Становление советского высшего образования в 192-1930-е гг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 14:59, контрольная работа

Краткое описание

Важность темы - в возможности и необходимости извлечения из исторического опыта уроков, которые могут быть полезными для современной жизни и образования. В 1920-1930-е гг. в Советском союзе разворачивалась крупномасштабная культурная революция, которая коренным образом меняла весь уклад традиционной жизни, основой которого стала идея возможности построения социализма в отдельно взятой, отсталой стране. СССР в ходе революционных преобразований болезненно расставалась с капиталистическим прошлым, быстрыми темпами преодолевая технико-экономическую и образовательную отсталость. В условиях реконструкции всего хозяйства коренным образом изменились сущность, методы и темпы образования, была кардинально модернизирована высшая школа.

Содержание

Введ ение …………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. Историография и источники исследования ……………………...8
ГЛАВА 2. Формирование советской высшей школы в 1920 – 1930-е гг. …15
ГЛАВА 3. Влияние государственной политики в сфере высшего образования ……………………………………………………………….................................25
ГЛАВА 4. Развитие высшей школы в национальных регионах и их особенности ………………………………………………………………….......30
Заключение ………………………………………………………………………35
Список использованной литературы …………………………………………..37

Вложенные файлы: 1 файл

Kursovoy_istoria.docx

— 98.88 Кб (Скачать файл)

   На рубеже 1929-1930 гг. все чаще стало звучать предложение о переводе высшего образования полностью на отраслевое подчинение, реорганизации университетов с целью усиления ответственности и последовательного осуществления реформы. 5 марта 1930 г. состоялось заседание Политбюро ЦК ВКП(б), на котором был заслушан и обсужден доклад комиссии, утвержден проект резолюции по дальнейшей реформе высшего образования в стране. Обобщая и логически завершая решения июльского 1928 г. и ноябрьского 1929г. пленумов, партия приняла решение передать все втузы, большинство технических факультетов вузов в распоряжение ВСНХ СССР, через него - Советам народного хозяйства республик и хозяйственным объединениям. В ходе осуществляемой реформы все руководство вопросами подготовки кадров сосредотачивалось в руках хозяйственных наркоматов и объединений. Также они занимались методическим обеспечением учебного процесса, но под контролем Наркомпросов. По решению СНК СССР в Саратове с 1930-1931 учебного года был организован Автодорожный институт с контингентом учащихся в 400 человек. Организация Автодорожного института в Саратове - типичный пример реализации на практике решений партии о расширении сети и создании профильных вузов. Институт был организован буквально за несколько месяцев во многом благодаря поддержке руководства края, имеющимся кадрам преподавателей и энтузиазму коллектива нового вуза. Подобным образом создавались в это время новые профильные учебные заведения в Самаре, Казани, по всей стране.[15; 16]

   В соответствии с принятыми решениями из Казанского и Саратовского университетов в ноябре-декабре 1930 г. были выделены медицинские факультеты со всеми зданиями и оборудованием. Для университетов это было тяжелое событие, так как медфаки были самыми крупными факультетами и по числу студентов, и по материально-технической базе. Но с точки зрения развития медицинского образования это был серьезный шаг вперед. Быстрыми темпами создавался в 1930 г. Самарский мединститут, в его составе были факультеты: лечебно-профилактический, находившийся на госбюджете; вечерний санитарно-профилактический, находившийся на бюджете края; с осени 1931 г. - охраны материнства и детства. В 1930 г. при институте был организован рабфак, но ввиду отсутствия свободного помещения его открыли в Пензе. С целью ускорения подготовки медкадров в Самаре решено было организовать прием 2 раза в год и сократить срок обучения. В соответствии с постановлением ВЦИК РСФСР от 20 апреля 1931 г. «О мероприятиях по подготовке и переподготовке кадров работников советского строительства» на основе факультета советского строительства и права в мае 1931 г. были организованы 2 самостоятельных института - советского права (в настоящее время - Академия права) и советского строительства. Затем они были объединены в правовой институт, который в 1936 г. стал Саратовским юридическим институтом.[13]

   Постановлением СНК СССР № 694 от 13 августа 1931 г. Наркомфину СССР было разрешено организовать на основе выделяемого из университета недавно созданного экономического факультета финансово-экономический институт. При открытии данного учебного заведения возникли характерные для всех новых вузов трудности: отсутствие необходимых помещений и оборудования, нехватка литературы и учебников, отсутствие учебно-методической базы. С опозданием вуз получил нормативные документы из Наркомфина СССР, касающиеся контингента приема, профиля специалистов и учебного плана. Саратовский плановый институт был также создан на основе экономического факультета университета. 13 августа 1931 г. вышло постановление Совнаркома СССР, а в сентябре того же года начал работу Саратовский плановый институт. Он был подчинен Госплану СССР и должен был осуществлять подготовку столь необходимых стране экономистов для социалистической плановой экономики. Но количественный рост вузов не сопровождался качественными изменениями, большинство преподавателей одновременно работало в нескольких вузах и не имело научных степеней. Специалистов необходимо было готовить по совершенно новым специальностям, здесь отсутствовал опыт, не было современных учебников, менялась методика обучения. Данная реорганизация создала определенные трудности в работе СГУ, так как университет терял и преподавателей, и часть материально-технической базы, но ему, к счастью, удалось сохраниться как университету. Необходимо отметить, что всем провинциальным университетам, подвергшимся реорганизации, было очень трудно вдвойне, так как сам принцип университетского образования на периферии подвергался сомнению. Одновременно с созданием узко профильных вузов шел процесс перевода новых институтов «под крыло» соответствующих ведомств и наркоматов. Так, Медицинский институт перешел в ведение Наркомата здравоохранения РСФСР, педагогический – Наркомпроса РСФСР, институт советского строительства – ВЦИКа СССР, сельскохозяйственный инженерно-строительный – Наркомата совхозов СССР. В 1930-1931 гг. сложилась система, когда вузы готовили специалистов для отдельных отраслей народного хозяйства и для конкретных производств в промышленности и сельском хозяйстве. Другим направлением в изменении системы высшего образования стала подготовка узко-профильных специалистов в стенах университетов. Главпрофобр в планах на 1930-1931 учебный год рекомендовал в СГУ готовить специалистов музыкальной акустики и технической акустики. Химическое отделение должно было готовить инженеров силикатного и стекольного производства, кадры для жировой промышленности. Все классические университетские специальности заменялись на прикладные. В январе 1930 г. в СГУ были ликвидированы традиционные университетские коллегиальные органы управления: правления, деканаты. Затем стали ликвидироваться даже факультеты и вместо них создаваться отделения или секторы подготовки кадров, упразднялись кафедры.[1 стр. 143-145]

   Безусловно, переход на отраслевую систему  организации высшей школы и  подготовки кадров позволил решить  проблему подготовки кадров, насытил  экономику страны необходимыми  специалистами. СССР в предвоенные  годы удалось выйти на первое  место в мире по масштабам  подготовки специалистов. Но, к сожалению,  это привело к снижению уровня  развития фундаментальной и вузовской  науки, ухудшилось качество подготовки  научных кадров. В большей степени  эксперименты, развернувшиеся в  конце 1920-х – начале 1930-х гг., затронули учебно-методическую работу. В стране не было ни одного  вуза, где бы учебные планы  действовали продолжительное время  и были стабильны. Подобная  ситуация сложилась из-за того, что государство хотело сохранить  высшую школу пролетарской по своему социальному составу, стремилось готовить в стенах вузов новую рабоче-крестьянскую интеллигенцию. С другой стороны, низкий уровень подготовки выпускников рабфаков и школы 2-й ступени подталкивали руководство вузов приспособить учебные планы к студенчеству. Были попытки даже «втиснуть» весь учебный план вузов в трехгодичный курс, и это удалось сделать в финансово-экономическом и плановом институтах. Студенты учились по 40-45 часов в неделю, запутывались в многопредметности, и вуз в срок не успевали заканчивать. В разделе показано, что противоречивость некоторых итогов модернизации высшего образования в конце 1920-1930-х гг. стала основой для возрождения многих традиционных методологических принципов организации учебного и научного процесса, функционирования высшей школы. Изменились целевые установки высшей школы, изменился сам смысл высшего образования и роль вузов в жизни города, страны, общества. Заложенные в годы довоенных пятилеток принципы деятельности высшей школы стали на долгие годы основополагающими в последующие периоды ее развития.

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 4. Развитие высшей школы в национальных регионах и их особенности.

   Одним из важнейших направлений в деятельности советского государства в 1920-1930- гг. стало решение национального вопроса и создание равнозначных условий для развития всех народов. Подготовка национальных кадров и развитие всех форм образования рассматривалась коммунистической партией как важнейшее средство решения национального вопроса, создания благоприятных условий для развития всех народов. Национальные районы испытывали нужду в образованных и квалифицированных кадрах, и от решения данного вопроса во многом зависела поддержка советской власти в таких районах.

    Развернутое в СССР в конце 20-х-30-е годы широкомасштабное социалистическое строительство оказывало большое влияние на различные институты и учреждения, в т. ч. и на высшую школу. Ширится вневузовская общественная работа студентов: просветительская деятельность в подшефных колхозах и на предприятиях ведется даже во время каникул.

   В Татарии положение было относительно благополучным, высшее образование здесь имело глубокие корни и богатые традиции. Один факт существования с 1804 г. классического университета говорит о многом. Это был первый университет в России, открытый в провинции. Став во главе Казанского учебного округа, университет превратился в центр подготовки учительских, врачебных и чиновничьих кадров в своем регионе. Университетское образование получали студенты нерусских национальностей, так в 40-60-е гг. ХIХ века его окончили 36 человек татаро-башкирского и казахского происхождения. Начавшееся осенью 1918 г. реформирование системы высшего образования в направлении коренного изменения содержания и организации учебного процесса, кардинальной смены преподавательского и студенческого состава привело к росту числа высших учебных заведений. Характерным явлением была организация новых вузов, прежде всего в университетских городах. Сразу же после победы октябрьской революции в Казани началась организация педагогического института на основе уже существовавшего здесь учительского института, но она была прервана в связи с событиями Гражданской войны. После освобождения Казани завершается организация педагогического института. Как традиционно оценивали данное событие в советской историографии «начался новый этап в жизни одного из старейших педагогических учебных заведений Поволжья, этап, связанный с подготовкой кадров новой советской интеллигенции и осуществления ленинского плана культурной революции».  В соответствии с мероприятиями по развитию химической промышленности, в Казани решено было создать базу для подготовки квалифицированных кадров. 9 января 1919 г. был открыт Политехнический институт в составе химического, механического, архитектурно-строительного, экономического с сельскохозяйственным уклоном факультетами. Основой создания института послужили кафедры химии и технологии Казанского университета и Казанское промышленное училище, основанное еще в 1890 г. Это был первый в стране вуз, где стали готовить инженеров химико-технологического направления. [8]

   Характерной  особенностью вузовского строительства  в эти годы стала пролетаризация  и коренизация социального состава студентов и преподавателей, когда выходцы из рядов пролетариата и крестьянства коренной национальности должны были составить абсолютное большинство. По предложению местных органов власти 22 августа 1922 г. президиум коллегии Главпрофобра Наркомпроса РСФСР принял решение создать в Казани Восточно-педагогический институт, который должен готовить педагогов для Татарии и других национальных районов Поволжья. 22 мая 1922 г. по решению Главпрофобра РСФСР был образован Казанский институт сельского хозяйства и лесоводства на основе сельскохозяйственного факультета политехнического института и лесного факультета Казанского государственного университета.

   В 1930 г. согласно постановлению Наркомзема СССР Казанский институт сельского хозяйства и лесоводства был разделен на лесотехнический институт с переводом в столицу Марийской автономной республики город Йошкар-Ола и сельскохозяйственный с агрономическим факультетом в Казани.

   Химический факультет политехнического института явился одной из баз для организации в 1930 г. Казанского химико-технологического института.  
Другие факультеты Казанского политехнического института послужили основой для создании в Казани ряда высших учебных заведений: института коммунального строительства, финансово-экономического и сельскохозяйственного институтов. Данное обстоятельство привело к тому, что политехнический институт оказался в очень тяжелой ситуации, характерной для многих вузов страны. Выделение отдельных самостоятельных вузов, гонка за ростом количественных показателей приводили к снижению уровня подготовки специалистов, нехватке профессорско-преподавательских кадров. В течение 1931-1932 учебного года из университета было выделено со всем оборудованием, преподавателями и студентами аэродинамическое отделение, на основе которого было создано новое высшее учебное заведение Казани - авиационный институт. В условиях Советской власти и медицинский факультет Казанского государственного университета стал с 1930 г. самостоятельным медицинским институтом, одним из крупнейших медицинских высших учебных заведений страны. Казанский государственный медицинский институт в 1935 г. дал жизнь Стоматологическому институту.

   В условиях национальной республики проблема комплектования вузов являлась одновременно вопросом создания интеллигенции из коренной национальности. Решение этой проблемы находилось под строгим контролем партийных организаций вузов. Летом 1931 г. в Казани был создан специальный Штаб по «коренизации», который занимался вопросами подбора преподавателей, организацией специальных татарских студенческих бригад и групп, переводом обучения на татарский язык, составлением учебников. Но несмотря на принимаемые меры, практические занятия на татарском языке были редкостью, преподавателей татар практически не было. С 1931г. велась работа по переводу научных терминов на татарский язык. В 1931-1932 гг. на кафедре татарского языка и литературы университета разрабатывались многие методические вопросы. Под руководством профессора М.Х. Курбангалиева был создан учебник татарского языка для вузов, который стал основным учебным пособием. Но, к сожалению, данная кафедра в 1938 г. была упразднена, а оставшихся сотрудников присоединили к кафедре иностранных языков.

   Объединенный  Пленум Татарского ОК, ОКК, ГК  и ГКК ВКП(б), состоявшийся в феврале 1933 года, указал направление перестройки вузовской и научно-исследовательской работы в конкретных условиях Татарии. В период широкого развертывания строительства вузов высшая школа республики не смогла избежать целого ряда ошибок, недостатков и трудностей, характерных для всего высшего образования страны. В первые годы ряд вузов не имел учебных программ, учебные планы часто были перегружены второстепенными предметами в ущерб специальным, плохая организационная работа тормозила выполнение учебных планов, производственная практика студентов проводилась или на низком уровне без охвата всех практикантов, или срывалась из-за плохой организованности.. К этому необходимо добавить и то обстоятельство, что вплоть до 1936 г. в учебной и методической работе вузов республики преобладал лженаучный, порочный, так называемы лабораторно-бригадный метод обучения, нанесший огромный вред и материальный ущерб делу высшего образования. Этот метод в вузах Татарии получил широкое распространение. Главным образом, благодаря неопытности административных и педагогических кадров, а также ввиду острой потребности в кадрах высшей квалификации, так как инициаторы этого метода утверждали, что, применяя его, можно выпускать специалистов из вузов в сокращенный срок обучения. Лабораторно-бригадный метод был резко осужден в Постановлении ЦК ВКП(б) и СНК СССР о высшей школе от 23 июня 1936 г. и восстановлен исторически оправдавший себя лекционно-семинарский метод, который позволили нормализовать и улучшить учебно-методическую работу. За 14 лет с 1918—1931 гг. из Казанского государственного университета выделялось 7 новых высших учебных заведений. В 1932 г. этот процесс выделения закончился и начался процесс консолидации и развития университета. В 1930—1931 учебном году на базе национальных отделений Восточно-Педагогического института были созданы самостоятельные педагогические институты в Чебоксарах, Йошкар-Оле, Ижевске. В связи с этим в 1931 году институт был переименован в Татарский педагогический институт и стал готовить кадры преподавателей для всех татарских школ страны. В 1934 г. институт преобразован в Казанский государственный педагогический институт с факультетами: историко-филологическим, физико-математическим, естественно-географическим. К концу рассматриваемого периода в Татарской автономной республике уже имелось 12 высших учебных заведений, в которых обучалось 10757 студентов, из них — 2124 татар. В вузах работало: 131 профессор, 229 доцентов, 313 ассистентов. В 1939г. в Казани работало 12 вузов, основой большинства из них стал университет, который обеспечил в целом очень высокий уровень развития всего высшего образования в Татарстане. Постоянные изменения системы обучения, изменение численности и состава студентов, политическое давление не смогли остановить поступательное развитие вузов республики.

Информация о работе Становление советского высшего образования в 192-1930-е гг