Роль США и СССР в Суэцком кризисе 1956 года

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 07:59, курсовая работа

Краткое описание

Цель: Определить роль американской и советской дипломатии в урегулировании Суэцкого кризиса 1956 г.
Задачи:
1. Оценить положение СССР и США на Ближнем Востоке к началу Суэцкого кризиса
2. Охарактеризовать значение Суэцкого кризиса для политики СССР и США на Ближнем Востоке
3. Описать и сравнить реакцию правительств СССР и США на Суэцкий кризис
4. Определить факторы, оказывавшие влияние на позицию СССР и США в отношении Суэцкого кризиса
5. Оценить действия СССР и США по урегулированию Суэцкого кризиса

Содержание

Введение. 3
Глава 1. Интересы и положение СССР и США на Ближнем Востоке к середине 1950-х гг. 10
§ 1.1. Приоритеты ближневосточной политики СССР в 1950-е гг. 10
§ 1.2. Особенности внешнеполитического курса США на Ближнем Востоке в 1950-е гг. 16
Глава 2. Позиция и действия СССР и США в отношении ситуации вокруг Суэцкого канала. 28
§ 2.1. Советское видение Суэцкого кризиса. Роль СССР в его урегулировании. 28
§ 2.2. Точка зрения правительства США по поводу Суэцкого кризиса. Американские усилия по мирному разрешению ситуации. 36
Заключение. 42
Список литературы 45

Вложенные файлы: 1 файл

Роль США и СССР в Суэцком кризисе 1956 года.doc

— 202.50 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ 
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ 
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ 
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 
ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 
ИНСТИТУТ ГУМАНИТАРНЫХ НАУК

 
Кафедра новой истории и международных отношений

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

Студента I курса

Карабута Николая Александровича

 

 

Роль СССР и США в Суэцком  кризисе 1956 г.

Научный руководитель-

Блащаница А.В.

Тюмень

2011 г

 

Содержание

 

Введение.

Актуальность

  • общественно-политическая – напишете сами о том, насколько на сегодняшний день актуален вопрос о роли США и СССР в урегулировании Суэцкого кризиса
  • научная – о степени изученности проблемы.
  • Объект: Суэцкий кризис 1956 г.

Предмет: политика США и СССР в отношении ситуации вокруг Суэцкого канала в 1956 г.

Цель: Определить роль американской и советской дипломатии в урегулировании Суэцкого кризиса 1956 г.

Задачи:

  1. Оценить положение СССР и США на Ближнем Востоке к началу Суэцкого кризиса
  2. Охарактеризовать значение Суэцкого кризиса для политики СССР и США на Ближнем Востоке
  3. Описать и сравнить реакцию правительств СССР и США на Суэцкий кризис
  4. Определить факторы, оказывавшие влияние на позицию СССР и США в отношении Суэцкого кризиса
  5. Оценить действия СССР и США по урегулированию Суэцкого кризиса

Хронологические рамки: 1956 г.

Географические рамки: Ближний Восток

Методология:

  • Подходы: системный, конкретно-исторический
  • Методы: генетический, сравнительный.

После Палестинской войны 1948—1949 обстановка в Передней Азии продолжала оставаться напряженной. В потерпевших поражение  арабских странах прокатилась волна переворотов и политических убийств. В декабре 1949 премьер-министр Египта Нокраши-Паша был убит по приговору организации «Братья Мусульмане», которые обвинили его виновным в поражении. 23 июля 1952 организация «Свободные офицеры» свергла короля Фарука и установила в Египте республику. Сначала, Египет возглавил Мухаммад Нагиб, но вскоре его заменил другой член организации Гамаль Абдэль Насер. Вне зависимости от внутреннего положения в арабских странах, их позиции в отношении Израиля так и того к арабам оставались неизменно враждебными. Сложившиеся в Палестине границы не устраивали никого. В 1950 году Израиль вопреки решению ООН объявил Иерусалим своей столицей. Выполнение решения о возвращении беженцев срывалось Израилем: в 1950 было разрешено вернуться лишь 5,5 тысячам беженцев. Уже в середине 1949 года начались рейды федаинов (партизан) с Западного берега реки Иордан и Сектора Газа в Израиль. Израиль отвечал ответными рейдами на египетскую и иорданскую территории. 1300 израильтян были убиты и ранены арабскими террористами между 1949—1956 гг. «Федаины» базировались и проходили подготовку на базах, контролируемых и находившихся на территории Египта, Ливана и Иордании.

 В июле 1956 года лидер Израиля  Давид Бен-Гурион пришел к выводу, что Израиль должен нанести превентивный удар. Он дал поручение Генеральному штабу разработать и провести в 1956 операцию против Египта. Благо международная обстановка создавал благоприятные условия.

 В принципе, западные державы давно вынашивали планы превращения Ближнего и Среднего Востока в военный плацдарм в целях проведения экспансионистской политики, подчинения стран этого района своему влиянию. Еще в начале 50-х годов империалистические круги предприняли шаги к сколачиванию агрессивной военной группировки. Однако сколачивание такого блока затянулось и оказалось куда более сложным, чем думали в Вашингтоне и Лондоне.

 В 1955 г. все же удалось создать на Ближнем и Среднем Востоке военно-политическую группировку пяти стран. Начало было положено заключением в феврале 1955 г. военного соглашения между Турцией и Ираком. В марте того же года к нему присоединилась Англия, а осенью Пакистан и Иран. В ноябре на совещании премьер-министров пяти стран в Багдаде было официально провозглашено создание так называемого Багдадского пакта.

Создание нового военного блока  под эгидой западных держав вызвало  в арабских странах, в том числе  в Ираке, всеобщее недовольство. В  Каире сообщение о заключении военного союза было встречено с  настороженностью. Президент Объединенной Арабской Республики Гамаль Абдель Насер назвал Багдадский пакт «новейшей формой империалистической тюрьмы». Разоблачая утверждения буржуазной печати о якобы «оборонительном» характере Багдадского пакта, Насер говорил: «Оборона Среднего Востока может исходить лишь от населения Среднего Востока. Эта оборона должна быть совершенно независимой... без какой-либо связи с иностранными державами. Участие западных стран в организации обороны Среднего Востока рассматривалось бы как проявление колониализма». Одна из задач Багдадского пакта состояла в том, чтобы служить западным державам в качестве нового  современного  средства  закабаления  народов.

 В своей агрессивной политике  западные державы неоднократно  использовали Израиль. Совершенно  не заботясь об интересах еврейского народа, империалистические круги Запада в политике на Ближнем Востоке опирались на реакционные силы Израиля. США, например,, с начала существования еврейского государства стали оказывать его правящим кругам всяческую поддержку. Они предоставляли Израилю займы, техническую, экономическую и военную помощь. США, Англия, Франция и другие капиталистические страны поставляли современное оружие, включая танки и самолеты. Но колониальные державы вели двойную игру. Они ловко использовали в своих целях арабско-израильские противоречия. Усиленно подталкивая Израиль на выступления против Египта, Сирии и других арабских государств, Англия предлагала арабским государствам удовлетворить их некоторые территориальные требования к Израилю. Об этом в одной из речей в ноябре 1955 г. говорил английский премьер-министр А. Иден. Таким образом, английские правящие круги рассчитывали втянуть арабские страны, в частности Иорданию и Ливан, в Багдадский блок.

 Такая политика США, Англии  и Франции значительно обострила  обстановку на Арабском Востоке, что было. чревато опасными последствиями. Тем не менее западным державам не удалось задержать процесс роста национально-освободительного движения и стремления уже освободившихся стран к проведению самостоятельной и независимой политики. Не удалось им помешать и успешному развитию советско-арабских отношений.

 В целях оказания давления на Египет колониальные державы значительно сократили у него закупки хлопка. Если учесть операции, проведенные империалистическими державами на мировом рынке хлопка, которые нанести Египту за период с начала революции до 1956 г. ущерб в размере более 250 млн. долл., то станет ясно, какая опасность нависла тогда над египетской экономикой. Но катастрофы не произошло. На помощь пришли страны социализма, ставшие основными покупателями египетского хлопка. Общий объем товарооборота между социалистическими государствами и Египтом за один только 1954/55 г. увеличился на 70%.

 Правительство Англии в 1954 году стало принимать меры  к заключению нового военного  соглашения сроком на 25 лет. Но английские колонизаторы просчитались. «Восток уже не являлся заповедником Запада, в котором западные страны могли диктовать свои условия... Советский Союз предлагает выбор, который, если не прибегать к войне, интервенции и оккупации, арабам нельзя запретить»,—писал сотрудник Совета по вопросам планирования внешней политики госдепартамента США, специалист по арабским странам Уильям Полк.

 Именно так и поступили арабские страны, взяв курс на развитие дружественных экономических и культурных связей с СССР и другими социалистическими государствами.

 Встретив твердую позицию египетского правительства и понимая, что в новой международной обстановке им придется пойти на выполнение соглашения от 1954г. о выводе войск из Суэца, англичане осенью 1955г. усилили нажим на Египет. Они все еще надеялись, что им удастся сохранить в Суэце свои войска и заставить Египет в конце концов капитулировать. Как писал англичанин Гудсон, «английское правительство считало, что их интересам ничто не грозит до тех пор, пока египетские войска находятся под английским контролем».

 Для обострения напряженности в этом районе земного шара реакционные силы вновь использовали правительство Израиля. Подталкивая его на провокации против арабских государств, правящие круги колониальных держав надеялись, что в сложной обстановке им будет легче вмешаться в дела стран Ближнего и Среднего Востока, втянуть арабские страны в военный блок. 2 ноября израильские войска совершили нападение на египетский пост в районе Эль-Ауджа на Синайском полуострове. На следующий день парламент Израиля пост фактум одобрил это нападение. Египетская делегация в ООН немедленно направила письмо председателю Совета Безопасности, в котором подчеркнула, что вся ответственность за инцидент в демилитаризованной зоне ложится на израильское правительство.

 Несмотря на это, командование  израильскими вооруженными силами  сконцентрировало свои войска  на сирийской, иорданской и  ливанской границах. 1 и 2 ноября  в районе Тивериадского озера  израильские войска обстреляли сирийский пограничный пост Эль-Хаса, расположенный в устье р. Иордан. Эти провокации, явившиеся грубым нарушением Устава ООН, осложнили международную обстановку на Ближнем Востоке. Беспокойство миролюбивых сил усиливалось в связи с тем, что премьер-министр правительства Израиля заявил 3 ноября в парламенте о намерении его правительства добиваться заключения военного союза с США.

 В середине декабря 1955 г. израильские войска вновь совершили нападение на сирийскую территорию в районе Тивериадского озера. При рассмотрении этого вопроса в Совете Безопасности представители США, Англии и Франции предприняли попытку выручить своего союзника. С этой целью 11 января 1956 г. они внесли проект резолюции, в котором, выразив формально тревогу по поводу сложившейся на Арабском Востоке обстановки, пытались представить виновником  событий Сирию.

 Эти попытки были разоблачены советским представителем в Совете Безопасности А. А. Соболевым. Он указал, что ответственность за нападение несет Израиль, и предложил Совету Безопасности осудить эти опасные для мира действия в районе Тивериадского озера, призвать Израиль не допускать подобных случаев в дальнейшем.

 Советский Союз выступил в защиту народов арабских государств, за ликвидацию опасности на Ближнем и Среднем Востоке, за установление и развитие дружественных отношений со странами этого района. В 1955 г. между СССР и арабскими странами был заключен   ряд соглашений экономического, культурного и политического характера.          

 31 октября в Каире был подписан договор о дружбе между СССР и Йеменским королевством. Согласно этому договору стороны обязались разрешать возникающие между ними разногласия исключительно мирным путем; они приняли на себя обязательство облегчить торговый обмен в соответствии с признанными международными правилами; установить дипломатические отношения согласно общепринятым основам и принципу взаимности.

 В середине следующего месяца в Дамаске было подписано советско-сирийское торговое и платежное соглашение. Сирия согласилась поставлять в СССР хлопок, сухие фрукты, бобовые, масличные семена и другие товары. Советский Союз обязался поставлять машины, промышленные установки, легковые и грузовые автомобили, химические и некоторые другие товары.

В данной курсовой работе мне необходимо ответить на поставленные задачи

путем сравнения информации о «Суэцком Кризисе» из разных источников.

В наши дни вопрос об урегулировании данного конфликта не совсем актуален, хотя он и заложил основы современной  дипломатии, сегодня мало кто знает  о том , что происходило в этот период времени, и в чем заключалась суть проблемы между странами-участницами. Написано огромное количество работ о роли СССР и США в урегулировании этого кризиса, однако, как написано выше, необходимо проанализировать довольно большой объем работ, чтобы ответить на поставленные задачи и определить роль сверхдержав в «Суэцком Кризисе».

 

Глава 1. Интересы и положение СССР и США на Ближнем  Востоке к середине 1950-х гг.

§ 1.1. Приоритеты ближневосточной  политики СССР в 1950-е гг.

 26 августа 1943 года, на фоне коренного перелома во второй мировой войне, наступившего с победой войск в Сталинградской битве, были установлены дипломатические отношения между Египтом и СССР.

Подготовка к этому важному  событию в истории двусторонних российско-египетских связей велась через бывшего тогда послом СССР в Лондоне, впоследствии – заместителя наркома иностранных дел Ивана Майского. Он дважды посещал Египет, через который в условиях военного времени осуществлялось транзитное авиасообщение между Москвой и Лондоном, для встреч с премьер-министром Наххас-пашой.

 Во время этих переговоров был осуществлен обмен дипломатическими посланиями, заложившими основу для установления дипотношений. Москва положительно ответила на соответствующую инициативу Каира. «Советское правительство держится того мнения, что установление нормальных дипломатических отношений между СССР и Египтом явилось бы важным вкладом в дело укрепления фронта наций, объединенных в борьбе против гитлеровской Германии и ее сателлитов, равно как лежало бы в интересах обеих стран», – говорилось в ответном письме. 26 августа 1943 года Майский и Наххас-паша согласовали в Александрии текст коммюнике для печати, которое оповестило народы наших стран о происшедшем событии. Эта дата и стала днем установления дипотношений.

  В конце июля - начале августа 1944 года по инициативе правительств Сирии, Ливана и  Ирака были установлены дипломатические отношения с Советским Союзом. Характерно, что в соответствующих документах этих стран выражалось восхищение героическим подвигом советского народа, благородными целями освободительной миссии Советского Союза.

 В телеграмме министров иностранных дел Сирии и Ливана народный комиссариат иностранных дел СССР в связи с установлением дипломатических отношений указывалось, что Сирия и Ливан видят в Советском Союзе глашатая прав малых народов.

Так, в телеграмме министра иностранных  дел Ливанской республики говорилось:

«Установление дипломатических отношений  с СССР соответствует глубоким стремлениям  ливанской нации, испытывающей величайшее восхищение великолепным героизмом народов Советского Союза и возвышенными принципами, которыми направляется внешняя политика его руководителей. Ливанский народ вполне убежден, что советская внешняя политика основана на уважении свободы и равенства всех народов- принципов, несовместимых с попытками завоевания и господства 27 февраля 1945 года Сирия и Ливан объявили войну Германии, получив, таким образом, право на участие в Учредительной конференции Объединенных Наций.

Информация о работе Роль США и СССР в Суэцком кризисе 1956 года