Стратегия развития торговли в Российской Федерации на 2010 – 2015 годы и период до 2020 года

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 19:44, реферат

Краткое описание

Мероприятия по совершенствованию государственного регулирования в сфере торговли с целью развития торговой деятельности и формирования эффективной торговой политики в Российской Федерации в 2009 году (пункт 2), одобренные на заседании Правительства Российской Федерации 9 апреля 2009 года
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года

Вложенные файлы: 1 файл

Проект Стратегии развития торговли в Российской Федерации на 2010 – 2015 годы и период до 2020 года.doc

— 3.43 Мб (Скачать файл)

Выводы

В целом, торговую отрасль  в развитых странах можно охарактеризовать высокой степенью консолидации, высокой долей малого бизнеса в общем обороте, растущей долей современных форматов и  дистанционной торговли. Розничная торговля выполняет важные экономические и социальные функции, поддерживая высокий уровень жизни населения, занятости, развитие малого бизнеса и экономическое развитие государств

 

1.2. Анализ состояния и развития  торговой отрасли в Российской  Федерации

Оборот торговли

Торговая отрасль на протяжении последних нескольких лет – одна из наиболее быстро развивающихся отраслей экономики России, опережающая по темпам роста другие отрасли.

Рис. 9. Темпы роста выручки организаций отраслей и секторов экономики

С 2003 по 2009 годы выручка организаций  отрасли торговли демонстрировала один из самых высоких темпов роста, который составил 7%, уступая только сектору строительства, сектору производства и распределению электроэнергии, газа и воды и обрабатывающим производствам.

При этом оборот оптовой торговли показывал более высокие темпы роста, чем темпы роста оборота розничной торговли. Среднегодовые темпы роста оборота оптовой торговли с 2000 г. составляли 10% в год, в то время как розничной – только 7%. Объёмы оборота в 2008 году достигли показателя в 32 146 млрд. руб. для оптовой торговли и 13 915 млрд. руб. – для розничной.

Рис. 10. Оборот розничной и оптовой торговли

Однако в связи с экономическим  кризисом, повлекшим за собой падение  промышленного производства, сокращение инвестиций в экономику, рост безработицы  и снижение доходов населения, рост оборота внутренней торговли, начиная с ноября 2008 года, замедлился, а уже в феврале 2009 года показал отрицательные показатели развития.

Валовой внутренний продукт за 2009 г. составил в текущих ценах 39 трлн. рублей и индекс его физического объема относительно 2008 г. составил 92,1%. Объем выпуска промышленной продукции за этот год снизился на 10,8% к выпуску 2008 года. По объемам экспорта и импорта продукции наблюдалось резкое снижение до 64,01%  и до 63,16%, соответственно. Все эти факторы отразились на снижении объема розничного товарооборота. В 2009 году он составил 14602,5 миллиарда рублей, что в товарной массе на 5,5% меньше, чем за 2008 г. 

Рис. 11. Динамика оборота розничной торговли в 2008-2010 гг.

По итогам 2009 года рост потребительских цен замедлился вследствие падения спроса и снижения реальных располагаемых доходов населения. В целом за 2009 год цены на товары и услуги выросли на 8,8% против 13,3% в 2008 году, в декабре 2009 года - на 0,4% (декабрь 2008 года – на 0,7%). На товары (без услуг) рост цен по итогам года составил 7,9%, в декабре 2009 года – 0,4% (за 2008 год цены на товары выросли – на 12,4%, в декабре 2008 года – на 0,6%). Стоимость минимального набора продуктов питания в среднем по России в конце декабря 2009 года составила 2131 рубль, увеличившись за месяц на 1,1% (за период с начала года – на 0,7%).

По итогам I квартала 2010 года оборот розничной торговли составил 3607,6 млрд. рублей, увеличившись на 1,3% по отношению  к соответствующему периоду 2009 года. Если в январе текущего года оборот розничной торговли сохранился на уровне января 2009 года, то в феврале и марте 2010 года наблюдался рост оборота розничной торговли впервые с января 2009 года: в феврале – на 0,9%, в марте – на 2,9% к соответствующему месяцу 2009 года.

В 2009 году наблюдалось резкое падение  объемов оптовых продаж, за год  оборот снизился на 11,4% по сравнению 2008 годом и составил 29414,3 млрд.  рублей. При этом оборот организаций оптовой  торговли составил 80% от общего оборота оптовой торговли.

Вклад в ВВП  и налоговые поступления

Торговля занимает лидирующие позиции  по вкладу в российский ВВП. Доля торговли в добавленной стоимости, созданной  в экономике России в 2009 г. составила 19,5%.

Рис. 12. Вклад сектора торговли в ВВП страны

Торговля обеспечивает десятую  часть всех налоговых поступлений  в бюджет РФ. Снижение с уровня 2006 года связаны с изменениями налогообложения  на подакцизные товары (нефтепродукты). Рост налоговых платежей организаций  розничной торговли продолжился  в 2009 году, несмотря на кризисные явления.

Рис. 13. Доля торговли в налоговых поступлениях в бюджет РФ

Занятость в  торговле и демография торговых организаций

Рис. 14. Численность занятых и число хозяйствующих субъектов сектора торговли

По состоянию на 1 января 2009 г. в секторе торговли РФ действовало более 2 млн. хозяйствующих субъектов, 67% из которых – индивидуальные предприниматели. Торговая отрасль – лидер среди всех отраслей российской экономики по количеству созданных рабочих мест: общая численность занятых в 2008 г. составила около 12 млн. человек или 17,7% от всего занятого населения страны.

Рис. 15. Среднегодовая численность занятых в экономике РФ и среднемесячная начисленная заработная плата работников организаций

Роль малого и среднего предпринимательства

В секторе торговли работает около половины малых предприятий  РФ, на которых трудятся свыше 3 млн. человек.  На торговлю приходится более 70% оборота малых предприятий РФ.

 

Рис. 16. Количество малых предприятий

Рис. 17. Структура оборота малых предприятий и структура занятости

Именно малые  и средние торговые предприятия  часто первыми начинают продажи  новых товаров, производители которых  еще не достигли необходимого масштаба для создания широкой дистрибуции  и выхода в розничные сети. Таким образом, наличие достаточного количества малых и средних торговых предприятий и их высокое качество стимулируют инновационную активность в стране.

При этом следует  особо отметить вклад торговли и  в общее развитие предпринимательства  в стране, так как зачастую именно торговля является «первым шагом» для многих предпринимателей перед переходом в другие сферы экономической деятельности.

Иностранные инвестиции

Сумма накопленных иностранных  инвестиций в оптовую и розничную  торговлю России превышают 50 млрд. долл. США. Торговая отрасль по этому показателю уступает только обрабатывающей отрасли экономики.

Рис. 18. Структура иностранных инвестиций в РФ

В силу своей ненасыщенности российский рынок розничной торговли – один из самых инвестиционно привлекательных в мире. Согласно рейтингу компании AT Kearny за 2009 год Россия стоит на втором месте в рейтинге инвестиционной привлекательности сектора торговли, между Индией и Китаем, которые занимают 1-е и 3-е места, соответственно. Этот рейтинг рассчитывается исходя из набора показателей: страновой риск, привлекательность рынка, насыщенность рынка, и другие.

Этим объясняется высокая заинтересованность международных розничных сетей  в российском рынке. Часть из них, такие как продовольственные  сети Ашан (Auchan), Метро (Metro), сети магазинов для дома Леруа Mерлен (Leroy Merlin), Оби (OBI), Кика (Kika), Икея (Ikea), Касторама (Castorama) и другие, уже вышли на российский рынок и планируют продолжать активное развитие.

Иностранные сети обычно более эффективны, чем местные игроки. Их приход ведет к увеличению конкуренции и распространению современных стандартов работы. Например, выручка с квадратного метра торговой площади российских гипермаркетов Лента составляет 220 тыс. руб., а гипермаркетов французской сети Ашан - 400 тыс. руб.,,  немецких гипермаркетов Метро – 285 тыс. руб. на м кв.

На данный момент доля иностранных  сетей в РФ относительно невелика: в продовольственной рознице  она составляет 6%, а в непродовольственной  всего 2%.

Товарная структура  розничной торговли РФ

Соотношение продовольственных и  непродовольственных товаров в  розничной торговле до кризиса 2008г. показывало незначительную динамику в  сторону увеличения доли последних. Но кризис изменил  данную тенденцию, и соотношение между данными  группами товаров в 2008 году вернулось на уровень 2000–2005 годов.

В структуре оборота розничной  торговли в 2009 году отмечалась тенденция  экономии населения на приобретении товаров длительного пользования, в результате чего в общем объеме розничной торговли выросла доля пищевых продуктов, включая напитки, и табачных изделий, составив 48,6% против 46,8% в 2008 году, а доля непродовольственных товаров снизилась до 51,4% против 53,2% в 2008 году.

Рис. 19. Структура российской торговли продовольственными и непродовольственными товарами

Одним из  последствий финансового  кризиса стало замедление прироста продажи непродовольственных товаров  под влиянием удорожания потребительских  кредитов и снижение роста оборота  розничной торговли в целом. По кварталам 2008 г. индексы физического объема оборота розничной торговли непродовольственными товарами составляли: 121,6%, 120,4%, 118,8%, 110,3%, по кварталам 2009 г.,  соответственно, 100,2%, 91,2%, 87,5%, 90,7% .

Рис. 20. Структура оборота розничной торговли непродовольственными товарами в РФ

При этом в товарной структуре непродовольственной  торговли наблюдается некоторая  тенденция к снижению доли продаж, приходящейся на текстильные изделия, медицинские препараты. В 2009 году доля продаж, приходящаяся на одежду, обувь  и аксессуары оставила 22%, в то время как в 2002 году на этот сектор приходилось 34% продаж. Относительно стабильной остаётся доля продаж бытовой техники и электроники (5-6% от оборота), а так же легковых автомобилей (11-15% от оборота), а доли продаж всех остальных групп непродовольственных товаров соответственно увеличиваются.

Степень консолидации

Рынок розничной торговли в России характеризуется относительно низкой степенью консолидации практически  для всех категорий товаров, за исключением  рынка бытовой техники и электроники. Доля пяти крупнейших игроков на рынке мобильных телефонов и сотовой связи в 2008 году составила 82%, а на рынке бытовой техники и прочей электроники – 68%. В то же время консолидация рынка фармацевтики составила лишь 15,5%, продуктов питания – 11%, одежды – 1,4%, а текстиля – всего 0,5%.

Рис. 21. Доля рынка пяти крупнейших торговых сетей в России

Сектор оптовой торговли в РФ в настоящее время также не характеризуется высоким уровнем  консолидации, сектор представлен широким  перечнем относительно небольших компаний, работающих, как правило, в ограниченном количестве регионов. Многим розничным сетям по причине слабого уровня развития оптового сектора приходится самостоятельно организовывать в рамках своих компаний дистрибуторские подразделения, обслуживающие зачастую не только точки продаж материнской компании, но и торговые объекты других розничных сетей.

Система потребительской  кооперации

Потребительская кооперация России —  важнейшая социальная структура, обеспечивающая сельское население товарами, закупающая излишки сельхозпродукции у владельцев подворий, развивающая производство, переработку, бытовые услуги.

Рис. 22. Оборот розничной торговли организаций потребительской кооперации

Система потребительской кооперации России насчитывает более 175 лет истории, обладает огромными традициями и большим человеческим потенциалом:

  • в системе имеется более 50 тыс. действующих магазинов совокупной площадью 3,2 млн. кв. м;
  • торговля обслуживает до 60% сельского населения;
  • имеются свои оптово-распределительные центры практически в каждом регионе (более 100 действующих торговых баз и 3,5 тыс. складов);
  • имеются возможности для частичного обеспечения потребностей торговли за счет производства организаций потребительской кооперации;
  • магазины потребительской кооперации в сельской местности являются центрами общественной жизни для многих населенных пунктов.

Вместе с тем, имеются особенности, которые определяют специфику кооперативной  торговли, в частности:

  • в большинстве регионов магазины либо не интегрированы вообще, либо объединены на уровне административных районов, практически отсутствуют торговые сети;
  • большинство магазинов имеют небольшие площади;
  • имеется значительное количество убыточных магазинов, в частности, расположенных в населенных пунктах с численностью населения менее 100 человек; указанные магазины зачастую имеют исключительно социальный характер и не являются коммерчески эффективными;
  • многие торговые точки находятся на значительном удалении от возможных логистических распределительных центров. 

Состояние торговли в регионах

Отрасль торговли играет важную социальную и экономическую роль не только на уровне страны в целом, но и на уровне каждого региона.

Уровень развития торговли очень неоднороден  по регионам РФ. Это выражается как  в уровне цен, в обеспеченности населения торговыми площадями современных форматов, товарным ассортиментом, т.е. показателях, которые непосредственно относятся к отрасли торговли, так и в уровне развития транспортно-логистической инфраструктуры, наличии местных производителей и др., т.е. параметров, оказывающих влияние на развитие торговли в регионе. При этом для многих регионов торговля является основой экономики. Так, для 13 регионов РФ торговля оказывает наибольший вклад в ВРП, и для 24 – в занятость. Например, для Москвы доля вклада торговли в ВРП составляет 39%, а в занятость 25%. Наряду с регионами с высоким вкладом торговли в экономику, есть регионы, в которых торговля осуществляет меньший вклад, но при этом остаётся одной из наиболее важных отраслей экономики. Например, в Чукотском автономном округе занятость в торговле составляет всего 6,2%, а вклад в ВРП 6,3%. Но для этого региона высокую роль играет межрегиональная торговля, поскольку большая часть продукции доставляется из других регионов.

Информация о работе Стратегия развития торговли в Российской Федерации на 2010 – 2015 годы и период до 2020 года