Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2014 в 17:49, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Истории России".
К концу 1905 г. в России возник ряд партий буржуазно-либерального направления: Конституционные демократы (кадеты), «Союз 17 октября» (октябристы), Торгово-промышленная партия и др. Основную роль в либеральном лагере играли общероссийские партии кадетов и октябристов, предшественниками которых были «Союз освобождения» и «Союз земцев-конституционалистов» (1903).
Кадетская партия организационно оформилась на своем учредительном съезде в октябре 1905 г., заявив о стремлении выражать интересы всего народа. Социальная база партии была весьма широкой: от мелкой буржуазии и интеллигенции до либеральных помещиков. Лидером и идеологом партии был профессор П. Н. Милюков. Главным методом своей работы кадеты считали легальную борьбу за политические свободы и реформы через Государственную думу; их политическим идеалом была парламентская республика. Они провозгласили идею разделения законодательной, исполнитель ной и судебной властей; признавали право на создание профсоюзов, свободу собраний и стачек. Кадеты не признавали право народов Российской империи на самоопределение и социальную революцию. Близкими к программе кадетов были программы «Партий демократических реформ» и «Демократического союза конституционалистов».
В ноябре 1905 г. началось организационное оформление «Союза 17 октября». Социальную основу партии составляли крупная торгово-промышленная и финансовая буржуазия, а также часть либеральной интеллигенции. Председателями центрального комитета партии были сначала Д. Н. Шипов, а позже А. И. Гучков. Октябрист М. В. Родзянко являлся председателем III и IV Государственных дум. Октябристы отвергали идеи революции и были сторонниками постепенных преобразований. Выступая против парламентаризма, они отстаивали принцип наследственной конституционной монархии с законосовещательной Государственной думой. Октябристы были сторонниками единой и неделимой России, сохранения имущественного, образовательного ценза, а также ценза оседлости для участия в выборах в Думу.
Среди
революционно-демократических
Программа-максимум РСДРП (1903) определила конечной целью российской социал-демократии установление диктатуры пролетариата для социалистического переустройства общества. Размежевание среди социал-демократов по ряду вопросов впоследствии привело к расколу РСДРП на большевиков и меньшевиков, лидерами которых стали В. И. Ленин и Ю. О. Мартов.
Партия социалистов-революционеров организационно оформилась в 1901 г.; основой ее стали бывшие народники. Эсеры дополнили народническую идеологию новыми идеями леворадикальных слоев российского общества. Они провозгласили своими целями уничтожение самодержавия, создание демократической республики, передачу земли крестьянам по уравнительным нормам. Эсеры пользовались широкой популярностью среди различных слоев общества и по праву считались крестьянской партией. Их лидерами в начале века были В. М. Чернов, Е. И. Брешко-Брешковская, Г. А. Гершуни.
Из других революционно-демократических партий наиболее известными были «Народные социалисты» (энесы) и трудовики.
3. Государственная Дума 1-го и 2-го созывов
Перед Россией в начале XX в. стояла проблема модернизации, коренного обновления государственного устройства. Множество вариантов реформирования, обсуждавшихся в российском обществе начала XX в., сводились по сути к следующим: постепенные реформы, преобразующие Россию в капиталистическом направлении; радикальная революция, решительно ломавшая старое общество.
Одним из путей реформирования общества была попытка введения в структуру государственной власти законосовещательного учреждения. Законом от 6 августа 1905 г. был определен правовой статус так называемой «булыгинской» (по имени автора проекта, министра внутренних дел А. Г. Булыгина) думы, который ни в коей мере не ограничивал самодержавия. Речь шла о полностью зависимом от царя совещательном собрании представителей, лишенном каких бы то ни было законодательных прав. В положении о выборах содержалась масса ограничений, препятствующих широким кругам общества принимать участие в выборах этого органа власти. Из избирательного корпуса исключались женщины, лица моложе 25 лет, военнослужащие, а также ряд других категорий граждан. Высокий имущественный ценз не позволял участвовать в выборах рабочим и бедным крестьянам.
Однако попытка самодержавия дать стране успокоение с помощью создания совещательной думы не увенчалась успехом. Подъем революции в октябре 1905 г. смел «булыгинскую» думу. Основное значение для возникновения первой Государственной думы сыграл Манифест от 17 октября 1905 г., провозгласивший принцип: «Никакой закон не может восприять силу без одобрения Государственной думы».
Серией
законодательных актов —
В Госсовете находились престарелые сановники Российской империи, удалившиеся от активной государственной деятельности. Однако следует помнить, что к старому составу Госсовета была добавлена равная по числу выборная часть, которая включала в себя представителей науки, дворянства, торговли, духовенства, промышленности, земства. Характер Госсовета как верхней палаты подчеркивался тем, что именно его председатель представлял на рассмотрение императору принятые палатами законопроекты. Необходимо также отметить, что порядок выборов в Думу не претерпел серьезных изменений по сравнению с законом от 6 августа 1905 г.
В Государственную думу 1-го созыва согласно избирательному закону намечалось избрать 524 человека. Ко дню открытия Думы — 27 апреля 1906 г. — в Петербург съехались 440 человек. В 17.00 в Таврическом дворце вице-председатель Государственного совета Э. В. Фриш по поручению Николая II открыл первое заседание Думы. Депутаты подписали торжественное обещание, в котором обязывались хранить верность «Государю Императору, Самодержцу Всероссийскому». После этого состоялись выборы председателя, которым стал видный юрист, выдающийся общественный деятель С. А. Муромцев.
На
фоне острой политической ситуации в
стране (60 из 87 губерний были объявлены
на «исключительном» положении в
связи с массовыми
Получив отказ на свои требования, Дума приняла подавляющим большинством голосов вотум «полного недоверия» правительству и потребовала его «немедленной отставки». Двух недель хватило, чтобы между правительством и Думой произошел окончательный разрыв. Правительство, в свою очередь, бойкотировало Думу, предоставляя на ее рассмотрение лишь законы второстепенной важности. Дума приняла проект аграрного закона, согласно которому крестьяне могли бы за «справедливую компенсацию» получить арендуемые ими земли. Правительство сочло, что этот вопрос, будучи слишком важным для страны, не входит в компетенцию Думы, и 9 июля распустило ее. Вечером того же дня 182 депутата — в основном представители оппозиции (кадеты, трудовики, меньшевики) — собрались в Выборге и составили манифест. По сути, он призывал к массовому гражданскому сопротивлению — отказу от выплаты налогов и от воинской повинности «вплоть до созыва нового народного представительства». «Выборгское воззвание» не получило в стране достаточного отклика и имело лишь один результат: его составители подверглись судебным преследованиям и потеряли возможность баллотироваться в состав следующей Думы.
Несмотря на вмешательство и давление на избирателей со стороны властей во время предвыборной кампании, вторая Дума оказалась еще более радикальной, чем первая. В нее вошли более 100 депутатов-социалистов, около 100 трудовиков, 100 кадетов и 80 депутатов от национальных меньшинств; октябристов было всего лишь 16, монархистов — 33. В итоге кандидаты от правительственных партий составили в Думе весьма незначительную фракцию, в то время как подавляющее большинство оказалось в оппозиции.
Наученная горьким опытом Дума решила действовать в рамках законности, избегая ненужных конфликтов. Комиссии приступили к разработке многочисленных законопроектов. После начального периода затишья с марта по апрель 1907 г. споры разгорелись по двум вопросам: аграрной политики и принятию чрезвычайных мер против революционеров. Кроме того, часть депутатов подняла вопрос об изменении положения о выборах в Государственную думу, потребовав введения всеобщего избирательного права.
Правительство, в свою очередь, потребовало осуждения революционного терроризма, но большинство депутатов отказались это сделать. Консервативная пресса выступала с резкими нападками на Думу, называя ее «рассадником бунтов и неповиновения», «прибежищем еврейского мракобесия и терроризма». 1 июня Столыпин потребовал исключения из Думы 55 депутатов (социал-демократов) и лишения 16 из них парламентской неприкосновенности. Не дожидаясь ее решения, Николай II 3 июня сам объявил о роспуске Думы и назначил созыв очередной Думы на 1 ноября 1907 г. В манифесте, провозгласившем роспуск Думы, было также объявлено о коренных изменениях в законе о выборах.
«Сначала успокоение, потом реформы», — таков был лейтмотив политики правительства П. А. Столыпина после революции 1905—1907 гг. Манифест 3 июня 1907 г. послужил основой создания так называемой «третьеиюньской системы», просуществовавшей в России до августа 1915 г. — времени образования «Прогрессивного блока».
4. Государственная Дума после Манифеста 3 июня 1907 г.
Основным элементом третьеиюньской политической системы являлась III Государственная дума, созывавшаяся по новому избирательному закону. Он дал возможность (на что и был рассчитан) образовать в Думе два большинства: правооктябристское и октябристско-кадетское. Исход голосований в III Думе зависел от «Союза 17 октября», голосами которого определялось правооктябристское (292) или либеральное (256) большинство.
Необходимо обратить внимание на несколько принципиальных особенностей третьеиюньской системы. Во-первых, воплощенный в ней союз самодержавия и буржуазии не был равноправным. Во-вторых, он был внутренне противоречивым. И эти две черты обусловили третью особенность системы, выраженную в самом ее движущем механизме. Третьеиюньский избирательный закон был составлен таким образом, что создавал в Думе два большинства. Они и были тем инструментом, который, как рассчитывали создатели системы, обеспечивал бы ее бесперебойную деятельность по осуществлению программы столыпинского аграрного и политического бонапартизма.
Действия правительства П. А. Столыпина до сих пор вызывают у исследователей неоднозначные оценки. Следует безусловно принять во внимание все трудности того времени и тех условий, в которых проводилась столыпинская политика. Да, помещики сохраняли часть своих имений, однако и крестьяне находились в выигрыше: их значение и роль возрастали и в экономическом, и в политическом отношении. В конечном счете именно «аграрный бонапартизм» был выгоден интересам всей страны. Необходимо понимать, что то внимание, которое мы уделяем земельной политике П. А. Столыпина в контексте изучения данной темы, не случайно. Именно аграрный вопрос был самым важным для крестьянской России и находился в центре внимания Государственной думы на протяжении всех ее четырех дореволюционных созывов. В основном из-за расхождений во взглядах на решение крестьянского вопроса были распущены I и II Думы. Поэтому работу III Думы не в последнюю очередь необходимо рассматривать сквозь призму ее взаимоотношений с правительством по принятию аграрного законодательства.
Оценивая итоги деятельности III Думы (1907—1912), необходимо сказать, что ею была проведена интенсивная и эффективная законодательная работа. Всего было принято 2346 законов, в числе которых, помимо аграрных, такие важные, как о бюджете, самоуправлении, рабочем законодательстве, народном образовании и ряд других. III Дума внесла свой вклад в формирование необходимых условий для заметного экономического подъема страны в предвоенные годы. Однако она не смогла приглушить революционно-оппозиционное движение, которое особенно набрало ход уже после избрания нового состава Думы, в 1915—1917 гг.
В IV Государственной думе в конце первой сессии состояло 439 депутатов, из них 126 членов III Думы. Ведущую роль в ее работе играли октябристы и кадеты.
В ходе избирательной кампании в IV Думу кадеты выдвинули три лозунга:
- демократизация избирательного закона;
-
коренная реформа
-
формирование ответственного
В первые же дни работы IV Думы кадетская фракция (59 депутатов) демонстративно внесла законопроекты о всеобщем избирательном праве, свободе совести, собраний, союзов, печати, неприкосновенности личности и гражданском равенстве.
Углубление кризиса третьеиюньской политической системы заставило и октябристов серьезно задуматься над выработкой нового политического курса. На ноябрьской партийной конференции 1913 г. А. И. Гучков вынужден был заявить о разрыве «договора» между октябристами и правительством, политика которого уже стала представлять «прямую угрозу конституционному принципу».