Предмет цели изпдачи истории казахстана

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 09:41, лекция

Краткое описание

История – наука, находящаяся в постоянном развитии. История – прежде всего открытие мира, открытие его прошлого. Успешное развитие общества невозможно без активной помощи его граждан, без глубокого осознания уроков истории, которые дают силы для динамического движения вперед, ведь настоящее и будущее совершаются на основе прошлого. Неслучайно известная максима гласит: без истории нет народа. Изучение исторического опыта формирует историческое сознание, культуру, традиции, преемственность поколении. История дает возможность осмыслить масштаб того, что происходит в настоящее время, в ней заложены ростки будущего. Она является основой осмысления человеком феномена цивилизации, диалектики глобальных проблем современности.

Вложенные файлы: 1 файл

Палеолит (140–40 тысячелетие до н э.).docx

— 364.54 Кб (Скачать файл)

Год у казахов состоял из 12-ти месяцев  и делится на 4 сезона: весна (коктем), лето (жаз), осень (куз), зима (кыс). Каждый сезон состоит из трех месяцев: весенние – март (наурыз), апрель (кокек), май (мамыр); летние – июнь (маусым), июль (шiлде), август (тамыз); осенние – сентябрь (кыркуйек), октябрь (казан), ноябрь (караша) и зимние месяцы – декабрь (желтоксан), январь (кантар), февраль (акпан).

По  казахскому народному календарю  год начинается с 22 марта. По этому поводу отмечали Наурыз той, что соответствует старинному восточному году – Навруз, наступающий в момент весеннего равноденствия. Во многих регионах Передней и Средней Азии наступление Нового года праздновалось с древнейших времен.

Казахи  с древних времен знали и пользовались лунным календарем. Термин “лунный  месяц” в казахском языке звучит “туар ай”. Народные астрономы хорошо знали, что в году 365,5 суток, 12 лунных месяцев и 11 суток, поэтому начало лунного месяца ежегодно меняется на 11 дней. Опытные скотоводы почти безошибочно определяли первые несколько чисел новолуния, а также знали, что на 14 сутки наступает полнолуние, а затем постепенно убывает.

В зависимости от расположения новой  луны казахи предсказывали погоду.

Из  небесных светил после солнца и луны самыми популярными были полярная звезда (темiрказык), Большая медведица (Жетi каракшы), Плеяды (Уркер), Венера (Шолпан), Лев (Камбар), Кассиопея (Каракурт), Сириус (Сумбiле), Млечный путь (Кусжолы).

Все эти звезды - наиболее заметные небесные светила. Поэтому народ хорошо знал их, изучал их движение, знал время и  место их появления и заката в  каждом сезоне и т.д. Знание этих тонкостей  помогало путнику правильно ориентироваться  ночью, а также в ведении многих хозяйственных мероприятий. Так, главным  ориентиром в любое время года служила Полярная звезда. Казахи хорошо знали о том, что она всегда находится на севере и стоит неподвижно, тогда как все остальные звезды постоянно находятся в движении. Из движущихся небесных светил в ночное время самым удобным ориентиром в определении как времени, так и направления движения являются Плеяды. За ними, во-первых, за исключением самых коротких ночей лета (с 10 мая по 20 июня), всегда можно наблюдать, во-вторых, они двигаются строго с востока на запад.

Кочевой скотоводческий образ жизни казахов  дал им возможность наблюдать  за Венерой. Появлению Венеры в летнее время на востоке радовались как  предвестнице утренней зари, называя  ее “тан шолпан”. Обычно восход Венеры служил сигналом для подъема путников и кочевого аула в путь, чтобы  до наступления жары, по утренней прохладе можно легко совершить определенный отрезок пути, а для чабана –  это самое удобное время для  выгона отары на пастбище, вероятно, поэтому она получила название “пастушья  звезда”. Появление Венеры в зимнее время на западе, яркой на фоне темной ночи, связывалось с поверьем, что  будет тяжелая зима с сильными морозами.

Казахи  также знали и о периоде, когда  Венера в течение 5-6-ти месяцев на небе не наблюдается. Они объясняли  это явление тем, что она “легла”. На самом деле, в этот период Венера восходит днем.

В народной астрономии казахов особое значение имело наблюдение за тремя  небесными светилами – Плеядами, Орионом (Ушкар-таразы) и Сириусом. Изучая их движение, астрономы правильно  определяли время восхода и заката в разное время года этих светил и их значение в хозяйственной деятельности людей.

Восход, закат или же расположение небесных светил казахи связывали с изменением погоды, что, безусловно, отражалось в хозяйственной деятельности.

После долгой зимы люди с нетерпением ждали  теплых летних месяцев. Наблюдая за исчезновением  с горизонта Плеяд, Ориона, Сириуса, говорили, что они опустились на землю, чтобы способствовать интенсивным всходам трав.

С восходом Сириуса (конец августа  – начало сентября) связывали наступление  осени, спелость посевов, нагул домашних и диких животных, а также похолодание  климата. Как только увидят на небе Сириус, начинают стрижку овец, привязывают  баранам и козлам-производителям набедренные фартуки, чтобы предотвратить случку.

У узбеков-локайцев и таджиков появление  над горизонтом на утренней заре созвездия  Плеяд, созвездия Ориона и самой  яркой звезды Сириуса определялись также как начало осени и наступление холодов.

Народные  знания казахов о небесных телах  этим не ограничиваются, они знали  еще много других светил, сложили  о них множество легенд, поговорок, примет и т.д.

Культура  золотой орды

Золотоордынскую культуру создавали представители  многих стран и народов. Путь к  культурным достижениям других народов  открывали и широкие торговые связи. И потому золотоордынская  культура была сплавом традиций разных культур. В ней есть черты искусства  Китая и Средней Азии. Здесь  постигали разные науки, богословские дисциплины, поэтическое искусство. Грамотными были не только знатные, но и многие черные люди, как в Золотой  Орде называли простой народ. Писали на арабском алфавите. При письме пользовались металлическими перьями и бумагой. Многие ученые и поэты владели  несколькими языками. Но письменная культура развивалась в основном на кыпчакском языке. Самые известные  художественные произведения золотоордынской  эпохи были написаны в XIV веке – в  эпоху расцвета государства.

Некоторые из них, особенно поэмы Кутби и  Сараи «Хосров и Ширин» и «Гульстан», являются творческими переводами одноименных  поэм Низами и Саади. Они были созданы  как вольные переводы, проникнутые  духом средневекового золотоордынского мира, мира больших городов и просторных степей. Исследователи-литературоведы отмечают, что писатели древности  и средневековья любили писать свои произведения на основе известных сюжетов. Это было своего рода поэтическим  каноном того времени. Надо сказать, что и поэты-классики более позднего периода, такие, как Шекспир, А.С.Пушкин тоже прибегали к такому приему.

Поэт  Золотой Орды Кутб в 40-х гг. XIV века жил в городе Сарае при дворе  хана Белой орды Тинибека. Со времени  свержения с престола Тинибека в 1343 судьба поэта неизвестна. Если Низами написал «Хосров и Ширин» в 1181 году, то одноименная поэма Кутби  появилась через 160 лет - в 1342 году. История  персидского шаха Хосрова и его  жены Ширин была широко распространена на Востоке еще до Низами. В центре поэмы Кутби - история любви Хосрова  и Ширин и особенно безответной  любви Фархада к Ширин. Фархад - красивый и сильный молодой человек, искусный мастер и художник, по словам поэта, «обладатель сотни разных искусств». Его любовь к Ширин показана в поэме как самое благородное, возвышенное чувство, объединяющее в себе вечно живое. Чувственный мир Ширин так же прекрасен, как ее внешность и поведение, а ее глаза по красоте сравниваются с оленьими (ahu koez). В фольклоре это – распространенное сравнение.

23. Образование казахской народности. Основные этапы формирования. Термин  «казах».

3 предпосылки к созданию Казахского  ханства и сумейте их объяснить  у доски. 

-Ханство  Абулхаира и Могулистан утратили  былую мощь.

- Беспрерывные войны и феодальные  междоусобицы.

- Стремление племён к созданию  независимого государства

Этническую  основу казахской народности, как  и ряда других тюркских народностей  региона Центральной Азии, также  сложившихся к XV—XVI вв., составили  многочисленные разноязыкие в прошлом  племена и народы, от саков, усуней, кангюев, гуннов, тюрков, тюрге-шей, карлуков, огузов, кимаков, кыпчаков до найманов, аргынов, киреев, конгратов, джалаиров, дулатов и многих других, обитавших  в разное время на территории Казахстана. По антропологическим данным, в процессе этнического развития устойчиво сохранялся на протяжении длительного времени европеоидный тип населения, подвергшийся со временем более или менее сильному (в разных зонах) изменению в сторону монголоидности. Не оставалась неизменной и языковая ситуация, ираноязычность древних племен постепенно уступала место тюркоязычности более поздних обитателей данной территории. Андроновским племенам индоиранцев, европеоидного облика, занимавшимся скотоводством и земледелием в эпоху бронзы, наследовали в период раннего железа родственные скифам кочевые скотоводческие племена саков в южных и восточных областях, савроматов — в северных и западных. Решающий этап в этнических процессах в Казахстане и в целом в регионе степных территорий Евразии связан с массовым расселением тюрков в западном направлении с середины I тыс. н. э. Все более определенной, моноэтничной, а именно — тюркской, становилась этнодемографическая обстановка в степной части территории Казахстана и сопредельных стран. На землях Казахстана тюрки, среди которых источники называют племена бугу, байырку, бекли, кыбыр, тюргеш, булак, карлук и др., смешивались с потомками древних его обитателей саков, сарматов, усуней, кангюев. Формирование новых раннефеодальных отношений и образование древнетюркской государственности в VI в.—Тюркского каганата, затем Западно-Тюркского каганата— содействовали интенсивному притоку тюркоязычных племен на заданные земли, тюркизации местного населения Казахстана, постепенной монголизации антропологического типа, закреплению тюркских племен на определенных территориях. В Карлукскую федерацию племен (VIII—Х вв.), кроме собственно карлуков, входили племена, объединявшиеся единым термином «карлук»: тухси, чигили, азкиши,дулу, халаджи, чаруки, аргу, барсха-ны и другие. В карлукской этнополитической общности преобладал европеоидный расовый тип с незначительной примесью монголоидности. На территории Южного Казахстана государство огузов (IX—XI вв.) объединило кангюйские (канглы) и кангаро-печенежские племена и этнические группы долины Сырдарьи, асов и аланов из арало-каспий-ских областей, а также тюркские кочевые племена. Становление и укрепление раннефеодальных общественных отношений, общие формы хозяйственной жизни, материальной культуры, утверждение тюркского языка как основного среди обитателей обширных пространств Казахстана, хозяйственные и политические взаимосвязи населения упомянутых выше государственных образо­ваний содействовали объединительным тенденциям в этнических процессах. В начале XIII в добавился новый этнический компонент— монгольские роды и племена, передвинувшиеся на территорию Казахстана — жалаиры, конграты, мангыты, барласы, байрины и др. Монгольское завоевание территории Казахстана привело к усилению монголоидных черт в антропологическом типе. В XV - XVI веках в основном завершился многовековой процесс формирования казахской народности и ее этнической территории. Свойственный современным казахам фенооблик окончательно сформировался не позднее XIV - XV веков на основе окончательного взаимодействия двух больших рас автохтонной европеоидной и привнесенной монголоидной.

О появлении  слова "казах" в различных научных исследованиях приводятся разные версии. Этноним "казах" стал широко применяться по отношению одного народа в 15 веке. Кочевые племена под предводительством султанов Жанибека и Герея в конце 50-х годов 15 века восстав против гнета хана Узбекского государства Абулхайра перекочевали в западный Жетысу, в бассейн реки Чу. Впервые эти племена назвали казахами, со временем так назвали целый народ. Значения слова "казах" объяснялось по разному. В китайских летописях говорится, что слово "казах" произошло от названия племен "усунь" или по древнекитайски "асу". В китайских летописях 7-8 веков "казах" писалось как "каса", "хаса" . Слово "казах" встречается в древних письменных источниках народов, которые поддерживали взаимоотношения с казахским народом. Этноним встречается в арабских , персидских , русских, греческих и других летописях. По правилам этих языков слово "казах" видоизменялось как аса, каса, хаса, хайсак, касак, косек, гасук, гасак, хасык, козак, казак и т.д. Систематизация всевозможных исследований происхождения и значения слова "казах" выявляет основные три направления:

1. Мифологическое. Среди самих казахов  был широко распространен миф  о том, слово "казах" произошло  от слова гуси-лебеди (по казахский гусь-лебедь переводится как каз, казах - белый лебедь).

2. В переводе с древнетюркского  слово "казах" переводится  как "свободные", "отделившиеся  люди", "храбрые, свободолюбивые  люди", "удалые воины".

3. Название "казах" произошло  от названии племен, населявших территорию нынешнего Казахстана. Название племен как саки, каспи, хазары, азы видоизменившись со временем превратилось в слово "казах".

Видный  казахский ученый ХIX века Шокан Валиханов писал, что "казах" произошло от военного термина, обозначавшего "храбрый, бесстрашный воин". Известный русский ученый В. В. Радлов поддерживал мнение, что слово "казах" значило "свободный, независимый человек". Русский историк Н. Карамзин свидетельствует про название козаки, что "вероятно, оно в России древнее Батыева". Карамзин делит тюркских козаков на "Козаков Ордынских, Азовских, Ногайских и других: сие имя означало тогда вольницу, наездников, удальцов". Слово имело хождение от Урала до Азова. Означало удалой народ. Чешский академик Б. Грозный пишет: "Касахи" гуннское племя, обитавшее на западе Каспийского моря. Корнем слова "касах" является "кас", "каз". Слова "Каспий", "Кавказ" происходят от одного корня". Казахский академик Алькей Маргулан связывает название "казах" с государством хазаров, обитавшими на берегу Каспийского моря и его мнение поддерживает известный ученый Рамстедт, говоря, что слова "казах" и "хазар" происходят от одного корня. Казахский историк М. Акинжанов говорит: "Слово "казах" происходит от двух слов "кас" (настоящий, истинный) и "сак" (название древнего племени). Казахи - древни народ, возникши из двух ветвей народностей (гуннов и саков) тюркского, монгольского происхождения".

24.Казахские жузы. Этническая территория.

Длительное  вхождение населения в систему  отдельных государств в XIV—XV вв., как  и прежде в монгольские улусы, усилило воздействие отмеченных выше факторов, в силу которых на территории Казахстана возникло несколько  узлов этнической консолидации в  форме трех жузов. Племена каждого  из казахских жузов были связаны  общими маршрутами кочевания, имели  общую этническую территорию, совпадавшую  с основной частью территорий упомянутых государств. Старший жуз занимал территорию от Сырдарьи до Семиречья включительно; в его состав входили уйсуны, канглы, дулаты (дуглаты), албаны, суаны, сргели, ысты, ошакты, шапрашты, жалаиры и др. Средний жуз занимал районы Центрального и часть Северо-Восточного Казахстана; в его составе — кыпчаки, аргыны, найманы, конграты, киреиты, карлукские роды и др. Младший жуз занимал низовья Сырдарьи, берега Аральского моря, северную часть Прикаспийской низменности. В его составе племенное объединение алшын и такие племена, как адай, алаш, байбакты, жаппас, тазлар, кара-сакал, каракесек и др.''2 Время н механизм образования жузов остаются неисследованными. Отведения источников относятся к позднему времени, однако появление составных частей жузов, т. е. наиболее крупных из упомянутых племен, на территории Казахстана было зафиксировано выше при изложении многих исторических событий в древности и средневековье.

  Основное содержание этнической  истории Казахстана того времени  заключается в завершении формирования  народности, вычленении состава  племен казахских жузов, продвижении  племен и родов, дополнивших  древние автохтонные этнические  ядра, на их позднейшие территории, зафиксированные источниками XVII—Х1Хвв.  Можно сказать, что к рубежу XV—XVI вв. жузы пришли уже сложившимися, но их формирование и перераспределение,  поляризация племен происходили  в предшествующие столетия вместе  с длительным процессом сложения  народности, через этнополитические  общности кыпчаков, узбеков, ногайцев, могулов и одновременно с вхождением  отдельных родов и племен в  другие формировавшиеся тюркские  народности. Окончательное завершение  процесса этнической консолидации  казахской народности замедлялось  разобщенностью отдельных, исторически  складывавшихся ее частей, входивших  в состав нескольких государственных образований. Следует отметить, что в XIV—XV вв. продолжались многочисленные миграции. Так, во время войн Тимура переместились могульские группы из Семиречья в Среднюю Азию' При Абулхайр-ханс откочевали к нему из Могули-стана племена калучи ибулгачи, на каком-то этапе переместились из Семиречья киреи в Средний жуз, мангыты-ногайцы переместились с запада на Сырдарью; на исходе XV в. ушли в Среднюю Азию с Мухаммедом Шайбани-ханом многие роды и племена из восточного Дешт-и Кыпчака. Все это дестабилизировало политическое положение и затрудняло этническую консолидацию .населения обширной территории Казахстана.

Информация о работе Предмет цели изпдачи истории казахстана