Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 14:59, контрольная работа
Важность темы - в возможности и необходимости извлечения из исторического опыта уроков, которые могут быть полезными для современной жизни и образования. В 1920-1930-е гг. в Советском союзе разворачивалась крупномасштабная культурная революция, которая коренным образом меняла весь уклад традиционной жизни, основой которого стала идея возможности построения социализма в отдельно взятой, отсталой стране. СССР в ходе революционных преобразований болезненно расставалась с капиталистическим прошлым, быстрыми темпами преодолевая технико-экономическую и образовательную отсталость. В условиях реконструкции всего хозяйства коренным образом изменились сущность, методы и темпы образования, была кардинально модернизирована высшая школа.
Введ ение …………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. Историография и источники исследования ……………………...8
ГЛАВА 2. Формирование советской высшей школы в 1920 – 1930-е гг. …15
ГЛАВА 3. Влияние государственной политики в сфере высшего образования ……………………………………………………………….................................25
ГЛАВА 4. Развитие высшей школы в национальных регионах и их особенности ………………………………………………………………….......30
Заключение ………………………………………………………………………35
Список использованной литературы …………………………………………..37
В январе
1918 г. на III Всероссийском съезде Советов
был поставлен вопрос о необходимости
проведения реформы высшей школы. Для
подготовки проекта революционных преобразований
была создана специальная комиссия, в
состав которой вошли А.В. Луначарский,
К.А. Тимирязев, П.К. Штернберг. Уже весной
1918 г. первые варианты проектов были подготовлены,
и началось их обсуждение партийным руководством
страны. Какой характер носили эти проекты,
какова была их цель? Как можно оценить
первые шаги советской власти по реформированию
высшей школы в 1917-1918 гг.? Большевики, революционно
настроенная часть студенчества и профессорско-
Политическая
ситуация в стране не могла
не сказаться на жизни высшей
школы. Различные собрания, сходки,
митинги дестабилизировали
Революционно
настроенная часть общества, поддерживающая
большевиков, была убеждена в
необходимости скорейшего
Кардинально были изменены правила приема в вузы страны: 2 августа 1918 г. был издан декрет «О правилах приема в высшие учебные заведения» и принято постановление «О приеме в высшие учебные заведения РСФСР», которые были написаны лично В.И. Лениным. Представителям рабочего класса и трудового крестьянства предоставлялось право преимущественного поступления в вузы. Двери высших учебных заведений открывались для широких масс трудящихся, для тех, кому до революции высшее образование было недоступно. Срок подачи заявлений практически во все вузы продлили до конца 1918 г., выросло количество студентов. В Саратовском университете в 1917-1918 учебном году были открыты три новых факультета: физико-математический, историко-филологический и юридический. А на базе Высших сельскохозяйственных курсов, присоединенных к университету, был создан агрономический факультет. «О такой колоссальной нагрузке, как в ту пору, я не знал ни раньше, ни позже. Читаешь, бывало, в самой большой аудитории, рассчитанной на 400 студентов, а набирается вся тысяча», - писал профессор Казанского университета Н.А. Ливанов. Совет Казанского университета осенью 1918 г. в соответствии с декретом СНК переносил лекции и практические занятия на вечернее время, чтобы всем трудящимся было удобнее учиться. Но в силу слабой подготовки рабоче-крестьянская молодежь пока в вузах не задерживалась. Профессор В.Д. Зернов вспоминал о событиях 1918 г., что на первой лекции «были заняты не только все места и все хоры, но все проходы были забиты народом. Слушатели стояли прямо перед лекционным столом и едва ли не сидели на самом столе… Но наплыв публики быстро таял, и к зиме…университет замерз и лекции читались двум-трем десяткам настоящих студентов в кабинете». Происходило это потому, что юридические привилегии не были подкреплены знаниями. В основном, в семьях рабочих и крестьян пока существовал традиционный уклад жизни, а ее цель выражалась в пословице «учиться, что обувь бить».
Изменение
внутренней структуры вузов
Создание рабфаков стало еще одним шагом к революционному слому старой системы высшего образования. С помощью рабфаков партия ускорила процесс изменения классового состава студенчества, началась пролетаризации высшей школы. А.В. Луначарский назвал рабфаки «пожарными лестницами», по которым пролетарская молодежь проникала в вузы, и считал, что именно они должны создать благоприятные условия для полной ликвидации старых принципов функционирования высшей школы.
С начала 1920-х годов при университетах складывается сеть научно-исследовательских институтов, притом не только гуманитарных, — и поначалу власти тем охотнее поощряют их создание, что надеются тем самым оторвать буржуазных и оппозиционных профессоров от прямой связи со студенческой массой. Помимо собственно научной работы, одной из функций этих институтов постепенно становится обеспечение преемственности, воспитание научных кадров в условиях отмены прежней системы академических степеней и званий. [9 стр. 193-196]
В
феврале 1921 г. все вузы РСФСР
были переданы в ведение
В годы гражданской войны это все терпели, но после ее окончания стало ясно, что советская власть озабочена одним: укреплением своих позиций в высшей школе. У профессоров, занимавших выжидательную позицию или находившихся в оппозиции, предпринятые меры вызвали всплеск открытого возмущения. Наиболее серьезные выступления были в Москве и Казани.
14 апреля 1921 г. вопрос о вузовской политике рассматривался на заседании Политбюро ЦК РКП(б). Большое внимание данной проблеме в это время уделял В.И. Ленин, который считал, что действовать надо осторожно, но по существу. Была создана специальная комиссия Наркомпроса под руководством заместителя наркома просвещения М.Н. Покровского для переработки положения о высшей школе, проект которого был принят летом 1921 г. на Всероссийской конференции высших учебных заведений. Произошло это во многом благодаря составу делегатов конференции: среди участников практически половина была членами партии, много было коммунистически настроенных студентов. После конференции проект положения еще был переработан и в сентябре того же года вступил в силу как декрет Совнаркома, а 3 июля 1922 г. вышло «Положение о высших учебных заведениях». В 1923-1924 учебном году все вузы страны перешли на работу в соответствии с принятым «Положением о высшей школе РСФСР», которое фактически являлось уставом высшей школы и действовало до 1930 г. Положение стало тем законом, на основе которого коммунистическая партия и советское государство осуществляло всестороннее руководство вузами в эти годы. В 1922-1923 учебном году новая система управления была введена практически во всех вузах РСФСР. Во многом этому способствовали хозяйственные и политические успехи советской власти на пути осуществления новой экономической политики.
В 1922-1923 учебном году была проведена реструктуризация факультетов практически во всех вузах страны, прежде всего это затронуло историко-филологические факультеты в старых университетах и педагогических институтах. В июне 1921 г. был закрыт историко-филологический факультет Казанского университета, а в августе был закрыт и ФОН. Часть преподавателей была переведена во вновь созданный Восточный педагогический институт, другие были вынуждены переквалифицироваться и приспосабливаться к новым условиям. Из Казани в другие города уехали М.В. Нечкина, С.А. Пионтковский, А.Р. Лурия, С.Е Малов. Целью данных преобразований было вывести из университета представителей дореволюционной гуманитарной науки. По инициативе Наркомпроса на основе Казанского университета стали создаваться новые учебные заведения, в самом университете количество факультетов стало сокращаться. В составе университета с 1922 г. по 1928 г. оставались только физико-математический и медицинский факультеты, но и физмат в 1924 г. пережил угрозу закрытия, что привело бы к ликвидации самого университета.
В каждом городе, где существовал какой-либо
вуз, были созданы (в соответствии с принятым
в 1921 г. первым уставом советского вуза)
совещания с отдельными членами партии
из руководящих органов учебных заведений
и совещания при агитационно-пропагандистких
отделах партийных и комсомольских комитетов
всех уровней. Они обеспечивали проведение
партийного руководства на местах, превращая
вузы в типичные советские учреждения
без какого-либо намека на былую автономию
и самостоятельность. Один раз в три месяца
все ректоры высших учебных заведений
собирались в Москве на ректорские совещания,
где обсуждались текущие вопросы и перспективы
развития высшей школы в целом и отдельных
вузов. В апреле 1922 г. ЦК РКП(б) провел Всероссийскую
конференцию коммунистических ячеек вузов,
в июне того же года оргбюро ЦК РКП(б) утвердило
«Положение об организации пролетарского
студенчества». В вузах большую роль в
решении практически всех вопросов начинает
играть организованное пролетарское студенчество.
Представители студенчества входили в
состав правлений высших учебных заведений
и предметных комиссий. К сожалению, значительная
часть студенчества была настроена очень
агрессивно и враждебно по отношению к
представителям профессорско-
Но руководство Наркомпроса, многие ректора вузов пытались разъяснить студенчеству ошибочность подобных взглядов. В 1922-1923 гг. при ЦК РКП(б) было организовано Центральное бюро коммунистического студенчества, на местах стали создаваться его общегородские объединения. Летом 1923 г. при ВЦСПС было учреждено Центральное бюро пролетарского студенчества, которое просуществовало до 1934 г. и руководило объединением беспартийного студенчества в профсекции. Пролетстуд фактически возглавил проведение в жизнь политики Наркомпроса в высшей школе и стал важным политическим инструментом в руках партии. В диссертации отмечается, что в 1925-1926 гг. наметились серьезные перемены во внутренней политике партии, а соответственно и в ее позиции по отношению к вузам и студенчеству. Уже сложились основные формы и методы руководства высшей школой, но вопрос о том, какой все-таки должна быть советская высшая школа, каковы основные принципы ее деятельности, цель и задачи в деле подготовки специалистов, оставался открытым. Закрепление за советской властью командных высот в системе высшего образования стало важнейшей предпосылкой для формирования единой по всей России системы подготовки квалифицированных и преданных власти специалистов.
Часть таких научно-исследовательских институтов с 1924 года были объединены в Российскую ассоциацию научно-исследовательских институтов общественных наук (РАНИОН). В политико-научном смысле эта ассоциация занимала промежуточное положение между традиционными учреждениями Академии наук (Пушкинским Домом, Археографической комиссией и т.д.) и Коммунистической академией, в плане академического воспроизводства она была параллельна системе институтов красной профессуры. Так, в московском Институте истории, созданном при факультете общественных наук МГУ и также вошедшем в систему РАНИОН, под началом академика Д.М. Петрушевского работали, в частности, молодые аспиранты А.И. Неусыхин, Б.Ф. Поршнев, более опытные Е.А. Косминский, С.Д. Сказкин и другие, составившие “костяк” будущей советской медиевистики. Именно институты системы РАНИОН, включая Институт истории искусств в Ленинграде, где преподавали литературоведы-формалисты (Ю.Н. Тынянов, Б.М. Эйхенбаум, В.М. Жирмунский), стали “рассадником” советского ученого корпуса гуманитариев 1930—1970-х годов; в то время как выпускники ИКП — Г.Ф. Александров, М.А. Суслов, Б.Н. Пономарёв и др. — пополняли состав высших идеологических кадров партийного руководства. В этих институтах, где были сосредоточены высококвалифицированные силы прежней высшей школы (а именно она переживала в 1920-е годы время бурной реорганизации, включая образование и закрытие факультетов общественных наук в 1921—1925 годах, перекройку учебных планов, методов преподавания и т.д.), осуществлялась передача опыта и знания новым поколениям гуманитариев. Притом эти профессиональные навыки еще очень умозрительно и приблизительно должны были подводиться под марксистский канон — в отличие от 1930-х годов это делалось пока произвольно и с большими вариациями. Недостаток марксистских кадров в институтах РАНИОН был с лихвой компенсирован подбором состава полновластного президиума ассоциации (отвечавшего и за классовый подход при приеме аспирантов), почти целиком состоявшего из бывших околоуниверситетских гуманитариев 1900— 1910-х годов, близких социал-демократии с дореволюционных времен: искусствоведа Ф.М. Фриче, историка социализма В.П. Волгина и т.д. во главе с тем же М.Н. Покровским.
Информация о работе Становление советского высшего образования в 192-1930-е гг