Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 19:44, реферат
Мероприятия по совершенствованию государственного регулирования в сфере торговли с целью развития торговой деятельности и формирования эффективной торговой политики в Российской Федерации в 2009 году (пункт 2), одобренные на заседании Правительства Российской Федерации 9 апреля 2009 года
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года
ПРОЕКТ
Министерство промышленности и торговли Российской Федерации
Стратегия развития торговли
в Российской Федерации на 2010 – 2015
годы
и период до 2020 года
Москва
2010 год
Оглавление
Наименование |
Стратегия развития торговли в Российской Федерации на 2010 – 2015 годы и период до 2020 года |
Основание для разработки |
|
Государственный заказчик |
Министерство промышленности и торговли Российской Федерации |
Основной разработчик |
Департамент государственного регулирования внутренней торговли Министерства промышленности и торговли Российской Федерации |
Цель |
Создание эффективной товаропроводящей инфраструктуры, соответствующей требованиям инновационного сценария развития экономики Российской Федерации |
Задачи |
|
Сроки и этапы реализации
|
1 этап. Создание институциональной базы. 1 января 2010 г. – 31 декабря 2011 г. 2 этап. Ускоренный рост. 1 января 2012 г. – 31 декабря 2013 г. 3 этап. Дальнейшее развитие. 1 января 2014 г. – 31 декабря 2019 г. |
Перечень основных мероприятий |
|
Исполнители |
Министерство промышленности и
торговли Российской Федерации, Министерство
регионального развития Российской Федерации,
Министерство экономического развития
Российской Федерации, Министерство сельского
хозяйства Российской Федерации, Министрество
здравоохранения и социального развития
Российской Федерации, |
Объемы и источники |
Мероприятия, реализация которых предусмотрена
в рамках настоящей Стратегии, не
требуют выделения дополнительн |
Ожидаемые конечные результаты реализации стратегии |
Основные социально-
|
Система организации контроля за исполнением |
Контроль за реализацией Стратегии осуществляет Министерство промышленности и торговли Российской Федерации |
Данный документ представляет собой Стратегию развития торговли в Российской Федерации на 2010 – 2015 годы и период до 2020 года, разработанную Министерством промышленности и торговли РФ.
Стратегия затрагивает сегменты оптовой и розничной торговли товарами массового потребления, включенные в сектор G Общероссийского классификатора видов экономической деятельности. Из спектра анализа оптовой торговли при этом исключена оптовая торговля несельскохозяйственными промежуточными продуктами, отходами и ломом (топливо, металлы и т.д.), а также оптовая торговля машинами и оборудованием. Из области анализа розничной торговли исключена торговля моторным топливом.
Разработанные
положения Стратегии основаны на
анализе существующих статистических
данных, интервью с представителями
сектора торговли, экспертным и бизнес-сообществом,
представителями органов
Стратегия направлена, прежде всего, на создание эффективной товаропроводящей системы, соответствующей требованиям инновационного сценария развития экономики и способствует модернизации экономики России. Основная цель - создание товаропроводящей системы обеспечивающей эффективную дистрибуцию для производителей (широкий географический охват, большая пропускная способность, низкие удельные издержки системы) и эффективное удовлетворение потребностей населения (физическая доступность товаров, ценовая доступность товаров, высокое качество товаров и услуг).
Для создания такой
товаропроводящей системы необходимо
значительно увеличить
В качестве основы для планирования бралось видение целевого состояния отрасли в 2015 и 2020 гг.
Общемировой оборот сектора розничной торговли рос в период с 2005 по 2008 год со средним темпом в 8,3%. В 2008 году оборот мировой розничной торговли достиг 14,5 трлн. долларов США1. Вследствие экономического кризиса в 2009 году по предварительным данным отмечается снижение оборота розничной торговли на 6,4%.
Сектор торговли признан во многих странах выполняющим важную экономическую и социальную роль. Вклад торговли в мировой ВВП составляет около 10%, а в общую занятость – до 13% (данные 2008 года)2.
Основной социальной
целью развития торговли является предоставление
потребителям широкого ассортимента качественной,
доступной продукции. Вследствие глобализации
и интернационализации
Малый и средний бизнес играет важную роль в экономике и занятости зарубежных стран. Малые и средние предприятия обычно составляют около 99% или более всех компаний, предоставляют около 50% рабочих мест, обеспечивают значимую долю оборота розничной торговли.
Потенциальной угрозой развития крупных розничных форматов и консолидации рынка является сокращение доли малого и среднего бизнеса в розничной торговле. Тем не менее, международный опыт показывает, что развитие сетей не ведет к исчезновению малого бизнеса, поскольку малые предприятия могут конкурировать за счет более высокой индивидуализации услуг, уникальности предложения и маркетинга или переориентации деятельности в другие сектора экономики.
Малые предприятия имеют преимущества по сравнению с крупными компаниями в части деятельности в специализированных рыночных нишах; производства специализированных товаров небольшими партиями; доступа к локальным географическим рынкам и знания потребностей и специфики локальных рынков.
Дополнительные возможности
В целях зашиты малых и средних предприятий правительства ряда стран предпринимают меры для ограничения развития магазинов большого формата. Один из самых распространенных механизмов – требование согласования на открытие магазинов, чья торговая площадь превышает некоторый установленный пороговый уровень. Значение этого порогового уровня варьируется от 300 кв.м. до 3000 кв.м.
Однако такие законодательные инициативы могут привести к замедлению роста производительности в отрасли (Великобритания), к снижению роста занятости в секторе в целом (Франция) и к завышению уровня розничных цен (Япония). Кроме того, не всегда ограничения по площади приводят к росту числа предприятий малого бизнеса.
Помимо формирования нестандартного предложения или переориентации в другие сферы деятельности, в качестве ответного шага в условиях конкуренции с крупными розничными продавцами, малые предприятия объединяются в кооперативы – таким образом, малые предприятия увеличивают масштаб операций, а также минимизируют негативные эффекты свойственной малому бизнесу ограниченности трудовых и инвестиционных ресурсов. Во многих странах более половины малых и средних предприятий объединяются в кооперативы
Частота объединения в кооперативы различна. В оптовой торговле 38% малых предприятий объединяются в неформальные кооперативы и 26% – в формальные. В розничной торговле – 32% предприятий объединяются в неформальные и 18% – в формальные кооперативы.
Основными целями создания кооперативов являются: доступ на новые рынки, расширение ассортимента, доступ к новым технологиям, наращивание мощностей и снижение издержек.
Компании, состоящие в кооперации, являются более конкурентоспособными и эффективными по сравнению с независимыми игроками, не состоящими в кооперации. Результаты исследований показали, что в 82% случаев кооперация привела к повышению конкурентоспособности и экономической эффективности компаний.
Розничная торговля в своем развитии проходит через несколько этапов, каждый из которых имеет свои особенности и факторы успеха, характеризуется различными темпами роста, характером и степенью конкуренции, качеством и ассортиментом предоставляемых услуг. Так, например, доля современных форматов3 торговли в общем розничном обороте широко варьируется от страны к стране. В наиболее развитых странах она превосходит 70%.
В мировой розничной торговле возрастает роль продаж через Интернет, но уровень проникновения Интернет-торговли еще не очень велик и также существенно различается между странами. В наиболее технологически развитых странах, характеризующихся небольшой площадью территории и высокой плотностью населения, доля Интернет-торговли достигает 5%.
Консолидация
Рис. 8. Уровень консолидации продовольственной розничной торговли
Характерной чертой
развития оптовой торговли в развитых
странах стало повышение
Спецификой современной зарубежной оптовой торговли является комбинирование оптовых и розничных операций у торговых фирм. Причем такое комбинирование имеет две стороны: первая – оптовые организации выполняют функции розничного звена, реализуя товары непосредственно населению, вторая – розничные предприятия берут на себя функции оптовой торговли, устанавливая прямые контакты с производителем товаров.
Другими прогрессивными направлениями в развитии оптовой торговли за рубежом стали: