Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Августа 2013 в 11:03, курсовая работа
Такие движения средних веков как крестовые походы и конкиста движимые как материальными так и религиозными целями, имеют общеисторический интерес , как выражение идей и настроения умов в определённые периоды средневековой истории. Составляя весьма важный отдел западноевропейской истории, крестовые походы так же как конкиста обильны внешними фактами и богаты результатами, которые хотя и куплены были весьма дорогой ценой, но оказали очень мощное влияние на духовное развитие европейских народов.
Введение…………………………………………………………………………2
Глава 1.Религиозные корни Крестовых походов и Конкисты.
&1.Религиозные причины крестовых походов………………………………..7
&2. Религиозные корни Конкисты…………………………………………….15
Глава 2. Социальный состав участников движений.
&1.Крестовые походы…………………………………………………………..22
&2.Конкиста……………………………………………………………………..25
Глава 3. Цели обоих движений на практике.
&1. Взаимоотношения Европейцев с народами Ближнего востока………….30
&2. Евангелизация индейцев…………………………………………………...36
Заключение……………………………………………………………………….46
Список литературы………………………………………………………………48
Наряду с паломничествами
почву для широкой феодальной
экспансии на Восток готовили войны,
развернувшиеся в XI в. на самом Западе
и частью тоже происходившие под
религиозными знаменами. Французское
рыцарство, например, включилось в борьбу
за отвоевание территорий, ранее захваченных
арабами в Испании, — реконкисту.
В 1063–1064 гг. за Пиренеи отправились
рыцари герцогства Аквитанского и графства
Тулузского — они нанесли противнику
поражение в битве при
Чтобы разжечь воинственно-
Но не первосвященник римский,
а простой отшельник стал тем,
кто под влиянием идеи, властвующей
над веком, поднял знамя великой
войны между Востоком и Западом.
Петр Пустынник, родом из Пикардии,
ища удовлетворения для своей
пламенной и тревожной души и
на войне, и в мире, и в церкви,
избрал последним своим убежищем
уединение в одном из самых
суровых монастырей. Он покинул его
лишь для того, чтобы пойти на
поклонение к Святым местам. Вид
Голгофы и Святого Гроба
Немедленно в Пьяченце
созвали собор; тут были и послы
от императора Алексея, на которых возложили
миссию представить папе картину
бедствий на Востоке. Более 200 епископов
и архиепископов, 4000 духовных лиц
и 30.000 лиц светского звания присутствовали
на соборе. Но ничего здесь не было решено.
Великое решение состоялось на новом
соборе, более торжественном и
многочисленном, — Клермонском соборе
в Оверни. После многих совещаний
о преобразовании духовенства, об установлениях
относительно порядка, справедливости
и человечности, был поднят вопрос
о Святой земле. Совещание, на котором
раздалось слово о Иерусалиме,
было десятым на соборе; оно происходило
на большой Клермонской площади,
покрытой несметными толами народа, где
для папы был воздвигнут престол.
Петр Пустынник заговорил первый;
голос его дрожал от слез, когда
он обратился к народу, и слова
его произвели потрясающее
Собор, на котором решен был Крестовый поход, происходил в ноябре 1096 г., а в августе следующего года было назначено крестоносцам выступить в поход.
&2Религиозные корни Конкисты.
Испанская колонизация Америки-
или же Конкиста(завоевание), началась
с открытия испанским мореплавателем
Колумбом первых островов Карибского
моря в 1492 году, которые испанцы посчитали
частью Азии. В хронологи конкисты
достаточно чётко выделяются три
периода: Начальный занимает четверть
века — с 1493 по 1519 годы. Первая дата
— крупномасштабная экспедиция Колумба
в Новый Свет, предпринятая не столько
с исследовательскими, сколько с
колонизаторскими целями: тогда на
семнадцати кораблях великий мореплаватель
уже в звании «Адмирала моря-океана»
привез на открытый год назад остров
Эспаньолу полторы тысячи поселенцев
и все необходимое для их жизни:
скот, лошадей, собак, горы провианта, инструментов,
семян, товаров. Вторая дата — начало
экспедиции Кортеса в Мексику
— обозначает новый период в истории
испанского завоевания Америки, а именно
покорение Северной, Центральной
и Южной Америки. То, что происходило
между первой и второй датой еще
нельзя назвать конкистой в полном
смысле этого понятия — нельзя
по двум причинам: не те расстояния и
не те аборигены. Конкиста приобретает
свой естественный характер с 1519 г -начинается
продвижение в глубь
С середины XVI в. начинается третий этап освоения Америки: исследование белых пятен, медленная, но неуклонная колонизация новых территорий, строительство поселений и дорог, миссионерская деятельность, развитие культуры. Определить ближние к нам границы этого периода затруднительно, практически невозможно.
В 1550 г. в связи с развернувшимся официальным диспутом о правомерности конкисты был принят королевский запрет на любые завоевательные кампании в Америке — так что Вальдивия последние три года своей жизни сражался с арауканами, так сказать, нелегально. Первая же попытка исключить слово «конкиста» из официального лексикона была сделана властями еще в 1542–1543 гг., когда под давлением гуманистов были приняты Новые законы Индий. В них, в частности, вместо слова «конкиста» рекомендовалось применять понятия «вступление» (entrada) и «открытие». Однако Новые законы вызвали ожесточенное сопротивление в колониях и через несколько лет были отменены; что же до одиозного слова, то конкиста была в самом разгаре, и тогда списать его в архив не удалось. Зато в 1556 г. операция по удалению слова прошла безболезненно. Указ короля фактически узаконил свершившийся факт: конкиста уже состоялась, завоевывать (в том смысле, как ацтеков, майя, инков) стало некого, и теперь отжившее свое время понятие можно было отправить на свалку истории. Эта дата — 1556 г. — в истории конкисты имеет еще одно, символическое, наполнение: в этом году император Карл V, взошедший на престол в 1516 г., отказался от короны в пользу своего сына Филиппа II. С именем Карла V связаны все крупнейшие предприятия и завоевания конкистадоров, и получилось так, что его правление почти в точности совпало с хронологическими рамками конкисты. И наконец еще один, уже отнюдь не символический факт: в том же 1556 г. вице-королем Перу был назначен Андрес Уртадо де Мендоса, который, по указанию короны, взялся железной рукой наводить порядок. Он писал о конкистадорах: «В душах этих людей нет места спокойствию и миролюбию, хотя я их всячески преследовал и с тех пор, как прибыл сюда, вздернул, обезглавил и сослал больше восьмисот человек». Позиция вице-короля ясно отражает резко изменившуюся официальную установку по отношению к конкистадорам: конкиста завершилась, вольница кончилась, отныне наступают времена порядка и послушания. Все вышесказанное дает право счесть 1556 г. условной датой окончания конкисты.
Итак, на обследование и завоевание Южного материка ушло приблизительно столько же времени, сколько на конкисту в Центральной и Северной Америке по границе южных штатов США — то есть с 1529 по 1556 гг. — двадцать семь лет. Не стоит забывать, что территория южного материка по крайней мере вдвое больше, чем ареал испанского завоевания на севере, да и несопоставима с ним по природным условиям: и горы здесь круче, и сельва здесь гуще, и реки быстрее и полноводнее, и пустыни засушливее. Конкиста южного материка, безусловно, потребовала куда больших усилий и больших людских потерь. В целом же получается, что эпоха конкисты, начавшаяся в 1519 г. и в основном завершившаяся к середине 50-х гг. того же столетия, уложилась в три с половиной десятка лет.
Причины же конкисты кроются
в самом географическом положении
Иберийского полуострова, то есть родины
будущих конкистадоров, их воинственный
национальный характер сложился именно
на этих территориях. Национальный характер
есть порождение пространства (географии)
и времени (истории). Пространство Испании
и Португалии, Иберийский полуостров,
— юго-западная окраина Европы, и
эту отделенность от остального мира
лишь подчеркивает пограничная линия
Пиренейских гор. С одной стороны
— относительная обособленность
и жизнь «на краю» европейского
пространства. С другой стороны —
это вовсе не та обособленность,
что у острова: его замкнутое
пространство дает обитателям чувство
защищенности и устойчивости. Иберийский
полуостров отделен от Европы и одновременно
открыт, он сам по себе — пограничное
пространство. Окраина — это граница:
место встречи с неведомым
или чужеродным. Иберийский полуостров
находится на стыке миров: на севере
соединяется с Европой; восточное
побережье глядит в Средиземное
море, южное почти соприкасается
с Африкой, западное — смотрит
в океан. Разумеется, такое географическое
положение Иберийского
В сознании европейца античности и средних веков Гибралтарский пролив воспринимался в символическом ключе — как западная граница мира и одновременно как запрет, предел, поставленный человеческим возможностям. Таким образом, символическая западная граница мира являлась составной частью иберийского пространства. Мало того, чуть ли не треть территории полуострова лежит к западу от Гибралтарского пролива. Выходит, иберийское пространство воспринималось и как граница, и как ее нарушение — первый, пока еще земной шаг «за предел».
Соответственно жизнь
«на краю ойкумены», на
Иберийский полуостров стоит
на перекрестке миров, и этим в
первую очередь обусловлено
Но на этом перипетии иберийской истории не закончились — главное событие предстояло впереди. Оно-то, собственно, и определило своеобразие истории Испании, оказало решающее влияние на испанский национальный характер и отразилось при завоевании Америки. В 711 г. в Испанию вторглись из Африки мусульмане, берберийские племена, разгромили христиан и в течение нескольких лет подчинили себе почти весь полуостров. Восемь веков на землях Иберии оставались мавры — так христиане прозвали захватчиков. Мавры были, носителями утонченной культуры Востока, по многим статьям превосходили вестготов. И потому в испанскую культуру вместе с тысячами арабских слов вошли достижения восточной литературы, философии, медицины, архитектуры, декоративного искусства.
На севере Испании, в неприступных
горах Астурии, сохранилось лишь
крохотное независимое
В войне с маврами также не было единой христианской армии, линии фронта, единоначалия, плана ведения военных действий. Реконкиста в основном состоялась как результат частной инициативы, когда феодал с разрешения короля, а то и по собственному почину собирал на свои деньги войско, возглавлял его и отхватывал кусочек вражеской территории, после чего происходил дележ земель и добычи. Герой испанского народного эпоса «Песнь о моем Сиде» (XII в.) как раз и был таким вот независимым воителем, хотя и вассалом короля. В эпоху Реконкисты сложилась традиция договоров с королем на военные операции с учетом материальных интересов каждой из сторон — те договоры были прародителями капитуляций, патентов и лицензий, какие позже король раздавал завоевателям Нового Света. И тогда же возникла форма энкомьенды — когда воин в качестве награды за доблесть получал надел земли с определенным количеством людей в услужение.