Становление архивного дела в россии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 10:44, курсовая работа

Краткое описание

Архивы являются самой ценной частью социальной памяти, так как они долговечны, специально создаются для хранения документов и концентрируют информацию о наиболее глубинных сторонах жизни именно данного общества. Иначе говоря, архивы реализуют важнейшую социальную функцию – обеспечивают долговременную память общества.
Одной из отличительных черт общественного сознания и научной культуры нашего времени, связанных с попытками осмыслить прошлое, создать объективную картину исторического развития и использовать опыт прошлого в практической деятельности, является интерес к архивам и ретроспективной документной информации.

Вложенные файлы: 1 файл

Архивоведение[1].docx

— 60.11 Кб (Скачать файл)

Завершение создания командно-административной системы управления архивами (1930-1945гг.) С возникновением ЦАУ СССР была сделана  попытка перестроить всю систему  государственных архивов. В основу разработанного в 1930 году проекта реорганизации  был положен принцип распределения  документов государственных архивов  по общественно-экономическим направлениям. Но этот проект после обсуждения был  признан неосуществимым из-за отсутствия теоретической неразработанности  этих вопросов. Существенные изменения  произошли с Архивом революции  и внешней политики. Отдел внешней  политики был выделен в самостоятельный  архив, в связи с эти Архив  революции и внешней политики был переименован в Центральный  архив революции. Произошли изменения  и в Архиве народного хозяйства, культуры и быта – распределение  его материалов по другим архивам  привело к его упразднению  в 1934 году. Из центрального архива октябрьской  революции выбыл отдел падения  старого режима, архив профсоюзов преобразован в самостоятельный  Центральный архив профдвижения, фото-фонодокументы составили самостоятельный  Центральный фото- киноархив СССР.

В результате изменений к 1938 году под руководством ЦАУ РСФСР  находились:

Государственный архив феодально-крепостнической  эпохи,

Особый отдел Центрального исторического архива, Межевой архив,

Государственный архив внешней  политики, Центральный архив революции  и

Центральный архив Октябрьской  революции.

С расширением выпуска  звукозаписей возникла необходимость  создания специального архива. Позднее  он был слит с Центральным архивом  кинофотодокументов.

В годы войны главной задачей  архивистов стали спасение документов, их эвакуация, реэвакуация, использование  материалов для решения народнохозяйственных задач в интересах победы. В  Восточные районы страны было вывезено свыше 14 млн. наиболее ценных дел. Значительную их часть разместили сначала в  Саратове и Чкалове, а затем в  Орске, Барнауле, Перми и др. городах. ГАУ НКВД было переименовано в  Управление государственными архивами НКВД. Этим подчеркивалась необходимость  сосредоточения внимания архивного  управления на обеспечении сохранности  документов, находившихся в государственных  архивах. Титаническая работа, проведенная  архивистами, снискала им признательность  со стороны общества и государства. В то же время установление строжайшего  контроля за содержащейся в архивах  информацией, как неотъемлемой части  общего тоталитарного контроля, являлось непреодолимым препятствием для  историков и архивистов в их попытках воссоздать объективную историю  своей страны в новейшее время. И  хотя в хозяйственном и материальном плане вхождение в систему  всесильного наркомата внутренних дел дало архивистам определенные преимущества, их ответственность за использование  документов многократно увеличилась  и породила запретительный синдром  в отношении допуска к архивным материалам исследователей.

В период освобождения оккупированных территорий СССР были созданы оперативные  группы, которые возвращались на освобожденные  территории и занимались восстановлением  зданий архивов, сбором исторических источников. Еще в дни битвы под Москвой  архивные учреждения получили распоряжение организовать сбор документов Великой  Отечественной войны. В августе 1942 года архивным органам было дано указание о запрещении уничтожения документов, отложившихся в учреждениях в  период войны. Следующим шагом стала  директива о собирании документов, характеризующих преступные действия немецких властей на оккупированной территории. Была утверждена инструкция о порядке собирания, учета и  хранения такого рода документации. В 1943 году

В архиве Красной армии  имелось уже до 20 тыс. дел периода  войны. 1-3 июня 1943 года состоялась Всесоюзная конференция историков- архивистов, которая уделила большое внимание вопросам использования документов, приведения в порядок эвакуированных архивов, оказанию помощи хозяйственным  учреждениям и предприятия по восстановлению хозяйства в районах, освобожденных от немецкой оккупации. По мере освобождения оккупированных территорий началось возвращение на места прежнего хранения, вывезенных документов.

Архивы в 1945-1980 – е годы. В 1946 году в связи с преобразованием  народных комиссариатов в министерства ГАУ НКВД СССР стало называться ГАУ  Министерства внутренних дел СССР. В течение нескольких послевоенных лет государственные архивы занимались проверкой наличия и состояния  документов, их учетом, систематизацией. Постановление Совета Министров  СССР от 7 февраля 1956 года «О мерах по упорядочению и лучшему использованию  архивных материалов министерств и  ведомств» содействовало значительному  расширению круга документальных источников для изучения истории. Государственные  архивы должны были пересмотреть состав фондов, находящихся на особом хранении и недоступных для использования, приступит к изданию справочников и путеводителей по архивам, принять  меры к расширению работы исследователей в читальных залах архивов, развернуть деятельность по опубликованию исторических документов.

Перемены в положении  архивов и архивистов, в изменении  отношения к ним со стороны  общества и государства были связаны  с хрущевской оттепелью и последующим  откатом в брежневское двадцатилетие. Некоторое ослабление идеологического  контроля, открытие доступа ко многим фондам, публикация материалов о сталинских репрессиях способствовали росту интереса к архивам, поднимали престиж  и архивистов и историков в  глазах общественности. Они становились  подлинными партнерами в установлении

Архивы на современном  этапе. Принципиально новый этап в архивном деле в России наступил в годы горбачевской перестройки  и особенно после провала августовского  путча 1991 года.

Демократизация общества, все большая его открытость имели  своим результатом и расширение доступа к информации, в том  числе к архивным документам. Несмотря на неослабевающие финансовые и административные проблемы, происшедшие в архивном деле перемены, небывалый рост интереса к отечественной истории XX века способствовали повышению престижа архивистов. Появилось  огромное количество газетных и журнальных публикаций в российской и зарубежной u1087 прессе, посвященных архивам  постсоветской России. Государство, в свою очередь, стало уделять  больше внимания реформированию архивной системы. Символично даже само размещение Главархива на Ильинке, в здании бывшего  ЦК ВКП(б). Новое руководство страны, стремясь подорвать основы власти КПСС и силовых структур, охранявших ее, постаралось, прежде всего, овладеть их архивами. Уже 24 августа 1991 г. Президент  Российской Федерации подписал указы  «Об архивах Комитета государственной  безопасности» и «О партийных  архивах». Если первый документ фактически так и остался на бумаге, то передача партийных архивов в ведение  Главархива в большей своей части  была реализована (правда, ряд важнейших  материалов Политбюро ЦК ВКП(б)-КПСС по-прежнему остается в Архиве Президента РФ). В июне 1992 г. Президент РФ санкционировал своим указом рассекречивание всех документов, связанных с массовыми  репрессиями и посягательствами на права человека. Тем не менее  и сегодня часть из них остается на закрытом хранении, например: документация Комиссии по судебным делам Политбюро  ЦК ВКП(б) за 1939 и последующие годы, некоторые материалы НКВД и ГУЛАГа, приказы по конвойным войскам  и часть других дел из фондов конвойных  батальонов и полков и т. д.

В 1994 году создана Государственная  архивная служба России (Росархив). В 1998 г Правительством РФ было принято  постановление «Об утверждении  Положения о Федеральной архивной службе России», законодательно оформившее ее роль и место в системе государственных  учреждений РФ. Федеральная архивная служба является федеральным органом  исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование  в области архивного дела и  контроль за сохранностью, комплектованием  и использованием Архивного фонда  РФ. В связи с проводимой в России административной реформой, произошли  изменения и в организации  управления архивном делом в стране. Согласно Указу Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 года № 314 «О системе и структуре федеральных  органов исполнительной власти»  Федеральная архивная служба России переименована в Федеральное  архивное агентство в составе  Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации. Постановлением Правительства РФ от 17 июня 2004 года № 290 было утверждено Положение «О Федеральном  архивном агентстве». По этому положению  Федеральное архивное агентство  утрачивает функции нормативно-правового  регулирования в установленной  сфере деятельности и функции  по контролю и надзору, кроме случаев, установленных указами Президента Российской Федерации или постановлениями  Правительства Российской Федерации.

Современная система архивов  России представлена четырьмя типами: государственные архивы, ведомственные  архивы, негосударственные архивы, муниципальные архивы. Каждый из этих типов архивов в свою очередь  представлен неким множеством, составляющие которого формально и неформально  имеют не только общие черты, но и  существенные различия.

Государственные архивы представлены двумя видами: архивы федерального уровня и архивы субъектов Российской Федерации. Федеральные государственные  архивы включают исторические, т.е. некомплектующиеся  архивы и комплектующиеся специализированные архивы. Государственные архивы субъектов  Федерации в целом также представлены аналогичными подвидами архивов. Ведомственные  архивы оформились в три вида: текущие  архивы собственно ведомств, текущие  архивы учреждений, организаций, предприятий, входящих в состав ведомственных  систем, и специализированные отраслевые ведомственные фонды с централизованной организацией хранения исторических и  оперативных документальных комплексов.

Государственные архивы —  это специализированные государственные  учреждения, основное звено системы  учреждений архивной службы России. В  целях постоянного (вечного) хранения вверенной им государственной части  Архивного фонда Российской Федерации  они осуществляют учет архивных документов, обеспечивают их сохранность, комплектуются  документами государственных организаций  и передаваемыми им документами  негосударственных организаций  и физических лиц; создают и совершенствуют научно-справочный аппарат к архивным документам и информационные технологии; обеспечивают условия для использования  архивных документов юридическими и  физическими лицами, осуществляют информационное обслуживание органов государственной  власти и самостоятельное использование  архивных документов в интересах  укрепления российской государственности, обеспечения общественных потребностей в ретроспективной документной  информации. Формируя, храня и организуя  использование архивных документов, государственные архивы тем самым  участвуют в сборе, обработке, накоплении, хранении, поиске и распространении  архивной информации. Они представляют собой особую информационную систему, выступают в качестве субъектов  информационных процессов. При этом архивные документы и информационные технологии государственных архивов  являются объектом отношений физических и юридических лиц, государства, объектом права собственности, авторского и других прав, и защищаются законом.

Негосударственные архивы включают не менее шести видов: архивы приватизированных  предприятий, архивы банков и других коммерческих структур, архивы партий, профсоюзов и общественных движений, архивы официально зарегистрированных частных фондов, архивы творческих объединений, архивы религиозных конфессий.

Муниципальные (районные и  городские) архивы представлены архивами органов местного самоуправления и  кооперированными архивами, в основном концентрирующими документы местных  учреждений, организаций, предприятий  по личному составу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Становление архивного дела в россии