Становление советского высшего образования в 192-1930-е гг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 14:59, контрольная работа

Краткое описание

Важность темы - в возможности и необходимости извлечения из исторического опыта уроков, которые могут быть полезными для современной жизни и образования. В 1920-1930-е гг. в Советском союзе разворачивалась крупномасштабная культурная революция, которая коренным образом меняла весь уклад традиционной жизни, основой которого стала идея возможности построения социализма в отдельно взятой, отсталой стране. СССР в ходе революционных преобразований болезненно расставалась с капиталистическим прошлым, быстрыми темпами преодолевая технико-экономическую и образовательную отсталость. В условиях реконструкции всего хозяйства коренным образом изменились сущность, методы и темпы образования, была кардинально модернизирована высшая школа.

Содержание

Введ ение …………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. Историография и источники исследования ……………………...8
ГЛАВА 2. Формирование советской высшей школы в 1920 – 1930-е гг. …15
ГЛАВА 3. Влияние государственной политики в сфере высшего образования ……………………………………………………………….................................25
ГЛАВА 4. Развитие высшей школы в национальных регионах и их особенности ………………………………………………………………….......30
Заключение ………………………………………………………………………35
Список использованной литературы …………………………………………..37

Вложенные файлы: 1 файл

Kursovoy_istoria.docx

— 98.88 Кб (Скачать файл)

   В  Поволжье были национальные районы, где вообще не было вузов  и системы высшего образования.  В разделе исследована история  зарождения высшей школы в  Мордовии и Калмыкии, где были  свои характерные особенности,  но и проявлялись общие тенденции. [1 стр. 144-145]

   С образованием Мордовской автономной области и расширением задач по ее развитию дефицит специалистов высшей квалификации еще более обострился. Подготовка кадров в вузах за пределами Мордовии играла большую роль, но этот способ не мог удовлетворить постоянно растущий спрос на специалистов высшей квалификации. В 1930-е гг. в республике было создано 6 высших учебных заведений, из которых к концу десятилетия только З оказались жизнеспособными и востребованными временем. Основную причину свертывания ряда вузов диссертант видит в отсутствии высококвалифицированных научно-педагогических кадров, которые должны были обеспечить учебно-воспитательный процесс, отвечающий требованиям высшей школы, в стремлении создать много новых вузов. Обучение калмыцкой учащейся молодежи в различных вузах страны позволило частично решить проблему подготовки квалифицированных кадров для этого района Поволжья. Но для решения важнейших народнохозяйственных задач, просвещения калмыцкого народа, поднятия его образовательного и культурного уровня необходимы были серьезные практические меры по созданию вузов. В 1928 г. Калмыцкая автономная область была введена в состав Нижневолжского края. 11 июня 1929 г. Совнарком РСФСР принял решение об организации в 1929-1930 учебном году специальной калмыцкой секции при педагогическом факультете Саратовского университета, более известной впоследствии под названием «калмыцкого отделения» , которое стало весьма важным этапом в организации высшего образования в Калмыкии. Саратов в то время был не только административным центром Нижневолжского края, в который входила в течение ряда лет Калмыцкая автономная область, но и крупнейшим научным и образовательным центром Нижнего Поволжья. В этот период были заложены предпосылки для дальнейшего развития высшего образования Калмыкии. Успешная работа калмыцкого отделения Саратовского университета и Саратовского пединститута подготовила необходимые условия для организации высшего педагогического образования в самой Калмыкии, а точнее - в соседней с нею Астрахани. В 1933 г. произошло разукрупнение Нижневолжского края, из которого был выделен Сталинградский край в составе Сталинградской губернии, Калмыцкой автономной области и Астраханского округа. В связи с этим в 1933 г. калмыцкое отделение из Саратовского пединститута было передано в состав Астраханского пединститута им. Кирова и было организовано отделение калмыцкого языка и литературы при Астраханском пединституте. С осени 1936 г. были созданы калмыцкие группы на всех отделениях Астраханского учительского института. По плану районирования педагогических вузов, утвержденному ВЦИК в 1936г., к Калмыкии были прикреплены Сталинградский педагогический и учительские институты для подготовки кадров по тем специальностям, которых не было в Астраханских педагогическом и учительском институтах. В 1920-1930-е гг. в национальные районы СССР пришло высшее образование, были созданы новые очаги подготовки квалифицированных специалистов. Советская власть дала возможность учиться представителям различных народов и национальностей, дала возможность реализовать себя в науке и образовании. Открывались специальные национальные факультеты, был введен целевой прием в существовавших вузах, создавались новые вузы в национальных районах. Экономика республик стала получать квалифицированных и образованных специалистов, было создано кадровое обеспечение форсированного строительства социализма. Именно в эти годы был заложен фундамент и традиции высшей школы, вузовской науки, что сегодня является переметом национальной гордости многих волжских народов.[14]

   Большевики, получив власть в Украине и других национальных республиках преимущественно насильственными методами, должны были завоевывать благосклонность населения, чтобы удержать ее. С этой целью они начали широкую кампанию, направленную на укоренение своего влияния на местах, создание преданного большевистской партии кадрового потенциала с местного населения. Такая политика, введенная в 1923 г., получила название коренизация. В Украине она осуществлялась в форме украинизации. Украинизация предусматривала распространение марксистско-ленинского образования, привлечение Украинская к партии, предоставления им должностей, поддержку украинской культуры, внедрение украинского языка в партийном и государственном делопроизводстве, расширение ее применения в сфере образования, прессы, издательского дела. Значительный вклад в "украинизацию" сделали наркомы просвещения УССР А. Шумского и Н. Скрипника. Политика украинизации имела весомые достижения. На украинский язык обучения перешли более четверти институтов и больше половины техникумов.

  

 

 

 

Заключение

  В ходе  написания данной курсовой работы, было прослежено влияние нововведений  в систему высшего образования  на территории Советского союза,  изменения, которые потерпела  система высшего образования.  Было прослежено также и влияние политического строя на организацию обучения в странах СССР, прослежены отличия на различных территориях. Были отмечены как и положительные стороны, так и отрицательные, проведенных работ в сфере образования в предложенный период времени.

  Уроки реформ высшего образования на примере конкретных вузов выглядят достаточно противоречивыми. Все мероприятия партии и советского государства были направлены на расширение подготовки кадров для стратегических отраслей хозяйства страны. Подготовка молодых специалистов, «красных командиров» для советской экономики разворачивалась быстрыми темпами без необходимого планирования и должного просчета. Многие меры не давали необходимого эффекта. Наиболее ярко и типично разворачивались события в городах, где к моменту реформ, во-первых, уже имелись университеты и другие вузы, а следовательно, существовала образовательная база и определенные традиции. Во-вторых, где стала создаваться индустриальная база отечественной экономики, осуществлялась коллективизация сельского хозяйства и культурная революция. Фактически, такие крупные города, центры университетской жизни, как Москва, Ленинград, Саратов, Казань, Самара, стали форпостом реформы советской высшей школы. 1920-е - 1930-е гг. были периодом интенсивного развития отечественного высшего образования. Потребности экономического, социального и культурного развития ставили перед государством и обществом важные задачи, направленные на совершенствование высшего образования, повышение его уровня. В революционной перестройке высшей школы были заинтересованы, прежде всего, государство и коммунистическая партия, революционно настроенная российская общественность. В конце 1920-х гг. по инициативе и при жестком давлении власти произошел поворот в развитии советской высшей школы, состоявший в решительном изменении сети вузов, структурной перестройке управления, изменении организации учебного процесса. Подводя итоги изучения проблемы развития высшей школы в 1920-1930-е гг., можно сделать вывод, что партия и советское государство стремились сделать процесс подготовки кадров массовым и унифицированным. Исторический опыт тех лет говорит о необходимости наличия у государства концепции развития высшей школы, продуманной и последовательной политики по ее реализации без революционных бурь и потрясений.

   В ходе написания работы все же были и трудности, так как материала по данной тематике достаточно, однако как приводилось ранее (во введении), она имеет различный окрас, а так же различные подходы в рассмотрении данной тематики. Однако проанализировав все доступные источники, стоит отметить что тема достаточно широко раскрыта, раскрыта с различных сторон, что позволяет более широко рассмотреть все аспекты данного периода, влияние всех факторов на высшее образование СССР в 1920-1930-е гг.  Так же стоит напомнить, что опыт полученный за описанный выше период в огромной степени важен для продолжения развития образования в дальнейшем. Рассмотрение вопросов образования в предшествующие временные рамки, позволяет извлечь много уроков, о полезности или же отрицательности, тех или иных преобразований.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

 

  1. Татур, Ю.Г. Высшее образование в России в XX в. //Высшее образование в России.− 1994. − №3. − с.145.
  2. Елютин, В.П. Высшая школа общества развитого социализма. − М., 1980.− 562с.
  3. Боханов,  А.Н.,  Горинов  М.М.  и др.  История  России  ХХ  век.  − М.:АСТ, 1996. −346с.
  4. Хрестоматия по  истории  СССР.  1917  –  1945  гг.  Учебное  пособие  для   педагогических институтов – М.: Просвещение, 1991.
  5. Зиновьев, С.И. Учебный процесс в советской высшей школе. − М., 1968. – 432с.
  6. Байгарина, А.Е. Высшая школа в условиях политической системы 1917-1927 гг.: Дисс. канд. ист. наук. − М.,1995.
  7. Кольцов, А.В. В.И. Ленин и становление Академии наук СССР. Л., 1970. С. 119—122. 
  8. Соколов, А.К. Лекции по советской истории. 1917-1940. М., 1995. − 335с.
  9. Мунчаев, Ш.М., Устинов, В.М. История России. − М., 1997. – 435с.
  10. Луначарский, А.В. О воспитании и образовании. М., 1976. – 306с.
  11. Народное образование в СССР. / Под ред. М. А. Прокофьева и др. − Просвещение. М., − 1967 .− 453с.
  12. Константинов, Н. А. История педагогики / Н. А. Константинов, Е. Н. Медынский, М. Ф. Шабаева. − Просвещение, М. – 1982. – 536с.
  13. http://bse.sci-lib.com/article007539.html (18.03.2013г.)
  14. http://magazines.russ.ru/nlo/2007/88/dm2.html (18.03.2013г.)
  15. http://www.bibliotekar.ru/culturologia/75.htm (19.03.2013г.)
  16. http://izvestia.asu.ru/2011/4-2/hist/TheNewsOfASU-2011-4-2-hist-16.pdf (19.03.2013г.)

 

Монографии:

 

    1. Демидова Е.И. Исторический опыт и проблемы реформирования советской высшей школы. Саратов: Издат. центр СГСЭУ, 2006
    2. Демидова Е.И. Формирование советской системы высшего образования. Саратов: Издат. центр СГСЭУ, 2007.

 

 


Информация о работе Становление советского высшего образования в 192-1930-е гг