Стратегия развития торговли в Российской Федерации на 2010 – 2015 годы и период до 2020 года

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 19:44, реферат

Краткое описание

Мероприятия по совершенствованию государственного регулирования в сфере торговли с целью развития торговой деятельности и формирования эффективной торговой политики в Российской Федерации в 2009 году (пункт 2), одобренные на заседании Правительства Российской Федерации 9 апреля 2009 года
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года

Вложенные файлы: 1 файл

Проект Стратегии развития торговли в Российской Федерации на 2010 – 2015 годы и период до 2020 года.doc

— 3.43 Мб (Скачать файл)

В настоящее время российский сектор оптовой торговли также как и розничной находится на стадии роста. Ожидается, что с развитием сектора розничной торговли и производства, розничные и производственные компании, укрупняясь, будут развивать собственные подразделения, занимающиеся дистрибуцией. При этом компании оптового сектора будут либо интегрироваться в розницу, либо фокусироваться на логистических услугах, работе с малыми компаниями (производственными и розничными), нишевым ассортиментом или удаленными территориями.

Выводы

Таким образом, из анализа текущего состояния сектора торговли в РФ можно заключить, что он представляет значительные возможности для дальнейшего роста и развития при условии обеспечения достаточной инвестиционной привлекательности. Эти возможности связаны, в первую очередь, с увеличением общего количества торговых площадей, увеличением доли современных форматов, увеличением консолидации отрасли, увеличением конкуренции между торговыми компаниями, развитием малого и среднего бизнеса  и кооперации в торговле, развитием дистанционной торговли.

Успешной реализации этих возможностей может помешать ряд проблем, препятствующих развитию сектора торговли в России. Кроме того, существует ряд угроз, которые необходимо нивелировать для максимальной реализации потенциальных положительных эффектов.

 

  1. Анализ действующего законодательства Российской Федерации в сфере регулирования торговой деятельности

  1. Структура нормативной правовой базы по регулированию отношений в сфере торговли

В настоящее время  законодательная и правовая основа деятельности торговли в Российской Федерации представлена федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, Постановлениями Правительства России, нормативными актами Министерств, Федеральных Служб и Агентств, законами и подзаконными нормативными актами субъектов РФ, а также муниципальными правовым актами.

Согласно статье 3 Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» правовое регулирование отношений в области торговой деятельности осуществляется:

1) Гражданским кодексом Российской Федерации;

2) Законом Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-I «О защите прав потребителей» и другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации;

3) законами субъектов Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Организация торговой деятельности, как подготовительный этап торгового  процесса, представляет собой комплекс таких действий, как приобретение на различных основаниях торговых объектов (строительство новых, реконструкция имеющихся, аренда у сторонних организаций), подготовка их к эксплуатации (включая заключение соответствующих сервисных договоров), приобретение необходимого торгово-технологического оборудования (инструмента, инвентаря) и подготовка его к эксплуатации (включая регистрацию контрольно-кассовой техники, техническое освидетельствование сосудов, работающих под давлением, лифтов), получение необходимых разрешительных документов (лицензий, разрешений) и совершение иных действий по легализации своей деятельности (подача уведомлений о начале осуществления торговой деятельности, регистрация декларации пожарной безопасности), регистрация знака обслуживания или легализация коммерческого обозначения, разработка планов (карт, схем, правил учета) торгово-технологических операций, определение режима работы, наём и расстановка персонала, проектирование финансовых процессов.

С началом осуществления  торговой деятельности отдельные действия организационного характера трансформируются в постоянные торгово-технологические  операции (эксплуатация оборудования, координация работы персонала и  оплата его труда, информационно-аналитическое обеспечение деятельности, исчисление и уплата налогов, обязательных страховых взносов и другие технологические и хозяйственные операции).

Собственно осуществление  торговой деятельности выражается в  комплексе действий по приобретению и продаже товаров (определение условий соответствующих договоров, в том числе согласование их с контрагентами, заключение договоров и их исполнение с использованием имеющихся материальных (торговых объектов, торговых площадей, оборудования и инструментов), информационных (официальных сайтов в соответствующих информационно-телекоммуникационных сетях) и человеческих ресурсов).

Условно нормативный  массив, регулирующий отношения в  сфере торговли, можно разделить  на следующие блоки:

1. Организация торговой деятельности. В этот блок входят нормативные акты, регулирующие отношения, возникающие при организации торговой деятельности, как вида предпринимательской деятельности:

– от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (в части регистрации в качестве участников гражданского оборота);

– от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ «Налоговый кодекс Российской Федерации» (в части постановки на налоговый учет, а также уплаты хозяйствующими в сфере торговли субъектами отдельных видов налогов);

– от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (в части регистрации в качестве страхователей);

– от 29 ноября 2007 г. № 282 «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации» (в части присвоения кодов статистической отчетности и предоставления статистических отчетов);

– от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (в части уведомления государства о начале осуществления отдельных видов торговой деятельности);

– от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (в части лицензирования торговли отдельными видами товаров);

– от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (в части регистрации создаваемых или реконструируемых торговых объектов капитального характера);

– от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов» (в части оснащения торговых объектов контрольно-кассовой техникой и ее регистрации);

– от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (в части внесения в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства);

– от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ «Трудовой кодекс Российской Федерации» (в части найма работников, проведения обязательных медицинских осмотров);

– от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (в части использования труда иностранных граждан);

– от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» и принятые в их исполнение другие нормативные правовые акты.

Перечисленные акты возлагают  на хозяйствующих в сфере торговли субъектов обязанности и обременения общие для всех субъектов предпринимательской деятельности в Российской Федерации.

 

2. Осуществление торговой деятельности. Данный блок образуют нормативные акты, устанавливающие специальные требования к осуществлению торговой деятельности (требования к торговому процессу и его операциям). Указанные требования преимущественно содержатся в нормативных правовых актах, устанавливающих обязательные требования к осуществлению отдельных видов деятельности, принятых в развитие общеотраслевых федеральных законов, в первую очередь – Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», устанавливающего систему технического регулирования в Российской Федерации, основанную на технических регламентах. В числе технических регламентов, устанавливающих требования к реализации продукции (совершению реализационных торгово-технологических операций):

– Федеральный закон от 22 декабря 2008 г. № 268-ФЗ «Технический регламент на табачную продукцию»;

– Федеральный закон от 27 октября 2008 г. № 178-ФЗ «Технический регламент на соковую продукцию из фруктов и овощей»;

– Федеральный закон от 12 июня 2008 г. № 88-ФЗ «Технический регламент на молоко и молочную продукцию».

Отдельная группа актов, устанавливающих требования к осуществлению торговли в части ценообразования и заключения договоров купли-продажи, образуют Указ Президента Российской Федерации от 28 февраля 1995 г. № 221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)», Постановление Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 г. № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» и принятые в их развитие:

– постановление Правительства Российской Федерации от 8 августа 2009 г. № 654 «О совершенствовании государственного регулирования цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства»;

– постановление Правительства Российской Федерации от 16 июня 2001 г. № 467 «О мерах по совершенствованию государственного регулирования в сфере производства и оборота этилового спирта из пищевого сырья»;

– постановление Правительства Российской Федерации от 8 февраля 1996 г. № 131 «О мерах по обеспечению устойчивой работы ликероводочной отрасли промышленности»;

– приказ Федеральной службы по регулированию алкогольной рынка от 30 ноября 2009 г. № 17н «Об установлении и введении с 1 января 2010 года минимальной цены на водку для розничной продажи» и другие акты.

В числе актов, предусматривающих  особенности ценообразования, следует  назвать Налоговый кодекс Российской Федерации (статья 187.1) и принятый Министерством финансов Российской Федерации приказ от 25 августа 2006 г. № 108 н «Об утверждении форм уведомлений о максимальных розничных ценах на табачные изделия».

В числе актов законодательства, устанавливающего косвенные требования к реализации отдельных видов товаров, следует назвать Федеральный закон от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Данный закон устанавливает требования обеспечения энергетической эффективности при обороте товаров (в том числе сокращение оборота электрических ламп накаливания, запрет оборота товаров без информации о классе их энергетической эффективности, иной обязательной информации об энергетической эффективности в технической документации, прилагаемой к товарам, в их маркировке, на их этикетках в случае, если наличие такой информации является обязательным).

 

3. Организация и осуществление торговой деятельности. Этот блок наиболее обширен. Его основу составляют Указ Президента Российской Федерации от 29 января 1992 г. № 65 «О свободе торговли», Гражданский кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 28 декабря 2009 г. № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-I «О защите прав потребителей», устанавливающие требования к организации торговой деятельности как вида предпринимательской деятельности и осуществлению торговой деятельности.

Положения данных федеральных  законов развиваются в серии  подзаконных постановлений Правительства  Российской Федерации, образующих законодательство о защите прав потребителей:

– от 23 апреля 1997 г. № 481 «Об утверждении Перечня товаров, информация о которых должна содержать противопоказания для применения при отдельных видах заболеваний»;

– от 13 мая 1997 г. № 575 «Об утверждении Перечня технически сложных товаров, в отношении которых требования потребителя об их замене подлежат удовлетворению в случае обнаружения в товарах существенных недостатков»;

– от 21 июля 1997 г. № 918 «Об утверждении Правил продажи товаров по образцам»;

– от 15 августа 1997 г. № 1037 «О мерах по обеспечению наличия на ввозимых на территорию Российской Федерации непродовольственных товарах информации на русском языке»;

– от 19 января 1998 г. № 55 «Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации»;

– от 6 июня 1998 № 569 «Об утверждении Правил комиссионной торговли непродовольственными товарами»;

– от 27 сентября 2007 г. № 612 «Об утверждении Правил продажи товаров дистанционным способом»;

– от 31 декабря 2009 г. № 1222 «О видах и характеристиках товаров, информация о классе энергетической эффективности которых должна содержаться в технической документации, прилагаемой к этим товарам, в их маркировке, на их этикетках, и принципах правил определения производителями, импортерами класса энергетической эффективности товара».

Следующий уровень образуют федеральные законы об обороте (обращении) отдельных видов товаров и  принятые в их исполнение нормативные  правовые акты, образующие законодательство об обороте (обращении) отдельных видов  товаров, в частности, федеральные законы:

– от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции»;

– от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ «Об оружии»;

– от 19 июля 1997 г. № 109-ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами»;

– от 8 января 1998 г. № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах»;

– от 26 марта 1998 г. № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях»;

– от 2 января 2000 г. № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов»;

– от 10 июня 2001 г. № 87-ФЗ «Об ограничении курения табака»;

– от 7 марта 2005 г. № 11-ФЗ «Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе»;

Информация о работе Стратегия развития торговли в Российской Федерации на 2010 – 2015 годы и период до 2020 года