Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 07:59, курсовая работа
Цель: Определить роль американской и советской дипломатии в урегулировании Суэцкого кризиса 1956 г.
Задачи:
1. Оценить положение СССР и США на Ближнем Востоке к началу Суэцкого кризиса
2. Охарактеризовать значение Суэцкого кризиса для политики СССР и США на Ближнем Востоке
3. Описать и сравнить реакцию правительств СССР и США на Суэцкий кризис
4. Определить факторы, оказывавшие влияние на позицию СССР и США в отношении Суэцкого кризиса
5. Оценить действия СССР и США по урегулированию Суэцкого кризиса
Введение. 3
Глава 1. Интересы и положение СССР и США на Ближнем Востоке к середине 1950-х гг. 10
§ 1.1. Приоритеты ближневосточной политики СССР в 1950-е гг. 10
§ 1.2. Особенности внешнеполитического курса США на Ближнем Востоке в 1950-е гг. 16
Глава 2. Позиция и действия СССР и США в отношении ситуации вокруг Суэцкого канала. 28
§ 2.1. Советское видение Суэцкого кризиса. Роль СССР в его урегулировании. 28
§ 2.2. Точка зрения правительства США по поводу Суэцкого кризиса. Американские усилия по мирному разрешению ситуации. 36
Заключение. 42
Список литературы 45
Вопреки противодействию США и других западных держав СССР настоял на приеме Сирии и Ливана в число первоначальных членов ООН. Он был единственной великой державой, выступившей в поддержку требований о выводе английских и французских войск с территории Египта, Сирии, Ливана, Ирака.
К концу второй мировой войны резко обострились англо- французские противоречия в этом районе арабского Востока. Англичане, чьи экономические и военно-политические позиции в Сирии и Ливане во время войны значительно окрепли, мечтали о полном поглощении этих территорий (упомянутые проекты «Великой Сирии» и «Благодатного Полумесяца»). Эти планы не составляли секрета для французов, поэтому они спешили укрепить свое положение в странах Леванта. Во время переговоров с правительствами Сирии и Ливана осенью 1944 года генеральный делегат Франции генерал Бейне потребовал заключения договора, предоставлявшего Франции военные базы, контроль над армиями обеих стран, важнейшие экономические льготы, право беспрепятственно вести пропаганду и т. д. Притязания французской стороны были отвернуты. В феврале 1945 г. при посредничестве Черчилля (который имел, видимо, мысль лишить Францию права на «особое положение» в Сирии и Ливане) переговоры были возобновлены, однако оказались безрезультатными.
В первой половине мая 1945 года в Сирию и Ливан прибыли новые контингенты французских войск. Одновременно генерал Бейне предъявил правительствам Сирии и Ливана требования, сводящиеся к сохранению и даже расширению привилегий Франции в этих странах.
19 мая правительства Сирии и Ливана прервали начавшиеся переговоры с Францией. В ответ на это многие города подверглись артиллерийскому обстрелу, а Дамаск – бомбардировке с воздуха.
1 июня Советское правительство обратило внимание правительств США, Франции, Великобритании и Китая на то, что действия французских властей противоречат духу конференций в Думбартон-Оксе и Сан-Франциско и что поэтому следует немедленно урегулировать конфликт мирным путем. То была серьезная помощь Сирии и Ливану в тяжелый для них момент.
В июле между Францией и Англией было заключено соглашение, содержащее условия совместной оккупации Сирии и Ливана, причем Франция обязалась передать правительствам Сирии и Ливана воинские части из сирийцев и ливанцев, до этого входившие во французскую армию.
Сирии и Ливану в дальнейшем пришлось пережить тяжелейшую войну за независимость.
На конференции в Сан-
В итоге обсуждения в Сан-Франциско Устав ООН был исправлен с учетом интересов региональных организаций. Статья 51 Устава обеспечивала право на индивидуальную и коллективную самооборону членам Организации «до тех пор, пока Совет Безопасности не примет мер, необходимых для поддержания международного мира и безопасности» [Устав ООН, гл. VII, Действия в отношении угрозы мира, нарушений мира и актов агрессии, ст. 51].
Также по предложению делегации СССР были внесены две поправки в гл. I «Цели и принципы Устава ООН»: о необходимости уважения принципов равноправия и самоопределения всех народов, об уважении прав человека и основных свобод для всех, без различия расы, пола, языка и религии [устав ООН, гл. I «Цели и принципы Устава ООН»].
Советский проект положений Устава об учреждении системы опеки над несамоуправляющимися территориями предусматривал, что целью ООН в этом отношении должно быть «при активном участии населения этой территории к самоуправлению и самоопределению, имея целью ускорить достижение ими полной независимости».
После горячей дискуссии были приняты
компромиссные решения. По ст. 76 Устава
ООН, основные задачи системы опеки
формулировались следующим
«Способствовать политическому, экономическому и социальному прогрессу населения территорий под его опекой, его прогрессу в области образования и его прогрессивному развитию в направлении к самоуправлению или независимости, как это может оказаться подходящим для специфических условий каждой территории и ее народов и имея в виду свободно выраженное желание этих народов…» [там же]. Была принята поправка СССР о том, чтобы в состав Совета по Опеке вошли все постоянные члены Совета Безопасности. Здесь следует отметить, что данный факт трактуется как «послуживший международно-правовым обоснованием борьбы стран за независимость».
Таким образом, при разработке Устава ООН советская делегация добилась признания суверенного равенства и исключения системы опеки стран, ставших членами ООН. Именно в силу этого суверенитет Сирии и Ливана получил международное признание.
В 1950-1951 гг. США упорно добивались согласия Египта, Сирии, Ливана, Ирака, Саудовской Аравии, Йемена и Иордании на участие наряду с Израилем в так называемом средневосточном командовании - блоке, создание которого было бы равносильно установлению военно-политического господства НАТО на Ближнем Востоке. Советский Союз предупредил США и другие западные державы об ответственности за подобные действия, «идущие вразрез с национальными чаяниями народов и интересами мира в этом районе». Это выступление Советского Союза укрепило позицию арабских стран, отказавшихся подчиниться давлению Вашингтона.
В Вашингтоне было решено активизировать поиск социальных групп населения арабских стран, которые могли бы стать проводниками интересов ведущих участников блока НАТО. В связи с этим американские дипломаты и представители разведслужб США пытались укрепить связи с армейскими кругами арабских государств, в частности, с нелегальной организацией военных Египта «Свободные офицеры», готовившей свержение египетского короля Фарука.
23 июля 1952г. «Свободные офицеры» совершили антимонархический переворот, в результате которого власть в Каире перешла к военным. Руководство внешнеполитического ведомства США полагало, что новое египетское руководство пойдет на военное сотрудничество с западными странами. Для усиления американского влияния в Египте правительство Соединенных Штатов планировало увеличить объем экономической и военной помощи этой ближневосточной стране, оказание которой, по мнению американского руководства, следовало увязывать с участием Египта в военных приготовлениях США и их союзников на Ближнем Востоке. Дорогу к военно-политическому сотрудничеству Соединенных Штатов и Египта, как считали в Вашингтоне, должно было открыть заключение англо-египетского договора о выводе британских войск из зоны Суэцкого канала, где находилась военная база Великобритании. Соединенные Штаты, добиваясь скорейшего заключения договора относительно суэцкой базы, играли роль посредника в переговорах между Лондоном и Каиром, оказывая, при необходимости, нажим на британское руководство.
Оказывая поддержку Насеру, занявшему в феврале 1954г. пост премьер-министра Египта, США рассчитывали получить в ключевой стране арабского мира лидера, который был бы достаточно влиятельным, чтобы принимать явно непопулярные среди арабов решения, такие как, например, заключение мира с Израилем.
Но: «Крупнейшая страна арабского
мира приступила к ликвидации последствий
английского колониального
Соединенные Штаты совместно с Великобританией разработали план ближневосточного переговорного процесса под кодовым наименованием «Альфа», построенный на допущении взаимных уступок со стороны Израиля и Египта. Однако предпринятый американской дипломатией зондаж позиции руководства Египта и Израиля выявил отрицательное отношение Каира и Тель-Авива к модели ближневосточного урегулирования, предложенной США и Англией. После участия Г. А. Насера в Бандунгской конференции стран «третьего мира», на которой были выработаны основные принципы движения неприсоединения, лидер Египта стал использовать в своей внешнеполитической деятельности тактику игры на глобальном противостоянии Советского Союза и Соединенных Штатов. Каирская пресса и радио развернули пропагандистскую кампанию против Багдадского пакта. В сентябре 1955г. египетское правительство официально объявило о заключении соглашения с Чехословакией о поставках оружия.
Таким образом, провал плана «Альфа», проникновение СССР на ближневосточный рынок вооружений и изменения во внешней политике Египта, - вот итоги начала 1950-ых г. г.
Правительство Г. А. Насера добилось вывода английских войск из Египта, ликвидации всех английских военных баз в долине Нила, объявило о национализации Суэцкого канала. Г. А. Насер явился одним из основателей Движения неприсоединившихся стран, твердо проводил курс на развитие сотрудничества с Советским Союзом.
В результате Второй мировой войны обстановка на Ближнем Востоке изменилась. Великобритания и Франция потеряли свое прежнее влияние. На их место стали претендовать США. Согласно Г. Киссинджеру, интерес у Соединенных Штатов к Ближнему Востоку возник после 1955 года, когда Н.С. Хрущев заключил договор о поставках оружия с Египтом, что было расценено американским руководством как серьезная заявка Советского Союза на усиление своего влияния в регионе. "Хрущев разрушил "санитарный кордон", который Соединенные Штаты воздвигли вокруг Советского Союза, поставив перед Вашингтоном задачу противостоять Советам на тех территориях, которые раньше не внушали опасения Западному полушарию," - так оценивает это Г. Киссинджер
В начале 50-х годов США рассматривали Ближний Восток как один из возможных театров военных действий против СССР. Соответственно, одной из основных целей Соединенные Штаты предполагали создание в регионе военных блоков антисоветской направленности, находящихся под американским контролем.
Самым, пожалуй, ярким примером теплых взаимоотношений между двумя государствами было то, что Израиль был включен во все программы американской "помощи", и на него был распространён 4-й пункт доктрины Трумэна. По соглашению с США 1952 года, заключённому на основе "Акта 1951 года о взаимном обеспечении безопасности", правящие круги Израиля по существу обязались участвовать в любых военных и иных акциях США на Ближнем Востоке. Укреплялись позиции иностранного (особенно американского) капитала. В начале 50-х гг. правительство Израиля приняло законы, предусматривающие предоставление иностранному капиталу крупных привилегий
В мае 1950 США, Великобритания и Франция
выступили с Тройственной декларацией,
в которой заявили о намерении
гарантировать
25 мая 1950 г. правительства США, Англии и Франции опубликовали декларацию, по которой в обход ООН и в одностороннем порядке фактически возлагали на себя роль гарантов арабо-израильских соглашений о перемирии. Это в сущности было поощрением экспансионистской политики Израиля. В декларации заявлялось о готовности западных держав поставлять в страны Ближнего Востока оружие. Тем самым делалась ставка на подключение стран этого района к сфере деятельности созданного агрессивного блока НАТО. В дальнейшем эти расчеты воплотились в планы создания под руководством США так называемого "средневосточного командования" с участием Израиля, Египта, Сирии, Ливана, Ирака, Саудовской Аравии, Йемена и Иордании. Планы, в частности, предусматривали подчинение этому командованию вооруженных сил и передачу под его контроль военных баз, портов, коммуникаций и других сооружений указанных государств, а также размещение на их территориях иностранных войск.
В официальных советских
Знаменательно, что даже в разгар
"холодной войны" Вашингтону не удалось
сколотить широкой
Американское руководство
Информация о работе Роль США и СССР в Суэцком кризисе 1956 года