Расселение славян

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2013 в 18:38, реферат

Краткое описание

Расселение славян по Восточно-Европейской равнине было тесно связано с реками – они оказывали весьма благотворное влияние на жизнь людей. Они служили средством сообщения между племенами, снабжали людей рыбой для еды и для обмена. Речные пути со временем приобретали международное значение, они соединяли уже не только отдельные племена, но и различные народы и страны.
Существовало два водных пути, по которым проходил процесс расселения. Во-первых, славяне двигались через Карпаты на Днепр; во-вторых, через Южную Балтику они попадали к берегам Волхова и к Ладоге.

Вложенные файлы: 1 файл

1_bilet.doc

— 679.50 Кб (Скачать файл)

1 билет

 

Расселение  славян.

 

    Первые  отрывочные сведения о славянских  племенах, живших на берегах Вислы  и Дуная, дают  римский писатель  Плиний Старший и историк Тацит.  До  Великого переселения народов  славяне жили в отдалении от  границ  Римской империи, и в миграционный процесс они включились лишь в VI в.  В VI –VIII в.в.  происходило расслоение славян по трем основным направлениям:  на юг – на Балканский полуостров; на запад – в Среднее Подунавье и междуречье Одера и Эльбы; на восток и север по Восточноевропейской равнине. Соответственно произошло и разделение славян на три ветви – южную, западную и восточную.

 

    Во  второй половине 1 тысячелетия до  н.э. и в первой половине 1 тысячелетия  н.э. в лесостепной зоне этой  территории обитали племена,  известные по культуре полей погребения. Они, как правило, сжигали покойников, и прах хоронили в земле в особых глиняных сосудах - урнах на кладбищах. Они жили первобытнообщинным строем, в первой половине 1  тысячелетия н.э. уже знали плужное земледелие и гончарный круг  (Черняховская культура), что свидетельствует, с одной  стороны,  о  начавшемся отделении ремесла от земледелия, а с другой - о начале разложения  родоплеменного строя. Археологи считают  их ранними славянскими  племенами.

 

    В  среде этого раннеславянского населения отсутствовали прочные экономические и культурные связи, и шел процесс этнической  дифференциации.

 

 

    В  ходе его к концу бронзового  и в период раннего железного   века  возникли своеобразные по  культуре группы племен, в том  числе на востоке    племена     Поднепровских      культур, а на западе – племена

 

                                                     9

 лужицкой  культуры. Этим было положено  начало образованию восточного  и западного славянства.

 

    В  эпоху расселения родовой строй оставался господствующей формой быта у восточных славян. По крайней мере, «Повесть временных лет» отчетливо изображала эту форму общности: «живяху каждо с своим родом и на своих местех, владеющее кождо родом своим». Отсюда ясно, что родственники жили особыми поселками, на вперемежку с чужеродцами. Но в ходе расселения и колонизации родовой союз ослабевает,  совместная жизнь родичей разрушается. Расселение ускоряет разложение родоплеменного строя. В VI-VIII в н.э. в результате дробления и смешивания племен складываются новые славянские общности, которые теряли кровнородственные черты и приобретали территориально-политический характер. Восточные славяне занимали  обширное  пространство к востоку от Днепра, по Днепру и Дону, в т.ч. покрытое лесами и непроходимыми болотами. Названия племен чаще всего образовались от  местности обитания: особенностей ландшафта (поляне) или названия реки (мораване – от р.Моравы.

 

    С  признанием или непризнанием  расселения славян на Русской  равнине в VI-VIIIвв. связано появление двух различных взглядов на начало нашей истории.  Сторонники  первого взгляда (норманисты) – это немецкий ученый Шлецер, член русской Академии наук XVIII в., исследовавший древнерусскую историю, а также наши историки, придерживавшиеся его взглядов: Карамзин, Погодин, Соловьев. Они

 

Полное собрание русских летописей.Спб.;М.;Л.;1841-1990.Т.1-39.стр.324

 

                                                       10

 

считали, что  до половины IX в. т.е. до прихода варягов, на обширном

 

пространстве  нашей равнины, от Новгорода до Киева по Днепру направо и налево, все было дико и пусто, покрыто мраком: жили здесь люди, но без правления,  подобно зверям и птицам, наполнявшим их леса. В эту обширную пустыню заселенную бедными, разбросанно жившими дикарями, славянами и финнами, начатки гражданственности впервые были занесены пришельцами из Скандинавии – варягами, около середины IX в.

 

    В.О. Ключевский  считал, что описанная картина  нравов восточных славян  соответствует  тому, как рассказано о начале  Русской земли в «Повести временных лет». Ее составитель писал,  что восточные славяне до принятия христианства жили «зверинским образом, скотски» в лесах, как все звери, убивали друг друга, если все нечистое, жили уединенными,  разбросанными и врожденными один другому родами. Ключевский из всего этого делает обоснованный вывод, что «нашу историю следует начинать не раньше половины IX в. изображением тех первичных исторических процессов, которыми везде начиналось человеческое общежитие, картиной выхода из дикого состояния»

 

     Другой взгляд  на начало нашей истории, прямо  противоположно первому,  представлен   в  трудах историков Беляева  и Забелина.  Они  

 

полагали,  что восточные  славяне искони обитали в пределах Русской равнины, они переселились, может быть, еще до н.э. исторический

 

Полное собрание русских  летописей.Спб.;М.;Л.;1841-1990.Т.1-39.стр.324

 

Ключевский В.О. Русская  история. Полный курс лекций в трех книгах. Кн.1.М.,1997. С. 119-120.

 

                                               11

 

процесс они   описывают  вне   времени и   конкретных исторических

 

условий. К тому же среди  народов, обитавших на  территории страны до VI в. присутствие славян не было замечено, не отражено в источниках. Напротив, источники указывают, что  славяне в VI в. находились на Карпатах.

 

    Начиная с VII- VIII века происходит интенсивное  продвижение славян и в центр  и в северные зоны Восточной  Европы. Славяне шли в Восточную  Европу разными путями и в  разное время на протяжении VI -X века.

 

    Этот процесс  расселения славян – процесс  земледельческой колонизации в пределах, прежде всего балто-славянского континуума – был во все времена, от "дунайской прародины" до "освоения целины" характерен для славянской и особенно восточнославянской культуры.

 

    Процесс расселения, однако, был связан не столько с прогрессом земледельческого хозяйства, сколько с быстрым истощением почв при подсечно-огневом земледелии: "гнезда" славянских поселений, открытые археологами, свидетельствуют не о "гнездовом" сосредоточении деревень, а о вынужденном перемещении поселков на новое место. "Подвижность" славян отмечали и древние историки, но в самосознании самой славянской культуры "оседлость", стремление к оседлому быту, были, естественно, доминирующими.

 

    На восточной  окраине Европы в то время  жили финские, балтские и ираноязычные племена – земледельцы, охотники и рыболовы. В таежных степях и лесостепях места хватало всем, и судя по всему,                         

 

 ославянивание этих  краев произошло не в результате  завоевания, а в 

                                                                      14

 

ходе постепенной  диффузии. За несколько веков земледельческие  племена Восточной Европы слились  в народ, который мы ныне называем древнерусским.

 

    Восточная половина  Европы представляет собой равнину,  ограниченную четырьмя морями – Белым, Балтийским, Черным и Каспийским – и тремя горными хребтами – Карпатами, Кавказом и Уралом. В древнейшие времена главными средствами сообщения и местами расселения служили реки с их многочисленными притоками.

 

    Климат в средней полосе Восточно-Европейской равнины континентальный: на смену жаркому, сравнительно короткому лету приходит долгая и снежная зима. Эти природные условия оказывали влияние на образ жизни народов Восточно-Европейской равнины.

 

    Расселение славян  по Восточно-Европейской равнине было тесно связано с реками – они оказывали весьма благотворное влияние на жизнь людей. Они служили средством сообщения между племенами, снабжали людей рыбой для еды и для обмена. Речные пути со временем приобретали международное значение, они соединяли уже не только отдельные племена, но и различные народы и страны.

 

    Существовало  два водных пути, по которым  проходил процесс расселения. Во-первых, славяне двигались через Карпаты  на Днепр; во-вторых, через Южную  Балтику они попадали к берегам Волхова и к Ладоге.

 

    Ко времени  прихода славян территорию страны  занимали финно-угорские, балтийские, тюркские и иранские племена.  Но огромные просторы и малая  плотность населения позволила  избежать серьезных 

 

                                                   15

 

военных конфликтов. Постепенно балтийские племена (голядь, ятвяги,

 

летты, литовцы) были поглощены или оттеснены, финно-угорское население (чудь, весь, меря, мурома, мордва) наряду со славянами приняло участие  в создании Древнерусского  государства.

 

    Таким  образом

Глава II.Занятия  и быт  восточных славян.

1.   Хозяйство.

 Академик  Б.А.Рыбаков отмечает, что уже  со 2  в.  н.э.  обнаруживается "резкий  подъем всей хозяйственной и  социальной жизни той  части   славянского мира, которая в свое время  создала  приднепровские  сколотские царства, а в будущем станет ядром Киевской Руси - Среднего  Поднепровья". Рост количества кладов римских монет и серебра, относящихся к эпохе императора Трояна (98-11) и найденных на землях  восточных славян, убедительно свидетельствует о быстром развитии у них  торговли. О славянском экспорте хлеба во II-IV вв. говорит заимствование славянами римской хлебной меры - квадрантала, ставшего потом у них  четвериком (26,26 л) и дошедшего в нашей метрологии до 1924 г.

 

    Во II-IV вв. формы быта славянского мира  становятся более многообразными. Основу хозяйственной жизни восточных  славян составляло земледелие. Но  если славяне, жившие в лесной  зоне  Среднего  Приднепровья,  знали подсечное земледелие (зарубинецкая культура), то славяне, жившие в лесостепи Нижнего Приднепровья, освоили уже плуг с лемехом и череслом и применяли более эффективное плужное земледелие (черняховская  культура).

 

    Славяне  возделывали пшеницу, ячмень, рожь, просо, горох, гречиху.  До нас дошли свидетельства об использовании нашими предками ям-хранилищ, вмещавших до 5 т зерна. Если экспорт зерна в Римскую империю стимулировал развитие земледелия, то местный рынок способствовал  появлению нового способа размола  зерна - на  мукомольнях  с  жерновами.  Стали строиться специальные хлебные печи. Славяне разводили  крупный  рогатый скот и свиней, а также лошадей, занимались охотой и рыболовством. В повседневном быту славяне широко использовали  так  называемый  ритуальный календарь, связанный с аграрной магией. В нем отмечались дни весенне-летнего сельскохозяйственного сезона от  прорастания  семян до жатвы и особо выделялись дни языческих молений о дожде в четырех разных сроках. Указанные четыре срока дождей считались  оптимальными  для Киевщины и в агрономических руководствах  конца  XIX  в.,  что  свиде­тельствует о наличии у славян IV в. достоверных агротехнических наблюдений.

 

    У  восточных славян были широко  развиты кузнечное и литейное  дело. Они изготовляли на гончарном  круге керамику, мастерили ювелирные и костяные предметы обихода.

 

    В  отличие от славянского лесного  севера с характерными  дл  него  маленьким городищами у  славян лесостепи возникали ничем  не  огражденные большие села. Они тянулись по берегам рек  на 1-1,5 км, напоминая позднейшие украинские села с их вольной  планировкой  усадеб.  Наряду  с обычными жилищами (10-20 кв  м) строились  большие  дома-огнища  площадью 100-120 кв.м. Они  стояли  по  соседству  с  другими  домами  и предназначались, вероятно, уже не для большой семьи-задруги, а для челяди.

 

     Для  жизни  славян весьма характерна  постройка оборонительной линии,  известной по именем Змеивых  валов и охватывающей все   Среднее  Приднепровье.  О существовании  этих валов во II-IV в.в. говорят,  в частности, два факта: отсутствие в то время самостоятельных  оборонительных укреплений,   и находка клада римских монет в насыпи  одного из валов. Сооружение большой оборонительной линии может  свидетельствовать  о появлении государственного  начала.

 

    Восточные   славяне  жили в окружении многочисленных  соседей. На  запад от них  обитали  западные  славяне, на юг – южные  славяне. На северо-западе прибалтийские  земли  занимали  предки  современных  литовцев, латышей  и эстонцев. В северо-восточных лесах и тайге жили  многие финно-угорские  племена – мордва, весь, карела, чудь. На востоке в районе Средней Волги, сложилось государство Волжская Болгария. Эти болгары были тюркским народом, состоящими в родстве с чувашами и кавказскими балкарцами. Хозяевами южных  степей  были кочевники- тюрки, авары, хазары. В IX в. там  появились печенеги, а в XI в. в степи пришли половцы. В  районе Среднего Дуная (территория современной Венгрии) в IX в. обосновались венгерские племена – они  пришли  туда  из  Приуралья через  южнорусские степи и и обрели новую родину.

2.Занятия восточных  славян

       Главным занятием  восточных   славян в  известную нам  эпоху было  земледелие   в  сочетание  с   разведением   скота и различного     рода  промыслами.  Чем дальше  на север, тем больше значение приобретали промыслы,  тем более, что   во внешней торговле особенно с развитыми  странами  Востока и Византией,  особую   роль   играл  именно экспорт различного пушного  зверя, которым  в ту  пору был богат не только славянский север, но и более южные земли.

 

                 

 

     Жизнь   среди  лесов и болот была  нелегкой.   Прежде чем  срубить   дом, нужно  было  найти сухое   и   сравнительно  открытое  место  и расчистит его. Первоначально  славянские поселки были  редкими  островками  среди "лесного моря". Их жители вели хозяйство, применяясь  к  окружающим   условиям.

Информация о работе Расселение славян