Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 07:59, курсовая работа
Цель: Определить роль американской и советской дипломатии в урегулировании Суэцкого кризиса 1956 г.
Задачи:
1. Оценить положение СССР и США на Ближнем Востоке к началу Суэцкого кризиса
2. Охарактеризовать значение Суэцкого кризиса для политики СССР и США на Ближнем Востоке
3. Описать и сравнить реакцию правительств СССР и США на Суэцкий кризис
4. Определить факторы, оказывавшие влияние на позицию СССР и США в отношении Суэцкого кризиса
5. Оценить действия СССР и США по урегулированию Суэцкого кризиса
Введение. 3
Глава 1. Интересы и положение СССР и США на Ближнем Востоке к середине 1950-х гг. 10
§ 1.1. Приоритеты ближневосточной политики СССР в 1950-е гг. 10
§ 1.2. Особенности внешнеполитического курса США на Ближнем Востоке в 1950-е гг. 16
Глава 2. Позиция и действия СССР и США в отношении ситуации вокруг Суэцкого канала. 28
§ 2.1. Советское видение Суэцкого кризиса. Роль СССР в его урегулировании. 28
§ 2.2. Точка зрения правительства США по поводу Суэцкого кризиса. Американские усилия по мирному разрешению ситуации. 36
Заключение. 42
Список литературы 45
Во-вторых, Эйзенхауэр стремился
избежать разрыва с арабскими
националистами и включил
В-третьих, Эйзенхауэр
Конференция, где обсуждался вопрос будущего Суэцкого канала, открылась 16 августа 1956 г. Примерно из 50 государств, пользующихся Суэцким каналом, в работе конференции приняли участие только 22 — в большинстве своем участники проамериканских военных блоков. Советская делегация с самого начала конференции обратила внимание на состав участников и на невозможность решить Суэцкий вопрос без Египта, который отказался от участия в конференции. К тому же канал, будучи национализированным, функционировал в прежнем режиме, что делало обвинения в отношении Египта безосновательными.
20 августа 1956 г. государственный секретарь США Д. Ф. Даллес внес на рассмотрение конференции свои предложения по урегулированию «Суэцкого вопроса» — так называемый «план Даллеса». В соответствии с этим планом Египет также должен был фактически отказаться от своих суверенных прав на Суэцкий канал в пользу международного органа управления Суэцкого канала. Советская делегация выступила против этого плана и поддержала предложения, внесенные индийской делегацией, в основу которых был положен принцип строгого соблюдения суверенных прав Египта. Таким образом, попытка организаторов Лондонской конференции использовать ее для установления контроля над Суэцким каналом завершилась ничем. Вопрос был вынесен в Совет Безопасности ООН, где надежда на его разрешение в пользу Англии и Франции была окончательно похоронена, когда СССР использовал право вето.
Реагируя на эти последствия Суэцкой войны, президент объявил в начале 1957 года доктрину Эйзенхауэра, совершенно новую политику региональной безопасности. Предложенная в январе и одобренная Конгрессом в марте, доктрина заверяла, что Соединенные Штаты предоставят экономическую и военную помощь и, в случае необходимости, будут использовать военную силу, чтобы сдерживать коммунизм на Ближнем Востоке. Чтобы осуществить этот план, специальный посланник президента Джеймс П. Ричардс совершил поездку по региону, распределяя десятки миллионов долларов экономической и военной помощи Турции, Ирану, Пакистану, Ираку, Саудовской Аравии, Ливану и Ливии.
Хотя это никогда официально не было признано, доктрина Эйзенхауэра направляла политику США в трех политических спорах. Весной 1957 года президент выделил экономическую помощь Иордании и послал американские военные корабли в восточное Средиземноморье, чтобы помочь королю Хусейну подавить восстание среди проегипетски настроенных армейских офицеров. В конце 1957 года Эйзенхауэр поощрял Турцию и другие дружественные государства продумать вторжение в Сирию, чтобы помешать местному радикальному режиму усиливать свою власть. Когда бурная революция в Багдаде в июле 1958 года угрожала зажечь подобные восстания в Ливане и Иордании, Эйзенхауэр, наконец, приказал американским солдатам занять Бейрут и организовать поставки британским войскам, занимающим Иорданию. Эти меры, беспрецедентные в истории американской политики по отношению к арабским государствам, ясно показали намерение Эйзенхауэра принять ответственность за сохранение западных интересов на Ближнем Востоке.
Суэцкий кризис явился
Американская провокация удалась полностью. То, что это была именно провокация, сомнению не подлежит. Ибо никто в мире не верил, что американские генералы не заметили, как союзники изымают оружие из Европы и отправляют его поближе к Египту. Последствия провокации сказались быстро, к 1960 г. крупных колоний в мире остались считанные единицы. Прежняя система административного колониализма рассыпалась. Его наследство в основном досталось США, предложившим новые методы эксплуатации ресурсов народов, избавившихся от примитивного порабощения европейцами.
Эти события говорили о том, что
узколобая политика первых лет «холодной
войны» уступает место прагматизму
и соображениям частной выгоды, сделавшим
позиции сверхдержав более
С выходом Великобритании из ранга сверхдержав начинается новый этап в международных отношениях, особенно на Ближнем Востоке. Период с 1945 по 1956 гг. можно характеризовать для США и СССР - основных инициаторов процессов биполяризации и творцов систем региональной безопасности, как время проб и ошибок, накапливания сил и решения важных внутренних вопросов - создание условий для дальнейшей активизации политики в регионе.
США, опираясь на позиции Великобритании в ближневосточном регионе, обеспечивая финансовую и военную поддержку, не обладали достаточным политическим опытом и не могли самостоятельно действовать на Ближнем Востоке. С другой стороны союз с «колониализмом» в лице Великобританией был серьезным дискредитирующим фактором. Борьба с «коммунистической угрозой», под знаменами которой Западная Европа объединилась в военно-политический союз НАТО, на Ближнем Востоке не имела потенциала для объединения стран региона, для которых угроза коммунизма не была актуальна. Кроме Турции и Ирана, ни одна из стран Ближнего и Среднего Востока не имела серьезных оснований реально опасаться давления (а тем более, военного вторжения) со стороны СССР.
Поэтому на Ближнем Востоке позиции сверхдержав были фактически уравнены - господство Великобритании соответствовало ее неприятию со стороны народов арабских государств - в частности буржуазии и правящих элит. СССР и США играли на антиколониализме, используя антианглийские настроения в своих интересах. США пытались оставаться в тени, официально не вступая в военно-политические блоки, в которых участвовала Великобритания. Так же США отмежевались от Тройственной агрессии, провал в которой серьезно уронил престиж западных стран на Ближнем Востоке.
В ходе курсовой работы было выяснено, что в критической ситуации СССР выступил с мощным дипломатическим демаршем. МИД направил в Совет Безопасности ООН телеграмму-ультиматум, в которой потребовал от Лондона, Парижа и Тель-Авива прекратить войну в течение 12 часов и убрать все войска с территории Египта за трое суток. В противном случае Советский Союз угрожал прямой военной поддержкой Египта. Одновременно лидерам указанных стран отправили персональные послания, в которых весьма недвусмысленно намекалось на некую "ракетную технику", которая может быть задействована Советским Союзом в случае их неверной реакции на предупреждение Москвы.
В течение последующих двух дней Британия и Франция согласились выполнить предложения СССР. Последним "капитулировал" Израиль. Результатом дальнейших переговоров стал возврат Египтом Израилю права на свободу судоходства в зоне Суэца. На границе двух стран был впервые в истории размещен миротворческий контингент ООН.
СССР извлек из конфликта свои выгоды. Он на деле доказал свое желание и способность самым решительным образом отстаивать интересы арабских стран в противостоянии с Западом и Израилем и, как следствие, колоссально укрепил свои политические позиции на Ближнем Востоке. Египет убедился в необходимости резкого роста военного сотрудничества с Москвой. Без этого победа над Израилем, на которую все еще продолжали надеяться в Каире, была невозможна.
Через год после окончания войны для восполнения и дальнейшего наращивания арсеналов египетских вооруженных сил Советский Союз принял решение о начале грандиозных по масштабам поставок в эту страну еще более совершенных видов вооружений. Правда, закупались они Каиром на кредиты все той же Москвы, предоставленные под 2% годовых.
Новая крупная война на Ближнем Востоке не заставила себя долго ждать. Она случилась уже через десять лет.
Военная помощь СССР не спасла Египет. Политическая поддержка оказалась эффективнее
Говоря о политике США в период Суэцкого кризиса, можно отметить, что с помощью израильской агрессии империалистические силы во главе с правящими кругами США рассчитывали нанести удар по движению в арабских странах, направленному на упрочение их национальной независимости, вызвать свержение прогрессивных режимов в Египте и Сирии, укрепить позиции неоколониализма и реакции в арабском мире. Правящая сионистская верхушка Израиля стремилась осуществить экспансионистские планы создания "Великого Израиля" от Нила до Евфрата, упрочить свои позиции внутри страны и связи с монополистическими кругами США.
В период агрессии показную
политику "умиротворения" проводили
США. Опасаясь подрыва
Таким образом, суммируя опыт
политики сверхдержав на
Все задачи, поставленные в ходе выполнения курсовой работы считаю выполненными, а цель достигнутой.
Список литературы
Информация о работе Роль США и СССР в Суэцком кризисе 1956 года