Религиозно-филосовские системы Древней Индии: Ведизм, буддизм, индуизм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 09:27, контрольная работа

Краткое описание

Возникновение религиозно-филосовских систем Древней Индии уходит своими корнями в глубокую древность и может быть соотнесена с этапами эволюции древнеиндийского общества.
Целью нашей работы является показать этапы эволюции древнеиндийского общества и влияние религиозно-филосовских систем на политическую, экономическую и культурную жизнь народов Древней Индии.

Содержание

Введение 3-6

Глава 1 Политические, экономические и социальные
предпосылки возникновения религиозно-филосовских
учений Древней Индии. 7-10

1. 1. Социальная структура индоариев в период вед
(конец II тыс.- начало I тыс.до н.э.) 7-8
1. 2. Древнеиндийские Варны. 8-10
Глава П. Вторая половина I тыс.до н.э. –
важный период в развитии Индии. 11-17

2. 1. Образование государств обще-индийского характера,
оформление буддизма. 11-16
2. 2. Буддизм как единая религия древнеиндийской империи. 16-17
Глава ПI. Философско-религиозные системы Древней Индии 18-26
3. 1. Ведийская религия. 18-21
3. 2. Буддизм как одна из основных мировых религий. 21-24
3.3. Основные черты идеологии индуизма 25-26
Заключение 27-28

Список источников и литературы 30

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная по Древнему Востоку.doc

— 203.00 Кб (Скачать файл)

Как свидетельство технического прогресса – стремительное развитие ремесла. Собраны данные о развитии черной и цветной металлургии, оружейном, кузнечном, ювелирном деле, хлопкоткачестве, резьбе по дереву, камню и кости, гончарном деле, парфюмерии и пр. Основным центром сосредоточения ремесленных мастерских были города. Здесь ремесленники расселялись по специальностям и имели свои союзы – шрени, представительствовавшие перед властями и защищавшие ремесленников перед властями и защищавшие ремесленников от произвола. Существовали мастерские, где использовался подневольный труд и труд наемных работников на личное обогащение правителя (верфи, прядильные, оружейные, ювелирные).

Развитие материального  производства и специализация его  приводили к росту торговли. Намечалась специализация по областям производства того или иного продукта: Магадха славилась своим рисом и металлами, северо-запад страны – ячменем и лошадьми, юг – драгоценными камнями, жемчугом и пряностями, запад – хлопком и хлопковыми тканями; хлопкоткачеством отличались и города других областей – Варнаси, Матхура и др. Купцы были людьми богатыми и уважаемыми; как и ремесленники, они объединялись в шрепи. Государство получало немалые доходы от торговли и поэтому поддерживало порядок на рынке, осуществляло контроль над мерами и торговыми сделками, занималось прокладкой дорог. Государи сами были богатыми купцами, поэтому торговля некоторыми товарами была их монополией. Расширялась торговля с Азией, Аравией и Ираном. Развитие торговли привело к расширению монетного обращения. На северо-западе страны имели хождение и иностранные манеты – греческие, персидские, греко-бактрийские. Имеются данные о ростовщичестве. Существовало и долговое закабаление, которое могло повлечь за собой частичное или полное лишение должника свободы.

От времени упадка индской цивилизации  до середины I тыс. до н.э. мы не знаем ни одного города, хотя бы отдаленно напоминающего Мохенджо-Даро или Хараппу. Но с этого времени начинается новый расцвет городов. Античные писатели удивлялись огромному числу городов в Индии, называя иногда неправдоподобные цифры. Многие города вырастали из сел, особенно удобно расположенных с точки зрения путей сообщения, безопасности, наличия природных ресурсов (воды, руд, гончарных глин, древесины и т.д.)

Другие основывались государством и были первоначально опорными пунктами, крепостями, административными центрами. Многие из этих городов, конечно иногда под измененными названиями, существуют и сегодня; Индрапрастха (Дели), Паталипутра (Патна), Пурушапура (Пешавар).

Рабство в древней Индии имело  свои особенности, но пренципиальные его положения были характерны и для Индии. Индийский даса был рабом в самом точном смысле этого слова: он был чужой собственностью, не имел права на результаты своего труда, хозяин мог казнить его по своему произволу; рабов, как и любое движимое имущество, продавали, покупали, передавали по наследству, дарили, проигрывали, закладывали. От скота, как «четвероногих», рабы отличались только как «двуногие». Наиболее важной особенностью древнеиндийского рабства были различия в положении рабов и в условиях их освобождения, зависевшие от их сословно-кастового положения до потери ими свободы. Все отношения в обществе определялись наличием рабства, тем, что утвердилась эксплуатация человека человеком в самой ее примитивной и хищнической форме. Личность человека стала товаром, даже младшие члены семьи являлись объектом торговых сделок. Соответственно менялась государственность за счет усиления карательных функций, идеология – за счет освящения власти эксплуататоров. Рабы и рабовладельцы были двумя полюсами, определявшими социальную структуру древнеиндийского общества. Между ними располагались, тяготея к тому или к другому, остальные социальные слои. Так, труженики, потерявшие экономическую самостоятельность или гражданские права и вынужденные работать на других, неизбежно образовывали промежуточные общественные прослойки, в той или иной мере примыкающие к классу рабов.

Характерно для общественного  строя Индии было существование  на протяжении всего периода древности  многочисленного слоя общинного  крестьянства. Это был слой свободных тружеников, не подвергающихся эксплуатации, так как они обладали всеми основными средствами производства. В наиболее развитых частях Индии пахотная земля была частной собственностью, хотя община контролировала ее использование и отчуждение. Хозяйствование велось, как правило, силами одной семьи, однако при тогдашнем уровне технической вооруженности и в специфических природных условиях Индии этим семьям необходимо было постоянно поддерживать производственные связи. Борьба с наводнениями и засухой, расчистка пашен, охрана людей и посевов, строительство дорог – все это требовало коллективных усилий. Так как в общину входили некоторые неземледельцы, обслуживающие общие и частные нужды общинников: горшечники, кузнецы, плотники, мусорщики, сторожа и др. Это делало общину самостоятельным экономическим организмом, мало подверженным воздействию со стороны. Община представляла собой автономную гражданскую организацию со своей деревенской сходкой, старостой, писцом, жрецом-астрологом, руководившим общинным культом. Все судебные дела разбирала сама община, только самые серьезные дела рассматривал царский суд. Государство использовало общинную администрацию как низшее звено налогового аппарата, возлагая на него сбор налогов. Общины были мало связаны с политической жизнью своего государства. Изолированность общины и различие между городом и деревней в политическом отношении отмечены и греком Мегасфеном: «Земледельцы освобождаются от военной службы, их работы не нарушаются ничем; они не ходят в город, не занимаются никакими другими делами, не несут никаких общественных обязанностей».¹

Замкнутая и устойчивая община оказывала  замедляющее действие на развитие общества; пережитки общинной собственности  на землю задерживали становление  частной земельной собственности, имущественную и общественную дифференциацию. Она препятствовала росту межрайонного разделения труда, товарного производства и торговли. Густая сеть обычаев и традиций опутывала труженика, обусловливая косность и технический застой. Община при всей своей прочности не была неизменной.

На нее воздействовали рабство, сословно–кастовое деление, частно - собственнические устремления, рабовладельческая идеология.

В наиболее развитых государствах община стала 

выступать как коллективный эксплуататор по отношению к своим рабам и слугам и превращался в коллектив рабовладельцев.

Хотя господствующие классы и государство  стремились к поддержанию системы  варн в неизменном состоянии, варны изменялись и приспосабливались к новым условиям. Основные принципы сохранились: наличие четырех варн, неравенство их прав и обязанностей, принадлежность к варнам по рождению, существование важных ограничений в общении между ними. Однако со временем все большее значение в обществе приобретает фактическое положение человека и его богатство. Это особенно заметно в частном отходе от традиционных занятий.

___________________________________________________________________

¹ Ильин Г.Ф. Богнгарт-Левин Г.М. «Индия в древности». – Алетейя, 2001. С. 298

 

Определяющим для брахмана остается исполнение жреческих обязанностей, но теперь все чаще встречаются брахманы земледельцы, пастухи, ремесленники, знахари, лекари и даже слуги. Только брахманы- жрецы оставались освобожденными от налогов, остальные их платили. Другие древние привилегии (освобождение от смертной казни и телесных наказаний, закабаления за долги) на брахманов - нежрецов также  распространялись все в меньшей мере, и они в конце концов теряли свой брахманский статус.

В Индии еще не было храмов и храмовых хозяйств, отсутствовала  организация брахманов даже в  местном масштабе. Следовательно,  отсутствовали предпосылки экономические и политические для их главенства в древнеиндийском обществе, хотя варна брахманов и считалась высшей. Но брахманы как идеологи господствующего класса, хранители и толкователи древних традиций, исполнители культовых действий продолжали занимать главное место. В касте кшатриев тоже наблюдались изменения: многие роды слабели, члены их становились гаремными стражниками, телохранителями вельмож, а некоторые торговцами и ремесленниками. Родовитую власть зачастую оттесняет служилую. Это особенно видно на примере выдвижения царских династий из других варн, например шудрянской –  Нандов и брахманской – Канвов.

Процесс расслоения затронул и варну вайшьев. Разбогатевшие  вайшьи (особенно из купцов) занимают места  в государственном аппарате как  торговые агенты царя, сборщики пошлин, служащие в царском хозяйстве  и казначействе и т.д. Такие вайшьи пробивались в самые верхи рабовладельческого общества; большинство из них все больше сближались с шудрами, общественный статус которых постепенно повышался. Но равноправия шудры не добились, так как для них оставались ограничения в выборе профессии и места жительства, более строгие наказания по суду, они подвергались ограничениям в религиозной обрядности. Так как шудры составляли основное рабочее население растущих городов, их статус стал выше прежнего. Состоятельные шудры нанимали слуг из дваждырожденных и даже брахманов. Появляются даже царские династии из шудр. Недаром во многих версиях мифа « О четырех веках» с горечью констатируется, что в последний грешный век Кали главными становятся шудры. Значительные изменения произошли в области идеологии.

 

2.3. Новые направления буддизма.

 

Со времени смерти Будды в начале V в. до н.э. буддизм  успел претерпеть значительные изменения. По преданию, первый буддийский собор  состоялся еще при жизни учеников Будды, причем были сформулированы устав монашеской общины (сангхи) и канон, преподанный в форме бесед Будды, однако не ясно, были ли устав и канон уже записаны или только заучивались наизусть. Во всяком случае, устные толкования очень долго сохраняли значение. Самый древний и дошедший до нас в наиболее полном виде из нескольких существовавших буддийских канонов, почитаемый наиболее ортодоксальным южным течением «Тхеравада», был записан лишь в I в. до н.э., причем уже не на родном древнеиндийском диалекте самого Сиддхартхи Гаутамы, а на более позднем языке пали. Сохранились в санскритском оригинале, а чаще в переводе на тибетский, китайский и другие языки - отрывки из другого канона или канонов.

В начале IV в. до н.э. наметилось расхождение между более ортодоксальным, консервативно - философским буддизмом и откровенно-религиозными течениями, где Будда представал уже в виде божества, причем не только исторический Сиддхартха Гаутама Будда, но мифические, предполагаемые Будды предшествовавших эпох, к каждому из которых можно было обращаться с молитвами за помощью. Оба течения созывали отдельные соборы, находилось и много «неорганизованных» устных толкователей учения.

Наряду с буддийскими существовали и другие вероучения, обещавшие путь к спасению. Некоторые, например учение Девадатты, откололись еще от первичного буддизма, другие существовали независимо и, может быть, раньше буддизма, например джайнизм. Джайны отвергали учение буддистов о вечной изменчивости бытия и считали материю неизменной, но, деля ее на «живую» (куда помимо органической жизни они включали огонь, воздух и т.п.) и «неживую», подобно буддистам, проповедовали ахинсу- запрет убивать живое. Одна из групп джайнов в своем крайнем аскетизме отвергала даже одежду; возможно, слух именно о ней дошел еще раньше времен Александра до греков, которые рассказывали о «нагомудрецах» (гимнософистах) Индии, отличных от брахманов. Существовали также другие учения наряду с традиционными культами ведической религии.

Но, именно буддизм, деятельно  отрицавший этнические, сословные и родо-племенные различия, оказался наиболее приемлемой идеологической основой для империи, своим существованием разрушавшей традиционные перегородки. Наряду с беднотой и отверженными к буддизму уже к V в.до н.э. стали примыкать богачи и высшая знать. Монашеские общины получали от них значительные земельные и денежные дарения (и на буддийских соборах принятие подаяний золотом тщетно провозглашали грехом).

Ко времени создания империи Маурьев буддизм уже имел много сторонников. Ашока сам принял буддизм (по-видимому, в более ортодоксальной, «южной» форме) и всячески содействовал его распространению. При нем же начинаются странствия буддийских проповедников за пределы державы Маурьев.

В связи с развитием  буддизма начинается строительство  ступ – памятных сооружений курганного характера, предназначенных для хранения буддийских святынь.

 

            

 

 

 

 

 

 

III. Философско-религиозные системы Древней Индии.

 

3.1. Ведийская религия.

О характере религиозных  верований ариев можно судить по сохранившимся памятникам ведийской  литературы, а так же по таким эпическим произведениям, как тысяча гимнов «Ригведы» и поэмам «Махабхарата» и «Рамаяна». Арии принесли с собой новый пантеон богов и новую систему верований. Их вера- вера «людей неба и открытых пространств» - вращалась вокруг сил природы.

                                       Вот ночь восходя озаряет

                                       Многоокая страны света

                                       В богатых покровах богиня

                                       Вот выси и шири и низи

                                       Все бессмертная наполняет

                                       Изгоняя сияньем сумрак

                                       Изгоняя Зарю – сестрицу

                                       Приближается к нам богиня

                                       Да изгонит она и сумрак.¹

 

Арии не строили храмов, только жертвенные очаги, около которых  приносились жертвы богам. Они верили, что боги, как и люди, - часть  космического порядка («рита»), благодаря которому все в мире идет своим чередом, день приходит на смену ночи, один сезон следует за другим. Но в полном согласии с «ритой», Вселенная существует только тогда, когда каждый ведет себя должным образом. Это было мотивом жертвоприношений – умиротворение богов стало способом сохранения мирового порядка. В этом контексте становится понятным, почему ритуалам, сопровождавшим жертвоприношения, уделялось особое внимание, - они должны были быть абсолютно точными, иначе жертва могла не достигнуть цели. Этим и объясняется важнейшая роль жрецов, чьей задачей было исполнение ритуалов и которые выступали посредниками между богами и людьми. Такая роль жертвоприношений привела даже к тому, что простое приготовление пищи превратилось в ритуал. Сравнение с мифологией других народов показывает иногда далекие индоевропейские истоки ведийской религии.

Прослеживаются, между  прочим, и славянские параллели: например, божество грозы Парджанья соответствует  Перуну, бог огня именуется Агни (ср. русское «огонь»), бог ветра  — Ваю (ср. русское «веять»).

Особую близость обнаруживают веды к религии и культуре Древнего Ирана, так как индийская группа арийских племен довольно поздно отделилась от своих иранских собратьев. И в Индии, и в Иране поклонялись, например, богу Митре, во время религиозных церемоний пили сому — священный напиток, обладавший, видимо, наркотическим действием.

____________________________________________________________________

¹ «Ригведа».X, 127 С. Стихотворное переложение В.Г. Тихомирова.

 

Даже некоторые мифы у древних индийцев и иранцев были общими. Устойчивой иерархии богов не наблюдается (как не видно ее и в обществе той эпохи), однако некоторые персонажи были излюбленными героями мифов. Так, многие гимны «Ригведы» повествуют о подвигах бога бури Индры, который во главе дружины ветров на колеснице с «молнией» в руке сражался с бесформенным чудовищем.

Информация о работе Религиозно-филосовские системы Древней Индии: Ведизм, буддизм, индуизм