Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 11:47, реферат
Славянские племена в VI – VIII вв. заселили обширную часть Центральной и Восточной Европы. Восточная ветвь славянства распространилась к VIII – IХ в.в. в основном по великой Русской равнине от Черного моря и почти до Финского залива.
Можно выделить четыре основных части восточных земель: Озерная (Новгород, озеро Ильмень); Западная Двина (Полоцк); бассейн Днепра (Киев); верховье Волги (Ростов Великий).
Финансовое ведомство
России стремилось держать частные
банки под своим контролем. Это
достигалось как путем
Как же функционировали российские акционерные коммерческие банки? В российских банках использовалась система итальянской бухгалтерии, в соответствии с которой операции делились на пассивные (прием вкладов) и активные (размещение ресурсов банка). Привлечение вкладчиков осуществлялось в острой конкурентной борьбе. Активными операциями являлись учет векселей, ссуда под залог и сделки по купле-продаже ценных бумаг.
В активных операциях преобладал учет векселей. Вексель, появившийся в России в первой трети XVIII в., стал весьма актуален во взаимоотношениях промышленника, торговца и банка, начиная с пореформенного времени. Однако в России уровень учетного процента был значительно выше, чем в европейских странах. В 1913 г. он составлял в Петербурге 6-7,5%, в Лондоне 4 – 6%, в Париже 3,5 – 4%, в Берлине 3,2 – 6% (Бовыкин В.И., Петров Ю.А. Коммерческие банки Российской империи. М., 1994. С.54).
На основании пассивов и активов создавался баланс — основной сводный отчетный документ банка. Он публиковался один раз в месяц в печати, а один раз в год банк печатал годовой отчет, который отображал направления и масштабы его деятельности.
Ссуды под залог (векселей,
ценных бумаг, товаров) выдавались на определенный
срок (срочные) и до востребования (онкольные
счета, от английского on call — по требованию).
Среди указанных залогов
В операциях банков с ценными бумагами на рубеже XIX – XX вв. наметились новые тенденции. С 90-х гг. XIX в. в практику ведущих банков вошло промышленное грюндерство (от немецкого gru nden — учреждать, основывать). Один или группа банков (синдикат или консорциум) приобретали у акционерных компаний их ценные бумаги по одной цене, а размещали их среди держателей по более высокой цене. Прибыль от таких операций могла составлять более 100%. В начале XX в. банки контролировали ход событий на центральных фондовых биржах страны (Петербургской и Московской).
Не менее значительной
была тенденция к превращению
банков в универсальные (смешанные)
кредитные учреждения. Такие банки
осуществляли масштабные инвестиции в
индустриальный сектор экономики, участвовали
в правлениях подконтрольных предприятий.
Сращивание банковского капитала с
промышленным, образование финансово-
Частный торгово-промышленный кредит, помимо акционерных коммерческих банков, включал также частные банкирские заведения: банкирские дома и конторы. Большинство их представляли собой обычные торговые дома, совмещавшие торговлю с банковским предпринимательством, которое постепенно становилось главным источником их доходов
Банкирские дома и конторы
активно участвовали в
Перед первой мировой войной
со сцены сошли старые банкирские
дома (Поляковых, Гинзбургов), ряд домов
превратился в акционерные
Подобно Европе и США, где
функционировали частные
В целом итогом финансового
предпринимательства в России является
превращение российских банков из посредников
в финансовых гигантов, хозяев экономической
жизни страны. В Российской империи
в начале ХХ в. была два главных
финансовых центра» Петербург и
Москва. Крупнейшими банками являлись
Русско-Азиатский и
Тема 3. Российское предпринимательство
в эпоху капиталистической
3.3. Предпринимательство в сфере железнодорожного транспорт
Вторая половина XIX – начало
XX вв. в России — это период активного
предпринимательства в сфере
железнодорожного строительства. Новый
вид транспорта означал введение
самых передовых научно-
Условия, темпы, способы железнодорожного строительства в России имели как отличительные, так и общие черты в сравнении со странами западной цивилизации. В развитых странах масштабное железнодорожное строительство происходило в условиях завершения промышленного переворота и окончательного утверждения капиталистического способа производства.
В середине XIX в. железные дороги
являлись главным видом транспорта
в странах капиталистического мира.
Сравнительно дешевые и более
быстрые железнодорожные
В России к 60-м годам XIX в. железнодорожный
вопрос был одним из самых острых.
На огромной территории страны бездорожье
было бичом для экономики и
безопасности государства (что показало
поражение в Крымской войне 1853 –
1856 гг.). В период подготовки великих
реформ 60 – 70-х гг. XIX в. правительство
взяло курс на строительство сети
частных железных дорог и привлечение
для этой цели иностранного капитала.
Широкое железнодорожное
В то же время и на Западе,
и в России железнодорожный бизнес,
связанный с огромными
Начало железнодорожного
дела на Западе связано с приоритетом
частнопредпринимательской
Слами акционерного общества
в 1838 г. было начато строительство Варшавско-
Строительство Петербургско-
Однако это не означало,
что пути частной инициативе
в железнодорожном
Начало железнодорожному
буму положила
Именно в этот период в
России появляется группа «железнодорожных
королей». В их руках оказались
главные железные дороги, коммерческие
банки и промышленные предприятия.
Им служили путейские и
Инвестиционные ресурсы
в указанный период формировались,
благодаря мощной поддержке государства,
и через акционерные общества,
размещавшие ценные бумаги внутри страны
и за рубежом. Правительство учредило
специальное акционерное
Железнодорожные концессионеры
очень быстро становились миллионерами
с помощью массового расхищения
государственных средств и
С начала 80-х гг. XIX в. в железнодорожном
бизнесе России происходят серьезные
изменения. На смену учредительству
и свободной конкуренции пришла
государственная монополия в
сфере железнодорожного транспорта:
выкуп большинства частных
Это было связано с кризисным
состоянием железнодорожного хозяйства
России к концу 70-х гг. XIX в. Несмотря
на рост железнодорожной сети, железные
дороги России слабо удовлетворяли
экономические и военно-
В то же время создание государственного
сектора российских железных дорог
происходило в русле
Мероприятия государства в 80 – 90-е гг. XIX в. Не означали запрещения железнодорожного грюндерства и деятельности акционерных обществ. В ходе выкупа в казну частных железных дорог выделились общества, на которые этот выкуп не распространялся. Они были укрупнены за счет поглощения мелких железных дорог. В 90-е гг. XIX в. на частные капиталы были сооружены важные экспортные железнодорожные линии: Баку-Батум, связанная с экспортом нефтепродуктов, Новороссийская (от станции Тихорецкая), обеспечивающая вывоз хлеба. Более половины верст Транссибирской магистрали было также построено частным подрядом.
Информация о работе Торгово-предпринимательская деятельность в Древней Руси