Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 19:44, реферат
Мероприятия по совершенствованию государственного регулирования в сфере торговли с целью развития торговой деятельности и формирования эффективной торговой политики в Российской Федерации в 2009 году (пункт 2), одобренные на заседании Правительства Российской Федерации 9 апреля 2009 года
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года
В целом, торговую отрасль в развитых странах можно охарактеризовать высокой степенью консолидации, высокой долей малого бизнеса в общем обороте, растущей долей современных форматов и дистанционной торговли. Розничная торговля выполняет важные экономические и социальные функции, поддерживая высокий уровень жизни населения, занятости, развитие малого бизнеса и экономическое развитие государств
Оборот торговли
Торговая отрасль на протяжении последних нескольких лет – одна из наиболее быстро развивающихся отраслей экономики России, опережающая по темпам роста другие отрасли.
С 2003 по 2009 годы выручка организаций отрасли торговли демонстрировала один из самых высоких темпов роста, который составил 7%, уступая только сектору строительства, сектору производства и распределению электроэнергии, газа и воды и обрабатывающим производствам.
При этом оборот оптовой торговли показывал более высокие темпы роста, чем темпы роста оборота розничной торговли. Среднегодовые темпы роста оборота оптовой торговли с 2000 г. составляли 10% в год, в то время как розничной – только 7%. Объёмы оборота в 2008 году достигли показателя в 32 146 млрд. руб. для оптовой торговли и 13 915 млрд. руб. – для розничной.
Однако в связи с
Валовой внутренний продукт за 2009 г. составил в текущих ценах 39 трлн. рублей и индекс его физического объема относительно 2008 г. составил 92,1%. Объем выпуска промышленной продукции за этот год снизился на 10,8% к выпуску 2008 года. По объемам экспорта и импорта продукции наблюдалось резкое снижение до 64,01% и до 63,16%, соответственно. Все эти факторы отразились на снижении объема розничного товарооборота. В 2009 году он составил 14602,5 миллиарда рублей, что в товарной массе на 5,5% меньше, чем за 2008 г.
По итогам 2009 года рост потребительских цен замедлился вследствие падения спроса и снижения реальных располагаемых доходов населения. В целом за 2009 год цены на товары и услуги выросли на 8,8% против 13,3% в 2008 году, в декабре 2009 года - на 0,4% (декабрь 2008 года – на 0,7%). На товары (без услуг) рост цен по итогам года составил 7,9%, в декабре 2009 года – 0,4% (за 2008 год цены на товары выросли – на 12,4%, в декабре 2008 года – на 0,6%). Стоимость минимального набора продуктов питания в среднем по России в конце декабря 2009 года составила 2131 рубль, увеличившись за месяц на 1,1% (за период с начала года – на 0,7%).
По итогам I квартала 2010 года оборот розничной торговли составил 3607,6 млрд. рублей, увеличившись на 1,3% по отношению к соответствующему периоду 2009 года. Если в январе текущего года оборот розничной торговли сохранился на уровне января 2009 года, то в феврале и марте 2010 года наблюдался рост оборота розничной торговли впервые с января 2009 года: в феврале – на 0,9%, в марте – на 2,9% к соответствующему месяцу 2009 года.
В 2009 году наблюдалось резкое падение объемов оптовых продаж, за год оборот снизился на 11,4% по сравнению 2008 годом и составил 29414,3 млрд. рублей. При этом оборот организаций оптовой торговли составил 80% от общего оборота оптовой торговли.
Торговля занимает лидирующие позиции по вкладу в российский ВВП. Доля торговли в добавленной стоимости, созданной в экономике России в 2009 г. составила 19,5%.
Торговля обеспечивает десятую
часть всех налоговых поступлений
в бюджет РФ. Снижение с уровня 2006
года связаны с изменениями
Рис. 13. Доля торговли в налоговых поступлениях в бюджет РФ
Рис. 14. Численность занятых и число хозяйствующих субъектов сектора торговли
По состоянию на 1 января 2009 г. в секторе торговли РФ действовало более 2 млн. хозяйствующих субъектов, 67% из которых – индивидуальные предприниматели. Торговая отрасль – лидер среди всех отраслей российской экономики по количеству созданных рабочих мест: общая численность занятых в 2008 г. составила около 12 млн. человек или 17,7% от всего занятого населения страны.
Рис. 15. Среднегодовая численность занятых в экономике РФ и среднемесячная начисленная заработная плата работников организаций
В секторе торговли работает около половины малых предприятий РФ, на которых трудятся свыше 3 млн. человек. На торговлю приходится более 70% оборота малых предприятий РФ.
Рис. 16. Количество малых предприятий
Рис. 17. Структура оборота малых предприятий и структура занятости
Именно малые и средние торговые предприятия часто первыми начинают продажи новых товаров, производители которых еще не достигли необходимого масштаба для создания широкой дистрибуции и выхода в розничные сети. Таким образом, наличие достаточного количества малых и средних торговых предприятий и их высокое качество стимулируют инновационную активность в стране.
При этом следует особо отметить вклад торговли и в общее развитие предпринимательства в стране, так как зачастую именно торговля является «первым шагом» для многих предпринимателей перед переходом в другие сферы экономической деятельности.
Сумма накопленных иностранных инвестиций в оптовую и розничную торговлю России превышают 50 млрд. долл. США. Торговая отрасль по этому показателю уступает только обрабатывающей отрасли экономики.
Рис. 18. Структура иностранных инвестиций в РФ
В силу своей ненасыщенности российский
рынок розничной торговли – один
из самых инвестиционно
Этим объясняется высокая
Иностранные сети обычно более эффективны, чем местные игроки. Их приход ведет к увеличению конкуренции и распространению современных стандартов работы. Например, выручка с квадратного метра торговой площади российских гипермаркетов Лента составляет 220 тыс. руб., а гипермаркетов французской сети Ашан - 400 тыс. руб.,, немецких гипермаркетов Метро – 285 тыс. руб. на м кв.
На данный момент доля иностранных сетей в РФ относительно невелика: в продовольственной рознице она составляет 6%, а в непродовольственной всего 2%.
Соотношение продовольственных и непродовольственных товаров в розничной торговле до кризиса 2008г. показывало незначительную динамику в сторону увеличения доли последних. Но кризис изменил данную тенденцию, и соотношение между данными группами товаров в 2008 году вернулось на уровень 2000–2005 годов.
В структуре оборота розничной
торговли в 2009 году отмечалась тенденция
экономии населения на приобретении
товаров длительного
Рис. 19. Структура российской торговли продовольственными и непродовольственными товарами
Одним из последствий финансового
кризиса стало замедление прироста
продажи непродовольственных
Рис. 20. Структура оборота розничной торговли непродовольственными товарами в РФ
При этом в товарной структуре непродовольственной торговли наблюдается некоторая тенденция к снижению доли продаж, приходящейся на текстильные изделия, медицинские препараты. В 2009 году доля продаж, приходящаяся на одежду, обувь и аксессуары оставила 22%, в то время как в 2002 году на этот сектор приходилось 34% продаж. Относительно стабильной остаётся доля продаж бытовой техники и электроники (5-6% от оборота), а так же легковых автомобилей (11-15% от оборота), а доли продаж всех остальных групп непродовольственных товаров соответственно увеличиваются.
Рынок розничной торговли в России характеризуется относительно низкой степенью консолидации практически для всех категорий товаров, за исключением рынка бытовой техники и электроники. Доля пяти крупнейших игроков на рынке мобильных телефонов и сотовой связи в 2008 году составила 82%, а на рынке бытовой техники и прочей электроники – 68%. В то же время консолидация рынка фармацевтики составила лишь 15,5%, продуктов питания – 11%, одежды – 1,4%, а текстиля – всего 0,5%.
Рис. 21. Доля рынка пяти крупнейших торговых сетей в России
Сектор оптовой торговли в РФ
в настоящее время также не
характеризуется высоким
Потребительская кооперация России — важнейшая социальная структура, обеспечивающая сельское население товарами, закупающая излишки сельхозпродукции у владельцев подворий, развивающая производство, переработку, бытовые услуги.
Рис. 22. Оборот розничной торговли организаций потребительской кооперации
Система потребительской кооперации России насчитывает более 175 лет истории, обладает огромными традициями и большим человеческим потенциалом:
Вместе с тем, имеются особенности, которые определяют специфику кооперативной торговли, в частности:
Отрасль торговли играет важную социальную и экономическую роль не только на уровне страны в целом, но и на уровне каждого региона.
Уровень развития торговли очень неоднороден по регионам РФ. Это выражается как в уровне цен, в обеспеченности населения торговыми площадями современных форматов, товарным ассортиментом, т.е. показателях, которые непосредственно относятся к отрасли торговли, так и в уровне развития транспортно-логистической инфраструктуры, наличии местных производителей и др., т.е. параметров, оказывающих влияние на развитие торговли в регионе. При этом для многих регионов торговля является основой экономики. Так, для 13 регионов РФ торговля оказывает наибольший вклад в ВРП, и для 24 – в занятость. Например, для Москвы доля вклада торговли в ВРП составляет 39%, а в занятость 25%. Наряду с регионами с высоким вкладом торговли в экономику, есть регионы, в которых торговля осуществляет меньший вклад, но при этом остаётся одной из наиболее важных отраслей экономики. Например, в Чукотском автономном округе занятость в торговле составляет всего 6,2%, а вклад в ВРП 6,3%. Но для этого региона высокую роль играет межрегиональная торговля, поскольку большая часть продукции доставляется из других регионов.