Предмет цели изпдачи истории казахстана

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 09:41, лекция

Краткое описание

История – наука, находящаяся в постоянном развитии. История – прежде всего открытие мира, открытие его прошлого. Успешное развитие общества невозможно без активной помощи его граждан, без глубокого осознания уроков истории, которые дают силы для динамического движения вперед, ведь настоящее и будущее совершаются на основе прошлого. Неслучайно известная максима гласит: без истории нет народа. Изучение исторического опыта формирует историческое сознание, культуру, традиции, преемственность поколении. История дает возможность осмыслить масштаб того, что происходит в настоящее время, в ней заложены ростки будущего. Она является основой осмысления человеком феномена цивилизации, диалектики глобальных проблем современности.

Вложенные файлы: 1 файл

Палеолит (140–40 тысячелетие до н э.).docx

— 364.54 Кб (Скачать файл)

34.Казахско-джунгарские войны в  XVII-XVIII вв. «Актабан-шубырынды» Маслихат  у горы Орда-басы.

В XVII-XVIII веках наибольшая угроза для  казахов нависла со стороны Джунгарии. Первое сражение состоялось в 1635 году, но было неудачным для казахов В 1643 году джунгарское войско вторглось в казахские кочевья. Но оказавшись слабым перед превосходящим джунгарским войском, объединенное казахско-кыргызское войско потерпело поражение. В 1652 году следующее выступление джунгар против казахов, в котором казахи были вынуждены покинуть Алатау. Особенно обострились казахско-джунгарские отношения в 90-х годах , когда Джунгарией правил Цеван-Раптан. Изнурительная борьба с сильным противником остабила Казахское ханство, и несмотря на отдельные победы казахи все дальше отступали на восток. В начале XVIII века многочисленные отряды джунгар вторглись на северо-восток Среднего жуза. В 1716 году главная часть джунгарских войск направилась к Аягузу, а произошедшее здесь в 1718 году кровопролитие закончилось поражением казахов из-за несогласованности действий казахских военачальников Абулхаира и Каипа.

Весной 1723 года джунгарское войско вторглось  в долину реки Талас. Казахи в это  время не ждали нападений, почти  все население было перебито. Огромные массы обнищавших кочевников заполнили  Бухару и Самарканд . В 1724-25 годах джунгары разрушили Туркестан и Ташкент. Земледелие, ремесло, торговля по Сырдарье замерли. Эти события известны как Актобан Шубырынды..

Угроза  национальной независимости заставила  объединиться. В 1726 году объединенное войско старшего и Младшего жузов  нанесло джунгарам поражение  на р. Буланты.В этом же году неподалеку от Шымкента у горы Ордабасы проходил маслихат представителей трех жузов, где должен был быть избран верховный главнокомандующий каз. армией-сардара которым стал Абулхаир.

35.Борьба казахского народа за  независимость в XVIII в. Анракайская  битва 1729 года.

Годы  «Великого бедствия»(1723-1727) принесли голод, страдание, разрушение материальных ценностей, невосполнимый урон развитию производительных сил. Казахские роды под напором джунгарских войск  вынуждены были покинуть веками насиженные места, что повлекло за собой откочевку  казахов в сопредельные районы.

Угроза  нац. независимости заставила объединиться. Уже в 1726 г. объединенное войско Ст. и Мл. жузов под командованием Тайлак батыра и Саурык батыра в местности Кара-Сиыр на берегу р. Буланты нанесло тяжелейшее поражение джунгарам. Эта победа воодушевила казахов на дальнейшее сопротивление. В этом же году неподалеку от Шымкента, у горы Ордабасы, проходил маслихат представителей 3-х жузов, где должен был быть избран верховный главнокомандующий казахской армии – сардар. Сардар в перспективе должен был стать верховным ханом, поэтому между султанами вновь разгорелся спор. Однако реальный взгляд на положение вещей заставил биев склониться в пользу Абулхаира, сторонника жесткой центральной власти. Видную роль в организации армии 3-х жузов сыграли батыры Богембай, Тайлак, Саурык, Кабанбай, Малайсары, Жанибек и др. В 1729 г. к югу от оз. Балхаш в местности Анракай (по другим сведениям, в 1730 г. на юго-востоке от оз. Балхаш между оз. Алаколь и оз. Ит-Ишпес) произошло новое крупное сражение. Джунгары были вновь разбиты и отступили с большими потерями. Это место носит название «место стонов и рыданий врага». Раздоры между султанами и ханами свели на нет победы казахов 1726-1730 гг., и вновь раскололи общеказахский фронт. Единство сохранялось лишь благодаря биям жузов – Толе бию, Казбек бию и Айтеке бию, а также выдвинувшемуся после Анракайской битвы Абильмансуру, более известному как Абылай.

36.Принятия Младшим жузом Российского  подданства (1731 г.)

Джунгаро-казахские  войны, угроза разорения подтолкнули  казахских правителей на союз с Россией. Еще в 1726 г. Хан Младшего жуза Абулхаир отправил посольство в Россию «О протекции», но оно осталось безрезультативным. В 1730 году хан Абулхаир вновь отправил посольство в Петербург с просьбой о принятии в подданство. 19 февраля 1731 года императрица Анна Иоанновна подписала жалованную грамоту хану Абулхаиру и всему казахскому народу и принятии их в российское подданство. Для принятия соответствующей присяги в казахскую степь было направлено посольство во главе с переводчиком коллегии иностранных дел Тевкелевым. Но когда 5 октября 1731 года Тевкелев прибыл в ставку Абулхаира выяснилось, что среди казахских правителей нет единства по вопросу подданвтва. Попытка противников русского подданства во главе с султаном Бараком из Среднего жуза противодействовать переговорам потерпели неудачу 10 октября 29 человек собрания казахских старшин высказались за его принятие. Попытки противной партии во главе с Бараком противодействовать переговорам и исключить оформление акта о присоединении Младшего жуза к России потерпели неудачу. 10 октября 1731 года значительная часть собрания казахских старшин высказалась за его принятие.

В 1734 году вступление младшего жуза под  Российский протекторат было окончательно оформлено. Абулхаир обязался защищать торговы караваны, оказывать военную  помощь. Взамен просил выстроить для  него военную крепость, оградить от набегов башкир, калмыков и яицких казаков.. Этот договор с самого начала стал нарушаться русской стороной. Набеги российских поданных не прекратились. Крепость была построена, но для того, чтобы «положить на казахов узду». В то же время Россия не помышляла об оказании помощи казахам в борьбе с джунгарами.

37.Избрание ханом Аблая (1771-1781 гг.) Внутренняя и внешняя политика  хана Аблая.

Новое возрождение казахской государственности  связано с именем Аблая. В начале 70-х гг. XVIII века в Казахстане сложились  все условия для выбора нового общеказахского хана. В 1771 году в связи  со смертью хана Абулмамбета в  г. Туркестане по казахскому обычаю Аблай  был поднят на белой кошме и  провозглашен ханом трех жузов. Аблаю  удалось восстановить единство казахского ханства. Им была продедана большая  работа по централизации политической системы казхского общества. Во-первых, аблай стремился укрепить централизацию  власти, усилить роль султанов, провозгласив их военачальниками политическими  лидерами. Аблай также стремился  внести в управление жузов элементы федерализма на основе традиционной казахской ментальности. Второй комплекс мероприятий, предпринятых Аблаем для  усиления центральной власти-опора  на деятельность одной личности и  ее личностные качества. Так значительно  были ограничены прав совета биев и  съезда старшин-родоправителей. Но из=за постоянных войн с джунгарами провести реформу политической системы доконца  Аблаю не удалось.Тем не менее прочность гос. Машины полностью зависела от авторитета самого хана. Внешняя политика Аблая также характеризовалась гибкостью и компромиссностью. Его отношения с Россией и Китаем значительно отличались от отношений со среднеазиатскими государствами. Хан пытался в отношениях с ними проявлять максимальную гибкость, с одной стороны, не отказываясь от признания российского протектората, с другой-не допуская усиления влияния обеих держав в своих владениях.На юге Казахстана благодаря усилиям Аблая некоторая часть кыргызских родов подчинилась Казахскому ханству, казахам были возвращены Сайрам, Чимкент, сзак, Ташкент, т.е. Жетысу вновь стало казахским регионом. Аблай восстановил территориальную целостность Казахского ханства, превратил ее в мощное.,процветающее государство, укрепил экономику.

Фольклор (легенды, сказки и мифы)

Богат и разнообразен фольклор казахского народа. Он представлен богатырским  эпосом, наследием жырау (степных  бардов) и акынов-импровизаторов, а  также огромным числом др. жанров: сказки, легенды, пословицы и поговорки. Примечательно, что многое из этого  духовного наследия дошло до наших  дней в традиционной устной поэтической  форме.

Издревле  неподдельным уважением пользовались народные акыны (поэты-импровизаторы), которые являлись носителями духовного  богатства народа и демонстрировали  свое мастерство в песенно-поэтических  состязаниях — айтысах. Ни одно крупное  мероприятие не обходилось без их участия, т.к. на них возлагалась  почетная и ответственная роль оценки важного события. Во время айтысов  акыны поднимают жизненные проблемы народа в социальной, политической и культурной сферах. Исполнители  сопровождают свое пение игрой на древних музыкальных инструментах - домбре или қобызе. Широко известны в народе старинные эпические  поэмы (дастаны): "Қобланды батыр", "Алпамыс", "Ер Тарғын", "Қозы-Корпеш-Баян-Сулу", "Қамбар батыр", "Едіге батыр", "Кыз Жибек" и др. Дошли до наших дней отдельные произведения воинов-жырау: Қазтугана, Доспамбета, Шалқииз, Ақтамберды; древних сказителей — Кетбуги, Асан-Кайги, күйші (создатели и исполнители музыкальных произведений) — Қорқыт-Ата, Құрманғазы. Огромную роль в духовном становлении народа сегодня играет наследие его великих представителей: Аль-Фараби, М. Кашгари, Ю. Баласагуни, М-Х. Дулати, Ахмета Яссауи, Абая, М. Утемисова, М. Ауэзова и др.

38. Политический портрет хана  Аблая.

Абылай (1711-1781гг.) – выдающийся государственный деятель, полководец, которому удалось восстановить территориальные  владения Каз-на. Сын султана среднего Жуза Уали (Вали). Абылай (Абулмансур) родился в 1711 г. он происходил из младшей линии Чингизидов Среднего Жуза. Дед его, тоже Абылай,  был владетелем г. Туркестан, прославился воинскими доблестями и получил грозное прозвище Канн-ишер (Кровопийца). В 13-летнем возрасте лишился отца, убитого во время межфеодальных распрей. Он рано поступил на службу, попав к богатому казаху из рода Жаксылык в качестве раба и пас его скот. В народе получаил прозвище Сабалак (оборванец). С 15 лет Абылай активно принимает участие в борьбе казахского народа против Джунгарских захватчиков. Участник ряда сражений с джунгарами, успел прославиться как батыр пользовался у народа и окружения хана Абулмамбета заслуженным авторитетом. Был восстановлен в звании султана и назначен правителем Бура-Найманского и Атыгаевского родов Среднего Жуза. В 1742-1743 гг. Абылай попал в плен к джунгарам. В 1743 г. при содействии российских властей и казахских посольств Абылай был освобожден из плена. В Джунгарию с целью освобождения его из плена прибыли посольства царского правительства во главе с подполковником Миллером и казахов во главе с Казыбек бием.

Казахско-русские отношения в XVI-XVII вв

Казахское ханство в XVI в. представляло собой сложный этногосударственный  организм, во внутренней жизни которого шли процессы укрепления межрегиональных  социально-экономических и культурных связей. Наряду с этим происходило  расширение территории и активизации  торговых и внешнеполитических связей с определенными народами и государствами.

Связи Казахского ханства с Русским  государством в тот период были непостоянны, к тому же слабая документальная обеспеченность не позволяет делить серьезные политические оценки. Первые связи  Казахского ханства  с Русским государством в тот  период были не постоянны, к тому же слабая документная обеспеченность не позволяет делать серьезные политические оценки. Первые связи Казахского ханства  с Российским государством, по видимому имели место уже в конце XV в.  Торговые и дипломатические связи между двумя государствами установились в XV- сер. XVI вв. на огромной территории степей Центральной Азии и в прилагаемых районах происходили бурные этнические и политические события, которые оказали решающее влияние на формирование этнополитики границ, в известных пределах народов Центральной Азии  Поволжья и Приуралья. Та в 1557 г. Измаил Ногайский сообщал Ивану IV о том, что племянники его «приложились к казацкому царю», а некоторые ногайские роды остались с казахами.  Русские историки считали Казахское ханство вполне независимым, сильным государственным объединением.

В 1573 г. в Казахское ханство было направленно русское посольство  во главе с Третьяком Чебуковым, следствием чего стало получение  Строгановыми грамоты  на закрепление  за ними земель на Тоболе, Иртыше, Оби, а также ведение беспошлинной торговли, в т.ч. и с казахами. Первые политические контакты между Московским государством и Казахским ханством, а отдельные периоды отличались поиском союзников для решения  внешнеполитических задач. Таковы были контакты Хакк-Назара и Ивана IV  по отношению к хану Кучуму, через  Мальцева и Чебукова, когда обе  стороны старались вовлечь Кучума в свою политическую работу. Дальнейшее развитие внешнеполитической связи  между Казахским ханством Русским  государством получили в период правления  Таукелея. Султан Ураз-Мухаммед, племяник Таукелея был взят а плен Тобольским воеводой Данилой Чулаковым и отправлен заложником в Москву, где снискал своими качествами  огромного уважения. Таукель снарядил посольство во главе с Кулмахаммедом в 1594 г. также поднял вопрос военно-политического сон-а с конкретными обязанностями.

В XVII в. в силу обстоятельств Казахское  ханство прервало политическое сношение с Русским государством. Это политическая борьба Казахского ханства на Южных  рубежах, не прекращалась борьба с ойратами на Юго-востоке и с калмаками  на Западных и Северных рубежах. Династийные  усобицы длились на протяжении всего XVII в. В России также  наблюдался период смутного времени и утверждения  новой династьи  во главе  государства. Оживление политических связей между  Казахстаном и Россией произошло  в самом конце XVII в., когда у  руля власти в обоих государствах оказались  выдающиеся политические деятели Тауке хан и Петр I. В 1687 г. было  направлено казахами посольство во главе с батыром Ташимом в Тобольск .

Главная задача: установление более  прочных связей между обоими государствами. Следующее посольство в Тобольск в конце 1689 г. - начала  1690 г. возглавил  Туманчи батыр . Оба посольства остались без последствий. Тауке стараясь наладить серьезные, прочные политические связи в 168601693 г. направил 5 посольств в Россию, которые остались безрезультатны. Не признание со стороны Тобольской администрации Казахского посольства, привело к обострению отношения между Казахстаном и Россией и послужило одним из причин сближения России с Джунгарамив конце XVII-начале XVIII вв.

Со времен Великого Шелкового  Пути, территория Казахстана представила  собой район обширной транзитной торговли. Еще в период Единой Ногайской  орды в первой половине XVI в. для Русского государства  «целью сношения с князьями ногайскими и индейским ханом  Бабуром были дела торговые». Во взаимной торговле были заинтересованы как само Русское государство , так и соседние народы  и когда в 1524 г. русским  купцам было запрещено ездить на ярмарку  близ Резани, это стало сильным ударом торговле с Востоком. Обмен товарами был весьма широк. В среднеазиатские пределы доставлялись седла, узды,  сукно, кожа, полотно, ножи, топоры, стремена, зеркала и т.д.

Хозяйство казахов в XVI-XVII вв.

Основным занятием казахов  было пастбищное скотоводство. Скот доставлял  и продукты питания, материалы для  одежды и жилища, а также служил им предметом и средством обмена на предметы первой необходимости с  соседними народами. Казахи разводили  в основном овец, лошадей и верблюдов, крупный рогатый скот занимал  в хозяйстве казахов незначительное место, так как он не приспособлен к условиям  круглогодичного выпаса и добыванию корма из-под снега. Ведущее место по хозяйственному значению занимали овцы (пища, кожа, шерсть, из бараньего сала и золы пахучих  трав казахи изготовляли хозяйственное  мыло). Степные кыпчакские овцы отличались выносливостью, крупными размерами  и хорошими мясомолочными качествами. Пастухами овец в основном были невольники из числа пленников, дети-сироты. В  жизни кочевника исключительную роль играла лошадь. Лошади разделялись  на вьючных(рабочих), верховых и скакунов-аргамаков. Страна Дешт-и-Кыпчак производила так же очень породистых лошадей и чистокровных скакунов с длинной шеей издавна были известны в Кыпчакских степях. Для кочевников скотоводства характерно табунное содержание лошадей. Табунная лошадь  называлась жылкы, в отличии от ат лошадь верховая, вьючная, и вообще лошадь. Гурт кобылиц (12-15) непременно с одним жеребцом составляет костяк  ().  Жеребец сгоняет кобылиц вместе. Несколько косяков составляют табун. Значительное место в хозяйстве казахов занимало верблюдоводство: незаменимы при перекочевках. Шубат ценился наравне с кумысом. Скот был частносемейной собственностью. Зато право общественного пользования пастбищами (отлаг) принадлежало всем свободным членам кочевого общество. Однако, общинное пользование территорий выпасов не нарушало обычаев потомственного владения пастбищами родов и племен, составлявших население улуса и каждый улусный султан со своим народом пребывал в какой-либо местности. Правила перекочевок, выработанные многовековым опытом, основывались на учете травяного покрова в том или ином районе в соответствии с сезоном года. Зимовки казахов в XVI веке располагались в Каракумах, на берегу озера Балхаш, реки Яик. В декабре кочевники защищали  забоем скота для снабжения себя продовольствием на зиму. Зима была не только трудным для хозяйства кочевников временем года, но и самым опасным в военном отношении насколько можно судить по свидетельству летописцев, походы  кочевников обычно предпринимались именно зимой, когда улусы размещались в разброс. Весну встречали с радостью. Производилась стрижка скота. Дома-повозки, как основной вид жилища и транспорта, вышли из обихода кочевников в XVII в.. Издавна казахи занимались и земледелием, но в разных регионах Казахстана хозяйства оно было распространено крайне неравномерно. В Жетысу и Южном Казахстане земледелие имело важное хозяйственное значение. Была распространено индивидуальная и коллективная охота с ловчими птицами, с борзыми собаками и загоном. Значительное место в хозяйстве занимали различные ремесла и промыслы, большинство из которых было  связано с обработкой продуктов скотоводства (выделка кожи, войлока). Техника тиснения, аппликации, узорное шитье у кочевников. Доля участия женщин в хозяйственной деятельности значительно превышала трудовой вклад мужчин. Мужчина изготавливал предметы вооружения, сбрую, седла, арбы, строили дома, шили сапоги, упражнялись в стрельбе, охотились на зверя и птицу

Информация о работе Предмет цели изпдачи истории казахстана