Религиозно-филосовские системы Древней Индии: Ведизм, буддизм, индуизм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 09:27, контрольная работа

Краткое описание

Возникновение религиозно-филосовских систем Древней Индии уходит своими корнями в глубокую древность и может быть соотнесена с этапами эволюции древнеиндийского общества.
Целью нашей работы является показать этапы эволюции древнеиндийского общества и влияние религиозно-филосовских систем на политическую, экономическую и культурную жизнь народов Древней Индии.

Содержание

Введение 3-6

Глава 1 Политические, экономические и социальные
предпосылки возникновения религиозно-филосовских
учений Древней Индии. 7-10

1. 1. Социальная структура индоариев в период вед
(конец II тыс.- начало I тыс.до н.э.) 7-8
1. 2. Древнеиндийские Варны. 8-10
Глава П. Вторая половина I тыс.до н.э. –
важный период в развитии Индии. 11-17

2. 1. Образование государств обще-индийского характера,
оформление буддизма. 11-16
2. 2. Буддизм как единая религия древнеиндийской империи. 16-17
Глава ПI. Философско-религиозные системы Древней Индии 18-26
3. 1. Ведийская религия. 18-21
3. 2. Буддизм как одна из основных мировых религий. 21-24
3.3. Основные черты идеологии индуизма 25-26
Заключение 27-28

Список источников и литературы 30

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная по Древнему Востоку.doc

— 203.00 Кб (Скачать файл)

Когда дракон был побежден, потоки вод помчались, как стада  коров,— это 

дождь пролился на поля. Большая часть гимнов «Ригведы»  была связана с ритуалом, и повествование  о сражении Индры с драконом, видимо, пели на празднестве Нового года.

«Индийцы веруют в  то, что бог – хвала ему! –  един, предвечен, без начала и без  конца, свободен в своих деяниях, всемогущ, премудр, живой и дающий жизнь; он всем распоряжается и все  сохраняет; он один в царстве своем, нет ему подобного или равного; он не походит ни на что и ничто не походит на него.» ¹

Считалось, что боги обитают  на небесах, и само их название —  дэвы — ассоциируется со словами, означавшими небо, дневной свет. Отделл, таким образом, как бы «круговорот материи», а в центре этого космического процесса стоял жрец – посредник между миром людей и богов, от которого небожители принимали пищу.

Ведийские армии для особо значимых ритуальных церемоний сооружали специальные алтари. В поздневедийских текстах даются подробные описания чертежей этих сложных построек, например в виде огромной птицы. Жертвоприношения на нескольких огнях

такого алтаря совершались  в течение многих дней, а некоторые  циклы обрядов продолжались более  года. В них принимали участие  целые группы жрецов, каждый из которых выполнял особые функции. Всякое действие, имевшее магический характер, детально регламентировалось. Не меньшее значение имело и произнесение при этом обращений к богам.

Иногда это простые  просьбы, выражающие нехитрую мысль: «Я - тебе, ты - мне», или намеки на щедрость божества, которое, не скупясь, вознаграждает того, кто его восхваляет.

Порою настойчиво повторяется  имя бога, с тем чтобы получить над ним магическую власть и заставить  выполнить просьбу, само заклинание тогда приобретает характер требования.

В представлении участников ритуала обряд не символизирует  космические явления, а вызывает их: солнце не встанет, если жертвователи перестанут зажигать в конце ночи огонь на алтаре. Жертва осмысляется  как движущая пружина мировых процессов.

Боги ничего не решают по произволу, они лишены свободы  воли и в этом смысле не отличаются особым могуществом. Ритуальные действия менее всего предполагают живые эмоции. Богов не умоляют, ими скорее управляют. Иногда они выглядят как простые статисты в литургическом действе.

_________________________________________________________________

¹Абу Рейхан Бируни, «Индия» – М., 1995г. – С.71

Для поздневедийских  текстов характерно представление  о материальности всего мира (включая  область духа и абстрактные понятия) и в то же время оживление этой материи в виде особых «божеств». Ведийские жрецы — сторонники жесткого детерминизма. Они исходят из того, что все в мире взаимосвязано — поэтому одно можно сделать орудием воздействия на другое. Необходимо лишь осознать, выразить и воспользоваться

этим соответствием. Непреложным  законам мира подчинялись сами боги.

Огромные жертвоприношения могли позволить себе только люди очень богатые. Связь понятий  «бога» и «богатства» в древнеиндийском  языке прослеживается так же ясно, как и в русском: богатый тот, кто с богом, а без бога — убогий. Но в ведийскую эпоху речь может идти лишь о богатстве знати, ибо основу его составляла не коммерция, а обладание

властью. Первоначально  предводитель, заказывавший жрецам совершение жертвоприношений, выступал от имени всей общины. Царь-вождь (раджа — ср. латинское «рекс») рассматривался как лицо сакральное и в этом смысле близкое богам. Во время ритуала коронации говорилось, например: «Он стал одним из вас» (т. е. из богов). Это не мешало, впрочем, тому, что недовольные подданные могли лишить царя власти, а то и жизни. Один из важнейших царских ритуалов назывался «питьё могущества» и имел целью омоложение вождя. Дряхлость последнего представлялась крайне опасной для его подданных. Функции жрецов имели право выполнять только знатоки ритуала и тайных магических формул. Издавна они представляли собою замкнутую группу, принадлежность к которой определялась происхождением (это не значит, что не было пополнения жречества извне — в процессе расселения ариев в Индии местное жречество иногда приобщалось к ведийскому культу). В поздневедийский период жрецы составили особое сословие — варну брахманов, которая претендовала на превосходство над другими варнами — над кшатриями, вайшьями и шудрами.

Чтобы стать полноправным членом одной из первых трех варн, необходимо было не только родиться в ней, но пройти церемонию посвящения и специальное  обучение в доме учителя-брахмана. Во время этого посвящения на мальчика надевали священный шнур, что рассматривалось как «второе рождение». Шудрам не дозволялось проходить посвящение в доме учителя-брахмана. Обряд «второго рождения» означал право на приобщение к таинствам и чтению текстов вед. «Дважды-рожденные», и особенно брахманы, старались тщательно соблюдать строгие предписания ритуальной чистоты. Ведийские тексты нельзя было сообщать непосвященным, и их передавали в устной форме от учителя к ученику во избежание случайного осквернения.

Постепенно сложилось  учение о стадиях жизни, которые  рекомендовалось проходить всем «дваждырожденным», в особенности брахманам. После ученичества должен был наступать период мирской жизни домохозяина. Брахманы не были жрецами-профессионалами, они лишь имели право на совершение жертвоприношений. В обыденной жизни брахманы могли приобретать средства различными занятиями, но по случаю, например, свадьбы, наречения имени новорожденному, похорон и т. п. их приглашали для исполнения обрядов. После принесения жертв брахманам преподносили традиционные дары, и эти дары составляли существенную часть их доходов. Обеспечивая других «дваждырожденных» ритуальными услугами, они таким образом получали от них натуральное содержание. С развитием социальных отношений придворные брахманы в виде дарений стали приобретать не только еду, одежду или драгоценности, но и деньги, право на сбор податей с деревень либо земельные участки, которые владелец мог обрабатывать, используя труд арендаторов, батраков и рабов.

Когда наступала старость, благочестивый брахман должен был  расстаться с мирским образом жизни, став отшельником и странствующим аскетом. Он поддерживал свое существование сбором лесных плодов и нищенством, предаваясь самоистязанию и как бы принося в жертву свою телесную оболочку, с тем чтобы достичь сверхъестественного знания и мистической силы, а затем и наилучшей судьбы после смерти.

Поведение, соответствующее  социально-религиозным нормам, по представлениям древних индийцев, приводило к  накоплению религиозной заслуги. Закон  воздаяния (карма) обеспечивал тем, кто накопил религиозную заслугу, новое рождение в более высокой варне, а грешникам — в более низкой. Закон перерождения не ограничивался только человеческим обществом. За грехи человек мог родиться животным, червем, насекомым, а наградой за праведность служило рождение божеством. Таким образом, и сами боги не были свободны от круговорота перерождений и воздаяния - кармы.

 

3.2. Буддизм как одна из основных мировых религий.

 

Буддизм, одна из великих  мировых религий, названа так  по титулу Будда («Достигший просветления»), которым был награжден последователями ее основатель, Сиддхартха Гаутама (ок. 563-483гг. до н.э.). Член воинской касты кшатриев, он был сыном правителя небольшой страны в непальских предгорьях Гималаев. Он вырос в городе Какпилавасту, где жил в роскоши и праздности.  Было предсказано, что из-за своей озабоченности причинами людских страданий Сиддхартха однажды уйдет от мирской жизни. Отец приказал оградить сына от людских страданий и горя, но сын выйдя из изоляции не мог смирится с увиденным реальным миром. В возрасте 29 лет скинув царские одежды и облачившись в рубище он стал отшельником. Шесть лет скитавшись по свету , несмотря на полное самоотречение и аскетическую жизнь, Сиддхартха не достиг своей цели; познать несовершенство мира, чтобы постичь мудрость и избавить людей от страданий. Но просветление озарило его после 49 дней медитации- истина открылась ему. В Оленем парке в Сарнатхе произнес Сиддхартх свою первую проповедь о причинах страданий людей и живых существ. Главным в учении Будды было объяснение природы страдания. Сиддхартха стал тогда просветителем (Буддой). Слава о нем распространилась, и к моменту кончины Будда был окружен многочисленными учениками. Буддизм, впоследствии превратился в первую мировую религию. Традиционная формула называет «три драгоценности» буддизма - это сам Будда, дхарма - его учение, и сангха - община его последователей.

Характерной чертой буддийского  учения является определение жизни  как страдания. Страдание связывается  не только с неизбежным приходом болезней и смерти, но и с желанием лучшего возрождения, с самой цепью перерождений. Причиной страдания Будда называет страстное желание жизни, богатства, наслаждений или лучшей судьбы в новом существовании. Путь освобождения от страданий ему представляется в виде полного контроля над своим духом и поведением, а конечной целью при этом является нирвана (букв, «угасание»), после которой человек разрывает цепь и уже не рождается вновь.

Явственно заметны существенные отличия между ведийской религией и буддизмом. Если ведийский жертвенный культ был направлен главным образом на достижение благополучия семьи и общины, то целью буддийского вероучения являлось спасение личности. Речь, конечно, шла именно о религиозном спасении, и учение формулировалось во многом в традиционных понятиях кармы, цепи перерождений и т. д. В то же время не без оснований отмечалось в научной литературе, что буддизм - религия без Бога. Здесь действительно не было места для Бога-творца, хотя неоднократно в буддийских текстах упоминаются божества - сверхъестественные существа, которые способны оказывать помощь людям в их земном существовании. Они представляются даже восторженными слушателями проповедей Будды, но в основном для данной религии - достижении нирваны - эти боги не способны ни повредить, ни помочь. Если жрецы-брахманы выступали в роли посредников для людей в их общении с богами, то в деле спасения, согласно представлениям раннего буддизма, помощников быть не может. Внешняя обрядность оказывается бесполезной, а кровавые жертвоприношения даже греховны, ибо в буддизме распространяется идея непричинения вреда живым существам.

Не имеет существенного  значения также соблюдение ритуальной чистоты, и, хотя существование сословно-кастовой иерархии в миру не подвергается сомнению, религиозное освобождение не ставится в зависимость от социального положения человека. Буддизм не придает большого значения различию между людьми по их племенной или кастовой принадлежности и не препятствует общению между ними. Для достижения спасения считалось необходимым отказаться от мирской жизни - от собственности и семьи, традиционных внешних уз и душевных привязанностей. Бритоголовые, в оранжевых одеждах, с горшком в руке для милостыни скитались по городам и селениям последователи Просветленного - Будды. Они именовались словом «бхикшу», т. е. нищие. Нищенствующая братия четыре месяца в году - сезон дождей - проводила в пещерах, а впоследствии - и в специально построенных для них помещениях монастырей. Бхикшу составляли монашескую общину - сангху. Внутренняя организация монастыря отвечала общим принципам древнеиндийских объединений – будь то деревня или городская ремесленно-торговая корпорация. Наиболее важные вопросы решались общим голосованием, повседневную жизнь регулировал выборный совет. Мальчики с восьми лет считались послушниками, а после двадцати становились монахами. Обязанностью их являлось постоянное исполнение монастырского устава и повторение многочисленных заповедей. Периодически устраивались коллективные покаяния, во время которых каждый монах признавался в своих прегрешениях и принимал назначенное ему искупление. Монахи могли работать по благоустройству своей обители, часто занимались врачеванием, обучением, но главным их делом были неустанные тренировки психики, которые должны были способствовать полному самоконтролю и в конечном счете вести к освобождению - нирване.

В первоначальном буддизме не было традиции изображения Учителя, поклонялись символам Будды. Некоторые  из этих символов и священных предметов  значительно древнее самого буддизма. Почитание смоковницы, например (под  которой Сиддхартха достиг просветления), очевидно, восходит к древнему культу деревьев. Колесо - старинный символ Солнца и царской власти - в буддизме стало олицетворением Учения (сама буддийская проповедь именовалась «поворот колеса дхармы»). Основным культовым сооружением являлась ступа - искусственный холм, как правило, увенчанный зонтом. Верующие поклонялись ступе и заключенной в ней реликвии (волос Будды, зуб Будды и т. п.), обходя ее слева направо (по Солнцу).

Монахи жили собирая  подаяния с благочестивых мирян. Со временем появились и пожертвования, приносившие постоянные доходы. Запрет иметь собственность распространялся лишь на отдельных монахов, но не на целые общины. Монастырям не возбранялось получать в пожалование деревни, с которых они могли собирать подати. Отдельные монастыри играли значительную роль в политической жизни. Хроники Шри-Ланки, например, рассказывают об активном вмешательстве сангхи в государственные дела и порою кровопролитных столкновениях между наиболее влиятельными монастырями.

Бытовая обрядность для буддизма не имела большого значения, и миряне обращались по-прежнему к брахманам, приглашая их на свадьбы, похороны и другие церемонии. От них ожидали помощи в обычных мирских делах - для получения урожая, приплода скота и т. п., но одновременно светские почитатели Будды и его учения стремились улучшить свою участь в новом перерождении, исполняя заповеди и оказывая материальную поддержку святым монахам. Буддийские тексты, составленные на местных разговорных языках, были понятнее населению, чем тщательно скрываемая от непосвященных санскритская литература брахманов. Особым успехом буддизм пользовался среди горожан, так как само возникновение городов было связано с распадом традиционных социальных связей, развитием частной собственности, обособлением личности.

Буддизм, как правило, пользовался покровительством царей  крупных держав. С другой стороны, и в буддийских текстах выдвигался идеал мирового владыки, от которого зависит основание царства праведности.

Распространение праведности («поворот колеса дхармы») одновременно означало усиление власти правителя, отвечающего этому религиозному идеалу. Стремление к обращению все большего количества людей в буддийскую веру принципиально отличает эту религию от ведийской - последняя, напротив, была предназначена лишь для тех, кто по происхождению принадлежал к какой-либо из варн «дваждырожденных».

Все большее распространение  буддизма способствовало появлению  новых его школ и направлений, эволюции всего религиозного учения. Первоначально считалось, что мирянин, исполняющий заповеди правдивости, трезвости, непричинения вреда живым существам, не скупящийся на подаяния монастырям, заслуживал таким образом для себя лучшее перерождение, однако спасение – нирвана – для него оставалось недоступным, являясь уделом только монахов. Но постепенно некоторые буддийские школы стали признавать возможность спасения и для мирян, не отрекшихся от земных уз - от семьи и собственности. Такой «широкий путь» спасения, естественно, казался более привлекательным для состоятельных мирян, которые могли себе позволить щедрые даяния монахам, но сами не проявляли склонности к суровому подвижничеству.

Информация о работе Религиозно-филосовские системы Древней Индии: Ведизм, буддизм, индуизм