Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Августа 2012 в 16:29, курсовая работа
Цель работы заключается в рассмотрении вопроса о распространении христианского вероучения в русских землях до периода правления князя Владимира Святого.
В качестве основных задач в работе предпринято исследование различных теорий, связанных с варяго-русским вопросом, вопросом посещения апостолом Андреем Первозванным русских земель и вопросом первого крещения Руси.
Введение.
Распространение христианства в русских землях до кн. Владимира Святого.
Варяго-русский вопрос.
Вопрос о посещении апостолом Андреем Первозванным русских земель.
Первое Аскольдово крещение.
Дальнейшее распространение христианства на Руси.
Заключение.
Византия, будущего Константинополя.
На первый план, при этом, выдвигаются
всевозможные политические моменты. К
примеру, утверждается, что греческие
тексты о посещении апостолом Андреем
берегов Черного моря, включая Византий,
были написаны лишь для того, чтобы доказать
апостольское происхождение Константинопольской
кафедры. Затем, утверждается, что сказание
о хождении апостолом Андреем в будущие
русские земли появилось (т.е. придумано),
чтобы обосновать апостольское происхождение
Русской Церкви. При таком подходе летописное
сказание становится для исследователей
лишь чисто литературным сюжетом древнерусской литературы,
который и становится для них предметом
изучения. Но даже и эти авторы всегда
подчеркивают недостоверность, фантастичность,
вымышленность сказания о посещении апостолом
Андреем территории будущей Руси.
«Легенда о посещении апостолом Андреем
территории будущего Русского государства
была введена в ПВЛ для поднятия его престижа»
- общее мнение авторов названных здесь
работ. Е.Е.Голубинский с иронией писал,
обращая особое внимание на маршрут апостола:
«Греческие сказания не давали никакого
основания утверждать, чтобы св. Андрей
путешествовал в нашу Русь нарочным образом;
измыслить это помимо сказаний составители
Повести тоже находили слишком невероятным
и неправдоподобным. Оставалось измыслить
посещение случайное, мимоходное: и вот
появилось путешествие из Корсуни в Рим,
держанное им через Киев и Новгород. Посылать
апостола из Корсуни в Рим помянутым путем
есть одно и то же, что посылать кого-нибудь
из Москвы в Петербург путем на Архангельск;
но составители Повести <...> имея недостаточные
географические сведения, считали его
только немного более длинным, чем прямой
путь по морю Средиземному..»1
Следовательно, вывод, к которому
приходит Е. Е. Голубинский, заключается
в том, что летописное сказание об апостоле
Андрее есть вымысел. Ко времени выхода
его труда существовала большая группа
источников, которые уже довольно давно
были «введены в научный оборот и по которым
уже имелась довольно обширная литература
как в европейской, так и в русской науке».
Поэтому непонятно, почему Е. Е. ______________________________
1 Голубинский Е.Е. История русской Церкви, т. I, первая половина. – М., 1880, - с. 4.
Голубинский их проигнорировал и сделал выводы, противоречащие этим источникам.1
Проводимые во II тысячелетии
— начале I тысячелетия до Р. Х. археологические
исследования показали, что Восточная
Европа была уже довольно плотно населена
народами, обладавшими значительными
различиями (по археологической классификации,
это эпохи неолита и бронзы).
Почти все исследователи
В конце VII — начале VI вв. до Р. Х. на северном берегу Черного моря появляется значительное количество греческих колоний.
Античные города Ольвия,
Херсонес, Пантикапей, Мирмекий, Тиритака,
Фанагория и другие, с одной
стороны, даже в периоды наибольшей
варваризации все равно остаются
центрами античной цивилизации. Но с
другой стороны, являясь частью античного
мира, они принадлежали также к
другому миру — степному, на землях
которого они были основаны. Греческие
города-колонии хотя и были ограждены
стенами, не могли, находясь на варварской
территории, жить самостоятельной, изолированной
жизнью независимо от жизни населения
степей. Сплетение судеб было настолько
тесным, что с полным основанием
можно утверждать: история северного
Причерноморья античного
_____________________________
1Беляев С. А. История христианства на Руси // Седмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия». - http://sedmitza.ru › news/index.html (24 апреля 2011г.)
Обо всем этом свидетельствуют многочисленные находки античных вещей и античных монет, обнаруженных в большом количестве на этой же территории, причем отдельные монеты найдены даже на Алтае и Камчатке.
В V в. до Р. Х. греческий город
Ольвию, а вслед за ней проехал
и всю Скифию (примерно до современного
Киева) «отец истории» — Геродот Галикарнасский,
который четвертую книгу своего знаменитого
труда посвятил описанию Скифии. К I в.
по Р. Х. Восточная Европа представляла
собой уже освоенный район с хорошо отлаженными
путями сообщения и постоянным движением
купеческих караванов и вообще путешественников.
В III–II вв. до Р. Х. в эпоху эллинизма составляются
карты, на которые нанесены уже все имеющиеся
в Восточной Европе горы, водоемы и реки.
По мнению Беляева, те ученые,
которые отстаивает точку зрения о вымышленности
рассказа о хождении апостола Андрея в
пределы киевские и новгородские, вероятно
мало знакомы с реальным положением вещей
по данному вопросу, и оказываются менее
сведущими, чем древний летописец. Дело
в том, что путь, по которому апостол Андрея
шел в Рим,— знаменитый янтарный путь,
который весьма активно существовал с
III тысячелетия до Р. Х. Сам путь, его направление,
охрана путников в дороге и организация
путешествий давно разработаны западными
исследователями на основании материала,
обнаруженного благодаря раскопкам дорог
римского времени: это клады монет и др.,
а также на основании изучения письменных
источников.
Несомненно, что, в русской старинной литературе
есть следы таких сказаний об апостоле
Андрее, какие нам теперь уже недоступны.
«Что позднейшие, более подробные повествования
о путешествиях апостола Андрея, замечающиеся
в памятниках византийской церковной
литературы VIII и следующих веков, находятся
в зависимости от апокрифических источников,
это не подлежит сомнению и давно признано;
но очень возможно, что и некоторые из
первоначальных кратких сведений у церковных
писателей более раннего времени ведут
свое начало из того же источника. Наоборот,
странное сказание о посещении Русской
земли Первозванным апостолом, внесенное
в нашу первоначальную летопись, никак
не может быть считаемо изобретением или
пустою выдумкою местного тщеславия, но,
по крайней мере, в основе своей согласно
с воззрениями византийской учености
XI столетия и, следовательно, находится
в той или другой связи с древнейшими преданиями»1
С. П. Петровский в исследовании «Сказание об апостольской проповеди по северо-восточному Черноморскому побережью», опираясь на тексты, изданные Фабрициусом, Тишендорфом и Липсиусом и другими исследователями, разбирает вопрос об исторической ценности апокрифических сказаний апостолов Андрея и Матфея в пределах северного Черноморского побережья. Привязывает топонимы к более конкретной местности, к определенному региону, следствием чего является необычайная топографическая точность и конкретность. Также С. П. Петровский проводит очень тщательное сопоставление имен собственных, названий населенных пунктов, этнонимов всех авторов античной эпохи и сравнивает их со сведениями, известными по всем видам апокрифов, деяний (сказаний) и других источников раннехристианской литературы. В конечном итоге С. П. Петровский приходит к следующему выводу: «Поставленный нами в начале III главы вопрос о прагматической связи рассматриваемых апокрифов можно назвать исчерпанным. Анализ собственных имен, сохраненных апокрифическими сказаниями об апостоле Андрее и его сотрудниках устанавливает, что географические пункты, встречающиеся в этих сказаниях, не вымышлены, а действительны; что личные имена, отмеченные в этих сказаниях, не фиктивны, а представляют разночтения и переделки собственных имен, которые носили разные исторические лица древности; что сюжеты из религиозной, политической и общественной жизни, приводимые апокрифами, частью вероятны, частью верны исторически. Апокрифические сказания об апостоле Андрее и его сотрудниках оказываются, таким образом, не просто литературными памятниками, но записями преданий об апостольской миссии, сложившихся и хранившихся впервые там, где апостолы проповедовали, и которые ценны потому, что основу их составляют или действительные, или близкие к действительности факты. Все эти предания признают апостола Андрея Первозванного руководителем Черноморской миссии и направляют его путь с юга на север, от Сирии к
______________________________
1Васильевский В. Г. Хождение апостола Андрея в стране мирмидонян // В. Г. Васильевский. Труды. Т. 2. Вып. 1. - С. 213–214.
Таврическому полуострову». 1
В своей работе «История
древней Церкви» В. В. Болотов признает
вероятным положение, что «гностические
писатели, если только могли, говорили
правду», они указывают исторические
имена царей I в., и хронология у них почти
верна. В апокрифах «остались ценные указания
на правду, представляющие собою остатки
исторического предания». Поэтому «апокрифические
акты апостолов нельзя a priori исключить
из числа источников для истории распространения
христианства». 2
В. В. Болотов делит апостольские миссии
на несколько групп. Основным регионом
проповеднической деятельности понтийской
группы было Боспорское царство. В эту
группу входили апостолы Петр, Андрей,
Варфоломей, Матфей. В сферу их деятельности
входила и Скифия. Так как в Крыму были
хорошо развиты сухопутные и морские торговые
пути, то апостолы, будучи в Боспорском
царстве, т. е. в Пантикапее и Феодосии,
наверняка посетили и Херсонес.
В своем труде «Основания русской
истории. Мифологемы и факты «Повесть
временных лет» как исторический источник.
Путь «из варяг в греки» и легенда об апостоле
Андрее» Никитин А. пишет, что «за полтора
века изучения исследователи смогли установить
только, что «хождение» не находит себе
аналогий в литературной традиции Востока
и Запада, то есть безусловно оригинально,
и не получает реального объяснения избранного
апостолом маршрута, само будучи единственным
свидетельством возможности такого пути».3
По мнению Никитина остался нерешенным вопрос о реальном существовании пути «из варяг в греки» по Днепру. Его единственный исследователь В.А.Брим, уже в первых строках итоговой работы сообщал, что «путь из варяг в греки нигде в литературе того времени не описан», хотя
______________________________
1
Петровский С. П. Сказание об апостольской
проповеди по северо-восточному Черноморскому
побережью // Зап. Имп. Одес. общества истории
и древностей. 1898. Т. 21. Ч. 2. С. 82–85.
2 Болотов В. В. Лекции по истории древней
Церкви. СПб., 1910. Т. 2. С. 241–246.
3 Никитин А. Основания русской истории.// Библиотека Гумер.
– http://gumer.info › bibliotek_Buks/History/nikit/
вернее было бы сказать, что кроме названного места в ПВЛ, он нигде больше и не указан. Брим, в своих изысканиях, использовал сведения ПВЛ и различные исторические, археологические и литературные факты, как правило, непосредственно с самим «путем» не связанные. Соответственно, и такие выводы, что на пути из варяг в греки «лежали наиболее важные торговые эмпории Северной и Восточной Европы», или что «указанными путями <...> пользовались паломники в Иерусалим и Палестину», также как и то, что скандинавы проникли на Русь «вверх по Западной Двине» 1 , остались лишь мыслями автора, не основанными ни на каких реальных фактах.
Особую позицию в решении этой проблемы занял Б.А.Рыбаков, который утверждал, что во вводной части ПВЛ речь идет не о пути «из варяг в греки и из грек», а только о пути «из грек» — вверх по Днепру. Обратный маршрут, каким отправился Андрей в Рим, был описан им на основании дословного прочтения текста ПВЛ, что путь апостола шел «по морю Варяжскому до Рима». И представлял собой морской путь вокруг всей Европы по Балтийскому морю, Северному морю, Бискайскому заливу, Атлантическому океану и через Гибралтар в Средиземное море -сначала в Рим, а затем и в Константинополь.2
Между тем, считает Никитин, археологическая изученность Восточной Европы никак не доказывает реального использования маршрута, каким был отправлен в Рим из Херсонеса апостол Андрей. На берегах Днепра, за исключением районов Киева и Смоленска, не говоря уже о берегах Ловати, отсутствуют какие-либо находки, свидетельствующие о наличии здесь постоянного пути, по которому бы происходило движение с юга на север и обратно в IX-XI вв., как это можно видеть, например, по археологическим находкам на Верхней Волге, на Ладоге, на Оке, на Западной Двине и в некоторых других местах. Приступать к анализу пути, которым шел апостол ______________________________
1 Брим В.А. Путь из варяг в греки. // ИАН СССР, VII серия. Отделение общественных наук. Л., 1931, с. 201-247.
2 Рыбаков Б.А. Древняя Русь. Сказания, былины, летописи. М., 1963, с. 224-227; он же. Киевская Русь и русские княжества XII-XIII вв. М., 1982 с. 125-128, 294.
Андрей следует, начав с географического фактора - с кратчайшего пути, который в действительности связывал регион Балтийского моря с Адриатикой, Черным морем и Константинополем. При том, что путь этот – основной трансевропейский торговый путь, давно и хорошо известен историкам и археологам.
В античное время этот путь начинался по воде в дельте Дуная и шел вверх по реке до дунайских порогов, аналогичных днепровским, которые почему-то абсолютно выпали из поля зрения историков. И был он, как и все торговые пути, пролегавшие по рекам, не водным, а сухопутным. Путь «по Дунаю» начинался на Босфоре у стен Константинополя, проходил через Адрианополь и выходил на «Троянову дорогу», которая вела от Истрии к Филиппополю (современный Пловдив), далее шел на Средец (современная София) и затем сближался с Дунаем в районе Руси (современный Русе). Далее, вверх по правому берегу Дуная и проходя через Ниш, этот путь достигал Белграда и там раздваивался. Одна его ветвь шла к западу на Триест и Адриатику, а другая, вдоль Дуная, с верхнего его течения переходила на Рейн или на Эльбу (Лабу), Одер (Одру) и даже на Вислу (Вистулу), что приводило путешественника коротким путем на славянское Поморье, к Ютландии (Дании), а далее, в Швецию и Норвегию. По мнению А. Бременского именно здесь, на славянском Поморье, в устье Одера у Волина, и начинался обратный путь на юг в точном соответствии со своим названием «из варяг в греки». Потому что «Поморие Варязское», согласно припискам начала XIV в. Ермолаевской летописи, находилось не на северных берегах Балтийского моря, а «у Стараго града за Кгданскомъ»1, т.е. к западу от современного Гданьска (Данцига).
Движение по этому пути еще в раннем неолите (IX-VIII тыс. до н.э.) и в последующее время хорошо изучено археологами, поскольку отмечено непрерывной полосой находок изделий из раковин Spondylus, орнаментированных сосудов так называемой «унетицкой культуры»,
______________________________
1 ПСРЛ, т. 2. Ипатьевская летопись. СПб, 1908. Приложение: Разночтения из Ермолаевского списка, - с. 81.
ПСРЛ - Полное собрание русских летописей.
множеством янтарных предметов
и кусками необработанного
Это и был наиболее удобный и кратчайший путь из Северной Европы в Византию и в Святую Землю, которым пользовались все без исключения торговцы и путешественники европейского Севера. Никто из них, конечно, никогда не рискнул бы проделать тот путь, который предложил видеть в «хождении апостола» БА.Рыбаков. П.П.Вяземский проделал специальное скрупулезное исследование о скандинавских пилигримах, изучив все доступные ему свидетельства исландских саг и североевропейских хроник и пришел к заключению, что единственный случай, описанный в «Кнутлингасаге», в котором говорится о короле Эрике Эйегода, ходившим на поклонение в Рим, Бари и Константинополь в 1098 г. «через Россию»1 и на который ссылаются историки, — лишь недоразумение, так как в публикации, на которую делаются ссылки, имеется текст, рассказывающий о пути Эрика через Германию, где его встречали духовенство и император, причем император дал королю «проводников» до самого Константинополя2.
Информация о работе Распространение христианства в русских землях до кн. Владимира Святого