Реформы Александра II. Земская и финансовые реформы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 15:29, реферат

Краткое описание

Толчком к преобразованию послужила проигранная Крымская кампания. Поражение России в войне показало полную несостоятельность политической и экономической системы Николая I. Военное и экономическое могущество России при ее столкновении с передовыми европейскими державами оказалось мнимым. Крымская война привела Россию к международной изоляции. Неудачи в войне и смерть Николая I в определенном смысле раскрепостили не только либерально настроенную часть общества, но и ряд правительственных чиновников. Составляются различные проекты и записки, в которых обосновывалась необходимость преобразований.

Вложенные файлы: 1 файл

реформы.docx

— 74.11 Кб (Скачать файл)

К марту 1863 года проект "Положения о губернских и уездных земских учреждениях" был подготовлен. После обсуждения в Государственном совете он был утвержден 1 января 1864 года Александром II и получил силу закона.

 

2. Формирование всесословного самоуправления

 

Проведение  крестьянской реформы требовало  неотложной перестройки системы  местного управления. В ходе этой реформы  правительство стремилось создать  необходимые условия для хранения власти в руках дворян - помещиков, и все дискуссии, вязанные с преобразованием  местного управления, вращались вокруг этой проблемы. Если наиболее консервативные представители дворянства настаивали на создании открытых и существенных привилегий для своего класса в проектируемых  земских органах, то группы либералов, ориентирующихся на Капиталистический  путь развития России, предлагали создать  всесословные земские организации. Только в марте 1863 г. специально созданная  комиссия подготовила окончательные проекты положения о земских учреждениях и временных правил для них.

Круг  вопросов, решение которых предполагалось возложить на земские органы, очерчивался  исключительно пределами местного интереса и местного хозяйства. В  предложенном комиссией проекте  отмечалось: "Земские учреждения, имея характер местный и общественный, не могут входить в ряд правительственных - губернских или уездных инстанций, или иметь в своем подчинении какие-либо из правительственных мест". С самого начала земские учреждения проектировались как местные и общественные, не имевшие своих исполнительных органов и проводившие свои решения через полицейский и бюрократический аппарат государства.

Государство должно было осуществлять жесткий контроль за деятельностью земств. Этот контроль носил либо форму общего надзора правительственной власти за законностью, принимавшихся земскими органами решений и постановлений, либо форму прямого специального наблюдения и утверждения конкретных действий земских учреждений. Губернатор в семидневный срок мог наложить вето на любое распоряжение земского органа, для министерства внутренних дел этот срок был значительно увеличен. Сами распоряжения земских учреждений чаще всего могли быть реализованы при посредстве налогово-фискальных органов государства или через полицию, власть которой была значительно укреплена в ходе ее реорганизации.

Создание  земских учреждений тормозилось  попытками правительства сосредоточить  всю местную власть в руках  бюрократических органов. В 1859 г. полицейская  власть в уезде вручалась уездному земскому присутствию, состоявшему  из исправника, дворянского и двух сельских заседателей. Управление всей городской и уездной полицией сосредотачивалось у исправника в уездном управлении. Правительство  спешило сконцентрировать административно-полицейскую  власть в бюрократическом аппарате на местах, чтобы оставить проектируемым земским учреждениям только узкий круг местных хозяйственных вопросов.

Устроители  земской реформы не решились открыто  провести сословный принцип формирования новых местных органов. Однако неприемлемым для них было и всеобщее избирательное  право. Поэтому для выборов земских  учреждений предполагалось разделить  все уездное население на три  части (курии), в каждой из которых, как  отмечала комиссия "преобладает  одно из главных исторически сложившихся  сословий". Избирательная, система  должна комбинировать сословное  начало с началом имущественного ценза. Кроме того, куриальная система  позволяла правительству заранее  планировать число выборщиков от сословий регулировать их соотношение  в земских учреждениях. Таким  способом оно всегда могло обеспечить в них преимущество для представителей правящего класса. 1 января 1864 г. было утверждено "Положение о губернских и уездных земских учреждениях". На них возлагалось: заведование  капиталами, имуществами и деньгами земства, содержание земских зданий и путей сообщения, меры по обеспечению "народного продовольствия", мероприятия  по благотворительности, взаимное земское  страхование имуществ, попечение  о развитии местной торговли и  промышленности, санитарные меры, участие  в хозяйственных отношениях в  области здравоохранения и образования. Законом предусматривалось создание трех избирательных курий:

1. Курии уездных землевладельцев, для участия в которой требовался высокий имущественный ценз и состоявшей преимущественно из дворян-помещиков. Уездные землевладельцы с меньшим цензом участвовали в выборах через уполномоченных.

2. Городской  курии, участники которой должны  были располагать купеческим  свидетельством либо предприятием  в определенном размере.

3. Сельской  курии, в которой не был установлен  имущественный ценз, но была введена  система трехступенчатых выборов:  крестьяне, собравшиеся на волостной сход, посылали своих выборщиков на собрание, которое избирало земских гласных.

Земское собрание и земская управа (исполнительный орган, состоящий из председателя и  двух членов) избирались на три года. Губернское земское собрание избиралось членами уездных собраний. Председатель уездной управы утверждался в должности губернатором, председатель губернской управы - министром внутренних дел.

Нужно отметить, что земская реформа не сформировала стройной и централизованной системы. В ходе ее реализации не было создано  органа, возглавляющего и координирующего  работу всех земств. Когда в 1865 г. Санкт-Петербургское  губернское земское собрание поставило  вопрос об образовании такого органа, оно было попросту закрыто правительством. Существование земских учреждений допускалось только на губернском и  уездном уровнях.

Реформа не создала также и низшего  звена, которое могло бы замкнуть систему земских учреждений - волостного земства. Попытки многих земских  собраний на своих первых сессиях  оставить этот вопросы были пресечены  правительством в самом зародыше. Не решившись сделать земства  исключительно дворянскими учреждениями, правительство законодательным  путем все же внедрило в руководство  земств представителей этого сословия: председателями земских собраний стали предводители губернского и уездного дворянства.

Отсутствие  достаточных материальных средств (они формировались за счет обложения  специальным налогом местного населения; в 1866 г. было запрещено облагать торговые и промышленные предприятия) и собственного исполнительного аппарата усиливало  зависимость земств от правительственных  органов.

Все же земствам удалось внести значительный вклад  в развитие местного хозяйства, промышленности, средств связи, системы здравоохранения и народного просвещения. Земства стали своеобразной политической школой, через которую прошли многие представители либерального и демократического общественных направлений. В этом плане земскую реформу можно оценивать как буржуазную по своему характеру.

 

3. Суть реформы, ее основные положения и особенности

 

Согласно "Положению" 1864 г. создавались  губернские и уездные земские  собрания и земские управы. В основу избирательной системы были положены выборное, имущественный (ценз) и сословное  начала. Избиратели делились на 3 курии: уездных землевладельцев, городских  избирателей и выборных от сельских обществ. Правом участия в выборах по 1-й курии пользовались владельцы не менее чем 200 дес. земли, владельцы промышленных, торговых предприятий или др.- недвижимого имущества на сумму не ниже 15 тыс. руб. или приносящего доход не менее 6 тыс. руб. в год, а также уполномоченные от землевладельцев, обществ и учреждений, владевших не менее 1/20 ценза 1-й курии. Избирателями городской курии были лица, имевшие купеческие свидетельства, владельцы предприятий или торговых заведений с годовым оборотом не ниже 6 тыс. руб., а также владельцы недвижимой собственности на сумму от 500 руб. (в небольших городах) до 3 тыс. руб. (в крупных городах). От выборов отстранялись рабочие, мелкая буржуазия, интеллигенция. Выборы по крестьянской курии были многостепенными: сельские общества выбирали представителей на волостные сходы, те — выборщиков, а последние — гласных в уездное земское собрание. Губернские гласные избирались на уездных земских собраниях. Система выборов обеспечивала значительное преобладание в земствах помещиков. Председателями губернских и уездных съездов были предводители дворянства.

Земские собрания и управы были лишены права  как учреждения общаться между собой, они не имели принудительной власти, т.к. полиция им не подчинялась; их деятельность контролировалась губернатором и министром внутренних дел, имевшими право приостанавливать исполнение любого постановления земского собрания. Опасаясь влияния земских учреждений, правительство предоставило им право ведать лишь местными хозяйственными делами: содержанием путей сообщения, строительством и содержанием школ и больниц (для чего земства облагали население местными сборами), "попечением" о развитии местной торговли и промышленности и т.п.

Земская реформа проводилась не повсеместно и не одновременно. К концу 70-ых гг. земства были введены в 34 губерниях Европейской России и в Области войска Донского (в 1882 г. ликвидированы). Многие национальные и другие районы Российской империи земств не имели. Несмотря на ограниченность Земской реформы, она содействовала развитию местной инициативы, буржуазного хозяйства, буржуазной культуры и была шагом на пути превращения феодальной монархии в буржуазную. "Контрреформы" конца 80-х — начала 90-х гг. значительно сузили деятельность земств.

1 января 1864 года было принято "Положение о губернских и уездных земских учреждениях". Земства вводились только в великорусских губерниях, в которых преобладало русское дворянство. Из 78 губерний России "Положение" распространилось на 34 губернии. Земская реформа не распространялась на Сибирь, Архангельскую, Астраханскую и Оренбургскую губернии, в которых не было или почти не было дворянского землевладения, и на национальные окраины России: остзейские губернии (здесь было свое местное управление, подчиненное немецким баронам), Литву, Польшу, Белоруссию, Правобережную Украину (в этих регионах среди землевладельцев преобладало польское дворянство), на Кавказ, Казахстан и Среднюю Азию. Но и в тех 34 губерниях, на которые распространился закон о земствах, земские учреждения вводились не сразу.

Все места, ведавшие до 1864 года делами о земских  повинностях, общественном призрении, народном продовольствии (квартирные комитеты, дорожные комиссии, комиссии народного продовольствия, больничные советы), упразднялись. Из ведения дворянского самоуправления изымались все дела, относящиеся к местному хозяйству губерний и уездов.

В систему  земских учреждений входили:

· Земские  избирательные съезды, задача которых  ограничивалась избранием один раз  в три года земских гласных (т.е. выборных членов городских собраний);

· Земские  собрания;

· Земские  управы.

1. Земские  избирательные съезды являлись  первым элементом системы земских  учреждений. Система земского представительства  основывалась на принципе всесословности. Выборы в земские учреждения проводились на трех избирательных съездах - от трех избирательных курий. Курии были следующие:

- курия  уездных землевладельцев - состояла  в основном из дворян-помещиков.  Право голоса на съезде уездных  землевладельцев получали обладатели  земельного ценза, ценза недвижимости  или определенного годового оборота  капитала. Земельный ценз устанавливался  отдельно для каждой губернии  в зависимости от состояния  помещичьего землевладения. Например, во Владимирской губернии он составлял 250 десятин, в Вологодской - 250-800 десятин, в Московской - 200 десятин. Ценз недвижимости и годовой оборот капитала устанавливались размером в 15 и 6 тысяч соответственно. Уездные землевладельцы с меньшим цензом участвовали в выборах через уполномоченных;

- городская  курия - в ней участвовали лица  с купеческими свидетельствами,  владельцы торгово-промышленных  заведений с оборотом не менее  6 тысяч рублей в год и определенным  объемом недвижимости;

- сельская  курия - в ней не был установлен  имущественный ценз, но была введена  система трехступенчатых выборов:  крестьяне, собравшиеся на волостной сход, назначали своих выборщиков и посылали их на собрание, которое избирало земских гласных (в уездное земское собрание).

Единственный  из трех съездов - крестьянский - носил  чисто сословный характер, что  лишало возможности участия в  нем лиц, не входящих в состав сельского  общества, прежде всего сельской интеллигенции.

На съездах  уездных землевладельцев и городских  избирательных съездах могли  выбирать гласных только от "своих", в то время как сельским выборщикам разрешалось выбирать от себя в качестве гласных и землевладельцев, не участвовавших в этой курии, и местных священнослужителей. Лишены были избирательного права лица моложе 25 лет; лица, находящиеся под уголовным следствием или судом; опороченные по суду или общественному приговору; иностранцы, не присягнувшие на подданство России.

2. Земские  собрания - второй элемент системы  земских учреждений. Земские собрания  формировались на избирательных  съездах. Земское собрание избиралось  один раз в три года, собиралось  регулярно раз в год, но если  возникали чрезвычайные обстоятельства, то чаще. Председателем земского  собрания, как правило, становился  предводитель дворянства. Уездные  земские собрания находились  в определенной зависимости от  губернских и самостоятельно решали следующие вопросы. Раскладка внутри уезда государственных и губернских сборов, которая была возложена законом или распоряжением правительства на уездные учреждения; составление предварительных предположений для губернских смет о размерах и способах исполнения в уезде повинностей, отнесенных к разряду губернских, представление означенных предположений в губернское земское собрание; предоставление губернским земским учреждениям местных сведений и заключений по предметам хозяйства; разрешение на открытие торгов и базаров; отнесение проселочных и полевых дорог в разряд уездных, а также уездных дорог в разряд проселочных, изменение направления уездных земских дорог; содержание бечевников, представление через начальника губернии ходатайств об отнесении по уважительным причинам содержания бечевников за счет казны; местные распоряжения и надзор по указаниям губернской управы в пределах уезда по устройству губернских путей сообщения, по исполнению потребностей сообщения и взаимному страхованию, представление губернскому земскому собранию отчета о соответствующих действиях.

Информация о работе Реформы Александра II. Земская и финансовые реформы