Расселение славян

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2013 в 18:38, реферат

Краткое описание

Расселение славян по Восточно-Европейской равнине было тесно связано с реками – они оказывали весьма благотворное влияние на жизнь людей. Они служили средством сообщения между племенами, снабжали людей рыбой для еды и для обмена. Речные пути со временем приобретали международное значение, они соединяли уже не только отдельные племена, но и различные народы и страны.
Существовало два водных пути, по которым проходил процесс расселения. Во-первых, славяне двигались через Карпаты на Днепр; во-вторых, через Южную Балтику они попадали к берегам Волхова и к Ладоге.

Вложенные файлы: 1 файл

1_bilet.doc

— 679.50 Кб (Скачать файл)

Восточными  славянами был создан единый пантеон  языческих богов - богу-отцу соответствовал Стрибог, богу-сыну - Даждьбог, Богородице - Мокош. Основными божествами считались Перун (покровитель плодородия и жизненных сил) и крылатый Семаргл, которые являлись посредниками между небом и землей.

В условиях «многобожья» встала необходимость выбора единой веры. Принятия общей для Руси религии требовали интересы единства государства, так как другие страны воспринимали языческую Русь как варварское государство.

Князь Владимир Святославович имел многочисленные беседы с проповедниками многих религий. Веру иудеев князь Владимир отверг по причине потери ими своей земли, а ислам - за строгие ограничения в еде и питье.

Владимир предпочел  восточное христианство за красоту  его храмов и обрядов по византийскому  канону, которые произвели на него глубокое впечатление. На окончательный  выбор повлияли и давние связи с Византией.

Православие в  большей степени, чем другие религии, соответствовало культурному типу славян. В отличие от католичества, ориентированного на рациональное познание мира, православие понимало смысл  жизни как достижение внутреннего совершенства и единства, коллективное стремление к лучшему будущему и социальной справедливости.

В 988 г. Владимир (в народе Красно Солнышко) принял христианство в православном его варианте.

Предпочтение  православия объясняется и тем, что Римская католическая церковь ограничивала богослужения только латынью, а Константинопольская православная церковь давала возможность использования в служениях русский язык.

Одной из причин выбора православия стали политические претензии римской церкви и ее возвышение над светской властью, чего боялись русские князья. Восточная же церковь строила свою религию на взаимодействии религиозной и светской власти, поддерживая светскую власть своим авторитетом.

Христианство  было распространено на Руси задолго  до его официального принятия. Первыми православными были княгиня Ольга и князь Ярополк. Однако процесс христианизации был долгим, так как население неохотно расставалось с язычеством. Даже сын княгини Ольги отказался принимать христианство. Языческие верования и обычаи сохранялись у восточных славян длительное время, они переплетались с христианскими праздниками на протяжении многих столетий.

Принятие православия  определило новую историческую судьбу российского государства, положило конец языческому варварству и позволило российскому обществу на равных войти в семью христианских народов Европы. Это событие имело эпохальное значение для развития культуры, упрочения государства и развития международных связей Древней Руси.

2) Принципы и  методы византийской дипломатии  во взаимоотношениях с Русью включали в себя установление межгосударственных договорных отношений, вводивших международную политику в правовое русло, препятствовавшее совершению неожиданных набегов, разгромов городов, оказанию военного давления.

Наибольшее  влияние Византийской культуры проявилось при становлении Московского княжества (XIII–XVв.в.) и формировании великорусского государства (XV-XVI в.в.).

 Очень важное  место в отношениях между государствами  уделялось церемониям приемов,  торжественных обедов, официальных и неофициальных бесед.

 Брак Московского  государя - князя Ивана III Васильевича  с племянницей последнего византийского  императора Софьей был важным  событием в русской истории.  При Софье утвердились многие  порядки и обычаи византийского  двора. Церемониал стал величественнее и торжественнее. Сам Великий князь вдруг как-то возвысился в глазах современников, которые заметили, что Иван после брака на племяннице византийского императора явился вдруг самовластным государем и возвысился до царственной недосягаемой высоты, перед которою боярин, князь и потомок Рюрика и Гедемина должны были благоговейно преклониться наравне с последним из подданных. Именно в то время Иван III стал внушать страх одним своим видом. Этот брак укрепил положение Древней Руси на международной арене.

 Желая показать, что Москва во всех отношениях  является преемницей Константинополя,  Иван III впервые на Руси ввёл  обряд венчания на царство.  Кроме того, он объединил Московский  герб с гербом Византии: московского  Георгия Победоносца, убивающего змея, с византийским двуглавым орлом3.

 Позднее,  Иван IV Грозный стал именовать  себя царем по аналогии с  византийским императором. До XV века  митрополит на Руси назначался  с согласия византийского патриарха.  Так же как в Византии, на  Руси стали возникать монастыри, церковь превратилась в богатую организацию, обладавшую многочисленными земельными владениями4.

 Учет византийской  концепции политической иерархии  в мире и дипломатической практики  империи в отношениях с другими  государствами помогает оценить русско-византийские договоры и взаимоотношения обоих государств.

3) Киевская Русь, приняв в 988 году христианство  из рук Византии, унаследовала  целую систему духовных, эстетических, моральных ценностей, свойственных  христианской культуре.

3.1 Церковь. Христианство

 Церковь  играла крупную роль в экономической  и политической жизни Древнерусского  государства. С принятием христианства  высшую церковную иерархию стало  возглавлять византийское духовенство.  Лишь при Ярославе киевским  митрополитом был поставлен Илларион, русский по происхождению13. По приказу Ивана III греческий монах Максим Грек переводил греческие церковные книги на русский язык.

 Несмотря  на все перипетии и сложности  в отношениях с Византией, принятие  Русью христианства от неё  стало неизбежным. Здесь для Руси не существовало иных исторических альтернатив. Иудаизм и ислам был представлен соседними с Русью кочевыми и полукочевыми народами, весь образ жизни и менталитет которых был абсолютно чужд земледельцу-славянину. А униженный и маловлиятельный к концу X века Рим был слишком далеко. Весь ход становления и развития Древнерусского государства и само его геополитическое положение обусловили ту историческую закономерность, которая сделала именно Византию «крестной матерью» Древней Руси14.

3.2 Станковая и монументальная живопись

 В области  станковой живописи первым толчком  влияния византийской живописи  был привоз на Русь икон  в X-XI в.в., которые потом копировали. Привозимые иконы помещались  в новопостроенные храмы и  на многие века становились  почитаемыми святынями.

 Русское  слово «икона» восходит от греческого «эйкен», что означает изображение, образ, подражание.

 Иконопись  строго следует богословским  канонам письма иконы, разработанным  в Византии на VII Вселенском Соборе  ещё в 787 году. И древнерусская иконопись унаследовала традиционные принципы изображения святых, закреплённых иконописными подлинниками византийского образца.

 Византийский  канон живописи не был безоговорочно  принят русскими художниками.  В живопись мастеров из Византии, творящих в Киеве, Новгороде и других городах, проникают русские образы. Например, роспись собора св.Софии в Киеве представляет собой один из великолепнейших образцов фресковой живописи 11 века. Это один из самых ранних из известных нам памятников монументальной живописи, отлично сохранившийся15.

3.3 Архитектура

В период сложения на Руси монументальной архитектуры, в  конце X – 1-й половине XI века, роль византийского  влияния была очень велика. Отсутствие собственных традиций каменно-кирпичной  архитектуры и собственных мастеров привело к тому, что строительство в Киеве на ранней его стадии было целиком в руках приезжих греческих зодчих. Тем не менее полного совпадения византийских и киевских построек даже в тот период не наблюдается.

 Византийское  искусство, унаследовав громадный опыт художественного развития античности, выработало к X веку особый вид храма, чья композиция и выразительность стали образцами для архитектуры всей Восточной Европы. Это был так называемый крестово-купольный храм, структура которого стала основополагающей для зодчества домонгольской Руси. На её основе были созданы оригинальные высокохудожественные произведения. Таким был первый каменный храм, построенный в 991-996г.г. – Десятинная церковь, впоследствии разрушенная татаро-монголами в XIII веке16.

3.4 Музыкальная культура

 византия  русь дипломатия влияние

 Византийская  эстетика оказала огромное влияние  на музыкальную культуру, надолго  определив путь развития русской  музыки.

 Древняя  Русь восприняла византийскую  музыкальную культуру и новую  музыкальную эстетику вместе с крещением как непосредственный источник. Летописец в «Повести временных лет» объясняет выбор новой веры по византийскому образцу красотой византийского богослужения, поразившей русских послов.

 Феодосием  Печерским было введено на  Руси основополагающее понятие византийской музыкальной эстетики – «ангелогласное пение». Оно сыграло важную роль в развитии русской церковной хоровой музыки всех последующих эпох. В Византии идея ангелогласного пения развивалась у Псевдо-Дионисия Ареопагита.

 Византийский канон лёг в основу певческой церковной культуры Древней Руси. Однако, если в Византии музыкально-поэтический канон богослужения складывался постепенно на протяжении нескольких столетий и оформился окончательно к X веку, в Древней Руси канон был воспринят целиком вместе с крещением Руси и рассматривался как нечто незыблемое, священное. Его нарушение на Руси могло рассматриваться как ересь. В дальнейшем первоначальная византийская основа церковного пения видоизменялась, ассимилировалась на русской почве17.

 

3 билет

1) Накануне нашествия  древнерусские земли простирались  от Белого моря на севере  до причерноморских степей на  юге, от Балтийского побережья  и Карпат на западе и юго-западе  до Уральских гор на северо-востоке.

Это была огромная территория, где звучала разноязыкая, по преимуществу славянская, речь. Многочисленные города Древней Руси, сильно отличавшиеся от своих каменных западноевропейских собратьев по облику, мало в чем уступали им по уровню мастерства ремесленников, торговому размаху и культуре. Вокруг городов — села и деревни, крестьянские избы и усадьбы феодалов. И все это в обрамлении лесов — «дубрав частых» и «полей дивных», в объятиях рек и вкраплениях озер.Карта Древней Руси походила скорее на лоскутное одеяло, сшитое второпях и из наскоро собранных лоскутков. Прежние старшие княжества — Киевское, Черниговское и Переяславское — заметно поблекли и даже утратили былое очарование и привлекательность. Да и рядом с великим киевским князем теперь стояли другие великие князья, предки которых некогда занимали великое княжение.

Галицко-Волынское, Смоленское, Владимиро-Суздальское, Рязанское  княжества первенствовали в своих  регионах. Но даже им не удавалось полностью  избежать общей участи — продолжавшегося  выделения уделов. Только на севере пестрота красок сменялась на единую цветовую гамму — то начинались обширные владения Новгородской феодальной республики.

Впрочем, от внимательного  взгляда историков не ускользнули  первые признаки противоположного процесса, призванного перекроить политическую карту на иной лад. Речь идет о начале преодоления феодальной раздробленности, начавшемся выделении и возвышении центров, которым предстояло политически объединить вокруг себя русские земли. Трудно сказать, как бы; шел этот процесс и какие бы государства возникли. Естественное развитие было прервано. Внешний фактор — нашествие Батыя — привел к изменениям во внутренней жизни страны.

2) В результате  нашествия погибло около половины  населения. Киев, Владимир, Суздаль,  Рязань, Тверь, Чернигов, и многие  другие города были разрушены. Исключение составили Великий Новгород, Псков, Смоленск, а также города Полоцкого[27] и Турово-Пинского княжеств. Развитая городская культура Древней Руси была уничтожена.

На несколько  десятков лет в русских городах  практически прекратилось строительство из камня. Исчезли сложные ремёсла, такие как производство стеклянных украшений, перегородчатой эмали, черни, зерни, полихромной поливной керамики. «Русь была отброшена назад на несколько столетий, и в те века, когда цеховая промышленность Запада переходила к эпохе первоначального накопления, русская ремесленная промышленность должна была вторично проходить часть того исторического пути, который был проделан до Батыя»[28].

Южные русские земли потеряли почти всё оседлое население. Уцелевшее население уходило на лесной северо-восток, концентрируясь в междуречье Северной Волги и Оки. Здесь были более бедные почвы и более холодный климат, чем в южных полностью разорённых регионах Руси, а торговые пути находились под контролем монголов. В своём социально-экономическом развитии Русь была значительно отброшена назад.

«Историки военного дела к тому же отмечают тот факт, что процесс дифференциации функций между формированиями стрелков и отрядами тяжёлой кавалерии, специализировавшейся на прямом ударе холодным оружием, на Руси сразу же после нашествия оборвался: произошла унификация этих функций в лице одного и того же воина-феодала, вынужденного и стрелять из лука, и биться копьём и мечом. Таким образом, русское войско, даже в своей отборной, чисто феодальной по составу части (княжеские дружины), было отброшено назад на пару веков: прогресс в военном деле всегда сопровождался расчленением функций и закреплением их за последовательно возникавшими родами войск, их унификация (вернее, реунификация) — явный признак регресса. Как бы то ни было, русские летописи XIV века не содержат и намёка на отдельные отряды стрелков, подобные генуэзским арбалетчикам, английским лучникам эпохи Столетней войны. Это и понятно: такие отряды из „даточных людей“ не сформировать, требовались стрелки-профессионалы, то есть оторвавшиеся от производства люди, продававшие своё искусство и кровь за звонкую монету; Руси же, отброшенной назад и экономически, наёмничество было просто не по карману»[29].

Информация о работе Расселение славян