Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 15:29, реферат
Толчком к преобразованию послужила проигранная Крымская кампания. Поражение России в войне показало полную несостоятельность политической и экономической системы Николая I. Военное и экономическое могущество России при ее столкновении с передовыми европейскими державами оказалось мнимым. Крымская война привела Россию к международной изоляции. Неудачи в войне и смерть Николая I в определенном смысле раскрепостили не только либерально настроенную часть общества, но и ряд правительственных чиновников. Составляются различные проекты и записки, в которых обосновывалась необходимость преобразований.
Реформы Александра II.
Земская и финансовые реформы.
Введение.
60-70 годы XIX века – время коренных преобразований в России, которые затронули практически все важнейшие стороны жизни как общества, так и государства.
Были проведены экономические (ликвидация крепостного права и др.), политические реформы (изменения в системе управления – судебная, земская, городская, военные реформы), реформы в области образования и культуры (школьная, университетская, цензурная).
Толчком к преобразованию послужила проигранная Крымская кампания. Поражение России в войне показало полную несостоятельность политической и экономической системы Николая I. Военное и экономическое могущество России при ее столкновении с передовыми европейскими державами оказалось мнимым. Крымская война привела Россию к международной изоляции. Неудачи в войне и смерть Николая I в определенном смысле раскрепостили не только либерально настроенную часть общества, но и ряд правительственных чиновников. Составляются различные проекты и записки, в которых обосновывалась необходимость преобразований.
Александр II решился на преобразования исключительно по воле обстоятельств, однако это не преуменьшает роль Александра II в реформировании страны. Главная его заслуга заключается в том, что он осознал необходимость преобразований и не стал сопротивляться реалиям времени. Таким образом, сохранить Россию, как великую державу, возможно было только посредством реорганизации николаевской системы.
Большинство историков полагает, что Александр II не только не имел программы преобразования, но и не был готов к реформаторской деятельности. Тем не менее, первые годы его царствования были отмечены рядом важных перемен.
Родившийся в 1818 году сын князя Николая Павловича Александр с самых первых дней своей жизни почитался как будущий монарх, потому что ни у императора Александра I, ни у цесаревича Константина не было сыновей, а в своем поколении он был старшим князем. Соответственно, его образование и воспитание были прекрасно поставлены и направлены на то, чтобы подготовить его к высокой миссии.
Первым воспитателем Александра II был капитан Мердер, а в девять лет его обучением занялся В. А. Жуковский. Программа, по которой учился будущий император, была тщательно проработана и направлена на то, чтобы сделать его человеком образованным и всесторонне просвещенным, сохранив его от преждевременного увлечения мелочами военного дела. Программу Александр успешно освоил, но уберечься от военной "муштры" того времени не смог.
В двадцать три года цесаревич женился на Марии Александровне, принцессе Гессен-Дармштадтской. С этого времени Александр начинает свою служебную деятельность. На протяжении десяти лет он являлся правой рукой своего отца. Судя по свидетельствам историков, Александр II находился под сильным влиянием отца, и перенимал некоторые его качества. Однако от железного характера Николая его отличали врожденная мягкость и великодушие. Именно поэтому личность Александра нельзя оценить однозначно — в разные моменты жизни он производит разное впечатление.
Первые годы своего царствования император
пытался ликвидировать
Земская реформа 1864 г.
Начиная
с XVII века, в России создаются и
действуют различные местные
органы управления. Но лишь с середины
XIX века формируется самоуправление
на основе представительства различных
слоев населения и
Оценку земской реформе 1864 года дал и В.И. Ленин. В своих работах "По поводу юбилея", "Картинки жизни", "Либеральные земцы уже идут на попятный", "Откровенно" и многих других определил буржуазное содержание реформ 60-70-х годов XIX века и земской реформы в частности. Он говорил о помещичьей социальной природе земства, пытался объяснить значение земской деятельности, отношение самодержавия к земству и сущность земского движения.
Земская
реформа 1864 года, Положение о губернских
и уездных земских учреждениях,
буржуазная реформа, вызванная необходимостью
приспособить самодержавный строй
России к потребностям капиталистического
развития, стремлением царизма привлечь
на свою сторону либералов в борьбе
с революционным движением. "...
Земская реформа, — писал В. И.
Ленин, — была одной из тех уступок,
которые отбила у самодержавного
правительства волна
1. Предпосылки Земской реформы
Местное самоуправление в дореформенный период строилось в полном соответствии с системой крепостнического хозяйствования. Центральной фигурой в нем оставался помещик, сосредоточивший в своих руках экономическую, административно-судебную и политическую власть над своими крестьянами.
На губернском
уровне главным лицом в системе
местного управления являлся губернатор.
Наказом 1837 года губернаторы наделялись
широким кругом полномочий: полицейскими,
надзорными, административно-хозяйственными
и др. Закон отводил губернатору
место непосредственного
Следующее
по назначению место после губернатора
занимал губернский предводитель дворянства,
исполнявший разнообразные
Личный состав чиновников, на которых лежало управление, был ниже всякой критики. В историческом обзоре деятельности комитета министров сообщается множество случаев жалоб населения на губернаторов, на злоупотребления чиновников, на медленное и неправильное, течение дел. Во всех губерниях лежали груды бумаг с нерешенными вопросами. Состав губернаторов не улучшился и в царствование Александра II.
Дореформенное уездное и губернское хозяйство и управление находилось в 40-60-х годах XIX века в совершенно расстроенном состоянии. Урожайность была низкой и не обнаруживала тенденция к подъему. Магазины почти везде были пусты, а продовольственные капиталы расхищались помещиками. Дороги и мосты в большинстве случаев были непригодны для езды. Частые и опустошительные пожары разоряли крестьян и приносили громадные убытки состоятельным элементам. Стеснительные формальности и бюрократическая волокита мешали проявлению частной инициативы, заведению торговых и промышленных предприятий, открытию ярмарок и базаров. Обороты ярмарочной торговли были неудовлетворительны. Больницы содержались так, что болезни в них усиливались, а не излечивались. Свирепствовали эпидемии. Смертность в отдельных местах превышала рождаемость. Сельские школы существовали только на бумаге. Начального образования фактически не было.
Дореформенная
система местного управления отражала
преимущественно интересы дворянско-помещичьего
класса. Преобладающие в ее деятельности
принципы бюрократизма и централизма
не учитывали реальных нужд местного
населения, местной промышленности
и местного торгового оборота. Картина
усугублялась нерасчлененностью
Крестьянская
реформа устраняла главное
Потребность в создании органов местного самоуправления вполне назрела еще до отмены крепостного права. При его сохранении осуществление земской реформы было невозможно. Более 20 миллионов крепостных, лишенных гражданских прав, не могли принимать участие в каких бы то ни было общественных делах, даже непосредственно касающихся их быта. Все государственные, центральные и местные учреждения покоились на основе крепостного права и были проникнуты сословным, крепостническим духом. В тех условиях, в которых жило крепостное население России, даже ограниченное самоуправление было немыслимо.
С отменой
крепостного права разрушался фундамент
старого здания царской администрации.
Третья часть населения России получала
известные гражданские права, могла
более легко вступать в буржуазные
отношения, приобретала непосредственный
интерес к местным
Таким образом, только отмена крепостного права обеспечила возможность проведения земской реформы, и она же определила безотлагательную необходимость этой реформы.
Непосредственная
связь крестьянской реформы с
реформой местного управления сознавалась
и в правительственных кругах.
Но от сознания необходимости преобразования
местного управления до его осуществления,
было ещё далеко. Правительство не
торопилось вводить земское, выборное
от всех сословий самоуправление. На первых
порах оно ограничилось образованием
крестьянских учреждений. Они были
призваны для того, чтобы, создав видимость
самостоятельного сельского управления,
усилить зависимость крестьян от
местной администрации и
Проведение крестьянской реформы требовало неотложной перестройки системы местного управления.
Крестьянская
реформа оказалась
Вопрос о местном самоуправлении возник в конце 50-х годов. 27 марта 1859 года при Министерстве внутренних дел была создана под председательством Н.А. Милютина комиссия для разработки закона "О хозяйственно-распорядительном управлении в уезде". В нее вошли образованные и либерально настроенные чиновники министерств внутренних дел, юстиции и государственных имуществ. Комиссии было предписано, чтобы проектируемые органы местного управления не выходили за рамки хозяйственных вопросов местного значения. В апреле 1860 года Милютин представил Александру II подготовленный комиссией проект "Временных правил" о местном управлении, которое строилось по принципу выборности и бессословности. Но в апреле 1861 года под давлением реакционных придворных кругов Милютина и министра внутренних дел С.С. Ланского, обвиненных в "либерализме", уволили в отставку. Новый министр внутренних дел П.А. Валуев, назначенный также председателем комиссии по подготовке реформы местного управления, был известен своими консервативными взглядами и стоял на позиции защиты корпоративных прав дворянства. Однако он решился пойти на ликвидацию основных принципов земской реформы, положенных в ее основу комиссией Милютина, - выборности и бессословности, а лишь изменил систему выборов в земские учреждения, которая давала преимущество дворянам-землевладельцам и крупной буржуазии и существенно ограничивала представительство основной массы населения - крестьянства, совсем устраняла от участия в выборах рабочих и ремесленников.
Подъем общественно-демократического движения в стране заставил самодержавие пойти даже дальше тех задач, какие оно ставило ранее перед комиссией Милютина. Валуеву было поручено в связи с реформой земских учреждений подготовить также проект "нового учреждения Государственного совета". По этому проекту предполагалось при Государственном совете учредить "съезд земских гласных" из представителей губернских земств и городов для предварительного обсуждения некоторых законов перед внесением их на обсуждение в Государственный совет. Главные законы начала этой реформы Валуев представил императору в феврале 1862 года. Император в принципе одобрил их и передал на обсуждение на дворянские собрания. Но к этому времени обстановка в стране существенно изменилась. Революционная волна была сбита, и самодержавие отказалось от своего намерения допустить "представителей населения к участию в законодательстве", решив ограничиться лишь учреждением органов местного управления на уровне губернии и уезда. Наряду с этим было решено также отказаться и от проектируемой низшей земской единицы - волостного земства.
Информация о работе Реформы Александра II. Земская и финансовые реформы