Колоссальные затраты
государства на выкуп частных
и строительство казенных железных
дорог легли тяжким бременем на казну.
В то же время они позволили
создать сеть железных дорог, имеющих
военно-стратегическое значение: на западной
границе — в Полесье и Привисленском
крае, в Средней Азии и Западной
Сибири.
Бурное железнодорожное
строительство в пореформенный
период и на рубеже XIX – XX вв. имело
определяющее значение для развития
рыночной экономики. Благодаря предпринимательству,
протяженность железных дорог возросла
с 1,6 тыс. км в 1860 г. до 53,2 тыс. км в 1900 г. В
начале ХХ в. государственное железнодорожное
хозяйство составило 70% общей протяженности
путей, остальные 30% находились в руках
монополистических объединений (Никитина
С.К. История российского предпринимательства.
М., 2001, с. 175,182).
В железнодорожном бизнесе
ярко проявилась особенность российского
предпринимательства — его зависимость
от казенной поддержки. Это отличает
российских предпринимателей от самодеятельных
и предприимчивых западных бизнесменов.
Однако следует принимать во внимание
и тот факт, что в России, в
отличие от стран Запада, был острый
недостаток капиталов. Поэтому быстрое
сооружение железных дорог на российских
просторах было возможно только при
государственной гарантии доходности
вложенных в дело частных капиталов.
История отечественного железнодорожного
бизнеса и достижения железнодорожного
строительства не могут заслонить
тот факт, что в годы первой мировой
войны железнодорожный транспорт
оказался неспособным справиться с
задачами, возложенными на него. Кризис,
а затем его катастрофа способствовали
усугублению революционной ситуации
1917 г. в России,
Тема 4. Предприниматели и российское
общество (вторая половина XIX – начало
ХХ вв.)
4.1. Ускорение темпов роста
торгово-промышленной буржуазии.
Представительство интересов
Реформы середины XIX в. положили
начало этапу капиталистической
модернизации России. Резко ускорился
процесс капитализации российской
экономики, развития отечественного предпринимательства,
в которое втягивались самые
разные слои населения, роста торгово-промышленной
буржуазии, основой которого в течение
длительного времени было купечество.
Эта сословная группа, объединяющая
представителей различных видов
предпринимательской деятельности,
не носила в России замкнутого характера.
На протяжении конца XVIII – первой половины
XIX в. она постоянно пополнялась
за счет предприимчивых разночинцев, мещан
и особенно выкупавшихся всеми правдами
и неправдами на волю капиталистых
крепостных крестьян, многие из которых
превращались в представителей крупной
промышленной буржуазии. Отмена крепостного
права не привела к ликвидации
сословных начал, однако дала толчок
процессу дальнейшего размывания границ
купеческого сословия. В 1863 году с
принятием нового «Положения о пошлинах
на право торговли и промыслов» была
декларирована ликвидация остатков
сословных ограничений на право
занятия достаточно крупной предпринимательской
деятельностью, в первую очередь, для
торгово-промышленных слоев крестьянства;
тогда же купеческое сословие было
разделено на две (вместо трех существовавших
ранее) гильдии, вступление в которые
наряду с приобретением гильдейского
свидетельства сопровождалось обязательной
оплатой промыслового свидетельства,
разрешающего занятие торговлей
или промыслом в значительных
размерах. (Вступление в купечество
зависело исключительно от выплаты
определенного денежного взноса).
Законодательное соединение
достаточно крупной предпринимательской
деятельности с принадлежностью
к купеческому сословию просуществовало
до 1898 года, до момента введения
государственного промыслового
налога, устранившего взаимосвязь
между предпринимательством и
принадлежностью к купеческому
сословию. Вступление в купеческую
корпорацию с момента принятия
промыслового налога приобретало
абсолютно добровольный характер.
В этих условиях
купеческое сословие претерпевает
и количественные, и качественные
изменения: общее количество купцов
в стране сокращается, растет
число предпринимателей, не приписывающихся
к купеческим гильдиям или
покидающих их. Это было связано
также и с тем, что купеческие
сословные льготы в связи с
введением в стране всесословной
воинской повинности и отменой
подушной подати теряли реальный
смысл.
Таким образом, в
составе растущей в пореформенные
году буржуазии сокращается общее
число представителей сословного
купечества; занятие предпринимательством
утрачивает сословную окраску,
идет процесс всесословной консолидации
буржуазии. Иными словами, рядом
со старым сохраняющимся сословным
делением складывалось, не совпадая
с ним, деление на классы; темпы
роста торговой и промышленной
буржуазии набирали обороты.
Для организационной
защиты своих интересов складывающаяся
буржуазия еще до реформы 1861
года имела такие организации,
как городские сословные купеческие
учреждения, биржевые общества, органы
ярмарочного управления. Царское
правительство допускало их существование,
осознавая необходимость организации
предпринимателей в целях экономического
развития страны. Однако при этом,
не желая допустить их самостоятельности,
опасаясь столкнуться с их
возможной оппозицией, оно осуществляло
жесткий государственный контроль
за их деятельностью, постоянно
вмешивалось в их внутренние
дела. Не случайно эти организации
изначально имели весьма узкий,
ограниченный круг обязанностей.
С течением времени явочным
порядком круг этих обязанностей
и полномочий расширялся. Купеческие
общества пытались выйти за
рамки узко сословных интересов,
оказать влияние на выработку
экономической политики государства;
биржевые комитеты приближались
к выполнению задач представительства
интересов биржевого купечества.
Поскольку многие вопросы торговли
и промышленности дореформенного
периода выходили за рамки
полномочий купеческих и биржевых
обществ, постольку фабриканты
и заводчики крупных городов
высказывались за создание специальных
представительных учреждений. Эти
пожелания нашли отклик в правительственных
кругах, положив начало созданию
специальных совещательных органов
по вопросам торговли и промышленности.
В 1828 году в целях развития
промышленности и торговли были
созданы Мануфактурный и Коммерческий
советы с отделениями в Москве.
Однако эти изначально «забюрократизированные»
органы, обремененные вовсе не
свойственными им функциями чисто
административного характера, серьезной
роли в постановке и решении
вопросов торгово-промышленной жизни
не сыграли.
Отмена крепостного
права, вызвавшая значительный
рост городского населения, поглощавшего
наиболее активные социальные
элементы разных сословных групп;
размывание купеческих сословных
рамок; рост торгово-промышленной
буржуазии и ее консолидацию
на несословных началах, сопровождалась
постепенным отмиранием городских
сословных купеческих учреждений
и растущей потребностью консолидирующейся
буржуазии в создании новых
органов, представляющих интересы
делового мира, которые были бы
основаны на несословных принципах.
Отношение правительства к вопросу
создания предпринимательских представительных
организаций, как и в дореформенный
период, продолжало носить двойственный
характер. Понимая необходимость
самодеятельности крупной буржуазии
как важнейшего условия экономического
развития страны, необходимость
обсуждения с представителями
делового мира намечаемых правительством
мер в области торгово-промышленной
политики в целях повышения
их эффективности, правительство
в то же время не желало
допускать создания самостоятельных
торгово-промышленных организаций
и, руководствуясь сугубо политическими
соображениями, не считало возможным
создание объединений предпринимателей,
«противостоящих» государственным
учреждениям. Эта двойственность
правительственной политики в
итоге определила историю образования
предпринимательских организаций.
Быстрее и легче
всего царское правительство
пошло на образование научных
обществ, призванных превратиться
в своеобразные центры изучения
современного положения экономики
страны, определения перспектив
промышленного прогресса. Так
в 1866 году было учреждено Русское
техническое общество, одной из
целей которого было способствование
промышленному прогрессу. В 1867
году возникает общество для
содействия русской промышленности
и торговле (ОДРСПиТ), просуществовавшее
вплоть до 1917 года. (Общество имело
свои отделения во многих городах
России.) Оно удачно совмещало
функции представительства интересов
делового мира с научной деятельностью
по исследованию условий развития
различных отраслей российской
индустрии и торговли. По итогам
своих научных изысканий общество
имело право делать соответствующие
представления правительству.
Выразителем предпринимательских
интересов в России становились
биржи, численность которых в
пореформенный период резко возрастает.
(В 1861 году в России насчитывалось 6
бирж, а к 1913 году действовало более
93 общих и специализированных бирж.)
По закону они представляли собой
не только собственно место торга, но
и «биржевые общества» (общества
членов биржи), выделявшихся из числа
участников биржевого торга. (Членами
биржевого общества могли стать
лица, уплачивающие установленный взнос
в пользу биржи и отвечающие требованиям
ее устава.) Для управления делами биржи
общим собранием членов биржевого
общества выбирался биржевой комитет,
который помимо чисто административных
функций по руководству биржевой
деятельностью выполнял функции
представительства предпринимательских
интересов. Биржевые институты имели
право обращаться с представлениями
и ходатайствами в правительство,
а в особо важных случаях и
к министру финансов. Самофинансирование
деятельности бирж предопределяло их
относительную независимость от
властей. Выполнение биржевыми обществами
(их комитетами) функций представительства
интересов деловых кругов определенных
регионов являлось спецификой биржевых
учреждений России. (Практически они
выполняли несвойственные им функции;
в западноевропейских странах функции
представительства выполняли торгово-промышленные
палаты.) Превращение российских биржевых
обществ в представительные организации
вело к расширению их состава; к вступлению
в них фабрикантов и заводчиков, не занимающихся
биржевой торговлей; к возникновению бирж
в тех городах, где биржевого торга не
было. Несмотря на узость прав, биржевые
общества являлись наиболее удачной формой
представительства интересов делового
мира. Не случайно предприниматели добивались
их учреждения.
В 60 – 70-е годы
правительство попыталось несколько
улучшить деятельность официальных
совещательных учреждений по
вопросам торговли и промышленности
— Мануфактурного и Коммерческого
советов и их комитетов. Однако
ни шаги по некоторой их
«демократизации» (введение элементов
выборности), ни их организационная
перестройка в 1872 году (создание
Совета торговли и мануфактур,
призванного осуществлять свою
деятельность через местные комитеты)
не привели к усилению их
роли, к повышению их привлекательности
для буржуазии. Узость состава
совещательных учреждений, ограниченность
их прав, присущие им казенно-бюрократические
черты делали их в глазах
предпринимателей абсолютно недееспособными
органами. В случаях появления
в одних и тех же районах
биржевых комитетов и комитетов
торговли и мануфактур большая
часть вопросов торгово-промышленной
деятельности рассматривалась именно
биржевыми комитетами; они же
выполняли функции представительства
интересов торгово-промышленных
кругов, что сводило на нет
роль совещательных учреждений.
Тем не менее они продолжали
существовать, и правительство периодически
обращалось и к ним, и к
биржевым комитетам, когда нуждалось
в выяснении мнения торгово-предпринимательских
кругов по тем или иным вопросам.
Развитие капитализма
в пореформенный период ускорило
рост всех отраслей промышленности. Особенно
быстро в конце XIX – начале ХХ вв.
развивались отрасли тяжелой
промышленности. Добыча угля, черная металлургия,
добыча нефти, машиностроение росли
значительно быстрее, чем вся
промышленность в целом. Однако, с
точки зрения фабрикантов и заводчиков,
существовавшие предпринимательские
организации отражали в основном
общие интересы представителей деловых
кругов данного региона, не уделяя должного
внимания выяснению и оформлению
отраслевых интересов. В результате
появляются идеи создания новых видов
предпринимательских организаций,
которые в большей степени, чем
биржевые комитеты и комитеты торговли
и мануфактур, отвечали бы нуждам промышленного
представительства. Начинают созываться
съезды предпринимателей. Так в 1873 году
созывается съезд углепромышленников
Юга России, положивший начало регулярного
проведения съездов. Был создан постоянно
действующий рабочий орган —
Совет съезда, призванный представлять
интересы горнопромышленников Юга
России. Такие же организации промышленников
возникают в 1880 году в Московском
регионе, на Урале; в 1893 году — в Привисленском
крае. В 1884 году был созван съезд
нефтепромышленников Баку. Возникновение
отраслевых съездов предпринимателей
и их постоянно действующих органов
продолжалось и в 1890-х годах. Съезды
предпринимателей созывались с разрешения
правительства и действовали
в соответствии с утвержденными
уставами. На съездах обсуждались
проблемы организации кредита, условия
сбыта, тарифы, налоги и другие вопросы
торговли и промышленности. Съезды
и их постоянно действующие советы
оказались достаточно удачной формой
предпринимательских организаций,
позволяющих выражать наиболее важные
общеотраслевые интересы промышленных
предпринимателей — заводчиков и
фабрикантов.
В начале ХХ века
интересы крепнувшего делового
мира были представлены самыми
различными предпринимательскими
организациями. Продолжался рост
числа биржевых комитетов, сопровождавшийся
укреплением их позиций; усиливались
позиции отраслевых съездов и
их Советов, что привело к
созданию в 1906 году Совета съездов
представителей промышленности
и торговли; возникали новые предпринимательские
организации в виде порайонных
обществ заводчиков и фабрикантов,
сосредоточивших внимание на
вопросах взаимоотношения труда
и капитала. На очередь дня
выдвигалась задача совершенствования
торгово-промышленного представительства,
поиска путей и принципов построения
общероссийского объединения предпринимателей,
которое обеспечило бы торгово-промышленному
классу полное, а не только
частичное представительство. Однако
единых подходов к совершенствованию
торгово-промышленного представительства
не было. Большинство биржевых
комитетов видело пути совершенствования
торгово-промышленного представительства
в совершенствовании биржевого
устройства (унификации биржевого
законодательства, усилении организационного
единообразия). Вместе с тем достаточно
популярной была идея учреждения
новых органов представительства
делового мира – торгово-промышленных
палат. Однако создание системы
самостоятельных торгово-промышленных
организаций, обеспечивающих полное
представительство торгово-промышленному
классу, встречало глухое сопротивление
со стороны властей. Государство
даже готово было пойти на
некоторое расширение прав уже
существующих представительных
организаций делового мира, чем
создавать новые современные
институты, предполагающие значительное
расширение прав буржуазии. Дискуссия
о путях реформирования торгово-промышленного
представительства оказалась затяжной,
решить проблему до начала
первой мировой войны не удалось. В
годы войны в соответствии с решениями
IX съезда представителей промышленности
и торговли (май 1915 года) российская буржуазия
приступила к созданию Центрального военно-промышленного
комитета (с разветвленной сетью порайонных
комитетов) — особого органа по мобилизации
частной индустрии на нужды фронта. Добившись
от правительства права на распределение
военных заказов между промышленными
предприятиями, Центральный военно-промышленный
комитет стремился обеспечить за собой
право быть единственным органом по регулированию
хозяйственной жизни страны. Однако достичь
желаемой цели буржуазии не удалось. Правительство
в противовес военно-промышленным комитетам
создало свои центральные регулирующие
органы, что позволило сохранить контроль
за распределением военных заказов в руках
государства.. В результате роль военно-промышленных
комитетов оказалась не так велика, как
предполагалось при их организации. Не
лучшим образом обстояло дело с выполнением
заказов интендантского ведомства и у
объединенного комитета «Земгор», возникшего
в результате слияния Всероссийского
земского союза и Всероссийского союза
городов, созданного буржуазией для участия
в обеспечении фронта материальным снабжением.
В основном деятельность по обеспечению
нужд фронта шла вне рамок этих созданных
буржуазией организаций.