах за дастарханом строго соблюдался традиционный ритуал. Люди рассаживались на определенные места с учетом возраста и положения в обществе, соответственно распределялось угощение, когда определенные части туши животного (голова, грудина и т. п.) преподносились определенным людям. В обществе неукоснительно соблюдался принцип старшинства на собраниях, курултаях, при определении места в боевом порядке, при разделе военной добычи, при вступлении в дом, рассаживании по местам, представлении кушанья, открытии торжества, при многих других жизненных ситуациях.

Интенсивно  развивался в XIV—XV вв. начавшийся ранее  процесс образования, объединения, становления тюркскихлитературных языков трех основных диалектных групп: карлукско-уйгурской, уйгурско-огузской и кыпчакско-огузской. Монгольское  завоевание не привело к распространению  монгольского языка. Местная тюркская среда сравнительно легко поглотила  монгольские элементы.

На  кыпчакском языке в XIII—XIV вв. было создано  большое количество литературных памятников, развивалось устное народное творчество. Кыпчаки и другие тюркские племена  имели свою устную поэзию. Образцы  фольклора (загадки, афоризмы, пастушеские  песни) сохранились в памятнике  кыпчакского языка «Кодекс кумани-кус». В XIV—XV вв. из кыпчакско-ногайской подгруппы  кыпчакской группы тюркских языков выделился  казахский язык. В эту подгруппу  кроме казахского входят ногайский и каракалпакский языки. В Дешт-и Кыпчаке, в Ногайской Орде развивалось творчество певцов (жы-рау), известны имена Сыпыра-жырау и Кодана-Тайши (XIV в.), Аса-на-Кайгы и Казтугана (XV—XVI вв.), воспевавших идею единства народа, любовь к родине. Складывался кыпчакский героический эпос.

В оседло-земледельческой полосе Южного Казахстана становился господствующей религией ислам, распространяли свое влияние  суфийские ордена «ясавийя» и  «накшбандийя»; кочевое население  придерживалось шаманизма и культа предков.

27.Касым-хан. (1512–1521 гг.) Возвышение Казахского ханства. Расширение территории.

Наибольшего могущества Казахское ханство достигло в первой четверти XVI в., в годы правления  сына Жанибека хана Касыма (род. ок. 1455 г.). Он приобрел извест­ность еще во времена Бурундук хана. С началом его правления власть перешла к потомкам Жанибека. В 510 г. под Сыгнаком Мухаммед Шайбани потерпел сокру­шительный разгром от войск Касым хана. Остатки узбеков бежали в Самарканд. В конце 1510 г. в битве с шахом Ирана Мухаммед Шайбани погиб в Хпрасане под Мервом. Таким образом, Касым хан завершил длительную борьбу между казахскими ханами и шайбанидами и окончательно присоединил Восточный Дешт-и-Кыпчак к Казахскому ханству.

Для закрепления на Сырдарье Касым выгодно  использовал политическую ситуацию в Средней Азии, где борьба шайбанидов с тимуридом Мухаммад Бабуром  созда­вала в Туркестане нестабильную обстановку. Хотя ряд городов признал власть Бабура, в 1512 г. шабаниды вновь одержали вверх над Бабуром. Наместник Бабура в г. Сайраме Ката-бек весной 1513 г. позвал на помощь Касым хана, находившегося на зимовке в Каратале. Касым поддержав его в 1513 г. захватил Сайрам и его ок­рестности. Затем они совместно выступили против правителя Ташкента шайбанида Суйуниш-кожи, но под Ташкентом Касым хан был ранен и отступил.

Касым поддерживал дружеские отношения  с ханом Могулистана Султаном Саидом. В конце 1513 г. могульский хан  предложил организовать совместный поход на Ташкент, но Касым отказался, сославшись на необходимость «подумать  о зимовках, так как сбор и построение войска в это время неосуществимы». Весной 1514 г. Султан Сайд с 5000 войском  вторгся в Кашгарию. Там в борьбе с дулатскими эмирами одержал  победу и основал в Восточном  Туркестане новое государство с  цент­ром в Яркенде. В этой ситуации Касым хан окончательно утвердил свое господство в Семиречье. На западе под его власть откочевали группы из родов и племен пе­реживавшей кризис Ногайской Орды.

Касым хан установил посольские контакты с Московским государством при правлении  Великого князя Василия III (1505–1533). При  нем о Казахском ханстве стало  из­вестно в Западной Европе. О казахах оставил свои записи австрийский дипломат Сигизмунд Герберштейн, посетивший Москву в 1517 и 1526 гг..

Касым хан утвердил свое господство над  обширными степными пространствами казахской территории: от Иртыша на востоке до реки Яик на западе; от бассейна Сырдарьи и Приаралье на юге до степи Улутау и Балхаш на севере и севере-востоке. Впервые  после монгольского завоевания были объединены в одном государс­тве почти все казахские роды и племена. Число подданных Касым хана достигло 1 млн. человек. Развивались торговые отношения с соседними странами. Сауран превращен в торговый центр. Касым вошел в историю как «собиратель казахских земель».

Однако, Касым хан замечал, что в последнее время участились межродовые распри. Некоторые улусы перестали считаться с другими на том основание, что их ханы и беки более родовитые и знатные. Мелкие трения зачастую перерастали в большие скандалы. Было заметно, что раздувают междоусобицы султаны и бии. Ре­шения биев выполнялись не всегда. Касым хан справедливо считал, что если будет так продолжаться, то казахов постигнет участь моголов и шайбанидов, которые разделились, рассыпались по крупицам. Он решил издать закон, требующий от людей железной дисциплины. Этот закон был утвержден и обнародован. Закон состо­ит из пяти глав. В первой главе (Имущественный закон) рассматриваются проблемы судебных исков, земельных, родовых, семейных отношений, а так же выплаты выкупа и налогообложения. Во второй главе – определены сроки наказания за конкретные преступления (Уголовный закон). В третьей главе – освещены вопросы во­инской службы и дисциплины. Любое нарушение наказывается в обязательном порядке в зависимости от тяжести преступления (Военный закон). Четвертая глава – посвящена вопросам дипломатической службы и ее этики (Посольский закон – обычай). В пятой говорится о проведение праздников, похорон, поминок и т. д (Закон общественности). Это был первый закон в истории казахов, созданный на основе народных традиций и народной мудрости. Этот закон – свидетельство справедли­вости и поэтому носит название «Светлый путь Касым хана».

Информация о работе Предмет цели изпдачи истории казахстана