Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 09:41, лекция
История – наука, находящаяся в постоянном развитии. История – прежде всего открытие мира, открытие его прошлого. Успешное развитие общества невозможно без активной помощи его граждан, без глубокого осознания уроков истории, которые дают силы для динамического движения вперед, ведь настоящее и будущее совершаются на основе прошлого. Неслучайно известная максима гласит: без истории нет народа. Изучение исторического опыта формирует историческое сознание, культуру, традиции, преемственность поколении. История дает возможность осмыслить масштаб того, что происходит в настоящее время, в ней заложены ростки будущего. Она является основой осмысления человеком феномена цивилизации, диалектики глобальных проблем современности.
Государственное объединение во второй половине XV—XVI вв. основных этнических групп казахской народности и ее этнической территории ускорило процесс завершения формирования народности.
25. Образование Казахского ханства и его укрепление (XV-XVII вв.)
Образование на территории Казахстана государств Ак Орды, Могулистана, Ханства Абулхаира и Ногайской Орды стало значительным этапом в развитии государственности казахской народности. Эти государства имели много общего в государственной системе: улусная организация кочевого населения; структура правящей ханской власти; комплектование вооруженных сил; налоговая система; этнически однородные племена.
Причины образования Казахского ханства:
Возникновение Казахского ханства явилось закономерным итогом социально-экономических и этно-политических процессов на обширной территории Восточного Дешт-и-Кыпчака, Семиречья и Туркестана (Южного Казахстана).
В конце 50-х — начале 60-х гг. XV в. от ханства Абулхаира в Западный Могулистан откочевала часть племен во главе с султанами Жанибеком и Кереем. Они были радушно встречены Есен-бугой ханом, который выделил им для обитания долины Чу и Козы-Баши. Причины принятия казахских султанов ханом Могулистана:
Конкретный ход образования Казахского ханства связан с внутриполитическим состоянием двух государств — ханства Абулхаира и Могулистана, в которых усиливалось экономическое могущество кочевой знати. Наиболее влиятельные вожди родов и племен Восточного Дешт-и-Кыпчака и Семиречья стремились к политической независимости или же искали покровителя среди Чингизидов, продолжавших оспаривать власть ханов Абулхаира и Есен-буги. Значительная часть ее сплотилась вокруг Жанибека и Керея еще в 40–50-х гг. XV в. в южных районах Казахстана — в предгорьях Каратау, в низовьях Сырдарьи, северной части Ткруестана, с городскими центрами Сузаком, Сыгнаком, Саураном. Поддержавшие Жанибека и Керея кочевые племена не имели возможности совершать длительные традиционные перекочевки в степные районы Казахстана, занятые кочевыми подданными Абулхаира, которые в свою очередь, были лишены возможности кочевать на привычные места зимовок в районы нижней и средней Сырдарьи, вести торговый обмен. Враждебные отношения между племенами улусов Абулхаира и Жанибека еще больше усугубились после того, как в 1446 г. Абулхаир занял города Сузак, Сыгнак, Аркук, Узгенд и Аккуран. Подданные Жанибека и Керея сосредоточились в низовьях Сырдарьи, в восточной части предгорий Капатау. От этого страдали подданные и Шайбанидов и казахских правителей. В 50-е гг. XV в. ойраты вновь появились на территории Казахстана. В 1457 г. Абулхаир хан потерпел от них жестокое поражение и бежал с поля боя. Заключив унизительный для Абулхаира мир, ойраты ушли через Чу в свои земли. Это привело к падению политического авторитета в степи хана Абулхаира. Он принялся жестокими мерами наводить порядок в своих улусах, в том числе на юге Казахстана, что привело к недовольству народных масс. Их возмущение вылилось в характерную для средневекового общества форму сопротивления — откочевку из-под власти своего правителя. Начиная с конце 50-х гг. XV в. часть казахского населения начала откочевку из Восточного Дешт-и-Кыпчака, оазисов Туркестана и предгорий Каратау в западную часть Семиречья, на территорию Могулистана. Эту откочевку возглавили Жанибек и Керей. Так в долинах рек Чу и Таласа они положили начало образованию Казахского ханства. Таким образом было положено начало последующему объединению разрозненных групп казахов в одно государство.
Мухаммед Хайдар Дулати относит время образования Казахского ханства к 1465–1466 гг., т. е. к середине XV в. Первоначальной его территорией было Западное Семиречье, долины рек Чу и Таласа. Основателями Казахского ханства являются султаны Жанибек и Керей, прямые наследники ханского престола в Ак Орде. Жанибек — сын последнего хана Ак Орды — Барака, внук четвертого сына Урус хана — Куйручука. Керей — внук старшего сына Урус хана — Тохтакыйа. Первым ханом, как старший по возрасту, был избран Керей (1456–1472).
Политическая обстановка, сложившаяся к концу XV в.:
Первые казахские ханы Жанибек и Керей проводили активную внешнюю политику, с целью расширения территории ханства, утверждения своей власти над присырдарьинскими городами и степными районами Дешт-и-Кыпчака.
Последние три десятилетия XV века – это время крупных политических событий, в истории Казахстана и Средней Азии. Крепло Казахское ханство, оно начало вести борьбу за владение всей территории нынешнего Казахстана. Казахстан, как страна казахов впервые возник во времена создания Казахского ханства.
Казахские ханы, вступившие в войну с шайбанидами за власть в Южном и Центральном Казахстане, обладали, реальной несомненной силой, вокруг них сплотились значительные массы кочевников, у них был плотный тыл в Семиречье. Их союзниками были были — потомок Тимура Ахмад-хан, шайбанид Ибак-хан, из Ногайской Орды Муса иурза. Противники казахских ханов — внуки Абулхаира Мухаммед Шайбани и Махмуд-султан, могульский хан Юнус его сын Султан Саид.
Войны между казахскими ханами и шайбанидами шли не только за присырдарьинские города, но и за власть над кочевым и полукочевым населением региона. Они стремились укрепить политико- экономическую базу государства, за это боролись более 30 лет. В последней трети XV века и начале XVI века продолжался процесс постепенного включения племен и родов Семиречья в Казахское ханство.
Основные районы борьбы — район Сырдарьи, Каратау и Восточного Дешт-и-Кыпчака. Этот район имел большое экономическое и стратегическое значение. Здесь находились ценные зимние пастбища для кочевий; важные центры торгово-экономических связей, крепости, выдержавшие длительную осаду, административно-политические центры.
В 70-е гг. XV в. произошло несколько крупных сражений под Саураном, Сузаком, у перевала Согунлук, в горох Каратау. Яссы и Сыгнак захватывали то казахские ханы, то Мухаммед Шайбани. В одном сражении погиб сын Жанибек хана — владетель Сузака Махмуд-султан, в то время его брат Иринци занимал Сауран. В 80–90-е гг. XV в. борьбу с Мухаммедом Шайбани продолжил сын Керея — Бурундук хан (1472–1512). Итогом борьбы стало то, что к концу XV в. в состав Казахского ханства вошли города Сузак, Сыгнак и Сауран; к Мухаммеду Шайбани отошли города Отрар, Яссы, Узгенд и Аркук, могульскому хану Султану Саиду достались Сайрам и Ташкент.
26.Культура Казахстана в XIII-
Культура Казахского ханства в ХIII-ХV веках представляла собой культуру сложившейся казахской народности, вобравшей в себя духовные ценности своих предков. В силу особенностей кочевого образа жизни было развито прикладное искусство, особенно ярко проявившееся в оформлении убранства юрты, одежды, оружия, посуды, войлока и ковров.
Образ жизни казахов воплотился в одежде, в ней отразился этногенез, преемственность культур предшествующих поколений. Являясь отличительной чертой этноса, казахский народный костюм отображал особенности его материальной культуры, он строго регламентировался. В изготовлении одежды казахи использовали мех, войлок, хлопчатобумажную ткань, шелк, парчу, бархат. С сакского времени берет свое начало высокий войлочный головной убор - калпак, а также остроконечный женский головной убор - саукеле. Кроме того, казахи носили на голове треух - тымак, борик с меховой опушкой, тюбетейку - такия на твердой основе, вышитую, украшенную жемчугом, бусами, кораллами, перьями совы - укi (филин). Белдемше - распашная юбка считается наследием времен хунну, кимешек - женский головной убор из белой материи с вырезом для лица, который вокруг расшивался, - это одежда тюркско-кыпчакского времени. Казахи носили камзол, бешмет, платье - койлек, шаровары - шалбар. Зимой надевали тулуп - тон, шубу - куш, от дождя их защищал войлочный плащ - кебенек (его образцы до наших дней не сохранились). На ногах носили сапоги - саптама, ичиги - маси, войлочные чулки -байпак, кожаные калоши - кебic, сандалии - шокай.
В
казахских обычаях нашло
Интенсивно
развивался в XIV—XV вв. начавшийся ранее
процесс образования, объединения,
становления
На
кыпчакском языке в XIII—XIV вв. было создано
большое количество литературных памятников,
развивалось устное народное творчество.
Кыпчаки и другие тюркские племена
имели свою устную поэзию. Образцы
фольклора (загадки, афоризмы, пастушеские
песни) сохранились в памятнике
кыпчакского языка «Кодекс
В оседло-земледельческой полосе Южного Казахстана становился господствующей религией ислам, распространяли свое влияние суфийские ордена «ясавийя» и «накшбандийя»; кочевое население придерживалось шаманизма и культа предков.
27.Касым-хан. (1512–1521 гг.) Возвышение Казахского ханства. Расширение территории.
Наибольшего могущества Казахское ханство достигло в первой четверти XVI в., в годы правления сына Жанибека хана Касыма (род. ок. 1455 г.). Он приобрел известность еще во времена Бурундук хана. С началом его правления власть перешла к потомкам Жанибека. В 510 г. под Сыгнаком Мухаммед Шайбани потерпел сокрушительный разгром от войск Касым хана. Остатки узбеков бежали в Самарканд. В конце 1510 г. в битве с шахом Ирана Мухаммед Шайбани погиб в Хпрасане под Мервом. Таким образом, Касым хан завершил длительную борьбу между казахскими ханами и шайбанидами и окончательно присоединил Восточный Дешт-и-Кыпчак к Казахскому ханству.
Для закрепления на Сырдарье Касым выгодно использовал политическую ситуацию в Средней Азии, где борьба шайбанидов с тимуридом Мухаммад Бабуром создавала в Туркестане нестабильную обстановку. Хотя ряд городов признал власть Бабура, в 1512 г. шабаниды вновь одержали вверх над Бабуром. Наместник Бабура в г. Сайраме Ката-бек весной 1513 г. позвал на помощь Касым хана, находившегося на зимовке в Каратале. Касым поддержав его в 1513 г. захватил Сайрам и его окрестности. Затем они совместно выступили против правителя Ташкента шайбанида Суйуниш-кожи, но под Ташкентом Касым хан был ранен и отступил.
Касым
поддерживал дружеские
Касым хан установил посольские контакты с Московским государством при правлении Великого князя Василия III (1505–1533). При нем о Казахском ханстве стало известно в Западной Европе. О казахах оставил свои записи австрийский дипломат Сигизмунд Герберштейн, посетивший Москву в 1517 и 1526 гг..
Касым хан утвердил свое господство над обширными степными пространствами казахской территории: от Иртыша на востоке до реки Яик на западе; от бассейна Сырдарьи и Приаралье на юге до степи Улутау и Балхаш на севере и севере-востоке. Впервые после монгольского завоевания были объединены в одном государстве почти все казахские роды и племена. Число подданных Касым хана достигло 1 млн. человек. Развивались торговые отношения с соседними странами. Сауран превращен в торговый центр. Касым вошел в историю как «собиратель казахских земель».
Однако, Касым хан замечал, что в последнее время участились межродовые распри. Некоторые улусы перестали считаться с другими на том основание, что их ханы и беки более родовитые и знатные. Мелкие трения зачастую перерастали в большие скандалы. Было заметно, что раздувают междоусобицы султаны и бии. Решения биев выполнялись не всегда. Касым хан справедливо считал, что если будет так продолжаться, то казахов постигнет участь моголов и шайбанидов, которые разделились, рассыпались по крупицам. Он решил издать закон, требующий от людей железной дисциплины. Этот закон был утвержден и обнародован. Закон состоит из пяти глав. В первой главе (Имущественный закон) рассматриваются проблемы судебных исков, земельных, родовых, семейных отношений, а так же выплаты выкупа и налогообложения. Во второй главе – определены сроки наказания за конкретные преступления (Уголовный закон). В третьей главе – освещены вопросы воинской службы и дисциплины. Любое нарушение наказывается в обязательном порядке в зависимости от тяжести преступления (Военный закон). Четвертая глава – посвящена вопросам дипломатической службы и ее этики (Посольский закон – обычай). В пятой говорится о проведение праздников, похорон, поминок и т. д (Закон общественности). Это был первый закон в истории казахов, созданный на основе народных традиций и народной мудрости. Этот закон – свидетельство справедливости и поэтому носит название «Светлый путь Касым хана».