Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2013 в 18:38, реферат
Расселение славян по Восточно-Европейской равнине было тесно связано с реками – они оказывали весьма благотворное влияние на жизнь людей. Они служили средством сообщения между племенами, снабжали людей рыбой для еды и для обмена. Речные пути со временем приобретали международное значение, они соединяли уже не только отдельные племена, но и различные народы и страны.
Существовало два водных пути, по которым проходил процесс расселения. Во-первых, славяне двигались через Карпаты на Днепр; во-вторых, через Южную Балтику они попадали к берегам Волхова и к Ладоге.
Восточными славянами был создан единый пантеон языческих богов - богу-отцу соответствовал Стрибог, богу-сыну - Даждьбог, Богородице - Мокош. Основными божествами считались Перун (покровитель плодородия и жизненных сил) и крылатый Семаргл, которые являлись посредниками между небом и землей.
В условиях «многобожья» встала необходимость выбора единой веры. Принятия общей для Руси религии требовали интересы единства государства, так как другие страны воспринимали языческую Русь как варварское государство.
Князь Владимир Святославович имел многочисленные беседы с проповедниками многих религий. Веру иудеев князь Владимир отверг по причине потери ими своей земли, а ислам - за строгие ограничения в еде и питье.
Владимир предпочел восточное христианство за красоту его храмов и обрядов по византийскому канону, которые произвели на него глубокое впечатление. На окончательный выбор повлияли и давние связи с Византией.
Православие в
большей степени, чем другие религии,
соответствовало культурному
В 988 г. Владимир (в народе Красно Солнышко) принял христианство в православном его варианте.
Предпочтение православия объясняется и тем, что Римская католическая церковь ограничивала богослужения только латынью, а Константинопольская православная церковь давала возможность использования в служениях русский язык.
Одной из причин выбора православия стали политические претензии римской церкви и ее возвышение над светской властью, чего боялись русские князья. Восточная же церковь строила свою религию на взаимодействии религиозной и светской власти, поддерживая светскую власть своим авторитетом.
Христианство было распространено на Руси задолго до его официального принятия. Первыми православными были княгиня Ольга и князь Ярополк. Однако процесс христианизации был долгим, так как население неохотно расставалось с язычеством. Даже сын княгини Ольги отказался принимать христианство. Языческие верования и обычаи сохранялись у восточных славян длительное время, они переплетались с христианскими праздниками на протяжении многих столетий.
Принятие православия определило новую историческую судьбу российского государства, положило конец языческому варварству и позволило российскому обществу на равных войти в семью христианских народов Европы. Это событие имело эпохальное значение для развития культуры, упрочения государства и развития международных связей Древней Руси.
2) Принципы и
методы византийской
Наибольшее влияние Византийской культуры проявилось при становлении Московского княжества (XIII–XVв.в.) и формировании великорусского государства (XV-XVI в.в.).
Очень важное
место в отношениях между
Брак Московского
государя - князя Ивана III Васильевича
с племянницей последнего
Желая показать,
что Москва во всех отношениях
является преемницей
Позднее,
Иван IV Грозный стал именовать
себя царем по аналогии с
византийским императором. До XV века
митрополит на Руси назначался
с согласия византийского
Учет византийской
концепции политической
3) Киевская Русь,
приняв в 988 году христианство
из рук Византии, унаследовала
целую систему духовных, эстетических,
моральных ценностей,
3.1 Церковь. Христианство
Церковь
играла крупную роль в
Несмотря
на все перипетии и сложности
в отношениях с Византией,
3.2 Станковая и монументальная живопись
В области
станковой живописи первым
Русское слово «икона» восходит от греческого «эйкен», что означает изображение, образ, подражание.
Иконопись
строго следует богословским
канонам письма иконы,
Византийский
канон живописи не был
3.3 Архитектура
В период сложения
на Руси монументальной архитектуры, в
конце X – 1-й половине XI века, роль византийского
влияния была очень велика. Отсутствие
собственных традиций каменно-кирпичной
архитектуры и собственных маст
Византийское
искусство, унаследовав громадн
3.4 Музыкальная культура
византия русь дипломатия влияние
Византийская
эстетика оказала огромное
Древняя Русь восприняла византийскую музыкальную культуру и новую музыкальную эстетику вместе с крещением как непосредственный источник. Летописец в «Повести временных лет» объясняет выбор новой веры по византийскому образцу красотой византийского богослужения, поразившей русских послов.
Феодосием Печерским было введено на Руси основополагающее понятие византийской музыкальной эстетики – «ангелогласное пение». Оно сыграло важную роль в развитии русской церковной хоровой музыки всех последующих эпох. В Византии идея ангелогласного пения развивалась у Псевдо-Дионисия Ареопагита.
Византийский канон лёг в основу певческой церковной культуры Древней Руси. Однако, если в Византии музыкально-поэтический канон богослужения складывался постепенно на протяжении нескольких столетий и оформился окончательно к X веку, в Древней Руси канон был воспринят целиком вместе с крещением Руси и рассматривался как нечто незыблемое, священное. Его нарушение на Руси могло рассматриваться как ересь. В дальнейшем первоначальная византийская основа церковного пения видоизменялась, ассимилировалась на русской почве17.
3 билет
1) Накануне нашествия
древнерусские земли
Это была огромная территория, где звучала разноязыкая, по преимуществу славянская, речь. Многочисленные города Древней Руси, сильно отличавшиеся от своих каменных западноевропейских собратьев по облику, мало в чем уступали им по уровню мастерства ремесленников, торговому размаху и культуре. Вокруг городов — села и деревни, крестьянские избы и усадьбы феодалов. И все это в обрамлении лесов — «дубрав частых» и «полей дивных», в объятиях рек и вкраплениях озер.Карта Древней Руси походила скорее на лоскутное одеяло, сшитое второпях и из наскоро собранных лоскутков. Прежние старшие княжества — Киевское, Черниговское и Переяславское — заметно поблекли и даже утратили былое очарование и привлекательность. Да и рядом с великим киевским князем теперь стояли другие великие князья, предки которых некогда занимали великое княжение.
Галицко-Волынское, Смоленское, Владимиро-Суздальское, Рязанское княжества первенствовали в своих регионах. Но даже им не удавалось полностью избежать общей участи — продолжавшегося выделения уделов. Только на севере пестрота красок сменялась на единую цветовую гамму — то начинались обширные владения Новгородской феодальной республики.
Впрочем, от внимательного взгляда историков не ускользнули первые признаки противоположного процесса, призванного перекроить политическую карту на иной лад. Речь идет о начале преодоления феодальной раздробленности, начавшемся выделении и возвышении центров, которым предстояло политически объединить вокруг себя русские земли. Трудно сказать, как бы; шел этот процесс и какие бы государства возникли. Естественное развитие было прервано. Внешний фактор — нашествие Батыя — привел к изменениям во внутренней жизни страны.
2) В результате
нашествия погибло около
На несколько десятков лет в русских городах практически прекратилось строительство из камня. Исчезли сложные ремёсла, такие как производство стеклянных украшений, перегородчатой эмали, черни, зерни, полихромной поливной керамики. «Русь была отброшена назад на несколько столетий, и в те века, когда цеховая промышленность Запада переходила к эпохе первоначального накопления, русская ремесленная промышленность должна была вторично проходить часть того исторического пути, который был проделан до Батыя»[28].
Южные русские земли потеряли почти всё оседлое население. Уцелевшее население уходило на лесной северо-восток, концентрируясь в междуречье Северной Волги и Оки. Здесь были более бедные почвы и более холодный климат, чем в южных полностью разорённых регионах Руси, а торговые пути находились под контролем монголов. В своём социально-экономическом развитии Русь была значительно отброшена назад.
«Историки военного дела к тому же отмечают тот факт, что процесс дифференциации функций между формированиями стрелков и отрядами тяжёлой кавалерии, специализировавшейся на прямом ударе холодным оружием, на Руси сразу же после нашествия оборвался: произошла унификация этих функций в лице одного и того же воина-феодала, вынужденного и стрелять из лука, и биться копьём и мечом. Таким образом, русское войско, даже в своей отборной, чисто феодальной по составу части (княжеские дружины), было отброшено назад на пару веков: прогресс в военном деле всегда сопровождался расчленением функций и закреплением их за последовательно возникавшими родами войск, их унификация (вернее, реунификация) — явный признак регресса. Как бы то ни было, русские летописи XIV века не содержат и намёка на отдельные отряды стрелков, подобные генуэзским арбалетчикам, английским лучникам эпохи Столетней войны. Это и понятно: такие отряды из „даточных людей“ не сформировать, требовались стрелки-профессионалы, то есть оторвавшиеся от производства люди, продававшие своё искусство и кровь за звонкую монету; Руси же, отброшенной назад и экономически, наёмничество было просто не по карману»[29].