Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2013 в 19:05, курсовая работа
Цель выпускной квалификационной работы заключается в определении места и роли органов внутренних дел системе профилактической деятельности преступности в целом и отдельных ее направлений.
Для достижения намеченной цели необходимо разрешить ряд задач:
Раскрыть понятие и содержание профилактики преступлений, цели и методы ее проведения.
Детально проанализировать объект и субъекты профилактики преступлений и правонарушений, определить место органов внутренних дел среди данных субъектов.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Понятие и сущность профилактики преступлений…………………...6
1.1. Понятие и значение профилактики преступлений………...……………....6
1.2. Субъекты профилактической деятельности………………………………23
1.3. Правовые и организационные основы профилактики преступлений органами внутренних дел……………………………………………..………...38
Глава 2. Основные направления профилактической деятельности, осуществляемые органами внутренних дел………………………….…...…....65
2.1. Особенности виктимологической профилактики преступлений………...65
2.2. Профилактика преступности несовершеннолетних………………………80
Заключение……………………………………………………………………….90
Список литературы………………………………………………………………95
Эффективная организация
общей виктимологической
Прежде всего, как справедливо отмечается в виктимологической литературе, необходимо изменить традиционный и многолетний подход к профилактике, ориентированный исключительно на потенциальных правонарушителей и оставляющий за ее пределами предупредительное воздействие на потенциальных жертв. В более широком плане речь должна идти об общей переориентации деятельности правоохранительных органов на первоочередную защиту прав и интересов реальных и потенциальных жертв преступлений. Современная государственная политика борьбы с преступностью требует осознания усугубляющегося фактора жертв преступлений, ибо жертва преступления является «стражем ворот» системы уголовной юстиции. Поэтому вся работа по профилактике преступности, вся практика уголовной юстиции должна быть настроена на сотрудничество с жертвой.105
Между тем, как показывает современная практика борьбы с преступностью и многочисленные исследования, такой подход до сих пор не воспринят ни в доктрине, ни в практической политике. Правоохранительные органы многие десятилетия были привычно ориентированы на репрессивную функцию уголовного закона, на приоритетную защиту государственных интересов (а не интересов личности), на сосредоточие основного внимания на фигуре преступника. Такая ориентация всей системы уголовной юстиции оказалась психологически несовместимой с декларируемой ныне приоритетной защитой личных прав и интересов граждан.
В настоящее время, если не считать конституционных деклараций, реальные приоритеты в борьбе с преступностью никак не связаны с решением главной задачи - обеспечением безопасности граждан - потенциальных жертв преступлений. В законодательной деятельности и в практике правоохранительных органов их интересы игнорируются, а результаты виктимологических исследований и виктимологическая концепция предупреждения преступности своего отражения не находят. Отсюда растет ощущение незащищенности, пассивности и нежелания реальных и потенциальных потерпевших сотрудничать с правоохранительными органами. С ростом отчуждения граждан от следствия и правосудия в целом связана, в свою очередь, и такая важная социально-психологическая проблема, как страх населения перед лицом растущей криминальной угрозы.
Важнейшей задачей
сегодня является психологическая
перестройка правосознания
В рамках необходимого изменения отношения к жертвам преступления со стороны общества в целом радикальная перестройка отношения к ним со стороны работников правоохранительных органов особенно актуальна. Направление этой важной работы должно включать в себя максимально внимательное и бережное отношение к потерпевшим, взаимоуважение и партнерское взаимодействие, всемерную защиту, помощь и обеспечение необходимой информации (о правах потерпевших, о ходе расследования дела, возможностях получения компенсации ущерба и т.д.).106
Особенно все вышеотмеченное
относится к жертвам
До сих пор ни общество, ни одна из ветвей власти, ни правоохранительные органы не считают отношение к потерпевшим, в том числе особенно к потерпевшим от насильственных преступлений, своей актуальной проблемой, и лишь благодаря настойчивости энтузиастов виктимологического движения, многочисленным публикациям и дискуссиям в средствах массовой информации и вниманию международной общественности эта проблема обсуждается, но до сих пор остается нерешенной.
В отличие от российского, почти все мировое сообщество начиная с конца 40-х годов прошедшего столетия последовательно проводит в жизнь идею защиты жертв преступлений от произвола преступников и властей. В этом направлении совершенствуется национальное законодательство, проводятся семинары, симпозиумы, создаются различного рода социальные службы, фонды помощи, дома доверия и спасения потерпевших. Наряду с профессиональной деятельностью по факту преступления не менее профессионально ведется работа с жертвами преступлений в интересах недопущения их повторной виктимизации.108
Психологи и медики, представители общественных организаций, родители и родственники потерпевших, как видно, не случайно выражают в связи с этим свою крайнюю озабоченность сложившейся ситуацией. Поэтому сегодня так важна разъяснительная работа с сотрудниками правоохранительных органов всех уровней, помогающая им осознать опасность роста насилия, политика «открытых дверей», взаимоуважения, участия и поддержки защиты, помимо всего прочего стать одним из средств повышения их авторитета в глазах населения, вызвать доверие и готовность граждан активно помогать в укреплении правопорядка и в конечном итоге покончить с отчуждением граждан от системы правосудия.
Такая политика,
кроме того, призвана способствовать
и решению крайне острой проблемы
вторичной виктимизации потерпевших
с тем, чтобы противостоять социально-
Необходимо создание информационной базы виктимологической профилактики, которая в настоящее время практически отсутствует. В существующей в последние годы форме статистической отчетности приводится неполный перечень категории потерпевших без какой-либо привязки последних к виду самого преступного посягательства, можно найти данные, которые свидетельствуют только о количестве потерпевших. Речь в данном случае идет о создании достаточно полной системы учета и статистики жертв преступлений в государственной отчетности всех правоохранительных органов.
Причины неполноты и недостоверности уголовной статистики разнообразны и сочетают в себе факторы объективного и субъективного плана. В самом общем плане к их числу принято относить политику и практику регистрации преступлений, практику отказа в возбуждении уголовных дел и вытекающий отсюда рост латентности насильственных преступлений. Этот неполный перечень факторов создает своеобразный порочный круг, который приводит в конечном итоге к утрате авторитета и доверия к органам полиции со стороны граждан, в силу чего многие из них отказываются заявлять о совершенных в отношении их преступлениях.
Чтобы преодолеть статистическую неопределенность, необходимо предусмотреть в статистике МВД такие показатели, как демографические характеристики жертв, характер преступлений, доля потерпевших в той или иной социальной группе и другие не менее важные сведения о потерпевших в зависимости от совершенного посягательства.110
Итак, неполнота и недостаточная достоверность статистики насильственной преступности, а главное, отсутствие в ней информации о жертвах преступлений крайне затрудняет определение и конкретизацию задач, направлений и форм профилактики насилия. В этих условиях наряду с совершенствованием самой статистической отчетности значительно возрастает потребность в проведении все более детальных и целевых виктимологических исследований самого различного плана - о личности, поведении потерпевших, характере их взаимоотношений с правонарушителями и правоохранительными органами, о масштабах вредных последствий и т.д. Результаты таких исследований позволят в значительной мере восполнить проблемы статистической информации и повышают уровень достоверности представлений о формах и масштабах виктимизации.
Как уже отмечалось,
меры, направленные на виктимологическую
профилактику, на защиту реальных потенциальных
жертв преступных посягательств, должны
быть связаны с созданием
Эффективное использование
средств массовой информации, совершенствование
форм и методов правовой пропаганды
также имеют большое
Эффективное использование
средств массовой информации тесно
связано и с пропагандой
Согласно результатам опроса 1318 посетителей официального интернет-сайта МВД России на вопрос о том, какое из направлений работы органов внутренних дел должно наиболее широко освещаться в СМИ, 149 участников ответили, что профилактика и пресечение преступлений и проявление экстремистского характера111.
Возможно расширение
функций подразделений службы профилактики
либо создание специальных подразделений,
на которые будет возложена
Сегодня самостоятельной специализированной службы, ответственной за профилактику виктимного поведения, в центре и на местах нет, как нет и сколь-либо детальной регламентации этой деятельности в самом профилактическом законодательстве.
В настоящее время имеется законодательное закрепление мер государственной защиты жертв и свидетелей преступлений - это неразглашение сведений о защищаемых лицах; при необходимости рассмотрение уголовных дел в закрытом судебном заседании; прослушивание телефонных переговоров защищаемых лиц; выдача им оружия и других средств индивидуальной защиты; предоставление другого жилища и другой работы, замена документов и другие специальные меры обеспечения безопасности, а также меры ответственности должностных лиц за нарушение требований по их обеспечению. Это, конечно, позволит избавить указанных лиц от огромного давления, оказываемого на них преступными сообществами, особенно по крупным делам о тяжких насильственных преступлениях, устранить их правовую, физическую и социальную незащищенность и во многом переломить криминальную ситуацию. Однако одного Федерального закона «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» недостаточно для успешной виктимологической профилактики.
В контексте указанных соображений следовало бы, на наш взгляд, положительно решить вопрос о разработке и принятии федерального законодательства, касающегося предупреждения преступлений, в рамках которого необходимо уделить внимание и виктимологической профилактике.
Подводя итог вышеизложенному, полагаем необходимым выделить основные направления мер общей и индивидуальной виктимологической профилактики. В частности, к мерам общей профилактики относятся следующие направления: выявление криминогенных ситуаций и принятие мер по их устранению; информирование населения о криминальной ситуации и о поведении граждан, обеспечивающем их защиту от преступных посягательств; инструктаж лиц, обладающих повышенной виктимностью в силу социально-ролевых особенностей, об их поведении, обеспечивающем защиту от преступных посягательств; оказание помощи гражданам в оборудовании помещений, иных мест хранения защитными устройства.
К мерам индивидуальной виктимологической профилактики относятся выявление лиц с повышенной виктимностью (то есть потенциальных жертв преступлений); обеспечение личной безопасности лиц, профессиональная обязанность которых обуславливает их повышенную виктимность; воздействие на потенциальных жертв преступлений с целью активизации их внутренних защитных возможностей; контроль за поведением потенциальных жертв преступлений, оказание им помощи в защите от преступных посягательств.