Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2014 в 17:49, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Истории России".
«Русская
правда» решительно отменяла самодержавное
правление и провозглашала
Исполнительная власть согласно «Русской правде» передавалась пяти лицам, избираемым Народным вече на 5 лет и составлявшим Державную думу. Каждый год состав думы обновлялся: выбывал один член и на его место избирался новый. Каждый член Державной думы в последний год пребывания в ней становился президентом. Пестель полагал, что выборы, в которых будут участвовать все российские граждане, достигшие 20 лет, за исключением осужденных по суду и находящихся в личном услужении, отберут для участия в управлении государством «самых достойнейших и просвещеннейших людей».
По планам «Русской правды» Россия должна была стать «одним и неразделимым» государством. Всякая мысль о федерации решительно отвергалась автором, поскольку ассоциировалась у него с временами раздробленности Русского государства, с удельной феодальной системой.
Политическая программа Пестеля была глубоко оригинальной, в целом весьма радикальной для той исторической эпохи и для той среды, в которой она возникла. Идеи, изложенные в ней, соответствовали взглядам самых прогрессивных европейских мыслителей, и вызвали жаркие споры в декабристской и околодекабристской среде. Как известно, восстания Северного общества 14 декабря г. и Южного общества в декабре 1825 г. — январе г. потерпели поражение, а пять руководителей тайных обществ были казнены. Однако нравственное и политическое наследие декабристов оказало значительное влияние на ход общественно-политической мысли России. Сам факт принесения себя в жертву вполне обеспеченными людьми из высших слоев общества, благородные цели восставших подавали пример их последователям. Либеральное направление начала XIX в. обрело корни в общественном сознании, а идеалы александровского поколения стали достоянием мыслящих людей, продолжая развиваться в их среде. Кроме этого, и Николай I, и Александр II были знакомы с конституционными проектами декабристов и учитывали их положения при подготовке новых законопроектов.
2. Западничество и славянофильство
В начале 30-х гг. XIX в. было разработано идеологическое обоснование охранительной политики самодержавия — теория «официальной народности», автором которой был ми нистр народного просвещения граф С. С. Уваров. В 1832 г. в докладе царю он выдвинул формулу «Самодержавие, православие, народность», исходившую из того, что самодержавие — исторически сложившаяся форма русской жизни, православие — его нравственная основа, а народность, т.е. единение царя и народа, ограждает Россию от социальных катаклизмов. Согласно указанной схеме русский народ существует как единое целое лишь постольку, поскольку сохраняет верность самодержавию и подчиняется отеческому попечению православной церкви. Отсюда любые выступления против самодержавия, критика церкви трактовались как действия, направленные против коренных интересов народа.
В
условиях господства официальной идеологии
широкое развитие в обществе тем
не менее получают либеральные идеи.
В 1830—1840 гг. в размышлениях об исторических
судьбах России, ее истории, настоящем
и будущем родились два важнейший
идейных течения —
Представители обоих течений были горячими патриотами, резко критиковавшими николаевскую Россию и твердо верившими в будущее своей страны. Особенно резко они выступали против крепостного права. Но эти течения расходились во взглядах на дальнейшее развитие страны. Славянофилы (А. С. Хомяков, К. С. и А. С. Аксаковы, Ю. Ф. Самарин и др.) не признавали современную им Европу, считая, что западный мир изжил себя. Огромной ценностью для России, по их мнению, являлась православная религия в противовес рационалистическому капитализму. В этой связи особое внимание славянофилы уделяли деревне, считая, что крестьянство несет в себе основы высокой нравственности. Основу русской жизни они видели в крестьянской общине с ее сходками, коллективными решениями в соответствии с обычаями и совестью. В русской же промышленности крестьянской общине соответствовала, по мнению славянофилов, артель. Их политическим идеалом была патриархальная монархия, опиравшаяся на широкую поддержку народа. В то же время они были убежденными демократами, сторонниками духовной свободы личности.
Западники же (К. Д. Кавелин, В. П. Боткин, П. В. Анненков и др.) в отличие от славянофилов русскую самобытность оценивали как отсталость. Они считали, что длительное время Россия находилась как бы вне исторического развития и только Петр I ускорил процесс перехода России от отсталости к цивилизации. Реформы Петра для западников — начало движения России во всемирную историю, и поэтому Россия должна заимствовать опыт западноевропейских стран, прошедших путь к конституционному государству. Важнейшую задачу они видели в том, чтобы добиться освобождения личности и создать государство и общество, обеспечивающие эту свободу. Силой, способной стать двигателем прогресса, западники считали «образованное меньшинство».
При всех различиях в оценке перспектив развития России западников и славянофилов объединяло негативное отношение к революции, они выступали за реформистский путь решения основных социальных проблем России. В этом они отличались от возникшего в 50-е гг. XIX в. радикального, революционного направления общественной мысли. Многие сторонники этого течения (А. И. Герцен, Н. П. Огарев, Н. А. Добролюбов и др.) поначалу разделяли основные идеи западников, однако со временем разошлись с ними по ряду принципиальных вопросов. Будучи согласными с тем, что Россия идет по западному пути, радикалы были не склонны идеализировать современную им Европу. С их точки зрения, Россия в своем развитии должна не только догнать западные страны, но и совершить вместе с ними шаг к новому строю — социализму. Подвергая критике и монархический, и буржуазный строй, радикалы верили в действенность насильственного, революционного переворота.
3. Основные
направления общественного
Эпоха реформ 60-х гг. XIX в. изменила ход общественно-политической мысли России. С отменой крепостного права в стране возникло принципиально новое общество, основанное на формальном равенстве людей перед законом. На повестку дня встали вопросы предоставления этому обществу гражданских прав и свобод, самоуправления и народного представительства. Традиционно выделяемые в исторической науке три направления общественной мысли второй половины XIX в. (консерваторы, либералы и революционеры) по-разному подходили к решению этих вопросов.
Консервативное направление обычно связывают с политикой, проводившейся под руководством Александра III и Николая II царскими сановниками К. П. Победоносцевым, Д. А. Толстым, И. Д. Деляновым и др. Суть и характер так называемых «контрреформ» подробно рассмотрены ниже. Для общей же характеристики консерваторов достаточно сказать, что в целом они придерживались известной формулы «Самодержавие, православие, народность», выступая за поддержку коллективистских начал в крестьянском хозяйстве и проводя политику русификации окраинных земель империи.
Либеральное направление общественной мысли также было представлено в царском правительстве (М. Т. Лорис-Меликов, А. А. Абаза, Д. А. Милютин). Кроме того, российский либерализм развивался усилиями земских деятелей И. И. Петрункевича, Б. Н. Чичерина, П. Б. Струве и других мыслителей второй половины XIX в.
Отсчет начала русской либеральной идеологии принято вести от конституционного проекта М. М. Сперанского 1809 г., поскольку в нем отстаивались гражданские и политические права человека. Возникшие в российском обществе на рубеже XVIII—XIX вв. либеральные идеи получили свое развитие в трудах российских мыслителей второй половины XIX в. Именно они наметили программу реформ, осуществлявшихся правительством в 1861—1874 гг., которые ставили целью создание правового государства. Для общей характеристики отечественного либерализма необходимо заметить, что во многом он опирался на созданные в России после 1864 г. земские учреждения. В записках и проектах преобразований, неоднократно подававшихся от имени земств императору, часто звучали просьбы выработать план либеральных преобразований, обеспечить права личности, свободу слова, созвать всероссийское земское представительское учреждение — прообраз парламента. Во многом схожие планы содержались и в проекте министра внутренних дел России М. Т. Лорис-Меликова, названном позднее частью русского общества «конституцией Лорис-Меликова». Его суть сводилась к обоснованию образования подготовительных комиссий для рассмотрения законопроектов. В состав подготовительных комиссий предполагалось включить представителей правительственных ведомств и экспертов, «известных своими специальными трудами в науке или опытностью по разным отраслям народной жизни». Именно эти комиссии должны были составить первый вариант закона, который затем передавался в Государственный совет и после предварительного рассмотрения возвращался для заключения общей комиссии. Такую комиссию предполагалось формировать из назначенных государем членов подготовительных комиссий, а также выборных от губерний и некоторых городов. Выборные могли быть из среды гласных или других лиц, принадлежащих населению города (губернии). Работе общей комиссии предполагалось придать совещательный характер, а рассмотренные ею законопроекты должны были вноситься в Государственный совет.
Александр
II расценил проект Лорис-Меликова как
первый шаг к конституции, заметив,
что речь в нем идет о прообразе
французских генеральных
В целом либеральная мысль второй половины XIX в. рассчитывала на реформирование старого строя без потрясения его основ. Однако к концу века на политическую сцену России выходит новое, мощное общественное движение — либеральные демократы, ведущую роль среди которых играли П. Б. Струве и П. Н. Милюков. Новый либерализм заявил собственные претензии на политическое и социальное переустройство России, которое предполагало полновластный парламент, верховный суверенитет народа, широкие свободы и социальные реформы.
Опубликование Манифеста об освобождении крестьян 1861 г. вызвало разочарование в радикальных кругах. Ряд деятелей заявили, что крепостное право вовсе не отменено, а народ в очередной раз обманут царским правительством. Сторонники радикальных взглядов, объединившиеся в общества «Великорусе», «Земля и воля» и ряд подобных, начинают распространение революционных воззваний и прокламаций, призывающих к объединению сил для натиска на самодержавие. Движение, не имея социальной опоры в обществе, было быстро подавлено правительством, а его лидеры Н. Г. Чернышевский, М. Л. Михайлов, Д. И. Писарев подверглись различным наказаниям.
Термин «народничество» появился в отечественной литературе в середине 60-х гг. XIX в. и подразумевал стремление к изучению народного быта, желание облегчить тяготы крестьянской жизни. Доктрина народничества сложилось к началу 70-х гг. XIX в., когда в движении возобладала точка зрения, что социальный переворот в обществе может быть произведен силами народных масс, руководимых организацией профессиональных революционеров. Тогда же обозначились и три крыла движения — пропагандистское (с идеологом П. Л. Лавровым), бунтарское (М. А. Бакунин) и заговорщицкое (П. Н.Ткачев).
Массовое «хождение в народ» в 1874 г. было стихийным движением, в котором принимало участие около двух тысяч «пропагандистов». Для пропаганды своих идеалов народники шли работать в деревни, пытаясь распространить социалистические идеи среди крестьян. Движение потерпело неудачу и после 1877 г. сошло на нет. Сторонники пропаганды создали в 1879 г. организацию «Черный передел» во главе с Г. В. Плехановым и П. Б. Аксельродом.
Последователи М. А. Бакунина считали любую государственную власть источником всех зол и противопоставляли ей федерацию самоуправляющихся сельских общин и производительных ассоциаций. По их мнению, народническая агитация должна быть направлена на бунт и в конечном счете всемирную революцию.
Сторонники террора как средства достижения своих целей образовали в 18/9 г. партию «Народная воля». Эта организация требовала созыва всенародного учредительного собрания для осуществления радикальных реформ. Для того чтобы заставить правительство выполнить эти требования, Исполнительный комитет «Народной воли» организовал ряд покушений на жизнь высших царских сановников, а в 1881 г. осуществил убийство императора Александа II. Однако это не вызвало предполагавшегося террористами народного восстания, и после суда почти все организаторы убийств были повешены.
С этого времени революционное народничество постепенно сходит с политической сцены, а ведущую роль в движении начинают играть сторонники так называемой «теории малых дел» (Н. К. Михайловский, В. В. Воронцов и др.), выступавшие за мирный путь постепенных социальных преобразований. Параллельно этому в Россию начинают проникать социал-демократические идеи, охватившие в конце XIX в. незначительную часть рабочих крупных промышленных городов.
Тема 17. Русская культура в ХIХ веке
1. Народное образование в XIX в.
В начале XIX в. императором Александром I был предпринят ряд мер по развитию системы народного образования. Вся Россия была разделена на 6 учебных округов, введен план развития среднего и высшего образования. Все учебные заведения делились на 4 ступени — церковно-приходские одноклассные училища; уездные двухклассные училища; губернские четырехклассные гимназии; университеты. Последним была предоставлена широкая автономия с правом выбора ректора, деканов, профессоров.
Дальнейшее развитие системы народного образования происходило в период правления Александра II. Согласно законам 1864 г. была расширена сеть учебных заведений, и таким образом детям всех сословий и вероисповеданий, хотя и за довольно высокую плату, стало возможным получить образование. В 1858 г. появились женские гимназии, а в 1860—1870 гг. — высшие женские курсы с университетской программой обучения.
Указанные меры способствовали общему повышению уровня грамотности населения. Если в начале века только 1% помещичьих крестьян были грамотными, то в 1897 г. средний уровень грамотности составил 21,1%. К концу XIX в. в России действовало 63 высших учебных заведения, около 600 гимназий, более 500 публичных библиотек.