Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 13:24, дипломная работа
Таким образом, обозначим цель исследования – анализ социально-экономического развития Турочакского района в1990-2004 гг.
Исходя из этого, вырисовываются следующие задачи:
-характеристика экономического развития Турочакского района в 90-х годах XX века;
-выявление новых форм хозяйств населения Турочакского района;
-анализ социального развития Турочакского района.
Введение……………………………………………………………………3
Глава 1.Экономическое развитие Турочакского района (1990-2004гг.)……………………………………………………………5
1.Географическое положение и история создания района….5
2. Состояние и развитие животноводства……………………..12
3.Состояние и развитие земледелия…………………………….23
4.Промышленность и строительство……………………………24
5. Развитие туризма………………………………………………….33
Глава 2. Социальное развитие Турочакского района (1990-2004гг.) …………………………………………………35
1. Материальное положение и уровень жизни населения рай-она. Состояние торговли………………………………………….35
2. Состояние и развитие народного образования……………..42
3. Состояние и развитие здравоохранения…………………….48
4. Состояние культуры……………………………………………51
Заключение………………………………………………………….54
Примечания……………………………………………………………
Источники и литература…………………………………………….
Приложения………………………………………………………….55
В течении всего второго полугодия 2003 года турфирмы района участвовали в республиканском рекламном туре и в международной выставке в г. Москва. В результате этих мероприятий около 30% турфирм района заключили договоры напрямую с турагентами Сибири, без участия посредников, на поставку клиентов-туристов.
В 2003 году была проведена инвентаризация организаций, занимающихся туризмом. В результате выявлено, что имеются возможности для размещения в летнее время 952 человека одновременно и в зимнее - 780 человек.
Глава 2.Социальное развитие Турочакского района 1990-2004 гг.
1. Материальное положение и уровень жизни населения района. Состояние торговли. Экономический кризис, поразивший деятельность агропромышленного комплекса нашего региона, сопровождается и факторами социального характера, а также необратимой деформацией образа жизни населения нашего региона. Резко обострилось в изучаемое нами время и демографическая ситуация в нашем районе. В материальном положении его людей основную роль играло и играет сельское хозяйство. По уровню заработной платы сельское хозяйство замыкает отраслевой ряд. Турочакский район издавна был и остается сельскохозяйственным районом. Развал его основной отрасли в перестроечные годы и обусловил тот низкий уровень жизни в районе, о котором уже говорилось выше. Способствовало этому и затухание инвестиционного процесса в сельское хозяйство района. Негативно отразилось это и на состоянии социальной сферы в районе.
За последние годы на селе закрылось большинство детских садов, сельских клубов, предприятий бытового обслуживания. Особую тревогу в этом плане вызывают высокие темпы безработицы на селе. Ухудшение социальной обстановки, негативные изменения в обществе морально – психологического плана создают опасную криминогенную ситуацию в районе. Социальная сфера в Турочакском районе, равно как и в других местах, находится в сложном положении. Об этом свидетельствуют многие показатели. Один из них – заработная плата. Её размер составляет ныне 3624,4 рублей. Отраслевая динамика говорит о том, что самая низкая заработная плата остается в отрасли сельского хозяйства – 730 рублей. На 1999 год имелась задолжность по выплате заработной платы, детским компенсациям, по расчетам за питание, медикаментам, коммунальным платежам, всего на сумму 27209 тыс. руб. Если разделить эту задолжность по вышеперечисленным позициям, то картина будет следующая; задолжность по заработной плате в расчете на одного работника на 1 января 1999 года составила 5052 тыс. руб; по выплате детских компенсаций за 1998 – 1998 год 10250 тыс. руб; по коммунальным услугам – 2346 тыс. руб.
Отдел социальной защиты населения Турочакского района ведет значительную работу по материальной поддержке социально малообеспеченных слоев населения. И это в условиях, когда на выполнение намеченных районом социальных программ в районный фонд социальной поддержки поступили средства из республиканского бюджета на 44 % меньше, чем в прошлом году. Из местного бюджета на эти цели выделено всего 10,8 тыс. руб., которые направлены на приобретение медикаментов и ремонт жилья для инвалидов, участников ВОВ и малообеспеченных пенсионеров. Большую помощь в решении социальных проблем жителям района оказывала американская компания « Проджект Энд Сибирь », выразившую в поставке нам гуманитарной помощи продуктами питания и вещами.
Несмотря на сложности с финансированием, район постоянно заботится об организации летнего отдыха наших детей. В истекшем году на детских площадках отдохнуло 636 детей из малообеспеченных и неблагополучных детей, оказана помощь продуктами, медикаментами и др. Организовал район отдых детей также в районных трудовых и загородных лагерях. В этой системе прошло оздоровление 824 ребенка. В таких деревнях как Бийка, Курмач –Байгол целенаправленно работает программа « Северного завоза ». Реализуя ее, в этом районе традиционно организуется горячее питание в школах. Направлена « Северная программа » и на устранение неблагоприятной ситуации с выплатой заработной платы, других денежных средств, негативных последствий обусловленных ростом цен, на ликвидацию неплатежеспособности населения, которая сегодня очень низка.
Ежемесячно в Турочакском районе проводится « День пожилого человека » и декады инвалидов. В период их проведения район оказывает людям этой категории посильную помощь. В частности, в районной больнице, инвалиды и дети до трех лет получают ее в виде лекарств. Общая сумма предоставленных льгот по ним составила 8,5 тыс. рублей.
Несколько слов о средствах местного бюджета в социальной программе. Они направляются в основном на предоставлении льгот ветеранам, инвалидам на оплату услуг телефона и радио, помощь безработным, на ритуальные услуги, а также на материальную помощь семьям имеющим низкие доходы. Немало забот в районе, равно как и в других местах, вызывает работа с пенсионерами. У нас на 14,2 тыс. жителей их приходится 3657 человек, средний размер назначенных месячных пенсий составляет 1237,2 тыс. рублей.17
В последние годы, т.е. в период преобразований в стране и республике в районе появилась новая проблема – безработица. На 2003 год количество безработных составило 218 человек. За 2004 г. в центр занятости обратились 1281 человека, что составляет 89 % от соответствующего периода 2003 г. 66 % из обратившихся – женщины. К слову сказать, эта категория нашего населения тоже не была забыта в районе. Официально зарегистрированным безработным (438 человек ) выплачивалось пособие по безработице. В 2002 году его получили 103 человек, из которых 45 % от указанного числа составили молодые люди в возрасте от 17 до 26 лет.18 Что бы ликвидировать безработицу – выход один – это создание рабочих мест, т.е. занятие всего трудоспособного населения работой. Для участия граждан в общественных работах было организовано 207 рабочих мест по различным специальностям, должностям и профессиям, не требующих специальной подготовки и предварительного обучения. При этом обеспечивалось приоритетное направление на общественные работы граждан из категории особо нуждающихся в социальной защите и, в первую очередь, безработных граждан, состоящих на учете в службе занятости свыше 6 месяцев, а также безработных граждан, не получающих пособия по безработице. Всего заключено 30 договоров. На общую сумму 570 тысячи рублей. Накануне Дня Победы служба занятости проводит широкомасштабную акцию по оказанию помощи ветеранам. Так, начиная с апреля, безработные помогают участникам войны с заготовкой и уборкой дров, с благоустройством и мелким ремонтом жилья.
Обеспечено временное трудоустройство 20 человек из категории особо нуждающихся в социальной защите, в т. ч. 12 инвалидов, 3 граждан предпенсионного возраста, 1 одинокого родителя, 2 многодетной матери, 2 молодых специалиста. Финансирование временного трудоустройства граждан ОНСЗ осуществлялось за счет средств федерального, республиканского, местного бюджетов, и средств работодателей. Общая сумма финансирования составила 80,6 тысяч рублей
Временное трудоустройство несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет осуществлялось за счет средств федерального, республиканского, муниципального бюджетов и средств работодателей в сумме 130,7 тысяч рублей. За отчетный период было организовано трудоустройство 361 подростков. Заключено 10 договоров. Молодежь помогает ветеранам и участникам Великой Отечественной войны, благоустраивает села, обустраивает туристические маршруты, занимается уборкой мусора, ремонтом школ, очисткой берегов рек, оформляет места отдыха туристов в урочищах. По данному направлению часть несовершеннолетних граждан участвуют в совместных проектах службы занятости с министерством лесного хозяйства и комитета по делам молодежи РА – «Хранитель Озера» и «Юный охотовед.
За отчетный период направлено на профессиональное обучение 42 человек, из которых 28 человек (66 %) - женщины, 30 человек (71 %) - молодежь в возрасте 16-29 лет, 2 человек (5 %) – инвалид, 18 человек (43 %) – коренные малочисленные народы. 19 человек обучено под гарантированное рабочее место. В 2004 отчетном году 14 безработных граждан было обучено «на месте», по специальности «изготовление художественных изделий из керамики». Обучение «без отрыва от дома» расширяет круг потенциальных претендентов на овладение профессией, а так же позволяет экономить федеральные средства, так как отпадает надобность финансировать проезд к месту обучения и проживание. После завершения обучения в выставочном зале Дома культуры районного центра состоялась выставка керамических изделий (дипломных работ), в которых выпускники отразили свое отношение к труду, рассказали о полученной профессии и о своих планах на будущее.
По инициативе Турочакского
центра занятости населения администра
В 1997 – 2000 гг. главной « головной болью » в решении социальных проблем было и остается ликвидация задолжности по заработной плате, по расчетам на питание, медикаменты. На 01. января 200 года просроченная задолжность в расчете на одного работника составила 5052 руб. Иначе говоря, работа по возвращению этих денег предстояла большая и трудная. Решить быстро эту проблему могли бы помочь финансовые поступления из бюджета разных уровней, которые задолжали нам сегодня 25550 тыс. рублей.
Конечно главный упрек по не выплате заработной плате идет в адрес администрации района. И это правильно. Но могла ли она решить возникшие проблемы ? Ответ может быть только один – нет, не могла. К примеру, в 1999 году район получил доходов на сумму 16555 тыс. рублей. Расходная часть районного бюджета значительно превышает доходную. Этого могло бы не быть, если бы Министерство Финансов Республики Алтай в полной мере выполнило свои обязательства перед районом. Ликвидировать разрыв между доходной и расходной частями в нашем бюджете своими силами мы не в состояние. План поступления налогов в местный бюджет почти ежегодно выполняется на 95 – 96 %. Причины его не выполнения общеизвестны: это задержка по выплате заработной платы работникам бюджетной сферы. Отсутствие у них денег – создает естественные недоимки по налогам с физических лиц. Основными нашими налогоплательщиками являются Сельскохозяйственные предприятия, которые, к сожалению, убыточны, а потому и неплатежеспособны. Из 3643 тыс. рублей местных налогов 50 % проводят, как правило, по системе взаимозачетов. В силу этого « живыми деньгами » в бюджет района поступают оставшиеся 50 %.
В свою очередь роль в решении социальных проблем в районе играет торговля. Объем товарооборота за 200 год по району составил 10878,5 тыс. рублей, темп роста в фактических ценах составил 91,5 % и в сопоставимых – 73,7 %. И тут необходимо отметить, что предприятия торговли, относящиеся к числу средних и крупных, принесли в товарооборот района всего 1083,9 тыс. рублей, что составляет 10 % от общего товарооборота. Кроме того, в данных предприятиях произошло существенное снижение товарооборота на 62,3 % по сравнению с 1999 годом. Данное обстоятельство наводит на мысль о том, что крупные предприятия торговли оказались менее конкурентоспособными в период рыночных отношений. Снижение темпов роста их товарооборота произошло, в первую очередь, в связи с падением уровня дохода населения района. Оно же произошло, как указывалось выше, из – за задержек в выплате заработной платы работникам бюджетной сферы. Если говорить о доходах населения района, то в 1994 году они составили 38289 тыс. рублей или 93,4 % к уровню 2004 года. В соответствии с этим снижением снизились и расходы населения района на покупку товаров: в 2003 году населением района потрачено населением района потрачено 15324,2 тыс. рублей на покупку товаров или 85,8 % к уровню 2002 года.
Анализируя деятельность предприятий торговли, нами выявлена одна деталь, которая сыграла весьма существенную роль в их работе. Это отсутствие в администрации Турочакского района четко налаженной системы контроля за деятельностью предприятий торговли и общественного питания, не работает при ней и административная комиссия, на которой бы рассматривались все нарушения, за которые налагались ее штрафные санкции. Отсутствие же всего этого и нанесло бюджету района немалый ущерб.
В связи со значительным снижением уровня жизни населения района, увеличилось, как уже упоминалось выше, количество правонарушений. К примеру, число тяжких преступлений выросло за год до 16, совершено три изнасилования, увеличилось число квартирных краж: с 3 до 14, краж скота – до 17, выросло и число преступлений по незаконному обороту наркотиков.
Еще одна немаловажная проблема нашего района – пожары. В 2004 году на объектах экономики и жилищного сектора Турочакского района произошло 34 пожара с материальным ущербом на сумму 2336918 тыс.рублей. В огне погибли 6 человек, уничтожено 15 строений. За отчетный период произошло увеличение количества пожаров на3 %, а ущерб от них увеличился почти в три раза. По данным статистики, к возгораниям привели следующие причины: поджоги – 9; нарушение правил пожарной безопасности при устройстве и эксплуатации электрооборудования -8; нарушение правил пожарной безопасности при устройстве и эксплуатации печей -5; неосторожное обращение с огнем взрослых -2; детей -2; неосторожность при курении – 6. По происшедшим пожарам возбужденно 8 уголовных дел