Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 12:53, дипломная работа
Цель исследования состоит в том, чтобы на основе научных достижений, изучения следственной и судебной практики разработать теоретические положения и подготовить на их основе научно обоснованные рекомендации по повышению эффективности тактики…….???.
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
-анализ и обобщение имеющихся литературных источников и нормативных правовых актов, связанных тактикой…. .
Введение..............................................................................................................5
Глава 1. Сущность и психологические основы тактики допроса……………9
1.1. Понятие, виды и задачи тактики допроса......................................................9
1.2. Психологические основы тактики допроса.................................................19
1.3. Тактические приемы допроса......................................................................27
Глава 2. Особенности ведения тактики допроса...........................................37
2.1. Особенности ведения тактики допроса свидетеля и потерпевшего..........37
2.2. Особенности ведения тактики допроса подозреваемого и обвиняемого..46
2.3. Особенности ведения тактики допроса отдельных категорий лиц...........57
Глава 3. Проблемы и пути совершенствования ведения тактик допроса.............................................................................................................64
3.1. Проблемы ведения тактик допроса...............................................................64
3.2. Пути совершенствования ведения тактик допроса.....................................66
Заключение.....................................................................................................71
Список использованных источников...........................................................75
Приложение 1. Справка о внедрении…
Если несовершеннолетний уклоняется от дачи показаний или дает заведомо ложные показания, важно выяснить причины (чувство товарищества, страх, стыд, угрозы со стороны соучастников и т.п.) и с этим учетом применить тактические приемы, направлен- ные на изменение его позиции. Применяемые при этом тактические приемы должны быть основаны только на методах убеждения.
При допросе
несовершеннолетнего
Акцент же на отрицательных сторонах жизни несовершеннолетнего обвиняемого (подозреваемого), как правило, приводит к тому, что он замыкается и вообще отказывается давать показания.
Допрос эксперта. Следователь вправе допросить эксперта, статус которого определен ст. 57 УПК РФ, чтобы он разъяснил или дополнил свое заключение. Допрос производится, когда нет необходимости в дополнительном исследовании объектов, представленных эксперту. Цели допроса:
1) разъяснить
терминологию и отдельные
2) уточнить данные,
характеризующие компетенцию
3) уяснить ход
исследования представленных
4) установить причины расхождения между объемом поставленных вопросов и ответов эксперта или между исследовательской частью заключения и сформулированными выводами;
5) выяснить причины
расхождения выводов членов
6) проверить
полноту использования эксперто
Эксперта, работающего
в экспертном учреждении, целесообразно
вызывать через руководителя данного
учреждения. Если для получения ответов
на возникшие вопросы необходимо,
чтобы эксперт
Допрос эксперта проводится по правилам, установленным ст. 205 УПК РФ, которые обусловлены процессуальным положе- нием допрашиваемого.
Следователь выясняет основные данные о личности, специальности, компетенции эксперта, его взаимоотношениях с потер- певшим, обвиняемым (подозреваемым). Допрос эксперта всегда идет в форме постановки вопросов. Ответы на них эксперт дает только в пределах своей компетенции и в связи с произведенными исследованиями. При этом он разъясняет:
а) избранные методики исследования; характер выявленных идентификационных признаков;
б) критерии, которыми он руководствовался при определении идентификационной совокупности признаков;
в) какие научно-технические средства применялись в ходе исследования;
г) причину противоречий между исследовательской частью заключения и выводами и др.
Вопросы, поставленные при этом перед экспертом, нужно фиксировать дословно. Эксперт вправе изложить свои ответы собственноручно. Если в результате допроса будет установлена необходимость дополнительно исследовать представленные материалы или выяснится некомпетентность допрошенного, то следователь обязан назначить, соответственно, дополнительную или повторную экспертизу.
Глава 3. ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
ВЕДЕНИЯ ТАКТИК ДОПРОСА
3.1 Проблемы ведения тактик допроса
В криминалистической литературе можно встретить такое понятие как тактическая̆ ситуация (или обстановка) допроса, под которой понимается любая ситуация, которая в данный момент или в будущем оказывает или может оказать влияние на получение следователем достоверной информации как в положительном, так и в отрицательном смысле. По Г. Г. Доспулову, тактическая ситуация допроса является «полем взаимодействия следователя с допрашиваемым по делу»17.
В целях выделения психологической составляющей допроса нами проведен анализ возможных вариантов развития его ситуации, в которую включены:
1. основные (учитывая возможность участия в данном
следственном действии адвоката, переводчика, педагога и/или законного представителя несовершеннолетнего свидетеля и потерпевшего) участники допроса - следователь и допрашиваемый (потерпевший, свидетель, подозреваемый, обвиняемый);
2. процесс их
взаимодействия (вербальный
3. внешние условия проведения допроса.
В результате анализа выявлен ряд основных проблем, определяющих успешность данного следственного действия. Поскольку в качестве основной цели допроса выступает получение показаний, касающихся события преступления и его участников, наиболее общей проблемой является увеличение количества и качества сообщаемой допрашиваемым информации. При этом под ее количеством понимается число единиц информации, выражающихся вербально либо иным другим образом (УПК РФ предусматривает возможность изображения происшедшего в виде рисунков, схем и т. п.). Для описания данной характеристики показаний Р. С. Белкин и И. М. Лузгин использовали понятие полноты18. Качество получаемой информации проявляется в характеристике ее объективности, т.е. соответствия ее действительности. Зачастую на практике стремление следователя получить максимальное количество интересующих его сведений и детальное описание о предмете допроса влечет за собой снижение их качества, что подтверждено в том числе экспериментальным путем19. В связи с этим по-прежнему актуальной остается проблема определения истинности показаний, а также доведения доли их в общем количестве образов, воспроизводимых допрашиваемым, до максимально возможной. По мнению Н. Н. Смирновой, данная проблема является универсальной для любого допроса20.
Говоря о мотивации заведомо ложных показаний, М. И. Еникеев, В. А. Образцов и В. Е. Эминов отмечают, что основными мотивами здесь выступают личная заинтересованность допрашиваемого (корысть, зависть, ненависть, мстительность, опасение обнаружить свои неблаговидные поступки); ложно понятые чувство дружбы, родственные обязанности; чувство сострадания к обвиняемому или потерпевшему; понуждение заинтересованных лиц; намерение скрыть совершенное преступление или свое участие в нем, стремление избежать или преуменьшить ответственность21. Помимо перечисленных, Е. Р. Российская отмечает, что свидетели и потерпевшие способны давать ложные показания вследствие нежелания в последующем участвовать в допросах, быть вызванным в суд и т.п., а также из-за скептического отношения к возможностям органов дознания и следствия раскрыть преступление, обеспечить возмещение материального ущерба или личную безопасность потерпевшего22.
По мнению А. М. Столяренко, сложность допроса заключается не только в том, что в ряде случаев следователю приходится иметь дело с людьми, не желающими говорить правду или отказывающимися от дачи показаний, но и в том, что «в показаниях человека, искренне стремящегося сообщить следователю все известное ему по делу, могут быть ошибки, непроизвольные искажения, заблуждения или даже вымысел, которые при допросе надлежит своевременно обнаружить и учесть при оценке и использовании показаний»23.
3.2 Пути совершенствования ведения тактик допроса
Данные частные
проблемы допроса в достаточной
степени изучены и показаны в
литературе. Однако до настоящего времени
отсутствует полноценное
1. Следователь
- участник допроса, ведущий
В качестве основных факторов эффективности допроса, касающихся вовлеченности следователя в ситуацию допроса, выступают:
а) его профессиональные
знания, умения и навыки в совокупности
с индивидуально-
б) качество проведения следователем анализа материалов уголовного дела и выстраивания им индивидуальной тактики допроса применительно к конкретному допрашиваемому лицу с учетом имеющихся в деле биографических и характеризующих его данных;
в) мотивация следователя.
2) Допрашиваемый
- участник следственного дей
Процессуальный статус
Так, например,
в случае допроса обвиняемого
немаловажны такие
В случае допроса потерпевшего наиболее характерны вопросы, касающиеся возможного нанесения ему дополнительной психологической травмы при неосторожном и неаккуратном ведении допроса. Связано это с актуализацией у индивида образа тех эмоциональных состояний, которые были характерны для него в тот момент. В случае с насильственными преступлениями актуализируются крайне негативные переживания, которые повторно переносятся на настоящее время и ситуацию допроса, что приводит к закрытию допрашиваемого и уходу от действий, которые влекут за собой негативные образы, и, следовательно, от работы со следователем.
В меньшей степени, но все же характерна данная проблема и для свидетелей. Однако здесь спектр психологически значимых вопросов, возможно, даже более широк, чем в случае работы с представителями иных категорий допрашиваемых. Более ярок в данном случае прежде всего мотивационный спектр, определяющий процесс сотрудничества со следствием.
Вместе с
тем, помимо этого «психолого-
3. Непосредственное
взаимодействие участников
Допрос является специальным
Содержание указанных трех аспектов в значительной степени определяет эффективность допроса, поскольку обеспечивает установление контакта (раппорта) между следователем и допрашиваемым, разрешение возможных коммуникативных барьеров общения, когнитивно-тезаурусное соответствие общающихся индивидов; взаимную заинтересованность в результате со стороны участников допроса, характер и стратегию их взаимодействия, возникновение и возможность разрешения конфликтных ситуаций в ходе допроса; проявление следователем эмпатии для наилучшего познания допрашиваемого и его представления о ситуации преступления, самопознание, проявляющееся, в частности, в наличии и уровне рефлексии следователем собственного поведения, эффекты каузальной атрибуции (интерпретация субъектом поведения другого человека и «приписывание» данному поведению черт, характерных для иных индивидов), ореола («галоэфект»), первичности и новизны, проявление в ходе допроса установок и стереотипов (социальных, этнических, национальных, культуральных и др.).
Информация о работе Сущность и психологические основы тактики допроса