Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 19:44, реферат
Мероприятия по совершенствованию государственного регулирования в сфере торговли с целью развития торговой деятельности и формирования эффективной торговой политики в Российской Федерации в 2009 году (пункт 2), одобренные на заседании Правительства Российской Федерации 9 апреля 2009 года
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года
Торговля в большей степени
развивается в крупных городах,
являющихся региональными центрами.
Это объясняется высокой
Рис. 23. Доля торговли в ВРП, занятость населения в торговле и доля торговли в нефедеральных налоговых сборах по регионам страны
Для многих регионов торговля оказывает существенный вклад в муниципальные и региональные бюджеты. Например, для Тюменской области налоговые поступления от торговли в 2008 году составили 56% всех налоговых поступлений в регионе.
Поскольку на первом этапе развития отрасли торговли в РФ, полномочия по работе с отраслью в большей степени были делегированы региональным властям, разность в уровне развития торговли в регионах определяется различной политикой региональных властей.
В некоторых регионах политика была достаточно свободной, и рынок был открыт как для федеральных, так и международных игроков. Но в некоторых регионах возникли высокие административные барьеры, препятствующие выходу на рынок новых торговых сетей. В ряде случаев это может быть оправдано, но в большинстве случаев это привело к снижению эффективности в отрасли и отставанию в развитии.
Существенное влияние на развитие торговли оказывает также уровень развития инфраструктуры: обеспеченность торговыми площадями, наличие логистических центров и складских помещений, плотность и состояние дорожного полотна.
Важную роль играет межрегиональная торговля, поскольку уровень развития производства сильно отличается по регионам, а уровень потребления примерно одинаковый. Причём ситуация различна для продовольственных и непродовольственных товаров. Если производство основных продуктов питания в той или иной степени присутствует во всех регионах, то производство товаров длительного пользования и производственно-технического назначения, как правило, сосредоточено в отдельных регионах.
В сегменте основных продуктов питания
многие регионы не в состоянии
обеспечить своё население за счёт
собственных мощностей. Особенно актуально
это для северных регионов, где
особенности климатических
Например, в Чукотском АО и республике
Саха (Якутия) доля ввозимых продуктов
может достигать 90% и более. С другой
стороны южные и некоторые
центральные регионы могут
Производство
При этом потребление товаров этих производств осуществляется на всей территории РФ. В среднем по регионам России ввоз легковых автомобилей российского производства составляет 3,97 ед. на 1000 человек в год, ввоз телевизоров – 5,74 ед., полиэтилена 2,1 т., пиломатериалов – 5,42 куб. м.
Такой интенсивный товарообмен
между регионами требует
В силу особенностей транспортно-дорожной инфраструктуры, которая имеет лучевое строение, огромная часть товаропотока идёт не напрямую между регионами, а проходит через Москву. Если сравнить объёмы оптовой торговли, приходящейся на душу населения, в Москве и в среднем по Российской Федерации, то разрыв по некоторым видам товаров составляет более чем в 5 раз.
Недостаток существует не только в дорожном полотне, но и в количестве складских помещений. Отмечается большая степень неоднородности обеспеченности этой инфраструктурой разных регионов.
В последние годы в РФ наблюдается рост общего количества торговых объектов как в продовольственной, так и в непродовольственной розничной торговле. Если в 2002 году их количество составляло 305 тыс. ед. и 132,5 тыс. ед., соответственно, то к 2007 году эти показатели выросли до 322 тыс. ед. и 158,5 тыс. ед., соответственно.
При этом низкая динамика роста количества торговых объектов (1,0 – 3,6% в год) компенсируется более активным увеличением площадей современных форматов торговли. Так, в 2002 году площади супермаркетов, гипермаркетов и дискаунтеров в РФ составляли 13 м кв. на 1000 человек, в 2008 году обеспеченность площадями современных форматов выросла до 73 м кв. на 1000 человек, что соответствует среднегодовому темпу роста в 33%.
Кроме того, развитие современных форматов торговли очень неоднородно по территории России. Например, на долю Москвы и Санкт-Петербурга приходится 46% современных торговых площадей России, на долю остальных городов-миллионников ещё 30%. Таким образом, на долю оставшихся жителей, которые составляют 75% населения страны, приходится всего 24% площадей современных торговых центров. Обеспеченность качественными торговыми площадями в Москве составляет 800 м кв. на 1000 жителей, в Санкт-Петербурге - 696 м кв. В Омске на 1000 жителей приходится 345 м кв. торговых площадей, в Нижнем Новгороде – 301 м кв., в Ростове-на-Дону – всего 278 м кв.
В то же время отдалённые и труднодоступные территории РФ зачастую характеризуются острым дефицитом и даже полным отсутствием торговых площадей. С ростом оттока молодого населения из таких районов, они становятся всё менее привлекательными для развития торговли, что в конечном итоге приводит к закрытию существовавших там магазинов, и, как следствие, сокращению обеспеченности жителей даже товарами первой необходимости. По оценкам экспертов, доля населения в РФ, не имеющего свободного доступа к торговым точкам на территории своего поселения, составляет около 5%.
Производительность труда по обороту на занятого в секторе розничной торговли, с 2002 года росла примерно на 4% в год (в ценах 2008 г.) и в 2008 году составила 1 487 тыс. рублей. При сравнении этого показателя в РФ с аналогичным показателем в других странах, выявляется ещё нереализованный потенциал его увеличения до 5 раз.
Низкий уровень производительно
Рис. 24. Уровень производительности в розничной торговле
Сравнение оборота розничной торговли на душу населения (по паритету покупательной способности) в РФ и других странах показывает аналогичную картину. В 2008 году оборот розничной торговли на душу населения составил 98 тыс. рублей, в то время как в США в 2008 году он составлял 245 тыс. рублей, а в Бельгии 173 тыс. рублей. При этом, поскольку занятость в отрасли торговли в РФ росла, а общее количество населения сокращалось, этот показатель рос более быстрыми темпами, чем производительность: начиная с 2002 года среднегодовые темпы роста составили 7%.
Рис. 25. Среднедушевой оборот розничной торговли
Для российского рынка розничной торговли характерна низкая доля продаж, приходящаяся на современные каналы торговли. Недостаточный уровень развития современных каналов торговли приводит к недостаточно высокому качеству обслуживания населения, более узкому ассортименту, недостаточной прозрачности сектора и, соответственно, низкой собираемости налогов.
Динамика роста продаж через современные форматы торговли – гипермаркеты, супермаркеты и дискаунтеры – достаточно высока и составляет 11,9% в год. Что касается дистанционной торговли, то рост оборота торговли через Интернет составляет около 19% в год, через вендинговые автоматы – 72% в сопоставимых ценах. Оборот через другие удалённые каналы растёт на 12% в год.
*Специальные каналы включают: торговлю через вендинговые машины, Интернет-торговлю, торговлю через каталоги, телемагазины
Рис. 26. Структура оборота розничной торговли непродовольственными товарами а РФ
Несмотря на рост, доля продаж, проходящая
через современные форматы
Кроме этого Россия также отличается
недостаточным развитием
Рис. 27. Доля дистанционных продаж и продаж через вендинг в обороте розничной торговли
Слабое развитие дистанционной торговли, с одной стороны, отмечается участниками отрасли, как положительный фактор, так как подобные каналы зачастую характеризуются низкой прозрачностью операций. С другой стороны, именно дистанционная торговля является успешной альтернативой традиционным розничным точкам на удаленных и мало привлекательных для торгового бизнеса территориях. Потому недостаточное развитие дистанционной торговли является одним из факторов низкой географической доступности товаров для населения РФ. Кроме того, для дистанционной торговли нет необходимости поддерживать дорогостоящую торговую инфраструктуру, содержать персонал торгового зала, платить высокий арендные ставки.
Розничная торговля
Рис. 28. Этапы развития розничной торговли по странам
Формирование розничного сектора в современной России началось с принятием Указа Президента РФ от 29 января 1992 года № 65 "О свободе торговли". Для этапа формирования характерно наличие большого количества мелких независимых игроков, преобладание небольших магазинов, киосков, рынков, низкое качество розничного предложения (цена, широта ассортимента, качество продуктов, уровень сервиса, планировка магазина, местоположение магазина, наличие специализированных прилавков, уровень чистоты, наличие парковки, часы работы магазина и пр.), низкая эффективность процессов розничной торговли и смежных отраслей.
В России этап быстрого роста начался с 2000-х гг., когда начали работу первые сетевые розничные компании, и в настоящее время розничный сектор находится на этом этапе развития. Для этого этапа характерно развитие компаний за счет территориального распространения, открытия новых магазинов, консолидация отрасли, появление сетевых игроков, дифференциация форматов, ориентированных на различные потребительские группы, неравномерность территориального распространения современных форматов.
Ожидается, что российский розничный
сектор вступит в стадию замедления
роста через 5-10 лет. Для этого
этапа характерно равномерное территориальное
распространение современных
Для стадия зрелости характерен рост прибыли за счет повышения эффективности бизнес-процессов, снижения издержек, повышения инновационного уровня бизнеса, высокий уровень консолидации отрасли с доминированием современных форматов в условиях высокого уровня конкуренции и большого разнообразия форматов.
Оптовая торговля
Рис. 29. Эволюция роли оптовой торговли на примере продуктовой единицы
В своем развитии сектор оптовой торговли проходит несколько стадий развития. Стадия становления характеризуется малым размером розничных компаний, что делает оптовиков и дистрибьюторов критически значимыми, поскольку они обеспечивают эффект масштаба в системе. На этапе роста появляются первые крупные розничные сети и производители, которые работают напрямую друг с другом. Рынок посредников постепенно сужается. На стадии зрелости розничная торговля консолидируется, на долю посредников остаются узкие продуктовые ниши, а также малые и отдаленные населенные пункты и малый торговый бизнес. На стадии насыщения крупные розничные сети или производители охватывают большинство регионов, посредники уходят с рынка или меняют бизнес-модель.