Религиозно-филосовские системы Древней Индии: Ведизм, буддизм, индуизм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 09:27, контрольная работа

Краткое описание

Возникновение религиозно-филосовских систем Древней Индии уходит своими корнями в глубокую древность и может быть соотнесена с этапами эволюции древнеиндийского общества.
Целью нашей работы является показать этапы эволюции древнеиндийского общества и влияние религиозно-филосовских систем на политическую, экономическую и культурную жизнь народов Древней Индии.

Содержание

Введение 3-6

Глава 1 Политические, экономические и социальные
предпосылки возникновения религиозно-филосовских
учений Древней Индии. 7-10

1. 1. Социальная структура индоариев в период вед
(конец II тыс.- начало I тыс.до н.э.) 7-8
1. 2. Древнеиндийские Варны. 8-10
Глава П. Вторая половина I тыс.до н.э. –
важный период в развитии Индии. 11-17

2. 1. Образование государств обще-индийского характера,
оформление буддизма. 11-16
2. 2. Буддизм как единая религия древнеиндийской империи. 16-17
Глава ПI. Философско-религиозные системы Древней Индии 18-26
3. 1. Ведийская религия. 18-21
3. 2. Буддизм как одна из основных мировых религий. 21-24
3.3. Основные черты идеологии индуизма 25-26
Заключение 27-28

Список источников и литературы 30

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная по Древнему Востоку.doc

— 203.00 Кб (Скачать файл)


Министерство образования и  науки Российской Федерации 

Государственное  образовательное  учреждение высшего профессионального  образования «Камчатский государственный  педагогический университет имени  Витуса Беринга»

 

 

Кафедра  истории России и зарубежных стран

 

 

 

 

 

    Религиозно-филосовские  системы Древней Индии:

   Ведизм, буддизм,  индуизм.

 

 

контрольная работа

по истории древнего мира

 студентки

социально-экономического факультета

1 курса, гр. Из-0911

Кисиленко Ирины Валерьевны

 

Проверила:

Осокина Ольга Владимировна,

доцент кафедры истории  России     

                                                                                                      и зарубежных стран

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Петропавловск – Камчатский 2009

      

 

 

 

 

 

 

ПЛАН:

 

 

Введение                                                                                                           3-6      

                                                                

Глава 1  Политические, экономические и социальные

предпосылки возникновения религиозно-филосовских

учений Древней  Индии.        7-10

                                                                              

          1. 1. Социальная структура индоариев в период вед

(конец II тыс.- начало I тыс.до н.э.)     7-8              

          1. 2. Древнеиндийские Варны.     8-10

 

Глава П.  Вторая половина I тыс.до н.э. –

                 важный период в развитии Индии.    11-17

     

           2. 1. Образование государств обще-индийского характера,

                    оформление буддизма.       11-16

           2. 2. Буддизм как единая религия древнеиндийской империи.  16-17              

 

Глава ПI.  Философско-религиозные системы Древней Индии  18-26

 

           3. 1. Ведийская религия.       18-21

           3. 2. Буддизм как одна из основных мировых религий.  21-24 

           3.3.  Основные черты идеологии индуизма    25-26

 

Заключение                       27-28

                                                                     

Список источников и литературы                      30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Возникновение религиозно-филосовских  систем Древней Индии уходит своими корнями в глубокую древность  и может быть соотнесена с этапами  эволюции древнеиндийского общества.

Целью нашей работы является показать этапы эволюции древнеиндийского общества и влияние религиозно-филосовских систем на политическую, экономическую и культурную жизнь народов Древней Индии.

В ведийской литературе нашли отражение как древнейшие арийские племенные культуры, так  и сложившаяся постепенно система мировоззрения, основу которой составляло осмысление ритуала жертвоприношения. Социальный переворот середины I тыс. до н.э., связанный с бурным развитием частной собственности, городов и крупных территориальных государств, привел к возникновению религии принципиально нового типа – буддизма. В той или иной форме буддизм получил широкое распространение во многих странах Азии, но на своей родине со временем  вынужден был уступить место индуизму. Последний можно рассматривать как комплекс разнообразных верований многочисленных народов Индии, центральное место в котором принадлежит общинно-кастовым традициям и освящаемым религией социальным нормам.

Обширная территория Индийского субконтинента делится  на несколько зон по климатическим  условиям, рельефу местности и характеру почв. Центральная часть Индо-Гангской равнины уже в древности считалась священной « Землей Ариев» – создателей ведийской литературы. С различными местами этой равнины связаны также эпические предания, которые нашли свое отражение в знаменитой поэме «Махабхарата». Северо-восток – средняя и нижняя часть бассейна Ганга лишь к I тыс. до н.э. были освоены населением, а уже во второй половине того же тыс. здесь располагались важнейшие культурные и политические центры Древней Индии.

Центральную часть острова Шри-Ланки(Цейлона) составляет лесистое нагорье, отделяющее северную равнину от южной, покрытой густыми лесами низменности. Соперничество между этими двумя  основными областями характеризует политическую историю страны. Расположение острова обусловливало тесные связи с Южноиндийским побережьем, а с развитием мореплавания  в начале новой эры – также с Юго-Восточной Азией, с Аравией и Египтом.

На севере ныне преобладают  индоевропейские языки( хинди, бенгальский  и др.), на юге – дравидийские (например, тамильский), ряд языков Декана и Северо-Восточной Индии находится в родстве с языками Юго-Восточной Азии, Тибета и Китая ( языки тибето-бирманские и мунда). Большая часть населения Шри-Ланки говорит на индоевропейском (сингальском ) языке, меньшая – на дравидийском ( тамильском).

Арии- носители индоевропейских  языков проникли на территорию Индии  во II тыс. до н.э. В древности дравидоязычные племена занимали обширные территории в северо-западной и центральной  части Индостана, а на северо-востоке – тибето-бирманские и племена мунда. Сингалы  переселились на Шри-Ланку с материка в середине I тыс. до н.э., появление на острове тамильского населения объясняется также неоднократными миграциями из Южной Индии (преимущественно в начале новой эры).

В Южной Азии, как и повсюду на Древнем Востоке, с древнейших времен шел интенсивный процесс смешения народов и рас, и расовые различия не совпадают с лингвистическими.

Историю Южной Азии можно представить виде следующих периодов:

  I. XXIII-XVIII вв.до н.э.(возникновение первых городов, образование                ранних государств)- Древнейшая цивилизация (Индская).

  II. Вторая половина II тыс. до н.э. – появление индоевропейских племен,   Ариев. Период с конца II тыс.до середины I тыс. до н.э. именуется «ведийским» - по созданной в это время священной литературе вед. Выделяют 2 основных этапа: ранний (XIII-IX вв. до н.э.) характеризуется расселением племен Ариев в Северной Индии, поздний - социальной и политической дифференциацией, приведшей к образованию первых государств (VIII-VI вв. до н.э.), в долине Ганга.

  III. «Буддийский период»  (V-III вв. до н.э.)- время возникновения и распространения буддийской религии. Он отмечен началом урбанизации и появлением новых государств - вплоть до создания общеиндийской державы Маурьев.

   IV. II в. до н.э.- V в.н.э. можно определить как «классическую эпоху», время становления характерных особенностей социально-политического строя и культуры Южной Азии.

Индская цивилизация, возникшая  примерно XXIII-XVIII  вв. до н.э. в районе реки Инд в Северо-западной Индии, считается третьей по времени появления древневосточной цивилизацией. Открытие культуры долины Инда произошло сравнительно недавно(20-ые годы XX века), и для нее характерно использование бронзы, строительство городов, а также изобретение письменности. Это и позволяет нам говорить о существовании цивилизации.

Несколько десятилетий  бытовало мнение, будто культура в  долину Инда принесена извне (предположительно из Шумера). Только в результате археологических  раскопок начинает проясняться древнейшая история этого региона. Уже в эпоху неолита, в VI –VII тыс. до н.э. население занималось земледелием. К концу IV тыс. до н.э. выделяется несколько типов энеолитических  земледельческих культур. Небольшие поселки с домами из сырцового кирпича располагались в долинах рек, орошаемых разливами. Глиняные фигурки и изображения на керамике свидетельствуют о типичных культах плодородия – богини-матери и быка. Отдельные черты материальной культуры (формы и орнаментация сосудов, строительные приемы) позволяют проследить черты сходства и преемственности между городами Индской цивилизации и теми энеолитическими поселениями, которые частично предшествовали им, а частично с ними сосуществовали.

Культуры Северо-Западной Индии были связаны с территорией далекого

Элама. Несмотря на возможные  миграции населения или заимствования  каких-либо достижений, возникновение  городской цивилизации в долине Инда было подготовлено многовековым развитием самого этого региона.

Первоначально были исследованы  два крупных городских центра- Мохенджо-Даро и Хараппа (по названию последнего и вся археологическая культура именуется иногда хараппской). Затем были открыты-Чанху-Даро, Калибанган. В настоящее время известно уже несколько сот поселений Индской цивилизации на огромной площади, простирающейся на тысячу км. с севера на юг и на полторы тысячи км. с запада на восток. Она сохраняет все же условное наименование Индской, ибо основные ее центры находились в бассейне этой великой реки.

Мохенджо-Даро, Хараппа  и Калибанган-эти города имели характерную двухчастную планировку. Часть города построена на искусственном возвышении и отделена зубчатой стеной от остального поселения. Эта цитадель была предназначена для общегородских построек - административных и религиозных. Крупное здание в цитадели Мохенджо-Даро, исследователи считают храмом или дворцом правителя. Неподалеку от него находится бассейн, предназначавшийся для ритуальных омовений (а в настоящее время бассейны составляют существенную часть индуистских храмовых комплексов).

На основании обнаруженных памятников  материальной культуры и искусства можно сделать некоторые выводы о характере религиозных представлений жителей долины Инда. Изображения на печатях свидетельствуют о культе деревьев (и богини дерева), животных и небесных светил. Фигурки богини-матери указывают на земледельческий характер религии. Мужское божество, сидящее в так называемой йогической позе в окружении четырех зверей, рассматривается как владыка четырех стран света. Есть основания говорить о том, что большое значение придавалось ритуальному омовению.

По анализу сочетаний  знаков, проведенному отечественными учеными, удалось сделать заключение о структуре языка. Язык Индской  цивилизации считают близким  дравидийским, точнее, предполагаемому  языку- предку дравидийских языков. Дешифровка письменности помогает решать проблему этнического состава населения городов Индской цивилизации.

Примерно к концу XVIII в. до н. э. хараппская (индская) культура перестала существовать, причины точно не установлены, но период расцвета городов долины Инда не прошел бесследно: прямое влияние Хараппы чувствуется как в энеолитических культурах Центрального Индостана II тыс. до н.э., так и у племен бассейна Ганга. Культурное наследие Индской цивилизации сохраняется в религиозных верованиях и культах позднейшего индуизма.

Обзор литературы. Книга  Артура Бэшема «Цивилизация Древней  Индии» хронологически охватывает период от палеолитических поселений до XVI в., а географически — огромную территорию современных Индии, Пакистана, Непала» Бангладеша, Бутана, Шри-Ланки и частично Афганистана. Показывая этническую, лингвистическую, политическую, религиозную, социальную пестроту и самобытность индусского образа жизни и мировоззрения, автор преподносит нам индийскую цивилизацию как одну из самых оригинальных мировых циви¬лизаций, которая со времен Александра Македонского поражала европейцев своеобразием своей культуры и была для них «горизонтом грез».

Произведение Дьяконова  И.М. «История Древнего Востока» — первое из серии обобщающих трудов, посвященных истории древнего Востока. Оно подводит итог многолетним исследованиям советских и зарубежных востоковедов, воссоздающим на современном уровне наших знаний картину зарождения и становления одного из самых первых классовых обществ на земле — цивилизации Древнего Двуречья (Месопотамии). Читатель найдёт здесь подробные сведения о политической, социальной, экономической истории Шумера, Аккада, раннего Вавилона, идеологии и культуре народов, создавших эти государства, на раннем этапе их развития.

Труд Беруни «Индия» сохраняет своё значение как уникальная сокровищница мысли и памятник литературы. Он вобрал в себе и запечатлел неисчерпаемого индийского наследия. Автор «Индии» невозмутимо пересказывает известные ему факты, излагает события и переходит к открытой полемике по проблеме древней Индии.

Теперь непосредственно  прейдем к исследованию данной проблемы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I. Политические, экономические и социальные предпосылки возникновения  религиозно-филосовских учений Древней Индии.

1.1.Социальная структура индоариев в период вед (конец II тыс.- начало I тыс.до н.э.)

Племена индоариев в  разных ведических текстах представляют в виде коллективов, выступающих  как единое целое, но уже знакомых с социальными и имущественными различиями. Это племена типа протогосударств во главе с вождями. Из среды рядовых общинников в них выделялись две основных прослойки-жрецы брахманы, хранители ритуально-мифоогической памяти, отправлявшие сложные культовые функции и пользовавшиеся огромным престижем и немалой реальной властью, и правители – военочальники, они же аристократы-кшатрии, которые возглавляли коллективы и управляли ими. Судя по некоторым данным Ригведы, правители протогосударств выступали в качестве верховных  распорядителей общественного достояния, что проявлялось, в частности, в их праве выделять брахманам ту или иную часть общих земель. Выступая в обычной функции высших субъектов власти-собственности и верховных редистрибуторов, эти правители ( раджи) собирали с общинников ренту-налог( обычно это была шестая доля урожая), которая превращалась из добровольного взноса в обязательную подать. Правители возглавляли аппарат администрации, существовавший за счет редистрибуции избыточного продукта(ренты-налога), причем основная доля этого аппарата комплектовалась из близких родичей правителя, составлявших его опору. В функции администрации во главе с правителем входили охрана коллектива, управление им, судопроизводство и т.п.

Информация о работе Религиозно-филосовские системы Древней Индии: Ведизм, буддизм, индуизм