Предпосылки христианизации славян. Принятие христианства на беларисских землях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 09:46, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: проследить предпосылки христианизации славян и появление первых христиан на белорусских землях.
Для достижения поставленной цели необходимо рассмотреть следующие задачи:
1. обращение южных и западных славян к христианству;
2. распространение христианства на Руси;
3. распространение христианства на Беларуси.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………........….3
1. ОБРАЩЕНИЕ ЮЖНЫХ И ЗАПАДНЫХ СЛАВЯН К ХРИСТИАНСТВУ.....5
2. РАСПРОСТРОНЕНИЕ ХРИСТИАНСТВА НА РУСИ....................................8
2.1. Появление первых христиан на Руси............................................................8
2.2. Выбор веры..................................................................................................12
2.3. Утверждение христианства на Руси.............................................................14
3. РАСПРОСТРОНЕНИЕ ХРИСТИАНСТВА НА БАЛАРУСИ.........................18
3.1. Появление первых христиан на белорусских землях...................................18
3.2. Первые епархии в Беларуси.........................................................................19
3.3. Первые епископы в Беларуси.......................................................................21
3.4. Духовно-религиозное состояние народа.......................................................22
3.5. Храмы и монастыри......................................................................................24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...................................................................................................27
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ......................29

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая !.docx

— 81.47 Кб (Скачать файл)

 

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УЧРЕЖДЕНИЕ  ОБРАЗОВАНИЯ

«ПОЛОЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

 

Историко-филологический факультет

Кафедра отечественной и всеобщей истории

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по дисциплине

«История  Беларуси»

 

на тему:

«ПРЕДПОСЫЛКИ  ХРИСТИАНИЗАЦИИ СЛАВЯН. ПРИНЯТИЕ ХРИСТИАНСТВА НА БЕЛАРИССКИХ ЗЕМЛЯХ»

 

 

 

Студент

группы 11-ИСз      Сафронов Павел Михайлович

 

 

 

 

Научный руководитель     старший преподаватель       Емельянчик Ольга Антоновна

 

 

 

 

 

 

 

Новополоцк 2012г.

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………........….3

 

1. ОБРАЩЕНИЕ ЮЖНЫХ И ЗАПАДНЫХ  СЛАВЯН К ХРИСТИАНСТВУ.....5

 

2. РАСПРОСТРОНЕНИЕ  ХРИСТИАНСТВА НА РУСИ....................................8

2.1. Появление  первых христиан на Руси............................................................8

2.2. Выбор  веры..................................................................................................12

2.3. Утверждение  христианства на Руси.............................................................14

 

3. РАСПРОСТРОНЕНИЕ  ХРИСТИАНСТВА НА БАЛАРУСИ.........................18

3.1. Появление  первых христиан на белорусских  землях...................................18

3.2. Первые  епархии в Беларуси.........................................................................19

3.3. Первые  епископы в Беларуси.......................................................................21

3.4. Духовно-религиозное  состояние народа.......................................................22

3.5. Храмы  и монастыри......................................................................................24

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ...................................................................................................27

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ......................29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Мы непростительно мало знаем историю  нашей страны IX – XII веков, важнейшем периоде, в котором сложилось древнерусское государство. Эпохе переломной, много определившей дальнейшую судьбу всех славян. В этот исторический период христианство победно шествует по Европе. В X веке и Русь принимает новую религию, которая на долгие века станет мировоззрением общества, охватит все сферы нашей жизни.

988 год – год крещения киевлян  Владимиром I Cвятославичем – считается датой крещения Руси. В таком понимании точная дата, как всякая подобная дата, конечно же условна: она лишь открывает длительный и всеобъемлющий процесс христианизации.

Крещение Руси является важнейшей вехой и для белорусской истории. Принятая нашими предками в конце Х века православная вера стала важнейшим духовным условием превращения разноплеменного и разноэтнического населения Киевской Руси того времени в единый христианский народ, объединённый общим миропониманием, общими целями и общим духовным смыслом бытия. Приобщение к христианской культуре поставило Киевское государство в один ряд с Византией, Римом и Арабским Халифатом, наиболее развитыми и могущественными государствами того времени. Однако Крещение Руси до сих пор остаётся большой научной проблемой. И многие вопросы еще требуют ответа.

Цель работы: проследить предпосылки  христианизации славян и появление  первых христиан на белорусских землях.

Для достижения поставленной цели необходимо рассмотреть следующие задачи:

1. обращение южных и западных  славян к христианству;

2. распространение христианства  на Руси;

3. распространение христианства  на Беларуси.

Объектом исследования является история христианства у славян, предметом исследования – распространение христианства на белорусских землях в IX – XIII вв.

Рассказ «Повести временных лет» крайне тенденциозен и также содержит мало информации для выяснения действительных обстоятельств  принятия христианства Русью. Немало материалов по этой теме почерпнули из иностранных  источников русские летописцы XVI — XVII вв. и включили их в свои произведения: Степенную книгу, Воскресенскую, Никоновскую, Густынскую и другие летописи. Однако эти материалы не были критически осмыслены сводчиками и нередко противоречат друг другу.

Исследуя  древнерусскую литературу домонгольского периода, Д.С.Лихачев пишет, что ее «стиль может быть определен как  стиль монументального историзма», который характеризуется и тем, что автор «стремится рассматривать изображаемое как бы с больших расстояний пространственных, временных (исторических), иерархических» [12, c.19].

В своей  работе я использовал материалы  таких историков как Таевский Д.А. «Краткая история славян», Карташев А. В. «Очерки по истории Русской Церкви», М.В.Ломоносов «Древняя российская история от начала российского народа до кончины великого князя Ярослава Первого или до 1054 года». Это основной труд М. В. Ломоносова по истории, в котором он сравнивает российскую историю с историей Римской Империи. Сравнительный анализ античных верований и верований восточных славян обнаруживает множество сходных элементов. По его мнению, корни формирования языческого пантеона одни и те же.

Книга О.М.Рапова «Русская церковь в IX – первой трети XII в. Принятие христианства» посвящена важной исторической теме — принятию Киевской Русью крупнейшей мировой религии — христианства. Рапов О.М. - советский и российский историк, действительный член Российской академии естественных наук (1996).

Также я использовал труды таких церковных деятелей как Архиепископ Иларион (Алфеев) - богослов, церковный историк; Архиепископ Афанасий (Мартос) и его труд «Беларусь в исторической, государственной и церковной жизни».

В работе использовано несколько учебников  для учащихся вузов и электронные  ресурсы на которых присутствуют исторические публикации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ОБРАЩЕНИЕ ЮЖНЫХ И ЗАПАДНЫХ СЛАВЯН К ХРИСТИАНСТВУ

 

В труде  Д.А.Таевского «Краткая история славян»  говорится о том что процесс христианизации славянских государств настолько радикально изменил всю последующую историю как этих государств, так и сопредельных территорий, что имеет смысл выделить его из последующей, уже христианизированной истории, в отдельный исторический период. На территории современного распространения славян христианство было известно еще с первых веков его существования, однако, являясь чуждой по сути религией, не принималось и не воспринималось. Для распространения христианства потребовалась его социальная адаптация через менталитет более близких славянам стран, таких, как Византия. Близкие контакты Болгарии с Византией привели к распространению христианства на Балканах и в Крыму еще в VII – VIII вв. [20].

Отсутствие конкуренции со стороны других религий в процессе христианизации славянских государств на самом деле было осложнено другим процессом. Серьезные многовековые разногласия и борьба за первенство между Римом и Константинополем, восточной и западной ветвями христианской церкви вылились в 1054 г. в так называемое «разделение церквей» на Восточную и Католическую. Каждая из церквей стремилась сохранить свои сферы влияния и распространить свое влияние либо на новые, не христианизированные территории, либо на территории, находящиеся под опекой соперника [20].

Обострение  отношений между Константинополем и Римом совпало по времени  с расширением миссионерской  деятельности христианских Церквей  в славянских землях. После того как в 860 году киевские князья Аскольд и Дир совершили поход на Константинополь (об этом походе рассказывается в «Повести временных лет»), Византия предприняла дипломатические усилия для налаживания отношений с северными соседями. В 861 году в Хазарию направилась миссия в составе двух братьев, Константина и Мефодия, которые владели славянским языком и переводили на этот язык Священное Писание. В 863 году моравский князь Ростислав обратился к императору Михаилу III и патриарху Фотию с просьбой прислать в Моравию миссионеров: выбор опять пал на Константина и Мефодия. В моравских землях они продолжали переводческую деятельность. Около 864 года чешский князь Боривой и его жена Людмила приняли крещение от святого Мефодия. Поскольку, однако, деятельность братьев-миссионеров происходила на землях, входивших в сферу влияния Римской Церкви, братья в начале 868 года отправились в Рим для урегулирования своего церковного положения (к тому времени патриарх Фотий был низложен). В Риме они были торжественно встречены папой Адрианом II [2, c.88].

К 60-м годам относится крещение болгарского царя Бориса II (852-889). Получив христианство от Византии, Борис стремился, однако, создать в своей стране автокефальную Церковь. Не получив автокефалию от Константинополя, он обратился в Рим с просьбой прислать в Болгарию епископов. Епископы были присланы, однако это вызвало негодование патриарха Фотия, отраженное в его окружном послании. На Константинопольском Соборе 869-870 годов вопрос о церковной принадлежности болгар был решен, несмотря на протесты папских легатов, в пользу Константинополя [2, c.89].

В Польше, как и во многих других случаях, непосредственным толчком к провозглашению христианства государственной религией послужили политические обстоятельства. Ведя борьбу за Западное Поморье и столкнувшись с угрозой немецкой политико-религиозной экспансии, Мешко I стремился найти союзника в лице чешских правителей и встать на равную ногу в политических и дипломатических отношениях с Германией. Союз с Чехией был подкреплен браком с чешской княжной Дубравой, который в 966 году сопровождался крещением по восточному обряду самого Мешко I и его ближайшего окружения. По всей видимости, сам акт крещения произошел не в Польше, а в Баварии. Вскоре в христианство были обращены и все поляки. Но в землях Польши все-таки преобладало влияние Рима, который находился к Польше значительно ближе, чем Византия. Таким образом, подавляющее большинство поляков были обращены в христианство латинского обряда. В 988 году Мешко присоединил к своему княжеству Силезию и Поморье, а в 990 году – Моравию, где также распространилось христианство латинского образца [11].

В конечном счете, к концу XI в. большая часть южных славян и все восточные славяне оказались в сфере влияния греко-православной церкви, а западные славяне, включая поляков, словенцев и хорватов, а также их соседей скандинавов и литовцев – в сфере влияния римско-католической церкви [20].

Таким образом, наиболее активное распространение христианства в славянских землях проходит на протяжении VII – XI веков. Раньше других подверглись христианизации территории, находившиеся по соседству с Византией. В IX веке миссионеры Римской и Константинопольской церквей последовательно обращают в христианство западных и южных славян. Деятельность миссионеров направлена как на народ в целом, так и на отдельные группы населения, в частности, - на княжескую верхушку.

С конца IX века распространение христианства в славянских странах носит политический характер и проходит не только извне, под влиянием Рима и Византии, но и изнутри, под влиянием местных  правителей, которые ищут крепких  политических союзов с наиболее мощными  державами того времени. Они используют в своих целях и конфликт между  западной и восточной церковью, принимая у себя миссионеров то папы римского, то византийского патриарха. Вместе с тем славяне стремятся к политической и духовной независимости.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. РАСПРОСТРОНЕНИЕ  ХРИСТИАНСТВА НА РУСИ

 

2.1. Появление первых христиан на Руси

 

По летописной записи, первую христианскую проповедь  на Днепре произнес впервые ученик самого Христа, апостол Андрей Первозванный.

Рассказ начала «Повести временных лет» не датирован. Ни Нестор, ни те, кто трудился над летописями до него, не смогли привязать  уже для них очень давние известия к каким-то датам, и повествователь в этой части стремиться лишь к передаче последовательности событий, датировка которых невозможна еще и потому, что многие события полулегендарны [12, c.18].

И сегодня  предание об апостоле Андрее продолжает оставаться официальной точкой зрения Русской православной церкви [7, c.173].

К житию  святого Стефана, епископа Сурожского, жившего в середине VIII века, имеется любопытная приписка, являющаяся для нас не подлежащим сомнению фактом принятия христианства отрядом Бравлина пришедшим в Крым из далекого Новгорода. "По смерти же святаго мало лет мину, прииде рать велика русская из Новаграда, князь Бравлин (вар. Бравалин) силен зело", который одолел всю прибрежную крымскую полосу от Корсуня до Керчи и подступил к Сурожу. После десятидневной осады он ворвался в город и вошел, разбив двери, в церковь св. Софии. Там на гробе св. Стефана был драгоценный покров и много золотой утвари. Как только все это было разграблено, князь "разболеся; обратися лице его назад и лежа пены точаще; возопи глаголя, велик человек свят иже зде". Князь приказал боярам принести похищенное обратно к гробнице, но не мог встать с места. Снесены были сюда же и все священные сосуды, взятые от Корсуня до Керчи, — князь оставался в прежнем положении. Св. Стефан предстал пред ним в видении ("в ужасе") и сказал: "Если не крестишься в церкви моей, то не выйдешь отсюда". Князь согласился. Вернувшись домой, они, скорее всего, стали обращать в христианство своих родных, соратников и слуг, становясь, таким образом, миссионерами. И этот случай был, конечно, не единичным. Были обращения славян, посещавших греческие колонии для совершения сделок и порой подолгу там живших [13, c.29].

В 862 г. новгородские славяне призвали на княжение Рюрика с дружиной. Двое из его сподвижников Аскольд и Дир отправились  искать счастья на юг, на берегу Днепра увидели Киев и захватили его. Отсюда в 866г. эти варвары совершили набег на Константинополь, от которого только чудом сумели спастись местные жители. Император Михаил III и патриарх Фотий после богослужения во Влахернском храме вышли с крестным ходом на берег Босфора и погрузили ризу Богоматери в волны залива. Дотоле спокойное море вдруг заволновалось, поднялась буря, разбившая ладьи руссов, на которых это проявление гнева Божия произвело неизгладимое впечатление. Вот почему в Константинополе, а позднее в Русской Православной Церкви был учрежден праздник Покрова Божией Матери, которого нет в других поместных Церквах. Это и было первое, "Аскольдово" крещение Руси. В 867 г. константинопольский патриарх Фотий объявил миру, что «росы» приняли православного епископа [22, с.211].

Информация о работе Предпосылки христианизации славян. Принятие христианства на беларисских землях