Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 09:46, курсовая работа
Цель работы: проследить предпосылки христианизации славян и появление первых христиан на белорусских землях.
Для достижения поставленной цели необходимо рассмотреть следующие задачи:
1. обращение южных и западных славян к христианству;
2. распространение христианства на Руси;
3. распространение христианства на Беларуси.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………........….3
1. ОБРАЩЕНИЕ ЮЖНЫХ И ЗАПАДНЫХ СЛАВЯН К ХРИСТИАНСТВУ.....5
2. РАСПРОСТРОНЕНИЕ ХРИСТИАНСТВА НА РУСИ....................................8
2.1. Появление первых христиан на Руси............................................................8
2.2. Выбор веры..................................................................................................12
2.3. Утверждение христианства на Руси.............................................................14
3. РАСПРОСТРОНЕНИЕ ХРИСТИАНСТВА НА БАЛАРУСИ.........................18
3.1. Появление первых христиан на белорусских землях...................................18
3.2. Первые епархии в Беларуси.........................................................................19
3.3. Первые епископы в Беларуси.......................................................................21
3.4. Духовно-религиозное состояние народа.......................................................22
3.5. Храмы и монастыри......................................................................................24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...................................................................................................27
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ......................29
Михаил Васильевич Ломоносов так повествует о тех событиях: «Оскольд и Дир в полянех самодержавство начали, которое потом Ольгом укрепилось. Христианская вера завелась там еще прежде сих князей от варягов-россов, ходивших к Царю-граду ближайшим путем, Двиною мимо Полоцка, который между самыми древними городами славенского северного обитания считаться должен. Оскольд едва и сам не крестился ли в Греции, затем что в Киеве построена была издревле над ним церковь святого Николая. Притом же Кедрин свидетельствует, что из первых россов, приходивших войною к Царю-граду, по своем несчастии многие приняли закон христианский» [15, с.215].
Далее в сочинении Михаила Васильевича описывается гибель двух братьев: «Внезапно закрытые в судах выскочили с ружьем и окружили Осколда и Дира. Тогда Олег, показав Игоря, объявил: „Сей есть сын и наследник Руриков; вы не княжеского рода и княжить вам не должно”. И тут по повелению Ольгову Осколд и Дир убиты. Тела их взнесены на гору, что называется Угорское. На Осколдовой могиле поставлена потом церковь святого Николая; Дирова могила — за святою Ириною» [15, с.220].
Аскольда и Дира хоронили, вероятно, по христианскому обряду. Позднее некий Ольма поставит на могиле Аскольда церковь святого Николая. Отсюда в исторической науке утвердилась мысль, что Николай – христианское имя Аскольда, данное ему при крещении. Какое имя получил при крещении Дир, да и был ли он крещен, неизвестно [12, с.20].
Из года
в год, из десятилетия в десятилетие
крестились славяне и варяги то по
одиночке, то семьями, то целыми коллективами,
и постепенно на территории, примыкающей
к водному пути «из варяг в
греки», накопилось такое количество
христиан, что стала актуальной проблема
их регулярного церковного окормления.
Это можно было обеспечить только
одним способом: учредить на славянской
земле епархию
В середине
6o-x годов IX века греческий епископ
был отправлен на Русь. Митрополит
Иларион в своей книге
С. Ф. Платонов в своих лекциях по русской истории отмечает, что не достигшее большого развития и не имевшее внутренней крепости языческое миросозерцание наших предков должно было легко уступать посторонним религиозным влияниям. Если славяне легко примешивали к своим суевериям суеверия диких финнов и подпадали влиянию финских шаманов - "волхвов" и "кудесников", - то тем более должна была влиять христианская вера на тех из славян, которые могли ее узнать. Торговые сношения с Грецией облегчали для Руси знакомство с Христовою верою. Варяжские купцы и дружинники, раньше и чаще славян ходившие в Царьград, прежде славян стали там обращаться в христианство и приносили на Русь новое учение, передавая его славянам [16].
Вскоре в Киев явился епископ и начать проповедовать о Спасителе. По преданию недоверчивые киевляне не поверили рассказам о чудесах Господних, тогда епископ положил в огонь Евангелие, которое среди пламени осталось целым. Пораженные киевляне стали креститься. Вероятно, что христианами были и пришельцы из других мест [22, с.211].
В княжение Игоря в Киеве была уже христианская церковь св. Илии, так как, по словам летописца, в Киеве "мнози бо беша варязи христиани". В дружине самого князя Игоря было очень много христиан. Жена князя св. Ольга также была христианкой. Словом, христианская вера стала хорошо знакома киевлянам еще при первых варяжских князьях.
Во времена князя Игоря происходит еще одно событие, которое очень интересно проанализировать. Состоялся очередной поход на Византию, который обошелся без военных действий. Византия согласилась на «дань», и был заключен новый мирный договор с греками.
Ратификация договора в Киеве прошла в два приема: «сложили оружие свое и щиты, и золото и присягали Игорь и люди его - сколько было язычников между русскими. А христиан русских приводили к присяге в церкви святого Ильи, что стоит над Ручьем, в конце Пасынчей беседы, и хазар, - это была соборная церковь, так как много было христиан-варягов» (945 г.) [12, с.24].
Текст заставляет задуматься. Церковь Ильи - соборная, значит, уже не единственная в Киеве. И христиане в приведенной цитате разделены Летописцем по этническому признаку: христиане-русы, христиане-хазары и христиане-варяги. Последних к тому же «много было». И присягают все в соборе. То ли взаимно не хотели принимать присягу не в «своей» церкви, варяги у хазар и наоборот, то ли «своя» церковь была мала размерами для всех участников церемонии, то ли важность государственного акта требовала именно собора. Гадать трудно, тем более что здесь греческий термин «соборность» мог быть употреблен в смысле церкви общей для всех христиан, а значит, и единственной публичной церкви Киева [12, с.24].
Великая княгиня Ольга, расположенная к христианству беседами киевских священнослужителей, решилась в 957 г. принять в Константинополе крещение [22, с.211].
Вот как об этом сообщает Ломоносов: «Ольга, видя довольные опыты способности своего сына ко владению Российским государством, склонилась желанием к покою, в котором пребывая, рассмотрела разность нравов между идолопоклонниками и христианами, которых уже было в Киеве немало после крещения россиян во время несчастливого Оскольдова и Дирова похода к Царю-граду. Итак, поручив великое княжение Святославу, единственно обратила мысли к христианскому закону, в котором больше человечества и просвещения усмотрела, нежели в варварском прежнем невежестве. Сим подвигнута, достигает Константинова града,* открывает свое желание царю и патриарху и святым крещением сочетавается Христовой Церкви, преименовавшись Еленою» [15, с.235].
Она убеждала креститься своего сына Святослава, но он опасался протеста со стороны своей языческой дружины, что не мешало ему позволять креститься своим подданным: «Святослав, не внимая закону, в едино военное дело всем желанием вникнул. Однако не запрещал своим подданным креститься; крещеных держал в презрении и посмеянии. Матери своей не отнял власти, проезжая российские пределы, особливо ж Псковскую область, ея родину, обращать народ в закон христианский, ставить кресты и молитвенные домы» [15, с.236].
Далее «Новгородские летописатели присовокупляют, что во владение Ярополково приходили послы от папы в Киев. По обстоятельствам поверить можно, что, уведав римского исповедания христиане о войнах российских с греками и притом о множестве христиан в Киеве, покушались ввести в Россию веру и власть папежскую, равно как и после, при Владимире, о законе было посольство от папы» [15, с.248].
Святослав был холоден к греческой вере, а при сыне его Владимире в Киеве еще стояли языческие "кумиры" (идолы) и еще бывали пред ними человеческие "требы" или жертвы. Ломоносов рассказывает, как при Владимире языческая толпа киевлян в 983 году убила двух варягов-христиан: «великое и усердное служение идолам приносилось, засвидетельствует повествование о следующей человекоубийственной жертве. Проезжающие варяги по Днепру для купечества в Грецию многие жительство основали в Киеве и принятый в Цареграде христианский закон содержали. По первых победах приносил мнимым своим богам благодарение Владимир даже до пролития перед ними человеческой крови. Для избрания на то молодого человека жрецы метали жеребей, который нарочно направили, чтобы пал на сына некоторого в Киеве жившего знатного варяга, христианство содержавшего. Дом его стоял, где после Владимир воздвиг каменную церковь пресвятыя богородицы Десятинную. Посланные объявили варягу сие как истинное богов изволение, чтобы отдал им на заколение сына. Обличая злочестие, христианин ответствовал, „что един есть истинный Бог, которого исповедуют греки, Творца всего мира. А боги ваши сделаны сами от рук человеческих, немы, глухи и слепы. И буде что-нибудь могут, то пусть хотя един из них сам придет и сына моего возьмет”. В великой ярости многобожный народ устремясь, разметал ограду; подсечением столпов дом опровержен, и варяг с сыном мученический конец и венец принял» [15, с.253].
Но все же несмотря на мучение христиан, христианство в Киеве продолжало распространяться и в общем делало большие успехи. Князь Владимир принял новую веру, имея полную возможность познакомиться с ней и узнать ее превосходство и внутреннюю силу.
2.2. Выбор веры
О том, как крестился князь Владимир и как он крестил свой народ, на Руси существовало много преданий. Не помня точных обстоятельств дела, одни рассказывали, что князь крестился в Киеве; другие указывали место его крещения в городе Василеве (в 35 верстах от Киева); третьи говорили, что он принял крещение в Крыму, в греческом городе Корсуне (Херсонесе), после того, как взял этот город у греков [16].
Наиболее распространена в современной науке «византийская» версия Крещения Руси, согласно которой христианство на Русь пришло из Константинополя (Византии): Владимир крестился сам и крестил всю Русь по византийскому обряду. По другой, «болгарской версии», в первые годы своего существования Русская церковь подчинялась охридскому патриаршеству, находившемуся в Болгарии. Еще одна версия - «римская». В раннем русском христианстве было отмечено много черт, присущих Западной, а не Восточной церкви. Например, именно с Запада в русский церковный лексикон вошли такие понятия, как «церковь», «алтарь», «агнец», «пастырь», «крест». Откyдa же заимствован обычай платить налог в пользу церкви - «десятину» [7, c.173].
Некоторые
ученые пытаются обнаружить влияние
на раннее русское христианство ирландскобританской
церкви - выборность, а не назначение
епископов, отсутствие церковной иерархии.
Отыскивались параллели и в
Весьма
естественно, что почин в этом
деле летопись приписывает Владимиру.
В нем действительно
Летописец прямо показывает, что Владимир созывал думу не от одних бояр, но созывал и старцев городских, то есть все передовое и властное общество города, и за тем, говоря о решении испытать веры, упоминает, что приговору бояр и старцев были рады и князь и все люди. Обыкновенно летопись во всех подобных случаях приписывает почин дела только князю; но зная из последующей истории великую зависимость князя от своей дружины и настолько же от людей городских, мы не должны этот собственно литературный прием летописи почитать выражением настоящего дела. В древнее русское время князь всегда бывал только орудием воли и намерений или своей дружины или своего города. Поэтому выбор веры в Киеве в сущности был таким же событием, как в Новгороде выбор и призвание князя [10, с.407].
«Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по правде, как уговоримся», - говорили новгородцы. Так через сто лет говорили и киевляне: «Поищем себе веры, которая была бы истинна и святее всех иных вер. Поищем себе единой веры, единой мысли, ибо совсем стало неизвестно, кого слушать, каждый свое хвалит и повсюду рознь в правилах и поступках». Эти два величайшие события русской истории исходили прямо из поступательного развития городского быта, из развития городских начал русской жизни, возникших непосредственно от торговых и промысловых сношений всей земли. По общему выбору могла быть принята любая новая вера, даже и магометанская, если бы для такой веры уже прежде в Киеве существовали более прочные и глубокие корни. Принята вера греческая, потому что киевская община ни с одним народом не жила в таких частых и тесных сношениях, как именно с греками, и потому что в следствии этих сношений в Киеве быть может уже с незапамятных времен существовали одинокие христиане, скрывавшие свое богомолье в днепровских пещерах [10, с.407].
2.3. Утверждение христианства на Руси
По возвращении
в Киев Владимир велел креститься
своим сыновьям и дружинникам, что
и произошло на источнике, получившем
название Крещатик. Сам он чудесным
образом переродился и старался
в своей жизни ревностно
И когда пришел, повелел опрокинуть идолы - одних изрубить, а других сжечь. Перуна же приказал привязать к хвосту коня и волочить его с горы по Боричеву взвозу к Ручью и приставил 12 мужей колотить его палками. Делалось это не потому, что дерево что-нибудь чувствует, но для поругания беса, который обманывал людей в этом образе, - чтобы принял он возмездие от людей.
Информация о работе Предпосылки христианизации славян. Принятие христианства на беларисских землях