Роль США и СССР в Суэцком кризисе 1956 года

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 07:59, курсовая работа

Краткое описание

Цель: Определить роль американской и советской дипломатии в урегулировании Суэцкого кризиса 1956 г.
Задачи:
1. Оценить положение СССР и США на Ближнем Востоке к началу Суэцкого кризиса
2. Охарактеризовать значение Суэцкого кризиса для политики СССР и США на Ближнем Востоке
3. Описать и сравнить реакцию правительств СССР и США на Суэцкий кризис
4. Определить факторы, оказывавшие влияние на позицию СССР и США в отношении Суэцкого кризиса
5. Оценить действия СССР и США по урегулированию Суэцкого кризиса

Содержание

Введение. 3
Глава 1. Интересы и положение СССР и США на Ближнем Востоке к середине 1950-х гг. 10
§ 1.1. Приоритеты ближневосточной политики СССР в 1950-е гг. 10
§ 1.2. Особенности внешнеполитического курса США на Ближнем Востоке в 1950-е гг. 16
Глава 2. Позиция и действия СССР и США в отношении ситуации вокруг Суэцкого канала. 28
§ 2.1. Советское видение Суэцкого кризиса. Роль СССР в его урегулировании. 28
§ 2.2. Точка зрения правительства США по поводу Суэцкого кризиса. Американские усилия по мирному разрешению ситуации. 36
Заключение. 42
Список литературы 45

Вложенные файлы: 1 файл

Роль США и СССР в Суэцком кризисе 1956 года.doc

— 202.50 Кб (Скачать файл)

Особую роль сыграл СССР в Суэцком кризисе.

Официальная реакция США и ООН на события в Египте. Вначале перечислим главные факты. Президент США Д. Эйзенхауэр осудил действия своих союзников по НАТО, назвав их «ошибочными» и заявил, что вопрос должен быть решен на Генеральной Ассамблее ООН. Советское Министерство иностранных дел ограничилось осуждением агрессии против Египта. Основное внимание Москвы в тот момент было приковано к Венгрии, где советские войска подавляли антикоммунистическую революцию.

2 ноября Генеральная Ассамблея ООН потребовала прекращения огня на Синайском полуострове и отвода войск за линию перемирия 1948 г. 4 ноября был поставлен вопрос о направлении в зону Суэцкого канала миротворческих сил ООН.

Тем не менее, военные действия продолжались. 5 ноября в зоне канала началась высадка англо-французского десанта. К этому времени израильские войска овладели почти всей территорией Синайского полуострова. Eгипетская армия понесла большие потери. Более 6-ти тысяч ее солдат и офицеров попали в плен. Израильтяне захватили и большую часть поставленного Египту советского вооружения.

Однако именно 5 ноября политическая обстановка в мире резко изменилась.

Сообщение ТАСС. 5 ноября 1956 г. в далеком от египетских берегов венгерском Будапеште советские войска стиснули повстанческие силы в районе последнего узла сопротивления, у кинотеатра «Корвин». Венгерский кризис практически был разрешен. Это означало, что СССР может полностью переключиться на «египетскую тематику». Расчет англо-французской коалиции на отвлеченность Кремля восточно-европейскими делами не оправдался с самого начала, хотя вначале Советы реагировали вяло. В первый день ноября ТАСС опубликовало сообщение, осуждавшее тройственную агрессию как таковую, но не указывающее, как Москва намерена поступить. Вялый тон Советов порадовал Идена и Ги Молле, мидовские аналитики решили, что русским не до Суэца.

Реакция США. Однако именно нерешительность советского заявления, возможно, сыграла решающую роль в активизации другой силы, наблюдавшей за эскалацией конфликта. Сотрудников американского государственного секретариата осенило. Советская сдержанность и невовлеченность в конфликт открывают путь к претворению в жизнь антиколониальных идеалов великого Рузвельта. Настало время проткнуть имперские пузыри и не получить за это обвинений в «непротивлении коммунистам». Окружение Эйзенхауэра было явно смышленее трумэновского, моментально выработав линию поведения. Едва Вашингтона достигло послание Насера, содержащее просьбу остановить конфликт, разосланное помимо того Предсовмину СССР и лидерам крупнейших неприсоединившихся государств, индийцу Неру и индонезийцу Сукарно, американцы начали действовать.

Совет безопасности. В Нью-Йорке собрали Совет безопасности ООН. На заседании американская делегация выступила категорически против применения силы.1 Советские представители не возражали, хотя точных инструкций, очевидно, у них не было, и наша делегация следовала в фарватере инициатив янки. Представители коалиции были ошарашены предательством патрона. Возникла паника, вначале тихая. Несмотря на подавленное настроение, вторжения решили не отменять и просчитались.

После высадки Эйзенхауэр заговорил жестче. Президент оповестил мир, что американцы понятия не имели о планах союзников, но НАТО и не намерены поддерживать их, напротив, считают необходимыми локализацию конфликта и прекращение огня. Его слова прозвучали для империй похоронным звоном. Одной только американской реакции хватало, чтобы с треском выдворить союзников из района нефтяной аорты планеты. Но американцы оказались не одиноки.

Обращение к руководителям неприсоединившихся стран привело к появлению их совместной декларации, где англо-французов прямо назвали агрессорами. Документ подписали три члена Британского Содружества Наций: Индия, Пакистан и Цейлон (Шри-Ланка). Ситуация для англичан стала патовой. Держать канал -значило порвать с сателлитами, которых едва уговорили покупать кое-что сделанное в Англии. Отдать - значило лишиться пункта, позволяющего дешево и быстро проникать в Индийский океан. Тут было над чем поломать голову специалистам Форин-офиса (Британский МИД). Тем более пауза для принятия решений стремительно сокращалась.

Москва подает голос. В день, когда парашютистам коалиции сыпались на позиции у канала, заговорила Moсква. Цепкий ум Хрущева, склонного к авантюрам, глупого человека, вычленил из ситуации явно выигрышные аспекты. Впрочем, других в ней и не содержалось. Проявив активность, Кремль получал «зайцев» в количестве, не снившемся деду Мазаю. Во-первых, в случае удачи следовал резкий рост престижа СССР в странах Ближнего Востока и неприсоединившихся государствах. Во-вторых, под ударом оказывались мощнейшие европейские союзники США. В-третьих, все это происходило при фактическом соучастии американцев. «Маленькие пушистые грызуны» без счета сыпались к подножию Кремля.

Хрущев начал действовать, очередное сообщение ТАСС было выдержано в предельно решительной манере. Советское информагенство забило мировое информационное пространство сенсациями. В нем говорилось, что советским людям небезразлична судьба Гамаля Насера, а тем более рядовых египтян, и что советское правительство не будет препятствовать тем из своих граждан, кто пожелает участвовать в вооруженной борьбе арабов за свою свободу. Это было вовремя сказано. Мир еще не забыл «китайских добровольцев», сведенных в дивизии под командованием начальника генштаба КНР. Далее советское правительство отказывалось признать блокаду побережья Египта, оцененную как акт «морского пиратства». СССР оставлял за собой как право оказать любую военно-техническую помощь арабам, так и возможность прямого военного вмешательства в конфликт всеми имеющимися средствами.

Тут следует отметить, что со средствами в то время дела обстояли неплохо. Имелись старые атомные и новые термоядерные боеприпасы; «на крыло встала» стратегическая авиация и вполне достаточные для европейских просторов дивизии бомбардировщиков среднего радиуса Действия. На боевое дежурство были поставлены первые ракеты средней дальности, способные накрыть любой объект в Европе.

Еще в обращении говорилось, что СССР и США, ввиду завидного единодушия в осуждении агрессии, могут создать совместные силы и, передав их под флаг ООН, разгромить империалистов трехчленной коалиции. В завершении звучала основная мысль сообщения ТАСС, сводящаяся к тому, что, если к исходу 6 ноября огонь не будет прекращен, все описанное начнет воплощаться в жизнь.

Кроме широковещательного заявления информационщиков, были разосланы более личные письма. Свой вариант получил Эйзенхауэр, адресаты в Париже, Лондоне и Тель-Авиве.

По инициативе Н.С. Хрущева председатель Совета Министров СССР Н.А. Булганин направил ультиматумы лидерам Великобритании, Франции и Израиля, требуя в течение суток прекратить военные действия и вывести войска из Египта.

В письме английскому премьер-министру А. Идену говорилось: «В каком положении оказалась бы Великобритания, если бы она была атакована более сильным государством, обладающим всеми видами современного! разрушительного оружия? А ведь эти страны могут в настоящее время воздержаться от направления морских или воздушных сил к берегам Британии и воспользоваться иными средствами - например, ракетным оружием»! Письмо содержало недвусмысленную угрозу: «Мы полны решимости сокрушить агрессоров силой и восстановить мир на Ближнем Востоке».

Израильский премьер-министр был предупрежден, что события на Синайском полуострове «ставят под угрозу само существование Израиля как государства». Прозвучала и угроза направить на помощь Египту советских «добровольцев». При передаче ультиматумов послы СССР сообщили на словах, что советские ракеты уже готовятся к старту. В Москве состоялись инспирированные властями демонстрации протеста у стен английского, французского и израильского посольств. Советский посол был отозван из Тель-Авива.

Президенту США Д. Эйзенхауэру было направлено предложение предпринять совместную советско-американскую военную операцию против агрессоров. Н.А. Булганин писал американскому президенту: «Если война не будет пресечена, то она может принести с собой опасность перерастания в Третью мировую войну».

Конечно, Н.С. Хрущев понимал, что США не пойдут на военный конфликт со своими основными союзниками. Но он рассчитывал показать странам третьего мира, особенно арабским, что именно СССР является их главной опорой. Знал Н.С. Хрущев и о том, что Советский Союз не располагает ракетами большой дальности, развернутыми на боевых позициях, да и вообще ракет этих недостаточно для решающего удара по Великобритании и Франции. Расчеты военных показали, что обеспечить высадку советского десанта в Египте нереально: даже если Турция и Иран согласились бы предоставить воздушные коридоры, для переброски и снабжения достаточного количества войск и оружия не хватило бы военно-транспортных самолетов.

В столкновении с англо-французскими экспедиционными силами и флотом советский десант был бы обречен на поражение. Однако Хрущев надеялся, что до настоящих военных действий не дойдет. В этом он оказался прав.

Труднее всех пришлось Ги Молле и Идену. Они прикидывали, блефует Хрущев или нет. Получалось, что не блефует. По данным разведок НАТО, неуязвимые для ПВО баллистические! ракеты среднего радиуса в СССР были не только испытаны, но и ставились на вооружение войск. Следовательно, стремительный термоядерный удар был вполне возможен. Тем более, что американский сдерживающий потенциал оказался вне игры. В свое время умело пользующийся видимостью бестактности для достижения своих целей Хрущев грубовато пошутил с Иденом, уведомив англичанина, что его военные подсчитали количество ракет Р-5, необходимое для разрушения инфраструктуры Британских островов. Их требовалось всего 4, французам понадобится 7, оповестил улыбающийся Никита Сергеевич. Иден разговор запомнил. Такое не просто вылетает из головы.

Чуть отступив от темы, хочется напомнить несколько! деталей. В последнее время мы, дорогие читатели, привыкли относиться к Хрущеву, как к грубияну и «политическому хулигану». Но автор хочет указать на одну деталь: «ботиночный стук» по столу в зале Генеральной Acсамблеи ООН известен как акт политического варварства Москвы. Менее известно, что он привел к блокаде мешающей СССР резолюции ООН. В свете такого поворота событий, ботинок становится успешно примененным последним доводом. Любить Хрущева, по авторскому мнению, не за что. Свою отставку он заслужил с лихвой, но уважительно вспомнить все лее желательно. Умел Никита Сергеевич добиться своего «не мытьем, так катаньем». Не так прост он был. Политическая неуклюжесть в отношении премьера Альбиона, возможно, тоже сослужила службу. Нелегко было Идену вынести такой психологический груз, наверное, понимал прожженный политик, что термоядерный полсар Советам нужен не больше, чем остальным, но поделать с собой ничего не мог.

Идеи и Ги Молле решили, что даже если СССР просто поможет специалистами и техникой Египту и его арабским союзникам, исход конфликта станет непрогнозируемым. Американцы, даже если захотят помочь, не смогут, коль скоро предыдущие заявления дезавуировать не удастся. Вашингтон явно давал понять, что нефть и арабские друзья дороже сумасбродных союзников. В этой ситуации задний ход был единственным выходом, несмотря на многочисленные последствия. До истечения срока московского ультиматума оба лидера империи выступили с заявлением, что, не желая кровопролития и, учитывая несомненный успех операции, с 00 часов 7 ноября огонь прекратят.

 «Мушкетер» провалился. Через 16 дней, выполняя волю Объединенных Наций, англо-французы начали очищать захваченные позиции. В марте 1957 г. солдаты ЦАХАЛа убрались с Синая, правда, лишь до следующего раза. Их сменили международные силы ООН, разместившиеся на египетско-израильской границе. Независимость Египта и его суверенитет над каналом были восстановлены, с условием не мешать проходу любых судов. Советский Союз получил крупные заказы на оружие и технику для воссоздания разбитой армии Египта. Правда, за поставки Каир так полностью и не расплатился. Советская роль была очень высоко оценен всеми бывшими колониями. Просоветская ориентация получила широкое распространение среди «новых» независимых государств. Базис «холодной войны» для СССР расширился, пожалуй, даже слишком, в сравнении со скромными возможностями экономики по обеспечению! взаимовыгодных контактов с нуждающимися в товарах, а чаще просто в помощи, новыми союзниками.

В результате событий 1956 г. СССР значительно укрепил свои позиции на Ближнем Востоке. Правда, советская политика приобрела крайне односторонний - проарабский - характер, что лишало отечественную дипломатию свободы маневра. Однако значение Суэцкого кризиса к этому не свелось: он оказал очень сильное влияние на методы действий Н.С. Хрущева во внешней! политике. Ракетно-ядерный шантаж был заложен вон внешнюю политику в течение ряда последующих лет.

Характер советской военно-экономической помощи. На практике советская военно-экономическая помощь Египту, да и многим другим развивающимся странам оказалась именно подарком: оружие, техника, стройматериалы и многое другое предоставлялись реальным и гипотетическим союзникам практически безвозмездно. От получателей требовались только провозглашение «социалистической ориентации» и одобрение позиций СССР в противостоянии с Западом. В 1950-х-1960-х гг. социалистической ориентации в различной форме, кроме Египта, придерживались Индия, Индонезия, Бирма, Сирия, Ирак, Алжир, Конго и некоторые другие страны. Все они получали значительную советскую помощь.

Между тем социализм в понимании азиатских и африканских лидеров не имел, как правило, ничего общего с тем, что вкладывалось в это понятие в Москве. Марксистская идеология служила лишь прикрытием национализма. Опасаясь перехода своих новых друзей в третьем мире на сторону «империалистических держав», советское руководство зачастую поддерживало «страны третьего мира» даже в тех случаях, когда это было связано с серьезным риском для самого Советского Союза и не соответствовало его национальным интересам.

§ 2.2. Точка зрения правительства  США по поводу Суэцкого кризиса. Американские усилия по мирному разрешению ситуации.

Американские стратеги полагали, что  резкие действия со стороны Англии и Франции приведут к опасным последствиям для всей системы региональной безопасности, которую США и Великобритания пытались создать на протяжении почти десяти лет. Но вместе с тем угроза того, что Суэцкий канал выйдет из-под контроля Великобритании — союзника США, вызывала опасения американцев. «Мы ни в коей мере не должны молчаливо соглашаться на это, — советовал президент. — Это может привести только к тому, что медведь схватит когтями производство и транспортировку нефти, а эти моменты жизненно важны для защиты экономики Запада». Под медведем здесь подразумевался СССР, который готов был стать союзником Египта.

Президент Д. Д. Эйзенхауэр подошел  к проблеме Суэцкого кризиса, исходя из трех основных и взаимосвязанных  предпосылок. Во-первых, хотя он сочувствовал желанию Великобритании и Франции возвратить компанию, управлявшую каналом, он не оспаривал право Египта забрать компанию при условии выплаты адекватной компенсации, как того требует международное право. Эйзенхауэр, таким образом, стремился предотвратить военное столкновение и уладить спор вокруг канала на дипломатическом уровне прежде, чем Советский Союз использует ситуацию для политической выгоды. Он поручил госсекретарю Джону Фостеру Даллесу разрешить кризис на условиях, приемлемых для Великобритании и Франции, с помощью публичных заявлений, переговоров, двух международных конференций в Лондоне, создания Ассоциации пользователей Суэцкого канала и обсуждений в Организации Объединенных Наций. К концу октября, однако, эти усилия оказались бесплодными, и англо-французские приготовления к войне были продолжены.

Информация о работе Роль США и СССР в Суэцком кризисе 1956 года