Религиозно-филосовские системы Древней Индии: Ведизм, буддизм, индуизм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 09:27, контрольная работа

Краткое описание

Возникновение религиозно-филосовских систем Древней Индии уходит своими корнями в глубокую древность и может быть соотнесена с этапами эволюции древнеиндийского общества.
Целью нашей работы является показать этапы эволюции древнеиндийского общества и влияние религиозно-филосовских систем на политическую, экономическую и культурную жизнь народов Древней Индии.

Содержание

Введение 3-6

Глава 1 Политические, экономические и социальные
предпосылки возникновения религиозно-филосовских
учений Древней Индии. 7-10

1. 1. Социальная структура индоариев в период вед
(конец II тыс.- начало I тыс.до н.э.) 7-8
1. 2. Древнеиндийские Варны. 8-10
Глава П. Вторая половина I тыс.до н.э. –
важный период в развитии Индии. 11-17

2. 1. Образование государств обще-индийского характера,
оформление буддизма. 11-16
2. 2. Буддизм как единая религия древнеиндийской империи. 16-17
Глава ПI. Философско-религиозные системы Древней Индии 18-26
3. 1. Ведийская религия. 18-21
3. 2. Буддизм как одна из основных мировых религий. 21-24
3.3. Основные черты идеологии индуизма 25-26
Заключение 27-28

Список источников и литературы 30

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная по Древнему Востоку.doc

— 203.00 Кб (Скачать файл)

Данные текстов свидетельствуют  о том, что власть правителей была еще не очень прочной. Во многих протогосударствах она была выборной, причем там большим влиянием пользовались советы старших, собрание знатных – это говорит о «республиках». В других был заметен акцент на наследование власти правителя, и тогда собрание старших являлось паришадом (совет власти с правителем с ограниченными консультативными функциями). Но власть правителя не была абсолютной. Правитель должен был считаться с мнением членов совета, не говоря уже о привычных нормах и традициях коллектива в целом; бывали случаи, когда не поладившие с подданными правители изгонялись. Роль совета была необходимой в особых случаях: во время борьбы враждующих кланов за власть и наследников умершего раджи.

Для Индии были спецификой постепенное обособление в привилегированной  группе социально-политических верхов упомянутых уже двух важнейших слоев-жрецов-брахманов и аристократов-кшатриев. Противостояние их друг другу с острым взаимным соперничеством равно как и зримое противопоставление двух верхних социальных слоев третьему и основному, общинникам-производителям, вело к формированию кастового общества. Община ведического периода состояла из большесемейных групп, главы которых «домохозяева» (в древних индийских текстах) имели немалую власть над женами, детьми, домочадцами. В число последних входили рабы из числа военнопленных (доса). Отец-патриарх имел право заложить кого-либо из них в случае нужды, а то и отдать жрецам для жертвоприношения.

Практика заклада или  проигрыша в «игре»(сюжеты такого рода упоминаются в текстах, порой  на их основе строится вся фабула эпического сказания, как в случае с Махабхаратой) свидетельствует как об относительности статуса полноправного общинника, так и о существовавших уже отношениях социально-экономического неравенства, о появлении долгового рабства, но это разные понятия с рабством иноплеменников, даже если для характеристики рабов обеих категорий используется один и тот же термин-даса.

Первые города по археологическим  данным появляются в долине Ганга  примерно IX – VIII в. до н.э. Это было время  консолидаций на базе первых протогосударств крупных ранних государств, в связи с этим активно развивались ремесла и торговые связи. Исторические предания, зафиксированные в форме эпических сказаний, позволяют предположить, что именно в это время велись ожесточенные войны между правителями соперничавших стран - те самые войны, которые позже были воспеты в упоминавшейся уже «Махабхарате». Результатом этих войн было ослабление враждующих сторон, ни одна  из которых уже во второй трети I тыс. до н.э. не играла заметной роли в политической жизни, во всяком случае под теми именами, которые воспеты в легендах. Впрочем, это не мешает тому, что многие из индийских раджей вплоть до наших дней причисляют себя к потомкам воспетых легендами династий Лунной(Бхаратов) и Солнечной.

Для политической жизни древней, да и средневековой Индии было характерно преобладание слабых и кратковременных государственных образований, которые легко появлялись на свет, быстро приходили в упадок, сменяя одно другого: их названия, территория, имена правящей династии-все это сливается в круговорот почти не запоминающихся названий, именных отличительных признаков. Здесь можно сказать о комплексе причин: относительная слабость политической власти в истории Индии определялась прежде всего спецификой индийского общества с его системой строго фиксированных статусов-сословий (варн, позже каст), раз и навсегда определявших место человека среди других. Жесткая кастовая система была своего рода альтернативой слабой политической власти, а быть может и главной ее причиной. Общество могло существовать без сильного государства, без эффективной администрации, ибо внутренние его законы с успехом выполняли политико-административные функции. Возможно несмотря на красивые легенды, воспевающие героев эпических сказаний, в реальной жизни Индии оставалось очень мало места для амбиций властолюбивых политических лидеров. Но именно это заставляет всерьез рассмотреть проблему древнеиндийских варн.

 

1.2. Древнеиндийские варны

                                                  

Слово «варна» соответствует понятию «вид», «разряд», «цвет». Уже в глубокой древности в Индии использовали его для выделения и противопоставления друг другу основных социальных слоев общества. Зафиксированные еще в Ригведе предания исходят из того, что членение общества на противостоящие друг другу слои извечно, что из уст первочеловека Пуруши возникла варна жрецов-брахманов, из его рук-варна кшатриев, из бедер-варна простых земледельцев и скотоводов, т.е. рядовых общинников вайшья. А вот из ступней Пуруши появилась четвертая и самая низшая варна неимущих и неполноправных, варн шудр. 3 высшие варны, генетически связанные с индоариями, считались почетными, особенно первые две из них, о чьих привилегиях и престиже уже шла речь. Представители всех этих арийских варн именовались «дваждырожденными», ибо по отношению к ним исполнялся обряд второго рождения, т.е.обряд инициации, посвящения, который производился в детстве и сопровождался надеванием на него шнура, материал и цвет которого соответствовал варне.

Четвертая варна шудр возникла формировалась позже трех арийских, так что в нее входили все те, кто по рождению принадлежал к первым трем. Варна шудр была, по меньшей мере , вначале, варной неполноправных. Шудра , в часности, не  имел права изучать веды и участвовать в обрядах и культовых отправлениях наравне с представителями остальных варн- весьма жестокая форма неравноправия для  общества, где ритуально-мифологическая жизнь ценилась столь высоко, как в Индии. Шудра не мог, в силу сказанного, претендовать на высокое социальное положение, порой даже на самостоятельное хозяйство. Удел ремесленника или слуги, занятие тяжелыми и презираемыми видами труда- вот был его жребий. С течением времени, в положении варн, происходили некоторые, изменения, суть их сводилась к снижению статуса третьей и некоторому повышению статуса четвертой из них. Варна вайшьев постепенно теряла свои арийские привилегии, включая обряд второго рождения, и в полном соответствии с привычной нормой социальной структуры общества подобного типа становилась намного ниже первых двух, чьи привилегии сохранялись, Шудры напротив, напротив, со временем приобретали ряд присущих всем остальным варнам прав и тем повышали свой статус. Можно считать, что в середине I тыс. до н.э. две высшие варны  уже достаточно отчетливо противостояли двум низшим, что адекватно отражало реальность жизни - сверху жрецы и воины, администраторы и аристократы, снизу - труженики, производители, слуги.

Сложившаяся таким образом  система четырех варн стала весьма устойчивой основой для членения индийского общества на незыблемые категории – сословия, статус и место которых были освящены непререкаемыми религиозными нормами. Религия вед с ее пышными кровавыми жертвоприношениями и огромной ролью жрецов – брахманов, монополизировавших не только культ и священные обряды, но так же и практическое право изучать тексты и вообще право на образование, религиозно–философские рассуждения, весьма строго стояла на страже варновых различий. Человек рождается в своей варне и навсегда принадлежит именно ей, остается в ней до конца своей жизни. В своей варне он берет жену, его потомки тоже навечно остаются в варне, продолжают его дело. Рождение в варне, результат поведения человека в его прошлых жизнях. Этот кардинальный постулат ведической религии с ее идеей круговорота непрекращающихся перерождений, облик которых зависит от кармы, т.е. суммы добродетелей и пороков в прошлых существованиях. (хорошая карма - возродился брахманом или князем; дурная – шудрой, а то и вообще животным, червем), сыграл огромную роль в истории Индии.

Религиозное освящение  системы варн оказалось весьма эффективным. Эта система со временем не только распадалась, но, напротив, становилась  все жестче, сильнее, разветвленнее. Укреплялась, она обрастала новыми разрядами и подразрядами, более дробными подразделениями, т.е. превращалась в ту самую систему каст, которая дожила до наших дней и пока еще отнюдь не отмирает. Однако это был медленный и постепенный процесс, на протяжении которого практически все племена и народности всего Индостана, все вторгавшиеся в Индию ее завоеватели, все находившиеся на разных уровнях развития группы, населения различных родов деятельности и профессий находили свое место в общей для всей Индии системе каст. Или, если не находили, то оставались вне этой системы, ниже ее, в положении изгоев, неприкасаемых. Важно было попасть и вписаться в эту систему, иначе, оставалось жить на положении вне общества, вне закона, т.е. на положении раба.

 

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II. Вторая половина I тыс.до н.э. – важный период в развитии Индии.

 

2.1. Образование государств обще-индийского характера, оформление буддизма.

 

Для рассматриваемого периода  появляются данные эпиграфики и нумизматики, свидетельства античных писателей. Но огромная по объему религиозная и полурелигиозная литература содержит очень немного исторических данных, да и датируются они приблизительно; отсутствуют исторические хроники, политические и хозяйственные документы дворцовых и частных архивов; точно датированные памятники действующего законодательства и т.д.

К середине I тыс.до н.э. подвижность  населения – следствие освоения долины Ганга- прекращается и сменяется  состоянием относительной стабильности. В северной Индии насчитывается несколько десятков небольших и до 16 более крупных государств. В борьбе за преобладание наибольшее значение приобрели Кашана со столицей сначала в Айодже, а затем в Неравасти и Магадха со столицей сначала в Раджагрихе, затем в Паталипутре. Между ними в основном и развернулась борьба за политическую гегемонию. В начале V в. до н.э. при магадхском царе  Аджаташатру она закончилась победой Магадхи, постепенно усиливавшейся все более и более в IV в. до н.э. ставшей ядром империи Нандов, объединившей все государства долины Ганга и, возможно, часть Южной Индии в одно политическое целое.

Северо-Западная Индия  на протяжении VI-IV вв. до н.э. состояла из большого числа мелких государств. Территории к западу от Инда в конце VI в.до н.э. вошли в состав империи  Ахеменидов. Возможно, что власть персидских царей распространялась и на какие то территории к востоку от Инда, но как далеко в глубь страны, это даже приблизительно указать невозможно. Александр Македонский после разрушения империи Ахеменидов и отпадения бывших Индийских сатрапий этой империи в 327 г. до н.э. вторгся в глубь страны. Некоторые из расположенных здесь государств подчинились добровольно, другие же оказали ожесточенное сопротивление. Когда измученные сопротивлением войны Александра отказались последовать за ним и напасть на империю Нандов (очень могучая империя в то время), Александр ушел из Индии, оставив в завоеванной части страны подчиненных правителей и греко-македонские гарнизоны.

Уже в 317г. до н.э. последний отряд захватчиков оставил страну. Причиной этого были как войны между полководцами Александра, так и борьба индийцев за независимость. Возглавил эту борьбу Чандрагупта Маурья. Он был родом из шудр, но большинство источников указывает, что он был из рода кшатриев. Чандрагупта после смерти Македонского добился изгнания греко-македонцев из страны и укрепился на Северо-западе так, что смог возобновить борьбу с Нандами. Это борьба была успешной и в 317г. до н.э. свергнув сына Уграсены -Дхана Нанда, он воцарился в Паталипутре. На всех этапах бурной карьерыт Чандрагупты его верным сподвижником и советником был брахман Чанакья, ярый враг Нандов. О Чаканье в преданиях осталась память , как о хитроумном политике, поэтому ему( под именем Каутилья) приписывалось составление известнейшего сочинения «Артхашастра» (наука о политике). О Чандрагупте сохранился один факт его 24-летнего царствования. Около 305 года до н.э. произошло военное столкновение между ним и Селевком I Никатором, вторгшимся в Индию. В этой войне Чандрагупт одержал победу и получил часть современного Афганистана, Ирана в обмен на 500 слонов, а так же взял в жены дочь Селевка. Позже ко двору Чандрагупты прибыл посол Селевка Мегасфен, оставивший ценные описания Индии, хорошо известные по обширным цитатам в сочинениях античных писателей. До нас эти описания не дошли. После 25-летнего царствования сына Чандрагупты, Биндусары, воцарился его сын Ашока (268г. до н.э.), при котором империя Маурьев достигла наибольшего расцвета. Империя Маурьев при царствовании Ашоки  охватывала почти весь Индийский субконтинент, за исключением крайнего Юга. Декана, а также значительные территории к западу от Индии. Главной задачей, стоявшей перед ним, было не дальнейшее расширение пределов  без того огромной империи, а внутреннее ее укрепление, сплочение в единое целое большого числа народов, различавшихся по языку, культуре и уровню социального и экономического развития. Самой настоятельной была потребность в организации управления. Вся империя была разбита на 5 основных областей – наместничеств, управляющихся обычно членами царского дома: Магадха с долиной Ганга, находилась под управлением из Паталипутры, северо-запад с центром в городе Таксиле, запад (р. Уджияни), Калинга (г. Тосали) и юг (г.Суварнагири). Наместничества делились на более мелкие административные единицы. Царь и сановники сами объезжали провинции с инспекционными целями. Насущно необходимым было создание идеологической основы империи.

2.2. Буддизм как единая религия древнеиндийской империи.

На территории древнеиндийского государства существовало множество племенных религий, что создавало между правительством и подданными, и самими подданными многочисленные общественные и культурные перегородки. Нужна была религия, более соответствующая новым общественным и политическим условиям, способная стать единой для разноплеменного населения такой огромной страны. Лучше всего для этого подходил буддизм. Ашока, религиозная политика которого нам хорошо известна благодаря многочисленным надписям, оставленным им на колоннах и скалах, сумел оценить его. Он сам принял буддизм и государственной поддержкой, щедрыми дарами буддийской общине и строительством культурных сооружений способствовал его распространению. Государство впервые при Ашоке начало устанавливать контроль за духовной жизнью своих подданных.

Государственная и религиозная политика Ашоки встречала постоянное сопротивление со стороны местных сепаратистов и брахманского жречества. Особенно обострилась обстановка в последние годы жизни Ашоки; возможно даже, что он был отстранен от фактической власти. После его смерти (231г. до н.э.) начались ослабление и распад империи, ускорившийся благодаря нападениям со стороны Греко-Бактрийского царства. Последний представитель династии Маурьев был свергнут и убит своим военачальником Пушьямитрой, основавшим новую династию Шунгов.

Образование и полуторовековое  существование первого всеиндийского  государства Маурьев имело огромное значение. Было достигнуто (хотя и насильственным путем) политическое объединение самых разных по этнической принадлежности, языку, уровню развития, характеру производства и формам культуры народностей и племен. Это способствовало общему экономическому развитию, сближению составных частей империи, обмену культурными достижениями. Индия в это время не подвергалась вражеским нашествиям. Были установлены внешние торговые и политические отношения со странами Средиземноморья.

Рассматриваемый период отмечен прогрессом во всех областях экономики. В сельском хозяйстве происходило освоение новых земель, развитие искусственного орошения, расширение набора возделываемых культур. Основной задачей животноводства становится выращивание рабочего скота. Лесные и морские промыслы остаются уделом отсталых окраинных племен. Формы собственности, из-за отличия в развитии общества, были неодинаковы; от первобытных коллективных до вполне развитых частновладельческих. Но даже в самых передовых обществах, где существовали не только владение и пользование землей, но и все основные формы отчуждения земли ( дарение, продажа, передача по наследству), государство сохраняло право собственности на необрабатываемую землю, на полезные ископаемые и на клады, а община – на пастбища и пустоши. Кроме того, и государство и община сохраняли право на контроль за всеми земельными сделками.

Информация о работе Религиозно-филосовские системы Древней Индии: Ведизм, буддизм, индуизм