Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 14:59, контрольная работа
Важность темы - в возможности и необходимости извлечения из исторического опыта уроков, которые могут быть полезными для современной жизни и образования. В 1920-1930-е гг. в Советском союзе разворачивалась крупномасштабная культурная революция, которая коренным образом меняла весь уклад традиционной жизни, основой которого стала идея возможности построения социализма в отдельно взятой, отсталой стране. СССР в ходе революционных преобразований болезненно расставалась с капиталистическим прошлым, быстрыми темпами преодолевая технико-экономическую и образовательную отсталость. В условиях реконструкции всего хозяйства коренным образом изменились сущность, методы и темпы образования, была кардинально модернизирована высшая школа.
Введ ение …………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. Историография и источники исследования ……………………...8
ГЛАВА 2. Формирование советской высшей школы в 1920 – 1930-е гг. …15
ГЛАВА 3. Влияние государственной политики в сфере высшего образования ……………………………………………………………….................................25
ГЛАВА 4. Развитие высшей школы в национальных регионах и их особенности ………………………………………………………………….......30
Заключение ………………………………………………………………………35
Список использованной литературы …………………………………………..37
В
Поволжье были национальные
С образованием Мордовской автономной области и расширением задач по ее развитию дефицит специалистов высшей квалификации еще более обострился. Подготовка кадров в вузах за пределами Мордовии играла большую роль, но этот способ не мог удовлетворить постоянно растущий спрос на специалистов высшей квалификации. В 1930-е гг. в республике было создано 6 высших учебных заведений, из которых к концу десятилетия только З оказались жизнеспособными и востребованными временем. Основную причину свертывания ряда вузов диссертант видит в отсутствии высококвалифицированных научно-педагогических кадров, которые должны были обеспечить учебно-воспитательный процесс, отвечающий требованиям высшей школы, в стремлении создать много новых вузов. Обучение калмыцкой учащейся молодежи в различных вузах страны позволило частично решить проблему подготовки квалифицированных кадров для этого района Поволжья. Но для решения важнейших народнохозяйственных задач, просвещения калмыцкого народа, поднятия его образовательного и культурного уровня необходимы были серьезные практические меры по созданию вузов. В 1928 г. Калмыцкая автономная область была введена в состав Нижневолжского края. 11 июня 1929 г. Совнарком РСФСР принял решение об организации в 1929-1930 учебном году специальной калмыцкой секции при педагогическом факультете Саратовского университета, более известной впоследствии под названием «калмыцкого отделения» , которое стало весьма важным этапом в организации высшего образования в Калмыкии. Саратов в то время был не только административным центром Нижневолжского края, в который входила в течение ряда лет Калмыцкая автономная область, но и крупнейшим научным и образовательным центром Нижнего Поволжья. В этот период были заложены предпосылки для дальнейшего развития высшего образования Калмыкии. Успешная работа калмыцкого отделения Саратовского университета и Саратовского пединститута подготовила необходимые условия для организации высшего педагогического образования в самой Калмыкии, а точнее - в соседней с нею Астрахани. В 1933 г. произошло разукрупнение Нижневолжского края, из которого был выделен Сталинградский край в составе Сталинградской губернии, Калмыцкой автономной области и Астраханского округа. В связи с этим в 1933 г. калмыцкое отделение из Саратовского пединститута было передано в состав Астраханского пединститута им. Кирова и было организовано отделение калмыцкого языка и литературы при Астраханском пединституте. С осени 1936 г. были созданы калмыцкие группы на всех отделениях Астраханского учительского института. По плану районирования педагогических вузов, утвержденному ВЦИК в 1936г., к Калмыкии были прикреплены Сталинградский педагогический и учительские институты для подготовки кадров по тем специальностям, которых не было в Астраханских педагогическом и учительском институтах. В 1920-1930-е гг. в национальные районы СССР пришло высшее образование, были созданы новые очаги подготовки квалифицированных специалистов. Советская власть дала возможность учиться представителям различных народов и национальностей, дала возможность реализовать себя в науке и образовании. Открывались специальные национальные факультеты, был введен целевой прием в существовавших вузах, создавались новые вузы в национальных районах. Экономика республик стала получать квалифицированных и образованных специалистов, было создано кадровое обеспечение форсированного строительства социализма. Именно в эти годы был заложен фундамент и традиции высшей школы, вузовской науки, что сегодня является переметом национальной гордости многих волжских народов.[14]
Большевики, получив власть в Украине и других национальных республиках преимущественно насильственными методами, должны были завоевывать благосклонность населения, чтобы удержать ее. С этой целью они начали широкую кампанию, направленную на укоренение своего влияния на местах, создание преданного большевистской партии кадрового потенциала с местного населения. Такая политика, введенная в 1923 г., получила название коренизация. В Украине она осуществлялась в форме украинизации. Украинизация предусматривала распространение марксистско-ленинского образования, привлечение Украинская к партии, предоставления им должностей, поддержку украинской культуры, внедрение украинского языка в партийном и государственном делопроизводстве, расширение ее применения в сфере образования, прессы, издательского дела. Значительный вклад в "украинизацию" сделали наркомы просвещения УССР А. Шумского и Н. Скрипника. Политика украинизации имела весомые достижения. На украинский язык обучения перешли более четверти институтов и больше половины техникумов.
Заключение
В ходе
написания данной курсовой
Уроки реформ высшего образования на примере конкретных вузов выглядят достаточно противоречивыми. Все мероприятия партии и советского государства были направлены на расширение подготовки кадров для стратегических отраслей хозяйства страны. Подготовка молодых специалистов, «красных командиров» для советской экономики разворачивалась быстрыми темпами без необходимого планирования и должного просчета. Многие меры не давали необходимого эффекта. Наиболее ярко и типично разворачивались события в городах, где к моменту реформ, во-первых, уже имелись университеты и другие вузы, а следовательно, существовала образовательная база и определенные традиции. Во-вторых, где стала создаваться индустриальная база отечественной экономики, осуществлялась коллективизация сельского хозяйства и культурная революция. Фактически, такие крупные города, центры университетской жизни, как Москва, Ленинград, Саратов, Казань, Самара, стали форпостом реформы советской высшей школы. 1920-е - 1930-е гг. были периодом интенсивного развития отечественного высшего образования. Потребности экономического, социального и культурного развития ставили перед государством и обществом важные задачи, направленные на совершенствование высшего образования, повышение его уровня. В революционной перестройке высшей школы были заинтересованы, прежде всего, государство и коммунистическая партия, революционно настроенная российская общественность. В конце 1920-х гг. по инициативе и при жестком давлении власти произошел поворот в развитии советской высшей школы, состоявший в решительном изменении сети вузов, структурной перестройке управления, изменении организации учебного процесса. Подводя итоги изучения проблемы развития высшей школы в 1920-1930-е гг., можно сделать вывод, что партия и советское государство стремились сделать процесс подготовки кадров массовым и унифицированным. Исторический опыт тех лет говорит о необходимости наличия у государства концепции развития высшей школы, продуманной и последовательной политики по ее реализации без революционных бурь и потрясений.
В ходе написания работы все же были и трудности, так как материала по данной тематике достаточно, однако как приводилось ранее (во введении), она имеет различный окрас, а так же различные подходы в рассмотрении данной тематики. Однако проанализировав все доступные источники, стоит отметить что тема достаточно широко раскрыта, раскрыта с различных сторон, что позволяет более широко рассмотреть все аспекты данного периода, влияние всех факторов на высшее образование СССР в 1920-1930-е гг. Так же стоит напомнить, что опыт полученный за описанный выше период в огромной степени важен для продолжения развития образования в дальнейшем. Рассмотрение вопросов образования в предшествующие временные рамки, позволяет извлечь много уроков, о полезности или же отрицательности, тех или иных преобразований.
Список использованной литературы:
Монографии:
Информация о работе Становление советского высшего образования в 192-1930-е гг