Распространение христианства в русских землях до кн. Владимира Святого

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Августа 2012 в 16:29, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы заключается в рассмотрении вопроса о распространении христианского вероучения в русских землях до периода правления князя Владимира Святого.
В качестве основных задач в работе предпринято исследование различных теорий, связанных с варяго-русским вопросом, вопросом посещения апостолом Андреем Первозванным русских земель и вопросом первого крещения Руси.

Содержание

Введение.
Распространение христианства в русских землях до кн. Владимира Святого.
Варяго-русский вопрос.
Вопрос о посещении апостолом Андреем Первозванным русских земель.
Первое Аскольдово крещение.
Дальнейшее распространение христианства на Руси.

Заключение.

Вложенные файлы: 1 файл

Распространение христианства в русских землях.docx

— 119.85 Кб (Скачать файл)

С богатыми и сильными государствами  — Хазарией, Болгарией, Византией, кавказскими  странами — Грузией, Арменией, Албанией (Азербайджаном), и Багдадом Аскольдова Русь поддерживала активные торговые и политические контакты. Но главной внешнеполитической акцией Аскольда были походы против Византии и заключенные с нею договоры.

В современной литературе нет единого мнения, сколько было аскольдовых походов и когда именно они состоялись. По традиции считают, что реально можно говорить только об одном походе, который противоречиво описан в различных документах. На основании внимательного изучения и сравнения источников Б. А. Рыбаков в 1963 г. пришел к аргументированному выводу о многократности таких походов против Византии.

Первый поход Аскольда состоялся, по-видимому, в  860 г., при императоре Михаиле III, когда Русь внезапно напала на Константинополь, что закончилось  громкой победой киевского кагана. Главный политический смысл похода заключался в дипломатическом признании  Руси как великой державы и  достойного контрагента Византии. Этим походом Киевская Русь утвердила  свою международную позицию в  Эйкумене.

Второй поход, вероятно, состоялся  около 863 г. Греческие источники (Никита Пафлагонский) упоминают о нападении  Руси на Принцевы острова в Мраморном  море.

Следующий поход состоялся через три года, но, однако, закончился трагически для Руси.

И только четвертый поход 874 г. имел положительные результаты. Император  Василий I Македонин заключил с киевским каганом мирный договор, который  был оформлен с соблюдением всех необходимых формальностей. Факт подписания соглашения четко зафиксирован как  в византийских (Константин Багрянородный  и др.), так и древнерусских (в  частности, в Никоновской летописи) источниках.

Своими успешными походами против Византийской империи Русь показала, что входит в число наиболее могущественных государств средневековой Европы, и тем самым утвердила свой международный авторитет.

Одним из наиболее важных результатов  походов Аскольда на Византию было, вне сомнений, введение на Руси христианства.

В связи с Аскольдовым  крещением существуют две гипотезы, одна из которых приобрела широкое признание в дореволюционное историографии, а другая — в советской.

В дореволюционной  историографии утверждалось, что в 60-е годы IX в. крестилась не Киевская Русь, а Черноморская, Азовская, или Тмутараканская. Эту гипотезу отстаивали или поддерживали А. Л. Шлецер, Ф. К. Брун, Д. И. Иловайский, Е. Е. Голубинский, Д. И. Багалей, В. А. Пархоменко, Н. Полонская и др.

Советская наука отвергла данную гипотезу. В главном источнике, имеющемся в нашем распоряжении - энциклике Фотия, отмечено, что в 60-е годы IX в. крестилась именно Аскольдова (Киевская) Русь, которая угрожала Константинополю. А Тмутараканская (или Черноморско-Азовская) Русь (Арсания — по арабским источникам), по данным Никоновской, Густинской летописей, Киевского Синопсиса, В. Н. Татищева и других источников, не представляла собой какой-либо значительной политической силы и, соответственно, не соответствовала характеристике, данной Фотием.

Б. А. Рыбаков, ссылаясь на Фотия, Константина Багрянородного и отечественные источники (Никоновскую летопись, хронографы, труды В. Н. Татищева и др.), утверждает, что во времена Аскольда была создана Русская митрополия.

Также специального внимания заслуживает миссионерская деятельность Кирилла и Мефодия, которая началась в 862 г. и ознаменовала собой окончательную победу христианства в Моравии, Чехии, Словакии, а также начало интенсивного распространения его в Южной Польше. В Болгарии христианство утверждается в 863—865 гг.. Тесные экономические и дипломатические связи с Константинополем, возникшие во времена Аскольда, содействовали интенсивному распространению новой веры.

В 50-х годах IX в. Кирилл находился в Болгарии и немало потрудился для распространения христианства. В 860—861 гг. он ездил в Хазарию с миссионерской деятельностью, и там добился немаловажных результатов для ее христианизации. В 862 г. Кирилл вместе с Мефодием отправился в Моравию. При этом Русь не значится в списке стран, в которых проповедовали Кирилл и Мефодий. Объяснить это можно лишь тем, что к началу 60-х годов IX в. Русь уже была христианской страной. Здесь уже существовала епархия и молодая Русская церковь сама заботилась о проповеди новой веры.

«Таким образом, Аскольдово крещение представляло собой событие широкого международного значения. Независимо от окончательных результатов, этот процесс отражен в источниках того времени. Другое дело, что сама христианизация оказалась слишком сложным и длительным процессом и должна была пройти через ряд стадий и сложные рубежи.»1

Язычество не собиралось уступать поле деятельности христианству, поэтому вне сомнения, Аскольд стал жертвой антихристианской, проязыческой конфронтации, а не только внешней военной политики. А так как в те средневековые времена религиозные мотивы являлись удобной ширмой любых социальных выступлений, то Олег воспользовался этим в своей борьбе против Аскольда.

Закономерность этой борьбы отмечал В. Н. Татищев. Он называет христианство главной причиной гибели Аскольда. ”Убивство Аскольдово, — пишет он, — довольно вероятно, что крещение тому причиною было; может киевляне, не хотя крещения принять, Ольга призвали, а Ольгу зависть владения присовокупилась… < > И может не хотясчие киевляне креститися, Ольга на то призвали”.

 

 

_________________________________

1 Брайчевский М. Утверждение христианства на Руси // Русская старина. – http//oldru.com › begin/32.htm (24 апреля 2011 г.)

    1. Дальнейшее распространение христианства на Руси.

В 911 году Олег совершил успешный поход на Царьград, и заключил с греками выгодный мир. Когда его послы для заключения мира были в Греции, греки, по приказанию императора, водили их по церквам, показывая разные святыни, и давали наставления в вере.

Но дальнейшее распространение веры Христовой в Русской земле засвидетельствовано, прежде всего, заключенным в 944 году договором князя Игоря с Византией.

В этом договоре христиане  стоят на первом месте. И автор ПВЛ поясняет ««Се бо бе съборная церкы, мнози бо беша варязи хрестеяни». Надо отметить также, что в договоре речь идет далеко не обо всех христианах в Киеве, а лишь о тех, которые занимали в Древнерусском государстве высшие государственные должности. Они также имели право заключать международные соглашения и их присяга была необходимой, наряду с присягой самого киевского князя.

Исходя из того, что церковь св. пророка Илии, в которой русские христиане принесли присягу, в тексте договора названа соборной, ряд исследователей предполагают, что в Киеве в то время, существовали и другие христианские храмы.1 А то, что она находилась вблизи княжеского дворца и домов дружинников, вполне допускает мысль о терпимом отношении к христианам самого князя Игоря.

После смерти Игоря до совершеннолетия  Святослава правительницей становится княгиня Ольга. Со времени ее правления наступает новый этап в исторической и религиозной жизни русского народа. Благодаря заботам Ольги было введено административное деление Русской земли, правильное налогообложение, а также прекращены грабежи покоренных племен.

_______________________________

1 Макарий (Булгаков),  митрополит Московский и Коломенский. История Русской Церкви. Книга первая. История христианства в России до равноапостольного князя Владимира как Введение в Историю Русской Церкви ; Изд. Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, - М.,1994,- 407 с.

В летописном рассказе повествуется о путешествии Ольги в 957 году в Константинополь, и о ее крещении там. Это подтверждают не только русские документы, но и византийский историк Иоанн Скилица, а также западный источник «Продолжатель хроники аббата Регинона Прюмского»1 Известно, что в составе посольства княгини в Константинополе был пресвитер Григорий, вероятно священник соборной церкви св. Илии. Он мог быть как ее духовником и придворным капелланом, в случае, если княгиня уже была крещена, так и катехизатором, в случае, если Ольга только готовилась ко крещению. Можно предположить, что присутствие священника в посольстве княгини, ко всему прочему, подчеркивало многочисленность христианских общин на Руси.2

В те времена была очень  активна миссионерская деятельность латинского духовенства, особенно среди славян. С ее помощью Рим хотел усилить свое влияние в Древнерусском государстве. Но на Руси никогда не хотели иметь латинскую церковную иерархию. Об этом ясно говорится и в «Хронике Регинона». Согласно ей, епископ Адальберт, прибывший из германских земель на Русь, вскоре был вынужден покинуть ее. Митрополит Киевский и Галицкий Филарет дает исчерпывающее объяснение западных сообщений о миссии Адальберта: «...в окружении княгини Ольги были варяги-христиане, чьи родственники находились в Западной Европе и приняли христианство от духовенства латинского, от Римского патриархата. Там мечтали, чтобы Киевская Русь приняла крещение от западных миссионеров. А княгиня Ольга старалась породниться с византийским двором и принять веру от Константинополя. Не все были с этим согласны. Соединенные родственными связями с Западом, они решили пригласить в Киев западных миссионеров и епископов. Тогда кн. Ольга должна будет согласиться со случившимся фактом. Используя торговые связи с Западной Европой, варяги создали план пригласить латинских миссионеров как будто

_______________________________

1 Митрополит Минский и Белорусский Филарет. Установление христианства на Руси. // Богословские труды..., - с. 42.

2 Литаврин Г.Г. Состав посольства Ольги в Константинополь и «дары императора».// Византийские очерки. - М., 1982, - с. 85.

бы по прямому поручению  княгини Ольги. Русские летописи молчат об этой выдумке, а западные говорят».1

Приняв истинную веру Христову в Константинополе, княгиня Ольга всю свою жизнь оставалась неизменной хранительницей этой драгоценной святыни, и непрестанно трудилась для распространения христианских истин среди своих подданных.

Во-первых, она стремилась обратить ко Христу своего собственного сына - будущего правителя Руси - Святослава. И несмотря на то, что он отказывался, княгиня, как истинная христианка, не принуждая его, и продолжая любить, молилась «за сына и за люди по вся нощи и дни», с надеждой повторяя: «Воля Божья да будет; аще Бог хощет помиловати рода моего и земле русские, да возложит им на сердце обратиться к Богу, яко же и мне Бог дарова».

Во время своих многочисленных миссионерских путешествий, проповедуя слово Божие, «яко истинная ученица  Христова и единоревнительница апостолов», княгиня удостоилась видеть, как  многие из ее подданных, внимая ей, «любезно принимали от уст ея слово Божие  и крестились».

Ольга проводила политику христианизации и занималась храмостроительством только в пределах своих личных поместий, потому что в то время сильны еще были позиции язычников, которым сочувствовал воинственный Святослав.

Велика заслуга княгини и в деле воспитания своих внуков. Она первая посеяла семена христианской веры в сердце князя Владимира. Наставления княгини Ольги и ее святая жизнь - одна из главных причин, побудивших, в конечном итоге, князя обратиться ко Христу.

_______________________________

1 Оксиюк И.Ф. Первые столетия христианства на Руси и латинский Запад. В кн. - Богословские труды..., с. 198.

Период, отделяющий кончину  княгини Ольги от крещения князя Владимира, характеризуется в нашей истории христианства наступлением языческой реакции.

«Настал критический момент, когда языческие силы антихристианской реакции решили смести со своего пути грозный призрак принятия греческой веры и морального подчинения грекам, a не наоборот, как понимала варяжская реакция: — под знаком праотеческих богов завладеть Цареградом, его культурными богатствами и силами, и так решить вопрос ο синтезе религии и передовой европейской культуры. Выполнителем этого наивного плана победы над греческим христианством языческая партия избрала Владимира, младшего сына Святослава.»1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

____________________________

1 Карташев А.В. очерки по истории Русской Церкви. Т.1. – М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2009. – 784 с.

Заключение.

Реальное утверждение христианства в нашей стране — сложный процесс, растянувшийся на много веков  и прошедший несколько стадий. Сначала христианские идеи проникли в среду восточноевропейских, в  том числе и славянских, племен; затем нерегулярное, от случая к  случаю, введение новой веры отдельными восточнославянскими властителями; первое официальное крещение Руси при  Аскольде; захват власти князем Олегом в 882 г. и как результат, потеря новым  вероучением функции государственной  религии; непрестанная борьба христианства с язычеством на протяжении Х в., когда победа язычества чередовалась с периодами религиозной толерантности. И, наконец, второе официальное крещение при Владимире, и окончательное  провозглашение православия государственной  религией Руси — составляют единую и последовательную цепь рассматриваемых  исторических событий.

Выводы по варягорусскому вопросу хотелось бы начать со слов Д.И. Иловайского: «История не математика. Если б она имела дело только с величинами, точно определенными другими словами: если бы все летописцы, все известия передавали только одну истину и все были бы согласны между собой, тогда не было бы вопросов, а следовательно и споров. Историческая критика была бы не нужна. Но так как этого почти никогда не бывает, то сличение данных и проверка их необходимы, чтобы восстановить истину».1 Общую черту древних и средневековых исторических источников, начиная с Геродота и Тацита, составляет неопределенность и изменчивость этнографических терминов. Один и тот же термин в одну и ту же эпоху мог употребляться то в обширном, то в узком значении. В результате чего произошло множество недоразумений и путаниц, которыми до сих пор страдает историческая наука и от которых освобождается весьма постепенно.

Информация о работе Распространение христианства в русских землях до кн. Владимира Святого