Роль США и СССР в Суэцком кризисе 1956 года

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 07:59, курсовая работа

Краткое описание

Цель: Определить роль американской и советской дипломатии в урегулировании Суэцкого кризиса 1956 г.
Задачи:
1. Оценить положение СССР и США на Ближнем Востоке к началу Суэцкого кризиса
2. Охарактеризовать значение Суэцкого кризиса для политики СССР и США на Ближнем Востоке
3. Описать и сравнить реакцию правительств СССР и США на Суэцкий кризис
4. Определить факторы, оказывавшие влияние на позицию СССР и США в отношении Суэцкого кризиса
5. Оценить действия СССР и США по урегулированию Суэцкого кризиса

Содержание

Введение. 3
Глава 1. Интересы и положение СССР и США на Ближнем Востоке к середине 1950-х гг. 10
§ 1.1. Приоритеты ближневосточной политики СССР в 1950-е гг. 10
§ 1.2. Особенности внешнеполитического курса США на Ближнем Востоке в 1950-е гг. 16
Глава 2. Позиция и действия СССР и США в отношении ситуации вокруг Суэцкого канала. 28
§ 2.1. Советское видение Суэцкого кризиса. Роль СССР в его урегулировании. 28
§ 2.2. Точка зрения правительства США по поводу Суэцкого кризиса. Американские усилия по мирному разрешению ситуации. 36
Заключение. 42
Список литературы 45

Вложенные файлы: 1 файл

Роль США и СССР в Суэцком кризисе 1956 года.doc

— 202.50 Кб (Скачать файл)

Но реальные условия были таковы, что местные лидеры не были склонны видеть в США дружественную силу. Никто из них не желал, чтобы на смену Великобритании или Франции пришла другая держава. А некоторые ближневосточные политики надеялись сыграть на советско-американском противоборстве для достижения своих целей.

Характер отношений Соединенных Штатов с Египтом во многом оказывал влияние на поведение Соединенных Штатов на Ближнем Востоке. В октябре 1951 года США, Великобритания, Франция и Турция предложили Египту войти в состав нового военного блока - Объединенного средневосточного командования, куда также предполагалось включить Сирию, Ливан, Саудовскую Аравию, Йемен, Израиль и Иорданию. Впоследствии предполагалось размещение иностранных войск на территории этих государств и установление связи Средневосточного командования с НАТО. Но Египет, который в это время требовал вывода британских войск со своей территории, не желал, чтобы место англичан занял кто-то другой. По этой причине он отверг данное предложение.

США продолжали укреплять свои отношения  с Израилем - их наиболее надежным партнером на Ближнем Востоке. В июле 1952 года между Израилем и США был подписан секретный договор о взаимной безопасности. Договор предусматривал поставки американского оружия Израилю. Израиль, в свою очередь, должен был оставаться союзником Соединенных Штатов, поддерживая их ближневосточную политику.

Однако, нельзя не отметить тот факт, что помощь, которую США оказывали  Израилю в 50-60х годах, была слабее, чем в предыдущие годы. Тем не менее, Америка продолжала поставлять израильтянам огромное количество современной военной техники, оказывать экономическую помощь (в частности, в виде займов).

В середине 50х годов произошли  значительные изменения в политике Израильского государства. Помимо тесных политических отношений с США, Израиль  выбирает себе в качестве "большого брата" Францию и получает оттуда огромное количество практически бесплатного оружия (в основном танки и авиацию). Почти одновременно с этим, евреи заключают контракт на поставку из Канады военной техники. Однако выполнить этот контракт не позволили США, которые сами взяли на себя обязанность продавать военное оснащение Израилю. Помимо этого, для полноценной подготовки своих пилотов, израильтяне в США закупают 20 учебно-тренировочных бипланов Боинг РТ-17 "Кадет".

Режим Насера стал главной мишенью империализма на Ближнем Востоке. В столицах западных держав, в том числе в Вашингтоне, с устранением этого режима открыто связывали надежды на сохранение неоколониалистского господства как в Египте, так и во всем арабском мире. Именно эти цели преследовала развязанная Англией, Францией и Израилем в октябре 1956 г. прямая вооруженная агрессия против Египта.

Большую роль в подготовке агрессии против Египта империализм отводил  Израилю, опиравшемуся на поддержку  США. Американская государственная  помощь Израилю с 1946 по 1956 г. составляла 596,2 млн. долл., или 71% суммы, полученной за этот же период всеми арабскими странами. Израиль установил тесные связи с НАТО.

Джордж Ленчовски, автор книги "Американские Президенты и Ближний Восток" отмечает, что Администрация США (тогда президентом был Дуайт Эйзенхауэр) не доверяла Насеру. Отношения Вашингтона и Каира особенно ухудшились в 1955 году, когда Насер обратился в Москву с просьбой о продаже оружия. В середине 1956 года США отказались помогать Египту в строительстве Асуанской плотины (впоследствии была возведена с помощью СССР). После национализации канала США призывали к началу переговоров. Была достигнута договоренность о проведении международного саммита, однако Насер отказался в нем участвовать. После того, как Великобритания и Франция не смогли повлиять на Египет с помощью ООН, они начали разрабатывать военные планы.

После начала войны США поддержали призыв Совета Безопасности ООН о  прекращении огня и выводе войск. Кроме того, в зону канала были введены 6 тыс. миротворцев ООН. Кроме вышеперечисленных факторов, на внешнюю политику США влиял и еще один: Вашингтон традиционно негативно относился к политике колониализма - действия Лондона и Парижа были предприняты в классическом "колониальном" стиле. Любопытно, что СССР предложил США послать советские и американские войска для разделения враждующих сторон. Вашингтон отказался принять это предложение.

7 ноября война закончилась. Великобритания  и Франция согласились вывести  свои войска. Израильские войска  остались на месте - Израиль отказался сделать это, требуя, чтобы Египет отказался от поддержки фидаинов. В ответ США пригрозили прекратить оказание экономической помощи Израилю. В 1957 году Египет восстановил свой контроль над Синаем и Сектором Газа, однако Израиль получил право пользования Тиранским проливом (благодаря этому, израильские корабли, базировавшиеся в порте Эйлат, получили выход в Индийский океан).

Знаменем нового наступления США  на силы национально-освободительного движения явилась "доктрина Эйзенхауэра" провозглашенная американским президентом в его послании конгрессу от 5 января 1957 г.

Подчеркнув особое значение Ближнего Востока с точки зрения американской "глобальной" стратегии и указав на угрозу поглощения этого района "международным коммунизмом", Эйзенхауэр просил конгресс санкционировать "оказание помощи и содействия, включая использование вооруженных сил США" в деле обеспечения "территориальной целостности и политической независимости" государств которые попросят о такой помощи "против прямой вооруженной агрессии со стороны любого государства, находящегося под контролем международного коммунизма".9 марта 1957 г. конгресс США принял резолюцию, официально оформившую "доктрину Эйзенхауэра" как определенный курс политики Соединенных Штатов. Согласно этой доктрине, любая страна может запросить экономическую или военную помощь у США, если она подвергается военной агрессии со стороны другого государства. Эйзенхауэр подчеркнул советскую угрозу в своей доктрине, выражая готовность американских войск «обеспечивать и защищать территориальную целостность и политическую независимость стран, нуждающихся в помощи против военной агрессии любой нации, контролируемой международным коммунизмом».

Впоследствии толкование доктрины было расширено путем более гибкой интерпретации понятия "вооруженная агрессия". В соответствии с заявлением Даллеса от 1 июля 1958 г. это понятие должно было распространиться и на "вооруженную революцию, инспирированную извне или получающую помощь и поддержку извне". Наконец, правительство Эйзенхауэра заявило о применении доктрины к случаям не только "прямой", но и "косвенной агрессии" - термин, допускавший самое широкое толкование.

"Доктрина Эйзенхауэра" открывала  зеленый свет для вооруженного  и иного вмешательства Соединенных  Штатов во внутренние дела стран Ближнего Востока. В практическом плане она ориентировала внешнюю политику США на использование всех средств в целях поддержки реакционных режимов на Ближнем Востоке, изоляции режима Насера в арабском мире и недопущения ослабления позиции колониализма в этом районе. Тот факт, что доктрина была отвергнута всеми арабскими странами, за исключением Ливии и Ливана, не смущал правящие круги США, решившие осуществить то, чего не добились Англия и Франция, предпринявшие совместно с Израилем вооруженное нападение на Египет в 1956 г.

Советский Союз, разоблачив агрессивную, колонизаторскую сущность этой доктрины, предложил США, Англии и Франции выступить с совместной декларацией, по которой четыре державы обязались бы следовать в своей политике на Ближнем и Среднем Востоке таким основным принципам, как: сохранение мира в этом районе путем урегулирования спорных вопросов исключительно мирными средствами, с помощью переговоров; невмешательство во внутренние дела; уважение суверенитета и независимости стран этого района; отказ от всяких попыток их вовлечения в военные блоки с участием великих держав; ликвидация иностранных баз и вывод иностранных войск с их территорий; взаимный отказ от поставок оружия странам Ближнего и Среднего Востока; содействие экономическому развитию стран этого района без предъявления при этом политических, военных или иных условий, несовместимых с достоинством и суверенитетом этих стран.

Однако западные державы отклонили  миролюбивые предложения Советского Союза. Более того, в июле 1958 г., руководствуясь "доктриной Эйзенхауэра", США  вместе с Англией совершили вооруженную  агрессию в Ливане и Иордании в  целях подавления революции в Ираке и насаждения в арабском мире угодных им режимов.

Подводя итог, можно твердо сказать, что с помощью израильской  агрессии империалистические силы во главе с правящими кругами  США рассчитывали нанести удар по движению в арабских странах, направленному на упрочение их национальной независимости, вызвать свержение прогрессивных режимов в Египте и Сирии, укрепить позиции неоколониализма и реакции в арабском мире. Правящая сионистская верхушка Израиля стремилась осуществить экспансионистские планы создания "Великого Израиля" от Нила до Евфрата, упрочить свои позиции внутри страны и связи с монополистическими кругами США.

В период агрессии показную политику "умиротворения" проводили США. Опасаясь подрыва политических и  экономических позиций американских монополий на Ближнем Востоке, они не рискнули открыто встать на сторону агрессоров и даже внесли 2 ноября 1956 в ООН резолюцию, осуждавшую действия Англии, Франции и Израиля в Египте. Однако последующие события показали, что США стремились не к укреплению мира на Ближнем Востоке, а к упрочению более гибкими средствами господства империалистических держав, в том числе и США, в этом районе.

США проявляли заинтересованность в свержении режима Насера в 1956 г. Принятое правительством Насера решение о национализации Суэцкого канала вызвало в США резко негативную реакцию. США, Англия и Франция выступили с совместным заявлением, в котором говорилось, что они считают Суэцкий канал "международным институтом" и что поэтому на него не может распространяться национализация. На первой Лондонской конференции 24 государств (16-23 августа 1956 г) государственный секретарь США Д.Ф. Даллес выдвинул план, предусматривавший изъятие Суэцкого канала из-под управления и суверенитета Египта, создание иностранного правления Суэцкого канала и применение "эффективных санкций" в первую очередь против Египта за любое действие, имеющее целью помешать такому управлению каналом. На второй Лондонской конференции (19-21 сентября 1956 г) США, Англия и Франция добивались принятия плана создания так называемой "ассоциации пользователей" Суэцким каналом для оказания давления на Египет. Решительное отклонение Египтом всех этих посягательств на его суверенитет еще более восстанавливало Вашингтон против режима Насера.

Англия и Франция, планируя вооруженную агрессию против Египта, имели все основания рассчитывать на определенную поддержку этой акции со стороны США. В беседах с британским премьер-министром А. Иденом в тот период Д.Ф. Даллес высказывался в том смысле, что США не исключают возможности "использования вооруженной силы" на Ближнем Востоке. Из этого Идеи делал вывод, что в принципе США могут принять участие в англо-французской демонстрации силы в отношении Египта и лишь в самом худшем варианте займут позицию благожелательного нейтралитета. На состоявшихся в сентябре 1956 г. переговорах Д. Эйзенхауэра с британским министром иностранных дел Г. Макмилланом обе стороны пришли к убеждению в необходимости "свергнуть" Насера.

Вашингтон наотрез отказался публично осудить агрессоров и отклонил предложение Советского Союза о совместных действиях по восстановлению и поддержанию мира на Ближнем Востоке. Действия США в значительной мере были продиктованы стремлением поскорее вытеснить Англию и Францию из района Ближнего Востока и утвердить там преимущественно американское влияние. Как отмечалось в Заявлении ТАСС, "главной заботой США была не защита мира и национальной независимости арабских стран, а стремление воспользоваться ослаблением Англии и Франции на Ближнем Востоке, чтобы захватить их позиции в свои руки".

Соединенные Штаты в результате Суэцкого кризиса укрепили свое влияние  в регионе. Это касалось и отношений  с Египтом. На встрече с американскими  дипломатами в середине декабря 1956 г. Г. А. Насер заявил, что никогда  не ожидал, что США будут действительно сдерживать Израиль в случае нападения на Египет. Но вместе с тем США явственно утратили ту свободу дипломатического маневра, которую ранее им создавала активная политика Великобритании, чей престиж в регионе теперь был подорван. О сожалениях американских политиков по этому поводу позднее говорил Г. Киссинджер, занимавший пост госсекретаря США в 1973—1977 гг. К тому же американская дипломатия, по крайней мере в лице Дж. Ф. Даллеса, оказалась не в состоянии предложить действительно новый подход к решению проблем региона.

То, что военные действия на Ближнем  Востоке начались за неделю до президентских  выборов в США, свидетельствовало  об очевидных просчетах администрации  Д. Эйзенхауэра. Она слишком сконцентрировалась на внутренних проблемах, связанных с избирательной кампанией. Представители внешнеполитического ведомства во главе с Дж. Ф. Даллесом уверовали в свои способности сколь угодно долго (по крайней мере до окончания президентских выборов в США) отодвигать угрозу возникновения конфликта на Ближнем Востоке.

То обстоятельство, что США и  Советский Союз формально единым фронтом выступили в период начала тройственной агрессии, ставило под  сомнение основополагающие тезисы о  невозможности сотрудничества с  Советским Союзом, на которых строился внешнеполитический курс администрации. Тем не менее после окончания Суэцкого кризиса США демонстративно активизируют поддержку деятельности Багдадского пакта. Провозглашенная в начале января 1957 г. «доктрина Эйзенхауэра» объявляла Ближний Восток сферой жизненных интересов США, но на деле не давала ответов на вызовы времени, а лишь была очередной попыткой, используя выражение самого Дж. Ф. Даллеса, «провести перекличку» союзников по отражению «советской угрозы». В то же время уроки Суэцкого кризиса несомненно стимулировали разработку нового политического курса в отношении стран «третьего мира», предложенного затем администрацией Дж. Кеннеди в рамках стратегии «гибкого реагирования».

 

Глава 2. Позиция  и действия СССР и США в отношении  ситуации вокруг Суэцкого канала.

§ 2.1. Советское видение  Суэцкого кризиса. Роль СССР в его  урегулировании.

В поисках противовеса британскому влиянию на Ближнем Востоке Насер начал сближение с Советским Союзом.

В 1953-1954 гг. между СССР и Египтом были заключены торговые соглашения. В 1955 г., после создания Багдадского пакта, в который вошли Великобритания, Турция, Иран и Ирак, правительство Г.А. Насера впервые в истории арабского мира приобрело крупную партию советского оружия (официально Египет, как и Израиль, закупал оружие в Чехословакии). Этот факт положил начало стратегическому проникновению СССР на Ближний Восток.

Информация о работе Роль США и СССР в Суэцком кризисе 1956 года