Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 09:46, курсовая работа
Цель работы: проследить предпосылки христианизации славян и появление первых христиан на белорусских землях.
Для достижения поставленной цели необходимо рассмотреть следующие задачи:
1. обращение южных и западных славян к христианству;
2. распространение христианства на Руси;
3. распространение христианства на Беларуси.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………........….3
1. ОБРАЩЕНИЕ ЮЖНЫХ И ЗАПАДНЫХ СЛАВЯН К ХРИСТИАНСТВУ.....5
2. РАСПРОСТРОНЕНИЕ ХРИСТИАНСТВА НА РУСИ....................................8
2.1. Появление первых христиан на Руси............................................................8
2.2. Выбор веры..................................................................................................12
2.3. Утверждение христианства на Руси.............................................................14
3. РАСПРОСТРОНЕНИЕ ХРИСТИАНСТВА НА БАЛАРУСИ.........................18
3.1. Появление первых христиан на белорусских землях...................................18
3.2. Первые епархии в Беларуси.........................................................................19
3.3. Первые епископы в Беларуси.......................................................................21
3.4. Духовно-религиозное состояние народа.......................................................22
3.5. Храмы и монастыри......................................................................................24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...................................................................................................27
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ......................29
Борисоглебский мужской над ручьем Бельчица, основанный полоцким князем Борисом Гинвиловичем в 1190 году. Полоцкие епископы были его настоятелями [1, c.100].
Широко распространенный и популярный в народе на всем обширном пространстве Руси культ святых князей Бориса и Глеба, канонизированных уже в 1072 г., основывался на убеждении, что невинная жертва убийства есть мученик. Этот культ не находит параллели в Византии и может служить примером того сочувствия людским страданиям, которое во всей русской православной истории было одним из качеств, особо высоко чтимых народом.
Широкое
распространение на Руси, в том
числе и Белой, получило целование
Креста, как подтверждение
Таким образом, приняв Православие, Древняя Беларусь, так же как Русь, вошла в эйкумену византийской цивилизации, полностью восприняв ее систему культурных ценностей, верований, интеллектуальных, эстетических и духовных достижений. Однако наследие это наложилось на столь мощный пласт собственной славянской культуры, что византийский духовный вклад сильно трансформировался в этой стихии, дав начало близкому, но все-таки новому, православно-русскому цивилизационному процессу, на формирование которого большое влияние оказала и древняя Беларусь (Западная Русь) X - XIII вв. Важнейшей основой этого процесса стало не только образование молодого государства, объединенного единой династией Рюриковичей, но и духовного, культурного единства, главная заслуга в создании которого принадлежит Русской Православной Церкви. Полочанин и Киевлянин, Новгородец и Псковитянин, житель Владимиро-Суздальской и Галицко-Волынской Руси приходя в православный храм на молитву и слушая поминовение митрополита Киевского и всея Руси на родном языке, безусловно, проникался чувством национального самосознания, принадлежности к единой культуре.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Христианство пришло на белорусскую землю вместе с крещением всей Руси в конце X века. Это были начало сложного и долговременного процесса христианизации огромного Древнерусского государства, государственного объединения восточнославянских племен.
Наиболее активное распространение христианства в славянских землях проходит на протяжении VII – XI веков. Раньше других подверглись христианизации территории, находившиеся по соседству с Византией. В IX веке миссионеры Римской и Константинопольской церквей последовательно обращают в христианство западных и южных славян. Деятельность миссионеров направлена как на народ в целом, так и на отдельные группы населения, в частности, - на княжескую верхушку.
С конца IX века распространение христианства в славянских странах носит политический характер и проходит не только извне, под влиянием Рима и Византии, но и изнутри, под влиянием местных правителей, которые ищут крепких политических союзов с наиболее мощными державами того времени. Они используют в своих целях и конфликт между западной и восточной церковью, принимая у себя миссионеров то папы римского, то византийского патриарха. Вместе с тем славяне стремятся к политической и духовной независимости.
Распространение христианства на территории Древней Руси, и в частности в западнорусских землях, началось задолго до ее Крещения в 998 году. Истоки этого явления - в апостольском благовестии святого Андрея Первозванного. В земли Белой Руси, и прежде всего в Полоцкое княжество, вера Христова шла через прямые контакты с Византией и Скандинавскими странами, но решающим фактором ее утверждения стало крещение князя Владимира и киевлян в 988 году. Вслед за Киевом христианство приняла высшая знать Полоцка - приближенные князя Изяслава (сына святого Владимира), поставленного после Крещения Руси на княжение в Полоцке в 992 году.
Последствия принятия христианства проявлялись в изменении многих сфер жизни русичей. Церковь в системе государственных отношений заняла место в соответствии с византийской моделью: князья брали на себя ее материальное обеспечение и предоставляли ей определенную сферу юрисдикции, касающуюся семейного и брачного права, а также суда по вопросам веры. Другие области права регулировались на Руси традиционно. Перенесение небесной и церковной иерархии на земные порядки укрепляло власть князя и феодалов. Происхождение княжеской власти прочно увязывалось с Божьей волей. «Нет власти не от Бога» – учило духовенство. Церковь требовала от князя высокой ответственности за правление, а от народа – безоговорочного ему повиновения. Новая вера создала основу для объединения многочисленных разрозненных племен, населявших Русь. Церковь стала центром, вокруг которого сосредоточилась не только религиозная, но и гражданская жизнь. При всем этом христианство не смогло полностью уничтожить славянского язычества, оно восприняло его многочисленные элементы, преобразовав и устроив на свой лад; языческие же обряды органично впитали в себя основные элементы христианской веры. По сути, славянское христианство представляет собой уже нечто новое, не существовавшее ранее.
Приняв Православие, древняя Беларусь, так же как Русь, вошла в эйкумену византийской цивилизации, полностью восприняв ее систему культурных ценностей, верований, интеллектуальных, эстетических и духовных достижений. Однако наследие это наложилось на столь мощный пласт собственной славянской культуры, что византийский духовный вклад сильно трансформировался в этой стихии, дав начало близкому, но все-таки новому, православно-русскому цивилизационному процессу, на формирование которого большое влияние оказала и древняя Беларусь X - XIII вв. Важнейшей основой этого процесса стало не только образование молодого государства, объединенного единой династией Рюриковичей, но и духовного, культурного единства, главная заслуга в создании которого принадлежит Русской Православной Церкви. Полочанин и Киевлянин, Новгородец и Псковитянин, житель Владимиро-Суздальской и Галицко-Волынской Руси приходя в православный храм на молитву и слушая поминовение митрополита Киевского и всея Руси на родном языке, безусловно, проникался чувством национального самосознания, принадлежности к единой культуре.
Вместе с православием на Русь пришли письменность, школы, суды, новые законы. В русском обществе появился новый институт – церковь, которая опекала нищих, больных, убогих, а также положительно повлияла на крепость семейных отношений славян, воздействовала на их нравственность. Единая религия укрепила объединение восточнославянских и финно-угорских племен в мощную державу. В русскую культуру вливались новые творческие направления: каменное строительство, иконопись, фресковая живопись. Через посредничество Византии Русь прикоснулась к традициям античного мира.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Архиепископ Афанасий (Мартос). Беларусь в исторической, государственной и церковной жизни. – Минск: Белорусский Экзархат, 2000. – 352 с.
2. Архиепископ Иларион (Алфеев). Православие. Том 1. Издание 2-е исправленное. - М.: Сретенский монастырь, 2009. – с. 864.
3. ВИТЕБСК.by
[Электронный ресурс] / © Vitebsk 2000-2010 – Режим
доступа: http://www.vitebsk.by/vitebsk_
4. Гальковский Н.М. Борьба христианства с остатками язычества в Древней Руси. Том 1. – Харьков: Епархиальная типография, 1916. – 376с.
5. Гiсторыя Беларусi: У 6 т. Т. 1. Старажытная Беларусь: Ад першапачатковага засялення да сярэдзiны Xll ст. / Рэдкал.: М.Касцюк (галл. рэд.) i iнш. – Мiнск: Экаперспектыва, 2007. – 351 с.; iл.
6. Данилевич В.Е. Очерк истории Полоцкой земли до конца XIV столетия. – Киев: Типография Императорского Университета св. Владимира, 1896. – 260с.
7. Древня Русь (IV - XII вв.) / Сост. М.О.Колыванова. - М.: ОЛМА Медиа Групп, 2010. - 256 с. - (Россия - путь сквозь века).
8. Древняя
Русь в свете зарубежных
9. Ермаловiч М. Старажытная Беларусь: Полацкi i новагародскi перыяды. – Мн.: Маст. Лiт., 1990. – 366 с.: iл.
10. Забелин И. История русской жизни с древних времен. Часть 2. Москва. 1879 – 520с.
11. История
Южных и Западных славян в
средние века. (Учебник МГУ, Том
1, Чехия, Польша, Болгария). - [Электронный
ресурс] / ISKUNSTvo. [Материалы для студентов-
12. Как была крещена Русь. – М.: Политиздат, 1988. – 383с.: ил.
13. Карташев А. В. Очерки по истории Русской Церкви. Т.1. – М.: Издательство Терра, 1997. – 688с.
14. Кравцевич А., Смоленчук А., Токть С. Белорусы: нация Пограничья. - Вильнюс: ЕГУ.2011. - 212 с.
15. Ломоносов
М.В. Полное Собрание
16. Платонов
С. Полный курс лекций по
русской истории. [Электронный ресурс]
/ Электронная библиотека © 2003-
17. Присёлков
М.Д. Очерки по церковно-
18. Рапов О.М. Русская церковь в IX – первой трети XII в. Принятие христианства. – М.: Высшая школа, 1988. – 416с.
19. Скворцов
Д.Е. История Древней Руси. Учебное
пособие для студентов. –
20. Таевский
Д. А. Краткая история славян. [Электронный
ресурс] / "iXBook.net - мобильная библиотека
для iphone \ ipad \ android" – Режим доступа: http://ixbook.net/read_
21. Тростников
В.Н. КТО МЫ? РУССКИЕ, УКРАИНЦЫ,
БЕЛОРУСЫ. – М.: Издательство Мсковской
Патриархии Русской
22. Яковлев
А.И. Лекции по истории
Информация о работе Предпосылки христианизации славян. Принятие христианства на беларисских землях