Предпосылки христианизации славян. Принятие христианства на беларисских землях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 09:46, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: проследить предпосылки христианизации славян и появление первых христиан на белорусских землях.
Для достижения поставленной цели необходимо рассмотреть следующие задачи:
1. обращение южных и западных славян к христианству;
2. распространение христианства на Руси;
3. распространение христианства на Беларуси.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………........….3
1. ОБРАЩЕНИЕ ЮЖНЫХ И ЗАПАДНЫХ СЛАВЯН К ХРИСТИАНСТВУ.....5
2. РАСПРОСТРОНЕНИЕ ХРИСТИАНСТВА НА РУСИ....................................8
2.1. Появление первых христиан на Руси............................................................8
2.2. Выбор веры..................................................................................................12
2.3. Утверждение христианства на Руси.............................................................14
3. РАСПРОСТРОНЕНИЕ ХРИСТИАНСТВА НА БАЛАРУСИ.........................18
3.1. Появление первых христиан на белорусских землях...................................18
3.2. Первые епархии в Беларуси.........................................................................19
3.3. Первые епископы в Беларуси.......................................................................21
3.4. Духовно-религиозное состояние народа.......................................................22
3.5. Храмы и монастыри......................................................................................24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...................................................................................................27
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ......................29

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая !.docx

— 81.47 Кб (Скачать файл)

Борисоглебский  мужской над ручьем Бельчица, основанный полоцким князем Борисом Гинвиловичем в 1190 году. Полоцкие епископы были его настоятелями [1, c.100].

Широко  распространенный и популярный в  народе на всем обширном пространстве Руси культ святых князей Бориса и  Глеба, канонизированных уже в 1072 г., основывался на убеждении, что невинная жертва убийства есть мученик. Этот культ  не находит параллели в Византии и может служить примером того сочувствия людским страданиям, которое во всей русской православной истории было одним из качеств, особо высоко чтимых народом.

Широкое распространение на Руси, в том  числе и Белой, получило целование  Креста, как подтверждение обязательств, взятых на себя тем или иным лицом, в том числе и княжеского достоинства.

Таким образом, приняв Православие, Древняя Беларусь, так же как Русь, вошла в эйкумену византийской цивилизации, полностью восприняв ее систему культурных ценностей, верований, интеллектуальных, эстетических и духовных достижений. Однако наследие это наложилось на столь мощный пласт собственной славянской культуры, что византийский духовный вклад сильно трансформировался в этой стихии, дав начало близкому, но все-таки новому, православно-русскому цивилизационному процессу, на формирование которого большое влияние оказала и древняя Беларусь (Западная Русь) X - XIII вв. Важнейшей основой этого процесса стало не только образование молодого государства, объединенного единой династией Рюриковичей, но и духовного, культурного единства, главная заслуга в создании которого принадлежит Русской Православной Церкви. Полочанин и Киевлянин, Новгородец и Псковитянин, житель Владимиро-Суздальской и Галицко-Волынской Руси приходя в православный храм на молитву и слушая поминовение митрополита Киевского и всея Руси на родном языке, безусловно, проникался чувством национального самосознания, принадлежности к единой культуре.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Христианство  пришло на белорусскую землю вместе с крещением всей Руси в конце X века. Это были начало сложного и  долговременного процесса христианизации огромного Древнерусского государства, государственного объединения восточнославянских племен.

Наиболее активное распространение христианства в славянских землях проходит на протяжении VII – XI веков. Раньше других подверглись христианизации территории, находившиеся по соседству с Византией. В IX веке миссионеры Римской и Константинопольской церквей последовательно обращают в христианство западных и южных славян. Деятельность миссионеров направлена как на народ в целом, так и на отдельные группы населения, в частности, - на княжескую верхушку.

С конца IX века распространение христианства в славянских странах носит политический характер и проходит не только извне, под влиянием Рима и Византии, но и изнутри, под влиянием местных  правителей, которые ищут крепких  политических союзов с наиболее мощными  державами того времени. Они используют в своих целях и конфликт между  западной и восточной церковью, принимая у себя миссионеров то папы римского, то византийского патриарха. Вместе с тем славяне стремятся к  политической и духовной независимости.

Распространение христианства на территории Древней  Руси, и в частности в западнорусских землях, началось задолго до ее Крещения в 998 году. Истоки этого явления - в  апостольском благовестии святого  Андрея Первозванного. В земли Белой  Руси, и прежде всего в Полоцкое княжество, вера Христова шла через  прямые контакты с Византией и  Скандинавскими странами, но решающим фактором ее утверждения стало крещение князя Владимира и киевлян  в 988 году. Вслед за Киевом христианство приняла высшая знать Полоцка - приближенные князя Изяслава (сына святого Владимира), поставленного после Крещения Руси на княжение в Полоцке в 992 году.

Последствия принятия христианства проявлялись в изменении многих сфер жизни русичей. Церковь в системе государственных отношений заняла место в соответствии с византийской моделью: князья брали на себя ее материальное обеспечение и предоставляли ей определенную сферу юрисдикции, касающуюся семейного и брачного права, а также суда по вопросам веры. Другие области права регулировались на Руси традиционно. Перенесение небесной и церковной иерархии на земные порядки укрепляло власть князя и феодалов. Происхождение княжеской власти прочно увязывалось с Божьей волей. «Нет власти не от Бога» – учило духовенство. Церковь требовала от князя высокой ответственности за правление, а от народа – безоговорочного ему повиновения. Новая вера создала основу для объединения многочисленных разрозненных племен, населявших Русь. Церковь стала центром, вокруг которого сосредоточилась не только религиозная, но и гражданская жизнь. При всем этом христианство не смогло полностью уничтожить славянского язычества, оно восприняло его многочисленные элементы, преобразовав и устроив на свой лад; языческие же обряды органично впитали в себя основные элементы христианской веры. По сути, славянское христианство представляет собой уже нечто новое, не существовавшее ранее.

Приняв Православие, древняя Беларусь, так же как Русь, вошла в эйкумену византийской цивилизации, полностью восприняв ее систему культурных ценностей, верований, интеллектуальных, эстетических и духовных достижений. Однако наследие это наложилось на столь мощный пласт собственной славянской культуры, что византийский духовный вклад сильно трансформировался в этой стихии, дав начало близкому, но все-таки новому, православно-русскому цивилизационному процессу, на формирование которого большое влияние оказала и древняя Беларусь X - XIII вв. Важнейшей основой этого процесса стало не только образование молодого государства, объединенного единой династией Рюриковичей, но и духовного, культурного единства, главная заслуга в создании которого принадлежит Русской Православной Церкви. Полочанин и Киевлянин, Новгородец и Псковитянин, житель Владимиро-Суздальской и Галицко-Волынской Руси приходя в православный храм на молитву и слушая поминовение митрополита Киевского и всея Руси на родном языке, безусловно, проникался чувством национального самосознания, принадлежности к единой культуре.

Вместе  с православием на Русь пришли письменность, школы, суды, новые законы. В русском обществе появился новый институт – церковь, которая опекала нищих, больных, убогих, а также положительно повлияла на крепость семейных отношений славян, воздействовала на их нравственность. Единая религия укрепила объединение восточнославянских и финно-угорских племен в мощную державу. В русскую культуру вливались новые творческие направления: каменное строительство, иконопись, фресковая живопись. Через посредничество Византии Русь прикоснулась к традициям античного мира.

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Архиепископ  Афанасий (Мартос). Беларусь в исторической, государственной и церковной  жизни. – Минск: Белорусский  Экзархат, 2000. – 352 с.

 

2. Архиепископ  Иларион (Алфеев). Православие. Том  1. Издание 2-е исправленное. - М.: Сретенский  монастырь, 2009. – с. 864.

 

3. ВИТЕБСК.by [Электронный ресурс] / © Vitebsk 2000-2010 – Режим доступа: http://www.vitebsk.by/vitebsk_ru/city-old/, свободный. – Заглавие с экрана.- Яз. рус.

 

4. Гальковский  Н.М. Борьба христианства с  остатками язычества в Древней  Руси. Том 1. – Харьков: Епархиальная  типография, 1916. – 376с.

 

5. Гiсторыя Беларусi: У 6 т. Т. 1. Старажытная Беларусь: Ад першапачатковага засялення да сярэдзiны Xll ст. / Рэдкал.: М.Касцюк (галл. рэд.) i iнш. – Мiнск: Экаперспектыва, 2007. – 351 с.; iл.

 

6. Данилевич  В.Е. Очерк истории Полоцкой  земли до конца XIV столетия. – Киев: Типография Императорского Университета св. Владимира, 1896. – 260с.

 

7. Древня  Русь (IV - XII вв.) / Сост. М.О.Колыванова. - М.: ОЛМА Медиа Групп, 2010. - 256 с. - (Россия - путь сквозь века).

 

8. Древняя  Русь в свете зарубежных источников: Хрестоматия / Под ред. Т.Н.Джаксон,  И.Г.Коноваловой и А.В.Подосинова. Том 5: Древнескандинавские источники.  Сост. Частей 6, 9, 10 – Г.В.Глазырина;  частей 1, 2, 12 – Е.А.Мельникова. –  М.: Русский Фонд Содействия Образованию  и Науке, 2009. – 384 с.

 

9. Ермаловiч М. Старажытная Беларусь: Полацкi i новагародскi перыяды. – Мн.: Маст. Лiт., 1990. – 366 с.: iл.

 

10. Забелин  И. История русской жизни с  древних времен. Часть 2. Москва. 1879 – 520с.

 

11. История  Южных и Западных славян в  средние века. (Учебник МГУ, Том  1, Чехия, Польша, Болгария). - [Электронный  ресурс] / ISKUNSTvo. [Материалы для студентов-историков]  – Режим доступа: http://www.iskunstvo.info/materials/history/2/istorijaslavjanu4ebnik.htm, свободный. – заглавие с экрана. – Яз. рус.

 

12. Как была  крещена Русь. – М.: Политиздат, 1988. – 383с.: ил.

 

13. Карташев А. В. Очерки по истории Русской Церкви. Т.1. – М.: Издательство Терра, 1997. – 688с.

 

14. Кравцевич  А., Смоленчук А., Токть С. Белорусы: нация Пограничья. - Вильнюс: ЕГУ.2011. - 212 с.

 

15. Ломоносов  М.В. Полное Собрание Сочинений.  Т.6. - Москва, Ленинград: Издательство  Академии Наук СССР, 1952. – 690с.

 

16. Платонов  С. Полный курс лекций по  русской истории. [Электронный ресурс] / Электронная библиотека © 2003-2012 bookZ.ru– Режим доступа: http://bookz.ru/authors/platonov-sergei/russiap/1-russiap.html, свободный. – Заглавие с экрана.- Яз. рус.

 

17. Присёлков  М.Д. Очерки по церковно-политической  истории Киевской Руси Х–ХII вв. – СПб.: БХВ, 2003. – 313с.

 

18. Рапов  О.М. Русская церковь в IX – первой трети XII в. Принятие христианства. – М.: Высшая школа, 1988. – 416с.

 

19. Скворцов  Д.Е. История Древней Руси. Учебное  пособие для студентов. – Волгоград, 2001. - 35с.

 

20. Таевский  Д. А. Краткая история славян. [Электронный ресурс] / "iXBook.net - мобильная библиотека для iphone \ ipad \ android" – Режим доступа: http://ixbook.net/read_kratkaya_istoriya_slavyan_id14282_page3.html, свободный. – Заглавие с экрана.- Яз. рус.

 

21. Тростников  В.Н. КТО МЫ? РУССКИЕ, УКРАИНЦЫ, БЕЛОРУСЫ. – М.: Издательство Мсковской  Патриархии Русской Православной  Церкви, 2011. – 248 с.

 

22. Яковлев  А.И. Лекции по истории Христианской  Церкви. – М.: Паломник, 2006, 368 с.

 


Информация о работе Предпосылки христианизации славян. Принятие христианства на беларисских землях