Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 19:44, реферат
Мероприятия по совершенствованию государственного регулирования в сфере торговли с целью развития торговой деятельности и формирования эффективной торговой политики в Российской Федерации в 2009 году (пункт 2), одобренные на заседании Правительства Российской Федерации 9 апреля 2009 года
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года
Для воздействия на данную ситуацию
в Федеральный закон «Об
1) возложение на хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки товаров, обязанности по участию в повторной (дополнительной по отношению к проведенной в соответствии с федеральными законами) проверке качества и безопасности товаров, в региональной или муниципальной системе качества товаров, за исключением случаев, если такая обязанность передана органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления в установленном порядке;
2) понуждение хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки товаров, к участию в прохождении контрольных и (или) разрешительных процедур, установленных нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами в дополнение к предусмотренным федеральными законами процедурам и являющихся условиями организации и осуществления торговой деятельности на территории субъекта Российской Федерации или муниципального образования (аттестация торговых объектов, аккредитация хозяйствующих субъектов, сертификация товаров, соответствие торговых объектов требованиям законодательства Российской Федерации);
3) понуждение хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки товаров, продавать товары по ценам, определенным в порядке, установленном органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (за исключением случаев, если такие органы в установленном порядке наделены правом осуществлять государственное регулирование цен на товары) или органами местного самоуправления;
4) принятие иных нормативных правовых актов, решений, предусматривающих:
а) установление запретов или введение ограничений в отношении свободного перемещения товаров между субъектами Российской Федерации, между муниципальными образованиями в границах субъекта Российской Федерации;
б) введение ограничений продажи отдельных видов товаров на территориях субъектов Российской Федерации, территориях муниципальных образований в границах субъектов Российской Федерации;
в) понуждение хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, к заключению в приоритетном порядке договоров поставки товаров с определенными хозяйствующими субъектами, осуществляющими поставки товаров, а хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки товаров, к заключению в приоритетном порядке договоров поставки товаров с определенными хозяйствующими субъектами, осуществляющими торговую деятельность;
г) установление для хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, ограничений выбора хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки товаров, а для хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки товаров, ограничений выбора хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность;
д) дискриминацию хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки товаров, в предоставлении доступа к объектам транспорта, инфраструктуры.
Обеспечить соблюдение указанных норм органами власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления планируется путем применения мер антимонопольного воздействия, в том числе привлечения к административной ответственности.
Принятие Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности» продемонстрировало с одной стороны тяготение органов власти к административному регулированию отношений в сфере торговли путем определения правил дозволенного поведения, в то же время законом предусмотрена необходимость принятия актов по развитию торговли, в том числе, путем применения программно-целевого метода.
Основой применения методов программирования и стратегического планирования является Федеральный закон от 20 июля 1995 г. № 115-ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации», в соответствии с которым Правительством Российской Федерации разрабатываются программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (например, Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006 – 2008 годы), утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 января 2006 г. № 38-р), концепция социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу (например, Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р).
В числе документов стратегического характера федерального уровня, затрагивающих в той или иной части сферу торговли, следует назвать:
– Доктрину продовольственной безопасности Российской Федерации (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 30 января 2010 г. № 120);
– Программу развития конкуренции в Российской Федерации (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 мая 2009 г. № 691-р);
– Концепцию реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года (одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. № 2128-р;
– Концепцию государственной поддержки организаций народных художественных промыслов на период до 2015 года (утверждена приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации;
– Стратегию развития фармацевтической промышленности Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 23 октября 2009 г. № 965), Стратегию развития легкой промышленности России на период до 2020 года (утверждена приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 24 сентября 2009 г. № 853), Стратегия развития автомобильной промышленности Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 23 апреля 2010 г. № 319), другие стратегии развития отраслей промышленности, производящих товары потребительского назначения.
Нормативной основой разработки программ на федеральном уровне являются нормы Бюджетного кодекса Российской Федерации и Порядок разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерации, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. № 594.
Примером применения программного метода для решения проблем в секторах промышленности и торговле, представляемых субъектами малого и среднего предпринимательства, является Ведомственная целевая программа «Развитие малого и среднего предпринимательства в отраслях промышленности и в торговле», утвержденная приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 15 февраля 2010 г. № 123.
Примерами применения стратегического
планирования и программирования социально-экономического
развития отдельных регионов Российской
Федерации являются Стратегия социально-
В целях совершенствования деятельности по разработке, утверждению и реализации программ экономического и социального развития субъектов Российской Федерации Правительство Российской Федерации в своем распоряжении от 14 июня 2001 г. № 800-р, установило, что разработка и согласование программ экономического и социального развития субъектов Российской Федерации, имеющих федеральное значение и предлагаемых к финансированию с использованием средств федерального бюджета, осуществляется в порядке и по типовой форме, установленным Министерством экономического развития Российской Федерации. Последнее утвердило таковые своим приказом от 17 июня 2002 г. № 170 «О совершенствовании разработки, утверждения и реализации программ экономического и социального развития субъектов Российской Федерации».
Вышеперечисленные документы должны учитываться органами государственной власти субъектов Российской Федерации при разработке региональных программ развития торговли, предусмотренных Федеральным законом «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».
Согласно результатам анализа развития торговли в Российской Федерации и зарубежных странах можно выделить основные показатели, характеризующие отставание российского ритейла от развитых стран:
Рис. 30. Ключевые показатели торговли в России и др. странах
Рис. 31. Проблемы торговой отрасли России
К проблемам государственного регулирования, негативно сказывающимися на развитии торговли можно отнести следующие. Во-первых, некоторые аспекты торговой деятельности являются чрезмерно зарегулированными. Во-вторых, отдельные положения нормативно-правовых актов допускают неоднозначное толкование в силу недостаточного раскрытия понятийного аппарата. Дополнительной проблемой является отсутствие в некоторых случаях четкого разграничения полномочий по регулированию торговой деятельности между федеральными и региональными властями. В-третьих, отдельные нормативно-правовые акты, регулирующие различные аспекты торговой деятельности, содержат пункты, противоречащие друг другу.
До последнего времени регулирование отрасли торговли в России характеризовалось низкой степенью вмешательства со стороны государства:
Такая регуляторная политика привела к ряду как положительных, так и отрицательных эффектов для самой отрасли, потребителей и государства. Так, например, отсутствие жёсткого регулирования, с одной стороны, способствовало высокой инвестиционной привлекательности и быстрым темпам развития отрасли, а с другой, привело к возникновению высоких входных барьеров на региональные рынки, выраженных в протекционистских мерах со стороны администраций регионов, и отсутствию развитой инфраструктуры.
Для потребителей основным положительным фактором стало существенное увеличение количества форматов современной торговли, которые позволили снизить цены (по сравнению с традиционными форматами) и повысить качество обслуживания. Однако, с другой стороны, высокая неравномерность развития сектора привела к сильной диспропорции в обеспеченности торговыми площадями, современными форматами, уровне цен между различными регионами. А хаотичная застройка муниципальных образований привела к таким проблемам, как ухудшение исторического облика городов и снижение транспортно-пропускной способности.
Злоупотребление местными властями своими полномочиями – одно из главных препятствий для развития торговли в стране. Местные власти часто имеют личную заинтересованность в бизнесе региональных розничных компаний и препятствуют конкуренции, затягивая выдачу разрешений на строительство, лицензий и других документов новым игрокам. Кроме того, высокий уровень коррупции при получении разрешений, лицензий, сертификатов и проведение различных проверок существенно увеличивает необходимые для развития торговли инвестиции и расходы, что снижает инвестиционную привлекательность отрасли.
В секторе оптовой торговли отмечаются злоупотребления со стороны сотрудников таможенных органов. В частности, отмечаются неоправданно длительные сроки оформления грузов, халатное обращение с грузами и их неправильное хранение, приводящие в отдельных случаях к порче или полной потере груза.
Налоговое законодательство приводит к избыточному объему бухгалтерской отчетности для хозяйственных обществ и низкому уровню применения патентов самозанятыми и малыми семейными компаниями.
В условиях отсутствия средств и платежеспособного спроса субъекты малого предпринимательства вынуждены высвобождать дополнительные средства, многие предприятия минимизируют налоговые поступления, принимают большие усилия по экономии издержек, в том числе в укрытии собственных доходов. На сегодняшний момент общая доля теневого оборота по экспертным оценкам составляет 42 процента от фактического оборота (в том числе 16 процентов не отражается в официальной отчетности, 26 процентов составляют контракты с фирмами по обналичиванию). «Выпадение» оборота малых предприятий из легальной экономики оценивается в 36,5-49 млрд. долларов..4