Предпосылки христианизации славян. Принятие христианства на беларисских землях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 09:46, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: проследить предпосылки христианизации славян и появление первых христиан на белорусских землях.
Для достижения поставленной цели необходимо рассмотреть следующие задачи:
1. обращение южных и западных славян к христианству;
2. распространение христианства на Руси;
3. распространение христианства на Беларуси.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………........….3
1. ОБРАЩЕНИЕ ЮЖНЫХ И ЗАПАДНЫХ СЛАВЯН К ХРИСТИАНСТВУ.....5
2. РАСПРОСТРОНЕНИЕ ХРИСТИАНСТВА НА РУСИ....................................8
2.1. Появление первых христиан на Руси............................................................8
2.2. Выбор веры..................................................................................................12
2.3. Утверждение христианства на Руси.............................................................14
3. РАСПРОСТРОНЕНИЕ ХРИСТИАНСТВА НА БАЛАРУСИ.........................18
3.1. Появление первых христиан на белорусских землях...................................18
3.2. Первые епархии в Беларуси.........................................................................19
3.3. Первые епископы в Беларуси.......................................................................21
3.4. Духовно-религиозное состояние народа.......................................................22
3.5. Храмы и монастыри......................................................................................24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...................................................................................................27
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ......................29

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая !.docx

— 81.47 Кб (Скачать файл)

Князь Владимир Святой знал о церковной иерархии и значении ее в Церкви, поэтому  он позаботился об установлении ее во всех городах своего государства. Он сознавал, что недостаточно только крестить людей, надо развить в них  христианские понятия и подготовить  их для духовной жизни. Исполнение этой задачи возлагалось на православное духовенство. Для облегчения этой задачи Владимир открыл епископии в Киеве, Белгороде, Полоцке, Турове, Владимире-Волынске, Чернигове, Новгороде, Ростове на севере, Тмутаракани на юге. Эти епископии  были духовно-церковными центрами, из которых распространялась и укреплялась  православная вера и развивалась  церковно-религиозная жизнь: создавались  христианские общины, строились храмы, открывались монастыри и школы  грамоты. Это имело огромное значение для после-языческой Руси во всех ее областях, даже самых отдаленных [1, c.87].

Уже в 992 году возникла Полоцкая епархия, третья по счету после Киевской и Новгородской. Кроме нее, на белорусских землях существовали Туровская, основанная в 1005 году, и Смоленская – в 1137 году – епархии, границы которых совпадали  с границами этих княжеств. Можно утверждать, что к концу XI века древняя Беларусь являлась православной, даже учитывая более медленные темпы утверждения христианства в среде сельского населения [5, c.283].

В Турове введение новой веры столкнулось  с сопротивлением местных язычников. По преданию, один из христианских миссионеров  по имени Дионисий, был убит язычниками из соседнего с Туровом поселения [14, c.21].

В Киево-Печёрском  патерике сообщается об основании Туровской  епархии в 1005 г. и приводится грамота, которая дана от имени князя Владимира  с перечнем городов, которые входили  в Туровскую епархию. Первым епископом  назван Фома. В Турове до настоящего времени сохранились кресты, предание о которых рассказывает, будто  бы они сами когда-то приплыли вверх  по Припяти, остановились против города, и вода в реке покраснела от крови [9, c.81].

Этой  легенда наводит на мысль, что  крещение Турова было связано с каким-то кровопролитием. Возможно, местные  жители оказали сопротивление Святополку и насильственному крещению. Или  кровопролитие было связано с  убийством летописного основателя города князя Тура, который княжил в Турове до Святополка. Косвенно это может подтвердить предание о том, что после Тура князем был Владыка. Как известно, владыка - это титул епископа и это подтверждает то, что в Турове после 988 г. была основана епископская кафедра. Представление народа о владыке как князе могло сложиться потому, что Святополк в то время был ещё малолетним (10-12 лет) и его мог опекать епископ-владыка, который правил от имени князя и распространял христианскую веру. Во время княжения Святополка (988-1015 гг.) в Турове и городах Туровской земли появляются первые деревянные храмы. Часто они строились на месте древних языческих капищ [5, c.283].

Чем объяснить  такое быстрое и мирное распространение  христианства в древней Беларуси? Скорее всего, тем, что среди ее правящих и просвещенных кругов, в той же степени, что и среди широких  народных масс, было не мало людей, чьи  умы и сердца оказались покоренными  духовными и моральными доктринами христиан греческого Востока.

Передавая христианство русскому народу, Константинополь  заложил в его суть сильный  унифицирующий фактор. До принятия христианства не было Руси единой политически  и духовно. Этому разделению способствовали полиархия князей и языческий  политеизм. Поэтому русские летописцы  считали крещение князя Владимира  не только началом истории Руси, но и началом ее славы и величия. Русь обрела в христианстве элементы общности: общие догматы, общее литургийное  предание, общий церковный язык и  литературу, общее письменное право, социальные реформы, основанные на общих  заповедях любви и человеколюбия.

 

3.3. Первые епископы в Беларуси

 

Титул митрополита  пришел на Русь вместе с православной верой от греков. В греческой церковной  практике этим титулом величались епископы главных городов провинций, как  административных округов, на которые  была поделена Византийская империя. Там  эти города назывались митрополиями. Слово «митрополит» образовалось от греческого «митрополис», что означает: «матир» — мать и «полис» —  город. По примеру греческой практики Олег назвал Киев: «Се буди мати градом руськым». Такое название Киева в  те времена было новостью на Руси, потому летописцы передали его, как пророческое  откровение. Для Киева это название имело большое значение, так как  еще более возвеличивало его  в глазах русских. Для Руси Киев был  не только столичным городом великого князя, но и матерью городов русских. Это усиливало авторитет Киевского  митрополита, как первоиерарха или  главы всей Русской Православной Церкви, которая тогда и в последующее  время именовалась Киевской митрополией [1, c.89].

Единство  политического и церковного управления во главе с великим князем и  митрополитом способствовали единению русского народа. Племенное самосознание постепенно утрачивалось (этноним «дреговичи», например, последний раз упоминается  в летописи под 1149 г., «кривичи» - под 1162, «радимичи» - под 1169 г.) и возникало  единое этническое самосознание, общее  для всех восточных славян – Русь, Русская земля с общим названием  ее населения – русские. Единство Руси, ее земель и населения –  одна из главных идей всей восточнославянской книжности.

К середине XIII в. на Руси было 16 епархий, в значительной части соответствующих крупным  русским княжествам, равным по территории западноевропейским государствам [17, c.71].

Удельные  княжества Полоцкое и Туровское  признавали верховную власть великого князя киевского. Обращение в  Христианство жителей этих княжеств совершилось в том же порядке, как и прочих обитателей Руси. Летописи умалчивают о времени крещения полочан, кривичей, дреговичей и других славянских племен Руси. Многие летописи пропали  в безвременье: погибли во время  войн, пожаров и разных народных бедствий, которые в те времена  были частыми.

Первая  епископия в Беларуси была основана в 992 году в Полоцке. Первый полоцкий епископ, упоминаемый в летописи, был Мина, посвященный в этот сан в 1105 году [5, c.283].

О Туровской  епископии сохранилось древнее  летописное сказание, которое повествует следующее: «Третие богомолие епископию  постави в Турове в лето 6513 (1005) и придах к ней городы и погосты  в послушание и священие, и благословение  держати себе Туровской епископии: Пинск, Новогородок, Городен, Берестье, Волковыеск, Здитов, Неблестеск, Дубовица, Высочко, Случеск, Копысь, Ляхов, Городок, Смедяне, и поставих перваго епископа Фому, и придах села, винограды, земли  бортныя, волости со всъми придатки... Святому Спасу и святей Богородице». Из этого свидетельства видно, что  епископия эта учреждена святым Владимиром вскоре после Полоцкой. Границы ее простирались далеко на запад, охватывая всю Западную Беларусь без Виленщины, а также небольшую  часть нынешней Волыни. В 1440 году кафедра  епископов туровских была перенесена в г. Пинск [1, c.89].

 

3.4. Духовно-религиозное  состояние народа

 

С принятием  православия на Руси в народных массах произошли глубокие внутренние процессы духовного возрождения. Недавние грубые язычники под влиянием учения Православной Церкви становились благочестивыми христианами: среди них увеличивались  добродетели и поднялась нравственность. В сознании народа вырабатывались новые  представления о жизни, новые идеи, новые понятия; люди стремились осуществлять их в своей жизни. В этом духовном стремлении выделялись особенно религиозно настроенные люди, которые оставляли свои дома и уходили в уединенные места для молитвы и подвижнической жизни. Они становились монахами, в числе которых были как люди знатные, так и простые. Монашеская жизнь привлекала многих своей нравственной строгостью и молитвенным подвигом, чего не было в мирской жизни. В историю вошло мало имен выдающихся подвижников, прославившихся в Беларуси, но некоторые из них сохранились в памяти народной и переданы потомству, окруженные ореолом святости. Церковью они причислены к лику святых [1, c.90].

Святая  Евфросиния, княжна полоцкая, в миру Предислава, с юных лет подвизавшаяся  в женском монастыре в г. Полоцке. Она была дочерью полоцкого князя  Георгия Всеславича. Двенадцати лет  она тайно постриглась в монахини и с разрешения полоцкого епископа первое время жила при храме святой Софии в том же Полоцке. Затем  она основала близ города монастырь  и убедила постричься там в  инокини своих родственниц. В  преклонных летах преподобная совершила  паломничество в Иерусалим для  поклонения Гробу Господню. В 1173 году она там и скончалась. Мощи ее были перевезены в 1187 году в Киев, где  почивали в пещерах Киево-Печерской  лавры. В 1910 году ее мощи перенесли в  Полоцкий Спасов монастырь. Под влиянием святой Евфросинии постриглась в  монашество ее тетка, жена полоцкого  князя Романа Всеславича; ее родная сестра Гродислава, в иночестве Евдокия; ее две племянницы, родные сестры Киринея  и Ольга, в иночестве Агафия и  Евфимия, дочери ее брата Вячеслава; ее двоюродная сестра Звенислава, в  иночестве Евпраксия. Все эти  княжны инокини жили и подвизались  в Полоцком Спасовом женском монастыре, основанном преподобной Евфросинией [1, c.91]

Кроме этих подвижниц в Полоцке прославились святостью своей жизни три  полоцких епископа: Мина, умерший около 1116 года; Дионисий, умерший около 1182 года и Симеон, переведенный на тверскую кафедру, скончавшийся в 1280 году.

К тому же раннему периоду истории Беларуси относятся имена святых угодников, прославившихся в г.Турове. Из них первым был святой Кирилл, епископ туровский. Он был сыном богатых горожан г. Турова. Мальчик с юных лет полюбил чтение, выучился греческому языку и читал греческие книги. Выросши, он постригся в Борисоглебском монастыре в своем родном городе. Через несколько лет после иноческого пострига он уединился в устроенной им башне, где усердно молился и проводил время в чтении собранной им литературы не только святоотеческой, но и светской, благодаря чему сделался образованнейшим иноком своего времени. За святость жизни и ученость он был избран епископом на туровскую кафедру. Его проповеди сохранились до нашего времени, они отличаются высокими литературными достоинствами и проникнуты мудростью и убедительностью. Современники называли его «Златоустом». В 1182 году святой Кирилл оставил епископскую кафедру и затворился в монастыре. Вскоре после его кончины последовавшей вероятно в 1183 году, началось его местное почитание, а во второй половине XIII века в «Прологе» он уже именуется святым [1, c.92].

Преемником  его на туровской кафедре был  Лаврентий. Он принял постриг в Киево-Печерском  монастыре, а затем некоторое  время подвизался затворником в  Дмитриевском монастыре. Когда святой Кирилл оставил туровскую епископскую  кафедру, Лаврентий был избран на его место. Сведений о его трудах и о времени его кончины не сохранилось [1, c.92].

В монастырях Беларуси спасались многие иноки  и инокини, которые Церковью не прославлены, как угодники Божии. Одной замечательной личностью из них была Рогнеда, княжна полоцкая, жена киевского князя Владимира, отпущенная им после его крещения на родину вместе с сыном Изяславом. Рогнеда построила монастырь в Изяславле недалеко от Минска и приняла в нем иночество с именем Анастасия [1, c.94].

 

3.5. Храмы  и монастыри

 

С конца X в. на белорусских землях (в первую очереди в Поднепровье и Подвинье) выразительно проявлялось влияние  византийской цивилизации. Наиболее явственно  оно отразилось в принятии христианства по восточному - греческому - обряду. Это  хорошо видно в манере строительства  храмов. Среди них наибольшее впечатление  производят руины каменных православных церквей XI — XII вв., построенных в соответствии с византийской традицией. Основой композиции этих строений является изображение креста - так называемая крестово-купольная система. Древнейший каменный храм страны - собор св. Софии в Полоцке был возведен с использованием византийской техники строительства и строительных материалов. К последним принадлежат: плинфа - тонкий (3,5-4,5 см толщиной) кирпич, по форме приближенный к прямоугольнику (мог иметь форму квадрата, трапеции), а также майоликовые плитки пола и оконное стекло. Кроме Полоцка, храмы Святой Софии были возведены еще только в двух крупнейших центрах восточного славянства - Киеве и Новгороде [14, c.22].

Наиболее  значительными архитектурными памятниками  стали Софийский собор в Полоцке (XI в.), Благовещенская церковь в Витебске (XII в.), Спасо-Ефросиньевская церковь в Полоцке (XII в.), Борисоглебская (Коложская) церковь в Гродно (XII в.). Принятие христианства сопровождалось распространением письменности. В монастырях писались летописи, переписывались богослужебные книги, произведения светской литературы.

Известно, что около 1007года Брячислав построил в Полоцке церковь во имя Пресвятой  Богородицы, куда и были им перенесены в 1007году останки его отца Изяслава и брата Всеслава [6, c.63].

На протяжении XI - XII вв. византийские архитектурные образцы были в Беларуси (как и в других регионах Руси) творчески переработаны, что привело к возникновению собственных архитектурных школ: полоцкой, смоленской, гродненской. В общей сложности, в XII в. в Беларуси было сооружено несколько десятков каменных храмов, но до сегодняшнего дня уцелели (и то не полностью) только два: на северо-востоке страны полоцкая Спасо-Преображенская (ее часто называют Ефросиньевской) и на западе - Борисоглебская (Коложская) церковь в Гродно [14, c.23].

Православные  храмы в Беларуси строились в  большом количестве. Князья, бояре  и народ любили созидать их. На это  не жалели ни средств, ни труда. Любовь к храмостроительству, развившаяся  в раннюю пору Христианства на Руси, сохранилась в русском народе до последних времен. О количестве церквей в городах можно судить по следующим летописным свидетельствам. Так, в одном Киеве к концу  жизни святого Владимира (ум. 1015) было до 400 храмов. По Никоновской летописи в киевском пожаре в 1017 году сгорело  до 700 храмов. Лаврентьевская летопись сообщает, что в 1124 году сгорело 600 церквей, в Турове к концу XVI века было до 80 церквей. Для небольшого города, каким был в то время Туров, давно переставший быть столицей княжества, это число храмов весьма велико [1, c.95].

Первым  монастырем на территории Беларуси следует  считать монастырь в Изяславле, поставленный княгиней Рогнедой, в  котором она и приняла иночество  под именем Анастасии.

Спасский  женский в гор. Полоцке, основанный святой Евфросинией, княжной Полоцкой.

 Мариин  мужской, основанный близ Полоцка  святой Евфросинией около 1150 г., в котором находилась чудотворная  икона Богоматери, привезенная основательницей из г. Ефеса. В XVII веке святая икона перемещена в Торопецкий Покровский собор.

Предтеченский мужской на острове р. Двины, существовавший уже в XIV веке. Согласно грамоте, пожалованной монастырю его основателем полоцким князем Онуфрием, монастырь не подлежал ведению местных епископов.

Информация о работе Предпосылки христианизации славян. Принятие христианства на беларисских землях