Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2012 в 12:00, курсовая работа
Целью работы является теоретический анализ основных методов воздействия массовой коммуникации и критериев ее эффективности.
Задачи:
Исследование теоретических подходов воздействия массовой коммуникации.
Определение сущности эффективности медиавоздействия.
Анализ основных методов и критериев эффективного воздействия телевидения.
Введение…………………………………………………………………………………………………………………3
Глава 1.Средства массовой коммуникации как результат воздействия на сознание аудитории…………………………………………………………………………………..………….6
1.1.Средства массовой коммуникации, их воздействие и роль…………………………..6
1.2.Результаты воздействия массовых коммуникаций.……………………………………….8
1.3.Воздействия массовой коммуникации на сознание и поведение аудитории……………………………………………………………………………………………………………..14
Глава 2.Эффекты и эффективность массовой коммуникации. Исследования способов измерения эффектов и эффективности коммуникации……………..........16
2.1.Эффекты и эффективность воздействия массовой коммуникации..……….…..16
2.2.Исследование эффективности массовой коммуникации…………………….….…..20
2.3.Анализ воздействия массовой коммуникации на сознание молодёжи………25
Заключение…………………………………………………………………………………………………………..33
Список литературы……………………………………………………………………………………………….35
Очевидным является тот факт, что мировосприятие людей находится сейчас под очень сильным влиянием средств массовой информации, причем воздействие это усилилось по сравнению с советским периодом. Молодое поколение, мировосприятие которого складывается в изменившейся информационной среде, часто оказывается неспособным приобрести верные ориентиры в потоке сильно искаженной информации, передаваемой разными каналами СМИ. При существующем идеологическом вакууме чрезвычайная необъективность и противоречивость информационных потоков способствуют тому, что мировоззрение простых людей становится все менее цельным, оказывается более подверженным манипуляции, воздействию пропаганды ложных идеалов и ценностей жизни.
Главным
препятствием в общественном воспитании
молодежи в настоящее время является
противоречие между его просоциальным,
нравственным характером и антисоциальными,
аморальными условиями
Вечерами начинают действовать дискотеки, ночные клубы и бары, развлечения в которых весьма мягко называются эротическими, а чаще представляют собой женский и мужской стриптиз, гомосексуальные игры, нецензурный «юмор» и т.п.
Газетно-журнальные киоски на улицах, в метро, универсамах пестрят обнаженными телами, вызывающими позами, кричащими сенсационными заголовками – о преступлениях, извращениях и пороках, а также чудовищной видеопродукцией (фильмы, насыщенные жестокостью и садизмом, порнографией и извращенным сексом). Радиоэфир забит бесконечно повторяющимися негативными новостями, наркотической и агрессивной музыкой и соответствующими текстами, в том числе криминальным жаргоном и ненормативной лексикой.
Особенно активно в этом плане телевидение. Бесконечные сериалы о бандитах и мошенниках, вульгарные реалити-шоу, пропагандирующие паразитизм, безответственность (пресловутый «Дом-2»).
Нашествие сексуальной пропаганды, в том числе гомосексуальной (передачи типа «Азбука секса», «Секс с Анфисой Чеховой»). Даже на, по определению интеллигентном, канале «Культура» идут передачи типа «Культурная революция» с нередко сомнительными и антикультурными позициями (например, терпимого отношения к нецензурной речи).
В последнее время к развращению молодежи активно подключились и средства мобильной связи. Разные компании рекламируют под лозунгом «Be free!» («Будь свободен») цветные картинки и клипы с названиями вроде «Любовь брюнеток», «Лесбийские игры», «Любовь геев», «Раздень стриптизершу», «Секс с бананом» и т.д. и т.п. и так называемые «прикольные звонки»: «Смех обкуренной обезьяны», «Безумство женского оргазма», «Алло, кореша звонят. Бухать пора», и т.п.
Негативное влияние подобной индустрии очевидно и на уровне здравого смысла, и на уровне научных исследований. Влияние средств массовой информации носит столь всеохватывающий характер, что, по мнению некоторых исследователей, от них зависит технологический и социальный прогресс государства, место в мировой экономике и экономическая конкурентоспособность страны, эффективная реализация роли в международном распределении труда и развитие демократических институтов. Все это сопровождается и становлением нового мировоззрения, новой мировой культуры, в этом смысле СМИ выступают в качестве одного из основных социализирующих институтов, в качестве наиболее доступного и наиболее влиятельного механизма формирования личности. По глобальности воздействия на личность и возможности способствовать формированию мировоззрения информационные технологии и средства массовой информации, в первую очередь телевидение, можно сравнить только с участием семьи в социализации личности. Телевизор для современного человека стал практически основным источником информации, познания окружающей действительности. По подсчетам некоторых специалистов, в одной среднестатистической семье телевизор работает до 7 часов в сутки.
Результат
программирующего воздействия сказался,
прежде всего, на «пивном» алкоголизме
среди подростков и молодежи. Исследования
потребления молодежью
Исследователи молодежных культур также озабочены ролью телевидения в усилении тенденций к агрессивности и формированию стиля поведения и внешней атрибутики криминальных субкультур.
Агрессивность молодежной среды – проблема далеко не частная. Исследования показывают, что подростки не только наиболее часто подвергаются насилию, но зачастую рассматривают внешний мир как некую агрессивную среду, а сама агрессия как социальный феномен становится сегодня одним из факторов социализации, позволяющих личности усваивать ценности и образцы поведения, необходимые порой для успешного функционирования в условиях современного российского общества.
Некоторые исследователи предлагают ссылаться на западные данные, учитывая четко выраженную ориентацию телевидения многих постсоветских республик на западную, в частности американскую, культуру. Так, А.Ю. Дроздов ссылается на данные эксперта по вопросам телевидения О. Ларсена, который подсчитал, что средний 18-летний подросток уже имеет на своем «счету» тысячи часов, проведенных перед телевизором, и 15 тысяч наблюдаемых актов убийств и 100 тысяч актов другого насилия. По данным, люди часто сами оценивают свою погруженность в СМИ как чрезмерную, иногда вредную.
Результаты многих исследований показывают, что постоянные сообщения СМИ об отклоняющихся от общепринятых в обществе норм явлениях и событиях, подаваемых, как правило, сенсационно, порождают у читателей, слушателей, зрителей беспокойство и страх перед нарушением привычного миропорядка, привычного течения жизни, страх за свое место в обществе, за свое будущее и т.д. В то же время факты свидетельствуют, что у людей, активно потребляющих продукцию СМИ, сильнее вырабатываются негативные установки относительно окружающего мира.
Проводимые исследования выявляют осознание молодежью роли социализирующих воздействий. Вне конкуренции остается влияние родителей, прежде всего, матери (58 % опрошенных) и в меньшей степени отца (44 %), друзья (24 %), книги (19 %), фильмы (15 %), родственники (13 %) и на последнем месте – учителя. Совершенно отчетливо проявляется тот факт, что значение и влияние книг и особенно школьных учителей упало именно в последние годы, то есть они утратили свою былую воспитательную роль. Книгу все чаще заменяет компьютер и телевизор. Вместе с тем влияние средств массовой информации (прежде всего телевидения) осознается недостаточно адекватно. Влияние СМИ признают только 7 % молодых людей. В то же время за нравственный контроль над содержанием телевизионных программ выступают 80 % опрошенных молодых людей (среди юношей 72 %, среди девушек 89 %). При этом 59 % молодых людей считают, что современные российские СМИ не способствуют формированию качеств гражданина и патриота. В первую очередь, СМИ, по их мнению, пропагандируют деньги (59 %), а ценности семьи (22 %), справедливости (8 %) и веры (7 %) утверждают в последнюю очередь.
В связи с этим постоянно дискутируются вопросы о том, насколько необходимо отражать в средствах массовой информации все негативные аспекты жизнедеятельности общества, должны ли СМИ быть объективными во всем или воспитывать молодых людей через соответствующий подбор информации и методов ее подачи, характера освещения реальных событий. Молодое поколение является группой населения, наиболее восприимчивой к новым становящимся условиям жизни, так как эти условия предстают для нее привычной средой обитания, в которой она вырастает. Молодежь впитывает в себя превалирующие программные направления общественного развития, широко освещаемые и рекламируемые в СМИ, и в преломленном виде включает их в свои ценности. Ценностные ориентации молодежи фактически оказываются зеркалом, во многом отражающим приоритеты общественного сознания в период ее социализации.
Недооценка влияния средств массовой информации позволяет им стать одной из основных причин вырождения культурных ценностей человека и общества – искусства, науки, духовности: «ослабились живые связи» между индивидом и его культурой. Ослабление "живых связей" ведет к деградации и вырождению внутренней культуры человека. Для того чтобы восстановить гармонию человеческого общения, необходимо переместить акцент философского знания и общественного мировоззрения с внешнего на внутренний мир человека, на его высшие социальные чувства.
Растут потребности человека в информированности по поводу дел, с которыми он прямо не соприкасается, но которые могут повлиять на его судьбу в связи с общественными трансформациями.
Таким образом, вся жизнедеятельность людей представляет собой постоянный процесс их взаимодействия с внешним миром, который не возможен без информации. В результате социальная информация представляет собой необходимую составляющую всей общественной жизни. Информация, которую получает человек, становится фактором его связи с окружающим миром и средством регулирования его поведения. Все эти процессы усиливают зависимость каждого активного члена общества от деятельности средств массовой информации и пропаганды.
Среди других средств массовой информации нельзя не сказать об Интернете, который на сегодняшний день из технического изобретения превратился в абсолютный феномен, влияющий на все стороны жизни человечества. Интернет как новое средство социальной коммуникации объективно меняет образ жизни многих людей, вносит все больший вклад не только в расширение знаний об окружающем мире, но и в процесс трансляции и воспроизводства определенных социальных норм и ценностей, моделей социального поведения и правил взаимодействия.
Возможность использования Интернета для общения делает глобальную сеть не столько хранилищем информации и средством перекачки файлов, сколько именно социальной средой.
Социальные идеалы, нормы, эталоны поведения, которые определяют сущность и выбор молодым человеком жизненного пути, трансформируются в его личностных ценностных ориентациях через представления, мнения, оценки, получаемые в социальных группах, с которыми в наибольшей степени идентифицирует себя человек.
Глобальная компьютерная сеть раздвигает границы культурного пространства, тем самым, предоставляя возможности культурной самоидентификации личности. Путешествуя по просторам Интернет, молодые люди получают широкий доступ к общечеловеческим ценностям и богатствам как отечественной, так и мировой культуры, что, несомненно, оказывает огромное влияние на эффективность процесса становления личности. Однако следует отметить, что легкость публикации в глобальной компьютерной сети при возможности сохранения анонимности может привести и приводит к злоупотреблениям. Дезинформация и плагиат, экстремизм и порнография, мошенничество и воровство, непрошенная реклама – это также реалии Интернета.
Таким образом, о средствах массовой информации можно говорить как об институте, занимающем главенствующее место в системе формирования многочисленных процессов и аспектов жизнедеятельности современного общества, в том числе и его ценностной структуры. Новые установки широко пропагандируются СМИ, их диктуют складывающиеся условия жизни, и в этих условиях вырастает человек с новыми ценностными устремлениями, с новым отношением к себе и окружающим.
Трудно
дать однозначную интегральную оценку
роли информационных технологий в процессе
социализации личности и формирования
ценностных ориентаций. Можно лишь констатировать
тот факт, что любой компонент, любая функция
средств массовой информации и коммуникации
несет в себе и позитивную и деструктивную
составляющую, и, соответственно, может
способствовать как интеграции общества,
так и его дезорганизации.
Заключение
Коммуникация между людьми существовала во все эпохи, а в наше время просто появились технические средства ее реализации. Эволюция средств массовой коммуникации, рассматривая сквозь призму развития человеческой культуры, показывает, как постепенно увеличивалась скорость обмена информацией, с тем, чтобы сохранить путь к овладению человеком знаний, добытых предшествующими поколениями людей.
Информация о работе Проблема эффективности массовых коммуникций