Основные направления профилактической деятельности, осуществляемые органами внутренних дел

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2013 в 19:05, курсовая работа

Краткое описание

Цель выпускной квалификационной работы заключается в определении места и роли органов внутренних дел системе профилактической деятельности преступности в целом и отдельных ее направлений.
Для достижения намеченной цели необходимо разрешить ряд задач:
Раскрыть понятие и содержание профилактики преступлений, цели и методы ее проведения.
Детально проанализировать объект и субъекты профилактики преступлений и правонарушений, определить место органов внутренних дел среди данных субъектов.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Понятие и сущность профилактики преступлений…………………...6
1.1. Понятие и значение профилактики преступлений………...……………....6
1.2. Субъекты профилактической деятельности………………………………23
1.3. Правовые и организационные основы профилактики преступлений органами внутренних дел……………………………………………..………...38
Глава 2. Основные направления профилактической деятельности, осуществляемые органами внутренних дел………………………….…...…....65
2.1. Особенности виктимологической профилактики преступлений………...65
2.2. Профилактика преступности несовершеннолетних………………………80
Заключение……………………………………………………………………….90
Список литературы………………………………………………………………95

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом Роль МВД 2.doc

— 453.50 Кб (Скачать файл)

В рамках изучаемой нами темы рассмотрим в вкратце некоторые  из них.

В отношении обязанностей, возлагаемых на полицию, необходимо отметить следующее.

1). Принимать и регистрировать (в том числе в электронной форме) заявления и сообщения о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях; выдавать заявителям на основании личных обращений уведомления о приеме и регистрации их письменных заявлений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях; осуществлять в соответствии с подведомственностью проверку заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях и принимать по таким заявлениям и сообщениям меры, предусмотренные законодательством РФ, информировать заявителей о ходе рассмотрения таких заявлений и сообщений в сроки, установленные законодательством РФ, но не реже одного раза в месяц; передавать (направлять) заявления и сообщения о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях в государственные и муниципальные органы, организации или должностному лицу, к компетенции которых относится решение соответствующих вопросов, с уведомлением об этом в течение 24 часов заявителя; информировать соответствующие государственные и муниципальные органы, организации и должностных лиц этих органов и организаций о ставших известными полиции фактах, требующих их оперативного реагирования.

Детальнее данные вопросы  с учетом соответствующих процессуальных норм урегулированы Инструкцией о порядке приема, регистрации и разрешения в органах внутренних дел Российской Федерации заявлений, сообщений и иной информации о происшествиях, утв. Приказом МВД России от 4 мая 2010 г. № 33384.

В п. 2.4 Инструкции по оценке деятельности органов внутренних дел Российской Федерации85 в качестве основных оцениваемых направлений деятельности ОВД наряду с регистрацией, учетом и разрешением заявлений, сообщений и иной информации о происшествиях определена профилактическая деятельность86.

2). Прибывать незамедлительно  на место совершения преступления, административного правонарушения, место происшествия, пресекать противоправные  деяния, устранять угрозы безопасности  граждан и общественной безопасности, документировать обстоятельства совершения преступления, административного правонарушения, обстоятельства происшествия, обеспечивать сохранность следов преступления, административного правонарушения, происшествия.

В пункте 1 ст. 10 Закона 1991 г. «О милиции» указывалось лишь на общую обязанность милиции предотвращать и пресекать преступления и административные правонарушения. Более детальная регламентация содержалась в ведомственных нормативных правовых актах.

3). Оказывать первую  помощь лицам, пострадавшим от  преступлений, административных правонарушений и несчастных случаев, а также лицам, находящимся в беспомощном состоянии либо в состоянии, опасном для их жизни и здоровья, если специализированная помощь не может быть получена ими своевременно или отсутствует.

В п.1 ч.2 Ст. 27 Федерального закона «О полиции» закреплена обязанность сотрудника полиции на территории РФ независимо от занимаемой должности, места нахождения и времени оказывать первую помощь и другие виды помощи гражданам, пострадавшим от преступлений, административных правонарушений и несчастных случаев, а также находящимся в беспомощном или ином состоянии, опасном для их жизни.

Оказание первой помощи регламентировано Основами законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. № 5487-1 (в ред. Федерального закона от 25 ноября 2009 г. № 267-ФЗ)87.

4). Выявлять причины  преступлений и административных  правонарушений и условия, способствующие  их совершению, принимать в пределах  своих полномочий меры по их  устранению; выявлять лиц, имеющих  намерение совершить преступление, и проводить с ними индивидуальную профилактическую работу; участвовать в профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; участвовать в пропаганде правовых знаний.

Перечисленные обязанности  полиции предусмотрены прежде всего процессуальными нормами. Так, в части 2 ст. 73 «Обстоятельства, подлежащие доказыванию» УПК РФ предусмотрено, что при производстве по уголовному делу наряду с доказыванием обстоятельств, перечисленных в ч.1 этой статьи, подлежат выявлению также обстоятельства, способствовавшие совершению преступления. В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ в задачи производства по делам об административных правонарушениях наряду с прочим входит выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Органы внутренних дел, располагая оптимальным арсеналом административно-правовых средств, могут вносить существенный вклад в дело предупреждения и  пресечения правонарушений в сфере  потребительского рынка88.

Основы правового регулирования отношений, возникающих в связи с деятельностью по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, устанавливает Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»89, что и закреплено в его преамбуле.

Приказом МВД России от 17 января 2006 г. № 19 «О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений» в целях совершенствования деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений утверждены Инструкции о деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений и Положение об Оперативном штабе МВД России по профилактике правонарушений.

5). Обеспечивать безопасность граждан  и общественный порядок на  улицах, площадях, стадионах, в скверах, парках, на транспортных магистралях, вокзалах, в аэропортах, морских и речных портах и других общественных местах.

Ведущая роль в охране общественного  порядка и обеспечении общественной безопасности отводилась подразделениям патрульно-постовой службы милиции общественной безопасности. Приказом МВД России от 29 января 2008 г. № 80 «Вопросы организации деятельности строевых подразделений патрульно-постовой службы милиции общественной безопасности» утвержден Устав патрульно-постовой службы милиции общественной безопасности, который определял порядок организации деятельности строевых подразделений патрульно-постовой службы милиции общественной безопасности (ППСМ) по обеспечению правопорядка на улицах, объектах транспорта и в других общественных местах.

6). Обеспечивать совместно с  представителями органов исполнительной  власти субъектов РФ, органов  местного самоуправления и организаторами  публичных мероприятий безопасность  граждан и общественный порядок,  оказывать в соответствии с  законодательством РФ содействие организаторам массовых мероприятий в обеспечении безопасности граждан и общественного порядка в местах проведения этих мероприятий.

Подобные обязанности предусмотрены  Федеральным законом от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»90. Согласно ч. 3 ст. 14 установлено, что уполномоченный представитель органа внутренних дел обязан: 1) оказывать содействие в проведении публичного мероприятия в пределах своей компетенции; 2) обеспечивать совместно с организатором публичного мероприятия и уполномоченным представителем органа исполнительной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления общественный порядок и безопасность граждан, а также соблюдение законности при его проведении.

7). В соответствии с подследственностью, установленной уголовно-процессуальным законодательством РФ, возбуждать уголовные дела, производить дознание по уголовным делам, производство предварительного следствия по которым необязательно; выполнять неотложные следственные действия по уголовным делам, производство предварительного следствия по которым обязательно.

Перечисленные обязанности предусмотрены  соответствующими нормами УПК РФ как полномочия следователей и органов  дознания.

8). Исполнять в пределах своих  полномочий решения суда (судьи), письменные поручения следователя, руководителя следственного органа, органа дознания о производстве отдельных следственных действий, проведении оперативно-розыскных мероприятий, задержании лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, о производстве иных процессуальных действий, оказывать содействие в их осуществлении.

Указанные обязанности возложены  соответствующими нормами УПК РФ на органы внутренних дел РФ как  на органы дознания, т.е. как на органы, наделенные полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности, а также в Федеральном законе «Об оперативно-розыскной деятельности» Приказом МВД России, ФСБ России, ФСО России, ФТС России, СВР России, ФСИН России, ФСКН России и Минобороны России от 17 апреля 2007 г. № 368/185/164/481/32/184/97/147 утверждена Инструкция о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд91.

9). Осуществлять оперативно-розыскную  деятельность в целях выявления,  предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, обеспечения собственной безопасности, а также в иных целях, предусмотренных федеральным законом.

Полномочие осуществления оперативно-розыскной  деятельности оперативными подразделениями  органов внутренних дел РФ закреплено в п.1.ч.1 ст. 13 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности».

10). Пресекать административные  правонарушения и осуществлять  производство по делам об административных  правонарушениях, отнесенных законодательством  об административных правонарушениях к подведомственности полиции.

Закон устанавливает право полиции  составлять протоколы об административных правонарушениях, собирать доказательства, применять меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, применять иные меры, предусмотренные законодательством об административных правонарушениях.

Приказом МВД России от 2 июня 2005 г. № 444 «О полномочиях должностных лиц МВД России по составлению протоколов по делам об административных правонарушениях и административному задержанию»92 утвержден Перечень должностных лиц системы Министерства внутренних дел Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы по делам об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

11). Осуществлять розыск  лиц, совершивших преступления  или подозреваемых и обвиняемых  в их совершении; лиц, скрывшихся  от органов дознания, следствия  или суда; несовершеннолетних, самовольно  ушедших из семей или специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации; несовершеннолетних, самовольно ушедших из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа органа управления образованием; лиц, уклоняющихся от исполнения назначенных им судом принудительных мер медицинского характера или принудительных мер воспитательного воздействия; лиц, уклоняющихся от недобровольной госпитализации, назначенной судом в связи с наличием психического расстройства; лиц, пропавших без вести; осуществлять розыск похищенного имущества; устанавливать имущество, подлежащее конфискации.

13.) Оказывать содействие  учреждениям и органам уголовно-исполнительной  системы в осуществлении розыска  и задержании лиц, совершивших  побег из-под стражи, лиц, уклоняющихся от отбывания уголовного наказания, от получения предписания о направлении к месту отбывания наказания либо не прибывших к месту отбывания наказания в установленный в указанном предписании срок; в обеспечении безопасности граждан и общественного порядка при введении режима особых условий в исправительном учреждении в соответствии с уголовно-исполнительным законодательством РФ; информировать администрацию исправительного учреждения о продлении срока возвращения осужденного в исправительное учреждение, если такое продление осуществлялось в соответствии со ст. 97 УИК РФ.

Как указано, порядок  оказания полицией содействия учреждениям  и органам уголовно-исполнительной системы в осуществлении розыска  и задержании соответствующих лиц  определяется федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, т.е. МВД России, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний. Таким федеральным органом исполнительной власти в соответствии с Положением о Министерстве юстиции Российской Федерации, утв. Указом Президента РФ от 13 октября 2004 г. № 1313 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации» (в ред. Указа Президента РФ от 14 июля 2008 г. № 1079)93, является Минюст России. Таким образом, следует ожидать издания соответствующего совместного ведомственного приказа.

14). Принимать в соответствии  с федеральным законом меры, направленные  на предупреждение, выявление и  пресечение экстремистской деятельности общественных объединений, религиозных и иных организаций, граждан.

Подобная обязанность  следует из норм Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»94, которым согласно его преамбуле в целях защиты прав и свобод человека и гражданина, основ конституционного строя, обеспечения целостности и безопасности России определяются правовые и организационные основы противодействия экстремистской деятельности, устанавливается ответственность за ее осуществление.

15). Участвовать в мероприятиях  по противодействию терроризму  и в обеспечении правового  режима контртеррористической операции, а также в обеспечении защиты  потенциальных объектов террористических  посягательств и мест массового пребывания граждан, в проведении экспертной оценки состояния антитеррористической защищенности и безопасности объектов.

Информация о работе Основные направления профилактической деятельности, осуществляемые органами внутренних дел