Проблема эффективности массовых коммуникций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2012 в 12:00, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является теоретический анализ основных методов воздействия массовой коммуникации и критериев ее эффективности.
Задачи:
Исследование теоретических подходов воздействия массовой коммуникации.
Определение сущности эффективности медиавоздействия.
Анализ основных методов и критериев эффективного воздействия телевидения.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………………………………3

Глава 1.Средства массовой коммуникации как результат воздействия на сознание аудитории…………………………………………………………………………………..………….6

1.1.Средства массовой коммуникации, их воздействие и роль…………………………..6

1.2.Результаты воздействия массовых коммуникаций.……………………………………….8

1.3.Воздействия массовой коммуникации на сознание и поведение аудитории……………………………………………………………………………………………………………..14

Глава 2.Эффекты и эффективность массовой коммуникации. Исследования способов измерения эффектов и эффективности коммуникации……………..........16

2.1.Эффекты и эффективность воздействия массовой коммуникации..……….…..16

2.2.Исследование эффективности массовой коммуникации…………………….….…..20

2.3.Анализ воздействия массовой коммуникации на сознание молодёжи………25

Заключение…………………………………………………………………………………………………………..33

Список литературы……………………………………………………………………………………………….35

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Эффективность массовых коммуникаций.doc

— 162.00 Кб (Скачать файл)

     Таким образом, изучение корреспонденции, привлечение  к широкому участию в выступлениях СМИ представителей аудитории –  надежный путь повышения действенности, а, следовательно, и эффективности средств массовой информации.

     СМИ и информационные потребности аудитории.

     Эффективность деятельности СМИ может быть изучена  и оценена только в сопоставлении с целями, которые ставит общество перед этими средствами3.

     Осуществление этой задачи неразрывно связано с  более точным учетом

     потребностей  людей, их возросших социальных, духовных и политических запросов. Внимание социологов к этому аспекту эффективности в последнее время заметно возросло. Удовлетворение информационных потребностей аудитории необходимо включать в число целей коммуникатора как цель-средство для достижения других, управленческих задач массового воздействия.

     Исследование  информационных потребностей исходит  из их типологии: общепсихологические, коммуникативные, науковедческие, информативные.

     Выявление степени их удовлетворения – первоочередная задача. Информационные потребности  следует рассматривать как потребности  в сообщениях определенного содержания и формы, которые нужны людям  для ориентации в окружающей действительности, уточнения сложившейся у них картины мира, для выбора линии поведения и решения проблемных ситуаций, для достижения внутреннего равновесия и согласованности с социальной средой.

     Без удовлетворения этих потребностей невозможна целенаправленная разумная деятельность человека. Поэтому степень развития информационных потребностей и их удовлетворения тесно связаны с социальной активностью человека. Как показывают данные социологических исследований, наиболее интенсивно развиты и осознаны информационные потребности у групп аудитории с высшей степенью социальной активности: членов выборных органов, общественных организаций, внештатных авторов СМИ и т.п. Это еще раз подтверждает важность включения в число критериев эффективности СМИ их роль в удовлетворении информационных потребностей населения. При этом необходимо различать понятия информационные потребности и тематические интересы аудитории. Потребности в информации социальны по своей природе и обусловлены в первую очередь содержанием, структурой повседневной деятельности индивида, в том числе объективными характеристиками его профессиональной и общественной деятельности.

     Тематические  же интересы являются субъективным отражением и выражением информационных потребностей. Они зависят от содержания предлагаемой информации и от ситуативных социально-психологических факторов (таких, как популярность, злободневность, престижность определенных тем, лиц, явлений и др.). Далеко не все информационные потребности осознаны самим субъектом и выражены в его тематических интересах и коммуникационном поведении; часть из них остается неосознанной и потому нереализованной из-за отсутствия необходимых сведений, недостаточности источников информации, неразвитости коммуникативных навыков и т.д. Некоторые сведения об информационных потребностях аудитории можно получить путем опроса. Опрос дает только картину тематических интересов аудитории. Её необходимо дополнить анализом характера ролевой деятельности представителей различных групп населения в труде, сфере общественной и духовной жизни, быту и семье.

     Природа и содержание информационных потребностей глубоко связаны со всей жизнедеятельностью человека. Поэтому их анализ должен исходить не только из сферы общения (как при тематических интересах). Необходимо принимать во внимание целостную систему деятельности, в которую включена личность. Как и любые другие потребности, информационные являются побудителем активности людей. Если они не удовлетворяются сообщениями, переданными СМИ, то аудитория, либо ищет нужную информацию в других каналах, либо подавляет потребность в такого рода информации, а, следовательно, и свою активность в этой сфере. Поэтому важно знать, каким образом удовлетворение или неудовлетворение определенных информационных потребностей может повлиять на характер и эффективность повседневной деятельности людей, на их активность в различных сферах общественной жизни. Ведь воздействие радио, печати и телевидения на общественное сознание измеряется не числом (или даже качеством) «заботливо обрамленных» картинок, а способностью этих средств побудить личность, социальную группу включиться в деятельность общества на различных уровнях – от непосредственного, ближайшего окружения до общественных движений мирового масштаба.

     Анализируя  содержание информационных потребностей и их удовлетворение разными, в том числе и массовыми, средствами общения, следует учитывать образ жизни населения. Это позволяет объяснить закономерности формирования аудитории СМИ, а также причины неодинаковой эффективности использования отдельных каналов информации определенными группами населения. Проведенные социологические исследования показывают, что увеличение роли телевидения в удовлетворении информационных и культурных запросов особенно заметно в группах, чей образ жизни характеризуется, во-первых, повышением степени урбанизированности среди населения малых городов и сел, во-вторых, большим количеством свободного времени, в-третьих, большей ориентацией на домашнее времяпрепровождение, в-четвертых, ограниченными объективными и субъективными возможностями участия в активных формах духовной и общественной жизни. В то же время такие характеристики образа жизни, как проживание в культурных центрах, меньшая включенность в бытовые заботы, повышенная активность участия в общественной работе, трудовая деятельность, связанная с решением управленческих, общественных и творческих проблем, порождают специфический комплекс информационных потребностей, которые удовлетворяются чтением книг, газет и журналов. Таким образом, если эффективность телевидения зависит от факторов нетрудовой сферы, то обращение человека к газетам, журналам, книгам связано в первую очередь с характером их профессиональной деятельности, статусом личности, т.е. с его трудовой сферой. Это обуславливает выбор целей деятельности СМИ и критериев эффективности. Функции, которые выполняют СМИ, оказываются различными для разных групп населения в зависимости от образа жизни, информационных потребностей аудитории.

     Всеобщей  тенденцией, которая сопутствует  распространению урбанизированного образа жизни и внедрению всеобщего среднего образования в нашей стране, является увеличение разнообразия информационных потребностей, и обращение все большей части населения к различным СМИ. С одной стороны, это создает предпосылки для возрастания эффективности системы массовых коммуникаций, а с другой, повышаются требования к содержанию и оперативности передаваемых сообщений.

     Рассмотрение  проблемы эффективности СМИ с  точки зрения удовлетворения и развития информационных потребностей аудитории  дает возможность более точно определить роль каждого конкретного канала массовой информации в едином информационном пространстве, выявить резервы и недостатки, которые мешают слаженной и эффективной деятельности всей информационной системы.

     Массовая  коммуникация оказывает формирующее и закрепляющее воздействие на социальные стереотипы (схематичные и упрощенные представления о социальных объектах, широко распространенные в обществе).4 Стереотипы могут касаться других национальностей, классов, групп и т. п. Восприятие чужой группы через стереотип имеет две стороны: позитивную (стереотип дает относительно быстрое знание, позволяет отнести группу к более широкому классу явлений) и негативную (наполнение стереотипа негативными характеристиками приводит к формированию межгрупповой враждебности). Существование стереотипов также может влиять на формирование общественного мнения. 

     1.3 Воздействия массовой коммуникации на сознание и поведение аудитории 

     К негативным последствиям можно отнести  формирование у аудитории потребности в немедленном удовлетворении собственных желаний и потребностей, а также ослабление навыков чтения и снижение творческого потенциала5.

     Массивное воздействие массовой коммуникации может отрицательно влиять на качество межличностного общения. Мультфильмы, с их быстрой сменой визуальных и аудиальных стимулов, особенно привлекают внимание детей и способны существенно уменьшить межличностные контакты. Герои теле- и видеофильмов некоторым людям, в какой – то мере заменяют семью. Погружение в «дневные сны» телефильмов позволяет скрыться от проблем и трудностей реальной жизни, что усугубляет социальную дезадаптацию, усиливает одиночество.

     Насилие в средствах массовой информации встречается крайне часто. Просмотр агрессивных фильмов, как правило, вызывает агрессивное поведение. Влияние насилия в СМИ на агрессивность людей опосредуется множеством промежуточных переменных. К ним относятся: особенности реципиента (пол, возраст, отношение к агрессии); степень социальной и познавательной зрелости телезрителя; контекст, в котором предстает акт насилия (манера подачи, жанр передачи); особенности внешней среды (возможности социального контроля, семейные отношения).

     Массовая  коммуникация оказывает не только негативное влияние на массовое и индивидуальное сознание. Она может противодействовать этническим и половым стереотипам. К ее позитивным результатам относятся и повышение осведомленности, любознательности, улучшение речевых навыков. Массовая коммуникация способствует возрастанию великодушия, дружелюбия, кооперации и сдержанности, строгому соблюдению социальных норм, а также уменьшению тревоги и страхов. После просмотра гуманистически ориентированных фильмов у детей улучшаются навыки общения со сверстниками, взаимопонимание с ними, активизируется стремление помогать другим людям. 

 

      Глава 2 Эффекты и эффективность массовой коммуникации. Исследования способов измерения эффектов и эффективности коммуникации 

     2.1 Эффекты и эффективность воздействия массовой коммуникации 

     Эффективность СМК есть отношение достигнутого результата и предварительно намеченной цели. Если в результате деятельности СМК имеется, пусть самое малое, продвижение к намеченной цели, к  положительному результату, то можно говорить об их эффективности6. Основными целями адресанта (СМК) являются: возможность влияния на общественные процессы, формирование общественного мнения, соответствующих взглядов на социальную действительность, на оценку возникающих в обществе проблем и способов их решения, информирование, социализация молодежи, мобилизация аудитории на определенные действия, участие в социальном саморегулировании и др.

     Можно выделить две основные группы критериев  эффективности деятельности СМК:

     - критерии духовного плана, отражающие  изменения сознания человека (знания, познавательная активность, убеждения,  социально-психологическое состояние  людей, направленность их ценностей,  идеалов, ориентации, установок и др.);

     - критерии практического плана, свидетельствующие об изменении поведения, деятельности, участия, образа жизни, степени активности отдельных людей, коллективов, социальных групп.

     СМК оказывают влияние на разные компоненты сознания человека и его поведения, однако главным остается их воздействие на систему ценностей личности, превращение информации в часть этой системы. Эта проблема приобретает особое значение в современных условиях, когда в обществе идет процесс коренного пересмотра сложившихся ценностей и от деятельности СМК в значительной степени зависит формирование нового видения социальной действительности. Общепризнанной характеристикой эффективности СМК считается численность аудитории, которую данное средство охватывает своим информационным воздействием. Для печатного издания эта характеристика условно оценивается через тираж, а для телевидения, радиоканалов - через число жителей, проживающих на охватываемой ими территории вещания. Оценивая те или иные СМК, необходимо учитывать не только возможности по охвату населения, но и потенциальные возможности этого населения (например, возможности включиться в коммуникационный процесс, потребность в общении и интерес аудитории к данному печатному материалу или передаче и т.д.).

     СМК обладают возможностью комплексного воздействия  на личность, социальную группу, организацию. Это выражается в том что:

     - распространяемая СМК информация  фокусирует внимание аудитории  на тех темах и проблемах,  которые с точки зрения социальной  системы, владельцев СМК, коммуникаторов  являются наиболее важными. Таким образом, формируются информационные интересы и потребности, которые могут стать реальными для реципиентов;

     - СМК могут оказывать и оказывают  влияние на формирование эмоциональной  сферы личности и через содержание  информации влияют на систему  ценностей, идеалов, мировоззрения;

     - используя различные способы  влияния на личность (внушение, убеждение,  подражание, заражение), СМК могут  оказывать прямое воздействие на поведение людей;

     - СМК влияют на структуру и  содержание свободного времени,  досуга.

     Мера  эффективности - степень реализации целей, соответствующих потребностям аудитории в информации и коммуникации с учетом возможностей, которыми располагают и СМК, и аудитория.

     Уровень эффективности СМК и их конкретное проявление обусловлены:

     - характером исходных целей, задач, идей, их реальностью;

     - технической, технологической, научной  и интеллектуальной возможностью  процесса их распространения,  формирования ценностей, идеалов, воззрений;

     - степенью принятия или непринятия  целей, глубиной усвоения аудиторией  содержания передаваемой информации, степенью воплощения идей, задач, теоретических установок в практику, социальную реальность. Это, в конечном счете, и представляет собой результат деятельности (влияния) СМК, выступающий в форме духовного и практического эффектов.

     Результатами, которых обычно добиваются СМК, являются эффекты - конкретные изменения в  сознании и поведении аудитории. Эффекты проявляются как:

     - возникновение каких-то новых  «образований» (знаний, настроений, идей, стремлений и др.);

     - коррекция, дополнение, развитие уже имеющихся «образований» у аудитории;

     - переоценка, опровержение, вытеснение  осознанного состояния как ложного,  вредного для нее.

     Именно  система эффектов, которых желает добиться то или иное СМК, и определяют задачи и совокупность целей коммуникатора.

Информация о работе Проблема эффективности массовых коммуникций