Религиозно-филосовские системы Древней Индии: Ведизм, буддизм, индуизм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 09:27, контрольная работа

Краткое описание

Возникновение религиозно-филосовских систем Древней Индии уходит своими корнями в глубокую древность и может быть соотнесена с этапами эволюции древнеиндийского общества.
Целью нашей работы является показать этапы эволюции древнеиндийского общества и влияние религиозно-филосовских систем на политическую, экономическую и культурную жизнь народов Древней Индии.

Содержание

Введение 3-6

Глава 1 Политические, экономические и социальные
предпосылки возникновения религиозно-филосовских
учений Древней Индии. 7-10

1. 1. Социальная структура индоариев в период вед
(конец II тыс.- начало I тыс.до н.э.) 7-8
1. 2. Древнеиндийские Варны. 8-10
Глава П. Вторая половина I тыс.до н.э. –
важный период в развитии Индии. 11-17

2. 1. Образование государств обще-индийского характера,
оформление буддизма. 11-16
2. 2. Буддизм как единая религия древнеиндийской империи. 16-17
Глава ПI. Философско-религиозные системы Древней Индии 18-26
3. 1. Ведийская религия. 18-21
3. 2. Буддизм как одна из основных мировых религий. 21-24
3.3. Основные черты идеологии индуизма 25-26
Заключение 27-28

Список источников и литературы 30

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная по Древнему Востоку.doc

— 203.00 Кб (Скачать файл)

Более того, сторонники «широкого  пути» спасения обвиняли своих оппонентов в эгоизме, говоря, что монах, стремящийся  лишь к личному спасению, еще не отрешился от собственного «я». Новым религиозным идеалом становится сострадание к близким, и появляется представление о великодушном бодхисаттве, который жертвуя собою и отказываясь от нирваны, способствует освобождению людей от мучений и цепи перерождений. Таким образом, вопреки первоначальному учению складывается представление о святых как помощниках в деле спасения. Пышный культ бодхисаттв, к милосердию которых взывают верующие, сближает буддизм с более традиционными религиями и способствует ассимиляции местных верований в процессе распространения мировой религии. Меняется отношение и к самому Будде. Появляются его изображения, посвященные ему храмы, устанавливается культ его как божественного существа, развиваются идеи о конце света и пришествии будущего Будды-Спасителя.

Множество буддийских школ подразделяется на два основных направления: «малая колесница» (или «узкий путь спасения») и «великая колесница» (или  «широкий путь спасения»). Первое из них  претендует на большую древность  как «учение старцев» (тхеравада) - еще во времена Ашоки буддизм в этой разновидности утвердился на Ланке, а затем и в Юго-Восточной Азии. Школы «великой колесницы» пользовались более значительным успехом. Под покровительством, в частности, кушанских царей они активно распространялись в Восточном Иране и в Средней Азии, затем в Китае, а позже в Японии, Тибете и Монголии. В каждой из этих стран создавались свои канонические тексты, и в целом буддийская религия обретала весьма своеобразные черты. На Ланке и поныне господствует буддизм тхеравады. На севере Индии еще в древности особое влияние

приобрели школы «великой колесницы», а затем буддизм, все  более сближаясь с индуизмом, в конце концов был им почти полностью вытеснен.

 

 

3.3. Основные черты идеологии индуизма.

 

Основу индуизма составили архаические верования многочисленных народов Древней Индии, культы деревьев, гор, водоёмов, животных (таких, как змея, корова, обезьяна, слон). И поныне в индуизме огромную роль играет восходящее к глубокой древности поклонение богине-матери, распространены весьма примитивные суеверия.

В то же время для индуизма характерна идея всевышнего, вездесущего  Бога-творца, являющегося основой  мироздания. Все иные божества и  сверхъестественные создания являются лишь его воплощениями или свитой. Культ его не сводится к простому жертвоприношению - кормлению к обоюдной выгоде бога и человека, он состоит в безусловном почитании, самозабвенном служении и преданности.

Для многих индуистов  таким верховным божеством является Вишну, который может воплощаться  в облике животного (вепря, рыбы, черепахи) или человека (обычно темнокожего царя и пастуха Кришны). Учение о воплощениях Вишну позволило слить в едином образе несколько разных по происхождению культов. Воплощением Вишну признается и Рама — герой популярной эпической поэмы «Рамаяна», и Будда (что пособствовало ассимиляции буддизма). Изображается Вишну обычно в царской короне, порою возлежащим на мировом змее.

Другие индуисты полагают, что верховным богом является Шива, изображаемый часто в виде аскета, увешанного черепами, или танцора. Часто сопровождает Шиву посвященный ему священный бык. В конце древности (как и в наши дни) индуисты разделяются таким образом на почитателей Вишну и почитателей Шивы (вишнуитов и шиваитов), однако принципиальных расхождений между ними не было и нет — основное различие сводится лишь к тому, кого из двух великих богов считать главным.

Священными текстами индуизма продолжают считаться веды, но фактически гораздо большее значение приобретают эпические поэмы  и так называемые пураны — «сказания о древности», включившие колоссальное количество мифов. В отличие от вед эти произведения не содержатся в тайне, они доступны для всех, а научный анализ показывает, что мифология пуран часто связана по происхождению с неарийскими народами Индии.

В индуизме развилось  храмовое богослужение. Важнейшей частью праздничных Церемоний являлись торжественные шествия и процессии, во главе которых несли изображения  божества. Кровавые жертвоприношения понемногу выходили из употребления, заменяясь ритуалом «почитания» божества: надевание на его изображение Цветочных гирлянд, курение благовоний, зажигание светильников и возлияние воды. Эти действия часто сопровождались танцами, музыкой, пением эпических поэм. Помимо жрецов при храмах жили танцовщицы и музыканты и разного рода обслуживающий персонал. Содержание храмов обеспечивалось не только доброхотными подаяниями жителей данной местности и паломников, но и доходами с принадлежавших храмам земель.

Основные черты идеологии  индуизма ярко проявляются в «Бхагавад-гите» — поэме, включенной в состав «Махабхараты». «Бхагавад-гита» (букв. «Песнь Господа») повествует о том, как собрались войска двух враждующих группировок знати на поле боя и, увидев в стране противников множества родственников и друзей, один з героев устрашился предстоящего кровопролития. И тогда Кришна (который был воплощением Господа-Вишну) произнес пространную речь о значении долга (дхармы). Он говорил о том, что лучше встретить смерть в бескорыстном служении долгу, нежели уклоняться от его выполнения, а долгом кшатрия является сражение, и потому героям надлежит сражаться. Идея долга была источником вдохновения для многих индийцев, знавших наизусть знаменитую «Гиту». Но «Гита» важна и с другой точки зрения. Уговаривая собеседника, Кришна заявляет о том, что мораль относительна и определяется происхождением человека. У каждого человека в этой жизни свое предназначение и свой долг, и то, что для одного является добродетелью, для другого — грех.

Для индуистской этики  характерна беспредельная терпимость, ибо каждому человеку надлежит следовать тому порядку жизни, который принят в его местности и деревне, в его касте и семье, соблюдать те правила, что диктует ему обычаи и религия. Однако эта свобода распространяется лишь на отношения между представителями разных общественных групп. Внутри же группы, напротив, господствует жестокая дисциплина, определяемая

необходимостью исполнять свой кастовый долг. Пестрота и противоречивость идей индуизма настолько значительна, что некоторые исследователи отказывались считать его единой религией. Однако вопросы вероучения не имели такого большого значения, как соблюдение обрядовых правил и социальных норм. Общие принципы индуизма в области общественных отношений сводились к следующему: общение должно быть ограничено своим социальным кругом - запрещены браки и совместное принятие пищи между членами разных каст, а также смена кастовой профессии. Убиение животных, в особенности коров, считалось страшным грехом. Распространялись обычаи заключения браков в детском возрасте (преимущественно для невесты - порою жених не вел невесту вокруг алтаря, а нес ее, так как она еще не умела ходить). Осуждались браки вдов (даже если девочка овдовела фактически и не став женою), наиболее благочестивым делом считалось самосожжение вдовы на погребальном костре мужа.

Семьи и отдельные  лица, особенно из высших каст, которые  не соблюдали необходимых правил, подвергались самому страшному наказанию - изгнанию из касты. Так как безопасность человека и место его в обществе зависели от принадлежности к той или иной социальной группе, исключённые из касты либо должны были вымолить и заслужить прощение, либо пасть на самое дно социальной иерархии. Освященная религией

индуизма кастовая система  обеспечивала устойчивость общества, его способность противостоять любому чуждому влиянию, но она же в конечном счете придавала ему чрезвычайно консервативный характер.

                                                  

Заключение

 

Таким образом, из выше изложенного, ясно, что важное место в древнеиндийской культуре принадлежало памятникам религиозной литературы. Древнейшие из них - веды, записанные позднее, впоследствии и передавались в устной форме от учителя к ученику. Сложившаяся среди брахманов сложная система запоминания текстов оказала значительное влияние на весь характер образования и науки в Древней Индии.

Точность передачи и  истолкование священных ведийских текстов привело впоследствии к появлению таких важных наук, как фонетика и этимология. На их основе впоследствии развивалась древнеиндийская лингвистика.

Комментарии поздневедийского периода призваны были объяснить связь между ритуальным действием и произносимыми при этом формулами, нередко давая при этом аллегориченское истолкование древних обрядов. Разъясняя магический смысл ритуала, приходили, например, к отожествлению частей жертвенного животного со всей Вселенной. В связи с « жертвоприношением коня» давалось такое разъяснение: «Голова жертвенного коня-это утренняя заря, глаз-солнце, дыхание-ветер, хребет-небо, копыта - земля» и т.д. Раскрытие смысла жертвы в словах и даже мысленное воспроизведение ее стало уподобляться действительному жертвенному ритуалу, в особенности для тех, кто - как лесные отшельники - не мог служить богам у алтаря. Из таких умозрительных построений возникали первые памятники древнеиндийской философии.

Точная передача и  толкование священных древне-ведийских  текстов постепенно привело к  появлению таких важных дисциплин, как фонетика и этимология. Впоследствии на их основе развивалась древне5индийская  лингвистика. Огромный шаг был сделан в изучении геометрии и в исследованиях за наблюдением небесных светил.

Ведийская литература оказала  огромное влияние на формирование эпической  традиции. Несколько десятков тысяч  стихов включают в себя поэмы- «Махабхарата»  и «Рамаяна». В поэму «Махабхарата» включено изложение мифов и старинных легенд, восходящих к глубокой древности (возможно, индоиранской). В Гуптскую эпоху их текст все более разрастался за счет назидательных глав и целых самостоятельных трактатов. В своем окончательном виде «Махабхарата» и «Рамаяна» стали подлинной энциклопедией индуизма и неисчерпаемой сокровищницей образов для последующих художников и поэтов. Эпос, который фактически дошел до наших дней в устной форме, стал доступен миллионам неграмотных индийцев и оказывает огромное влияние на их мировоззрение.

Согласно буддийским преданиям, в I в. До н.э. на Ланке записан  весь канон тхеравады, десятки книг на пали-языке, близком разговорному диалекту Северо-восточной Индии, на котором проповедовал Будда. Суждения о первоначальном буддизме до сих пор основываются главным образом на данных произведений, входящих в палийский канон. Запись его- неоценимый вклад Ланки в мировую культуру.

Самым совершенным описанием  языка в мировой науке вплоть до XIX в., по мнению специалистов, является грамматика санскрипта, составленная Панини примерно в IV в. до н.э.( в области научной и дидактической литературы).

Особенно важны достижения индийцев в области философии  и логики языка. Главной целью философии в древней Индии являлось не обобщение достижений естественных наук и расширение практических познаний, а интерпретация священных текстов и достижение религиозного спасения.

Древняя психология очень  тесно сплеталась с религией и  медициной. В этой области был  накоплен огромный опыт по части использования  лечебных трав и растений. Очень глубоки были познания в этой области у Буддийских монахов, которые занимались врачеванием. Врачи-индийцы в конце древности и в средние века славились своими познаниями во всем мире.

С понятием «пустоты»  в буддийской философии, возможно, связано введение нуля в математике(и, соответственно, позиционной системы записи чисел). Арабские цифры, которые используются доныне, происходят из Индии.

В первые века новой эры  расцвет древнеиндийской культуры выражается в развитии светских литературных жанров. К периоду правления Чандрагупты II относится творчество крупнейшего драматурга Калидасы. Знаменитая  драма «Шакунтала», основу которой составляет легенда, заимствованная из «Махабхараты», посвящена героическим сюжетам и связана с придворным театром. Новеллы «Панчатантры»( состояли из басен и носили демократический характер) по способу построения литературного произведения пользовались большой популярностью, и оказали огромное влияние на национальные литературы ( «Тысяча и одна ночь», «Декамерон» и др.).

В Древней Индии наряду с поэтической лирикой и сборниками дидактических афоризмов в стихотворной форме, составлялись научные трактаты, чтобы облегчить их запоминание  и устную передачу. В трактате «Артхашастру»  ярко представлены придворные интриги, коварные провокации и тайные убийства. Главная цель политического искусства усматривается в подчинении окружающих территорий, и поэтому все соседние правители считаются потенциальными противниками, а соседи соседей потенциальными союзниками «государя, стремящегося к завоеваниям». Литература крайнего юга Индостана представлена в основном героическим эпосом и любовной лирикой.

В области архитектуры  сохранились памятники послемаурийской  эпохи, связанные прежде всего с буддизмом - пещерные монастыри Западной Индии с высеченными в скалах залами, площадью около 500 кв.м., огромный буддийский монастырь в Санчи, большая ступа сооруженная во II-I вв. до н.э. с резными каменными воротами (с изображением сцен из буддийских легенд). Эти строения являются самыми характерными памятниками буддийской архитектуры. По своей ценности они сопоставимы с египетскими пирамидами.

Заметное влияние на скульптурные памятники древнеиндийской  культуры оказало персидская и греческая  школы. Знаменитые столбы с надписями  Ашоки, которые венчает скульптура львов – яркий тому пример. Местные школы скульптуры сложились в послемаурийский период; школа Гандхары на Западе Индии, школа Матхуры в Северной Индии.

Пещерные храмы и  монастыри Аджанты, где на стенах сохранились фрагменты росписи с изображением сцен из буддийских преданий, уникальны по своему значению. Схожие фрагменты живописи находят на Шри-Ланке.

Таким образом мы видим, что религиозно-философские системы Древней Индии оказали огромное влияние на политическое , экономическое и культурное развитие древнеиндийского общества. Религия создала индийскую культуру и общество. Даже сегодня она остается важнейшей силой, определяющей индийскую жизнь.

Подводя итоги необходимо заметить, что Индия стала родным домом как минимум для семи религий – индуизма, джайнизма, буддизма, ислама, сикхизма, христианства и зороастризма. Самая традиционная религия – индуизм – восходящая к 1500 году до н.э. Это вера, которую и сегодня исповедует подавляющее большинство индийцев, около 82 процентов населения страны – индуисты того или иного направления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список источников и литературы.

 

  1. Бируни, Абу, Рейхан  Индия. - М.: Ладомир, 1995. – 727 с.
  2. Бэшем, Артур Цивилизация Древней Индии. — Екатеринбург: У-Фактория, 2007. — 496 с.
  3. Индия. История страны / Под ред. Синхараджа, Таммита-Дельгода. - М.: Эксмо; СПб.: Мидгард, 2007. – 352 с.
  4. История Востока. В 2 томах. Том 1 / Под ред. Л.С., Васильева. — М.: Высшая школа, 1998. — 249 с.
  5. История Древнего Востока / Под ред. В.И., Авдиева. — М.: Высшая школа, 1970. — 610 с.
  6. История Древнего Востока / Под ред. И.М., Дьяконова. — М.: Наука, 1983. — 534 с.
  7. История Древнего Востока / Под ред. В.И., Кузищина. — М.: Высшая школа, 2003. — 462 с.

Информация о работе Религиозно-филосовские системы Древней Индии: Ведизм, буддизм, индуизм