Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Августа 2012 в 16:29, курсовая работа
Цель работы заключается в рассмотрении вопроса о распространении христианского вероучения в русских землях до периода правления князя Владимира Святого.
В качестве основных задач в работе предпринято исследование различных теорий, связанных с варяго-русским вопросом, вопросом посещения апостолом Андреем Первозванным русских земель и вопросом первого крещения Руси.
Введение.
Распространение христианства в русских землях до кн. Владимира Святого.
Варяго-русский вопрос.
Вопрос о посещении апостолом Андреем Первозванным русских земель.
Первое Аскольдово крещение.
Дальнейшее распространение христианства на Руси.
Заключение.
Первым свидетельством мифичности пути «из варяг в греки» по Днепру является географический экскурс, включенный в текст прямо за описанием «пути», который указывает выход из Оковского леса, из которого вытекают реки Ока, Днепр, Западная Двина и Волга3 в «море Варяжское» не по Ловати, а по Западной Двине. И это стоит отметить, потому что между Днепром и Ловатью лежат два труднопроходимых водораздела, которые
обособляют верховья Западной Двины. На этом пути по Оке с Каспия и на Двину найдены многочисленные восточные серебряные монеты VIII-IX в., которых нет на Ловати. Так же и Днепре византийские монеты являются редкими и случайными находками.
______________________________
1 Свердлов М.Б. Дания и Русь в XI в. //Исторические связи Скандинавии и России. IX-XX вв. - Л., 1970, - с. 80.
2 Вяземский П.П. Две статьи. Волк и лебеди сказочного мира. Ходили ли скандинавские пилигримы на поклонение к святым местам через Россию? - Воронеж, 1893, - с. 35-98.
3 Алексеев Л.В. «Оковский лес» Повести временных лет. // Культура средневековой Руси. -Л., 1974, - с. 5-11.
Также заслуживает внимания тот факт, что протяженность маршрута с верховьев Днепра через Новгород и Ладогу по сравнению с двинским направлением увеличивается более чем в пять раз.
В главе «О росах» сочинения «Об управлении империей» византийского императора Константина Порфирогенита содержится рассказ о том, как славянские племена, данники росов, живущие в Киеве, зимой рубят лес в верховьях Днепра, делают «однодеревки» (моноксилы), весной сплавляют их к Киеву, где росы их оснащают и, нагрузив товаром и невольниками, начинают трудное и опасное путешествие к Черному морю вниз по реке, через пороги, и вдоль его западного побережья, к Константинополю. Здесь не содержится никаких сведений о транзитном пути по Днепру, поскольку «росы» обитают в Киеве. Более того, в заключительном сюжете этой главы, о росах, объезжающих в течение зимы подвластные им славянские области и собирающих дань, говорится как о туземцах, об их «укорененности» в этой стране.1
Таким образом, весь имеющийся
в распоряжении Адама Бременского материал
говорит в пользу дунайского, а не днепровского
пути. Единственное препятствие, которое
мешает принять этот путь, это прямое указание
на "Новгород" и "Киев" как транзитные
пункты на пути в Константинополь и указание
на "Днепр", а не на Дунай, в тексте
ПВЛ. Но если рассмотреть исторические
карты славянского Поморья рубежа I-II тыс.
н.э., которые охватывают территорию современной
Германии и Польши, то можно обнаружить
топонимы, которые соответствуют одному
из главных топонимов русской летописи:
"Новград", "Ноград", "Новгард"
и т.д. «Новые города» тянутся вдоль всего
дунайского пути от Балтийского до Черного
моря. Здесь же мы найдем Ростов (Росток),
огромное количество "Вышгородов",
"Вышеградов", "Чернграды" и
др. Что же касается
«исключительно русского» топонима "Киев",
то существует его близнец на Дунае, на
который и указывает ПВЛ. Только в письменных
источниках X-XIII вв. на территории Балкан,
Центральной и Восточной Европы, по данным
______________________________
1 Константин Багрянородный. Об управлении империей. М., 1989, с. 44-51 и 291-331.
болгарского филолога Н.П.Ковачева, существовало около семи десятков "Киевов".
В данном случае противоречие между Днепром и Дунаем разрешается достаточно просто, потому, что в большинстве древних и исправных текстов ПВЛ рисуется неправдоподобная картина, согласно которой Днепр втекает в Черное море тремя устьями. Но в исторически обозримое время реальный Днепр всегда впадал в Черное море одним устьем с Южным Бугом, образуя общий Буго-Днепровский лиман. Это обстоятельство было хорошо известно на Руси. Потому монах Лаврентий в процессе переписки текста ПВЛ соответственно заменил «тремя жерелы» на «жерелом» и при этом сохраненил «семидесяти жерелъ» у Волги. У Дуная, наоборот, при таком же наличии семи рукавов дельты, указываются, по традиции только три важнейшие — Килийское, Сулинское и св. Георгия.
Именно эти «три жерела» обозначил автор рассказа у реки, которую избрал апостол для своего путешествия.
На основании вышеизложенного, включая свидетельства археологов, Адама Бременского и П.П.Вяземского можно утверждать, что «хождение» апостола Андрея «не было сочинено специально во славу русской Церкви и Русской земли, как то предполагалось ранее. Перед нами яркий пример укоренения на русской историографической почве уже существовавшего произведения, обладавшего, кроме агиографического, еще и географическим содержанием - указанием на традиционный путь «из варяг в греки и из грек» по Дунаю, который русским летописцем был перенесен на Днепр, исказив историко-географическую перспективу и внеся смятение в умы позднейших исследователей.»1
Однако есть и другие источники.
К примеру, многочисленные «каталоги»
раннего средневековья - «О двенадцати
апостолах: где каждый из них проповедовал
и где скончался», — в них
также указана и ______________
1 Никитин А. Основания русской истории.// библиотека Гумер. - htth//gumer.info › bibliotek_Buks/History/nikit/
территория Фракии, прилегающая к Дунаю. На основании этого можно предположить, что в изначальном тексте летописи речь шла не о Херсонесе Таврическом (Корсуни), который находился достаточно близко к «устью Днепровскому», а о Херсонесе в Дакии (современный Констанца), находящемся рядом с «гирлами» Дуная. Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что идя вверх по Дунаю, апостол, побывал и на Британских островах («море Варяжское»), на которые он мог попасть, только следуя дунайским маршрутом, что полностью соответствует исторической традиции.
Также интересен вопрос о путешествии апостола в Рим, который всегда тревожил исследователей.
Большинство историков полагало целью хождения апостола утверждение авторитета молодой русской Церкви, для чего и была якобы включена данная легенда в ПВЛ. Но если рассматривать путь Андрея в изначальном (дунайском) варианте, можно предположить, что ПВЛ предсказывала будущее обращение народов, которые еще только должны были появиться в этих местах, т.е. словен («они же норики»), упоминаемых во «введении» ПВЛ как расселившихся позднее по Дунаю, «где есть ныне Угорская земля и Болгарская», и, возможно, болгар.
Легенда о путешествии апостола Андрея с берегов Черного моря в Рим несла в себе, таким образом, отклик на самое яркое и важное событие второй половины IX в. Речь идет о «солунских братьях» — просветителях славян, Константине-Кирилле, Мефодии и их учениках, прошедших именно тем путем, который был усвоен в легенде апостолу. С их именами связано возникновение и распространение славянской азбуки, церковного «устроения» и литургии в землях Великой Моравии, Паннонии и Болгарии. Из Великой Моравии, куда просветители были приглашены из Константинополя, они прошли вверх по Дунаю через Болгарию, которая еще не приняла крещение, пробыли несколько лет у мораван (т.е. «словен»). Затем, то ли по требованию папы Николая I, то ли в силу когда-то данного Константином-Кириллом обета, совершили путешествие в Рим к Святому Престолу.
Если сравнить маршруты миссионерской деятельности апостола Андрея на берегах Черного моря с последовательностью путешествий Константина-Кирилла по тем же областям — в Херсонес, к хазарам в Приазовье, на Балканы и в Подунавье, — можно предположить, что просветитель славян сознательно шел по следам апостола, как бы завершая его дело.
Далее, интересен тот факт, что по прибытии в Рим братья с учениками в храме св. апостола Андрея совершили благодарственную службу, причем ранее, чем апостолу Павлу. «Этот факт может быть истолкован лишь как признание ими апостола Андрея своим небесным наставником и руководителем, чье дело проповеди в «скифских» землях они привели к успешному завершению, создав для славян («скифов») собственную грамоту, переведя на нее богослужебные и священные книги и утвердив славянскую литургию.».1
Летом 1978 г., работая в книгохранилище Зографского монастыря на Афоне, болгарский филолог Стефан Кожухаров обнаружил канон, посвященный апостолу Андрею. Автором канона оказался один из учеников Кирилла и Мефодия — Наум Охридский. Акростих канона сообщал, что «првоаго хрстова сла хвали нишчии Наоум», т.е. «первого Христова апостола восхваляет нищий Наум». «Первого» — то есть «Первозванного». Интересно и то, что до находки С. Кожухарова не было известно ни одного произведения, подписанного именем Наум. В своем каноне Наум проводил параллель между героической деятельностью апостола, который просвещал учением евангельским северных варваров, за что и потерпел от них мучения и гонения, с Кириллом и Мефодием - своими учителями. Параллель эту Наум проводил, показывая и радость Андрея при приближении конца его земной жизни, «как и учитель мой, провидя свою смерть».
В середине XI в. происходили
такие исторически значимые события, как,
с одной стороны, искоренение памяти об
автокефальности болгарской Церкви и
независимости болгарского народа, а с
другой — дискредитация ______________________________
1 Никитин А. Основания русской истории. // библиотека Гумер. - htth//gumer.info › bibliotek_Buks/History/nikit/
роли Рима, с которым
в середине XI в. у Константинополя
произошел окончательный
«Чуть более 100 лет назад в Российской империи не только хранили память о первом киеворусском православном государе Оскольде-Николае, но и чтили его мученический подвиг. Революция 1917 г., жесточайшие гонения на Церковь и насильственное искоренение религиозных чувств в народе на протяжении 80-ти лет привели к тому, что многие православные традиции были безвозвратно утрачены, среди них и почитание памяти о князе-мученике Оскольде и первом крещении на Руси. И это несмотря на то, что современная историческая наука серьезно продвинулась в вопросе изучения темы первого Оскольдова Крещения Руси, осуществлены специальные научные исследования такими известными учеными как В. И. Ламанский, А. А. Шахматов, Б. А. Рыбаков, М. Ю. Брайчевский и др.»1
В связи с 900-летием ”Владимирова крещения”, В 1888 г., Ф. Фортинский проделал специальное исследование, отыскивая в европейских хрониках и документах хотя бы малейшие следы или намеки о крещении Руси около 988 г. Оказалось, что ни в одном тексте не нашлось никаких сведений по этому вопросу. Ни польские, ни чешские, ни венгерские, ни немецкие источники — не говоря уж об итальянских, французских или английских — не упоминают этого события.
Еще более странным кажется молчание православных, особенно византийских и болгарских источников. В письменных источниках (Лев Диакон, Михаил Пселл, Скилица-Кедрин, Зонара и др.) находим сведения о падении Херсонеса, о договоре киевского князя Владимира Святославича с императором Василием II и о его вступлении в брак с принцессой Анной, об участии русского экспедиционного корпуса в междоусобной борьбе за константинопольский престол. В данном случае самым важным кажется идейно-политический момент для Константинопольской патриархии – это крещение Владимира и его страны, однако ни одна греческая хроника конца X—XI в. ничего не сообщает об этом событии.
______________________________
1 Шумило С. «Это должно быть делом всей православной Руси» К 1150-летию от начала христианизации Руси// Русская линия. - 15.05.2010 - http://rusk.ru › st.php?idar=41968.
И в восточных источниках прослеживается аналогичная картина. Отсутствие сведений в иностранных источниках о крещении Руси Владимиром объясняется лишь тем, что впервые христианство в Киевском государстве было официально введено при Аскольде в 860 г. И несмотря на то, что в результате убийства последнего в 882 г. христианство потеряло значение государственной религии, Русь в глазах Эйкумены осталась христианской страной, а обращение Владимира, в последствии, окончательно разрешило многовековой спор между религиозными системами в пользу христианства.
К периоду правления Аскольда относятся сообщения арабских писателей о трех центрах Руси (Куявия, Славия и Арсания (Артания)), объединяющих восточнославянские племена. Это авторы группы ал-Балхи: ал-Истахри, Ибн-Хаукаль, анонимная книга ”Худуд-ал-Алам”, а также произведение Идриси.
Куявия — это Киевская Русь, то есть государство Аскольда. Она охватывала южную группу восточнославянских племен с центром в Киеве. Ее городами кроме Киева были Чернигов и Переяславль.
Славия — объединение северной части восточнославянских и некоторых неславянских племен с центром в Ладоге — будущая Новгородская Русь.
Арсания, по признанию большинства ученых, локализуется на юго-востоке нашей страны — в области Приазовья, Восточного Крыма и Северного Кавказа. Это так называемая Азовская, или Черноморская (Тмутараканская) Русь.
В это время в состав Киевской Руси входили земли полян, древлян, дреговичей и юго-западной части северян (с городом Черниговом). Славия включала территорию ильменских словенов, чуди, веси и мери. Между двумя объединениями лежала область кривичей, до 872 г. сохранявшая независимость. Земли вятичей, радимичей и большей части северян еще в VIII в. были захвачены хазарами и находились в подчинении у каганата.
Информация о работе Распространение христианства в русских землях до кн. Владимира Святого