Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2013 в 19:05, курсовая работа
Цель выпускной квалификационной работы заключается в определении места и роли органов внутренних дел системе профилактической деятельности преступности в целом и отдельных ее направлений.
Для достижения намеченной цели необходимо разрешить ряд задач:
Раскрыть понятие и содержание профилактики преступлений, цели и методы ее проведения.
Детально проанализировать объект и субъекты профилактики преступлений и правонарушений, определить место органов внутренних дел среди данных субъектов.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Понятие и сущность профилактики преступлений…………………...6
1.1. Понятие и значение профилактики преступлений………...……………....6
1.2. Субъекты профилактической деятельности………………………………23
1.3. Правовые и организационные основы профилактики преступлений органами внутренних дел……………………………………………..………...38
Глава 2. Основные направления профилактической деятельности, осуществляемые органами внутренних дел………………………….…...…....65
2.1. Особенности виктимологической профилактики преступлений………...65
2.2. Профилактика преступности несовершеннолетних………………………80
Заключение……………………………………………………………………….90
Список литературы………………………………………………………………95
В рамках изучаемой нами темы рассмотрим в вкратце некоторые из них.
В отношении обязанностей, возлагаемых на полицию, необходимо отметить следующее.
1). Принимать и регистрировать (в том числе в электронной форме) заявления и сообщения о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях; выдавать заявителям на основании личных обращений уведомления о приеме и регистрации их письменных заявлений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях; осуществлять в соответствии с подведомственностью проверку заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях и принимать по таким заявлениям и сообщениям меры, предусмотренные законодательством РФ, информировать заявителей о ходе рассмотрения таких заявлений и сообщений в сроки, установленные законодательством РФ, но не реже одного раза в месяц; передавать (направлять) заявления и сообщения о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях в государственные и муниципальные органы, организации или должностному лицу, к компетенции которых относится решение соответствующих вопросов, с уведомлением об этом в течение 24 часов заявителя; информировать соответствующие государственные и муниципальные органы, организации и должностных лиц этих органов и организаций о ставших известными полиции фактах, требующих их оперативного реагирования.
Детальнее данные вопросы с учетом соответствующих процессуальных норм урегулированы Инструкцией о порядке приема, регистрации и разрешения в органах внутренних дел Российской Федерации заявлений, сообщений и иной информации о происшествиях, утв. Приказом МВД России от 4 мая 2010 г. № 33384.
В п. 2.4 Инструкции по оценке деятельности органов внутренних дел Российской Федерации85 в качестве основных оцениваемых направлений деятельности ОВД наряду с регистрацией, учетом и разрешением заявлений, сообщений и иной информации о происшествиях определена профилактическая деятельность86.
2). Прибывать незамедлительно
на место совершения
В пункте 1 ст. 10 Закона 1991 г. «О милиции» указывалось лишь на общую обязанность милиции предотвращать и пресекать преступления и административные правонарушения. Более детальная регламентация содержалась в ведомственных нормативных правовых актах.
3). Оказывать первую помощь лицам, пострадавшим от преступлений, административных правонарушений и несчастных случаев, а также лицам, находящимся в беспомощном состоянии либо в состоянии, опасном для их жизни и здоровья, если специализированная помощь не может быть получена ими своевременно или отсутствует.
В п.1 ч.2 Ст. 27 Федерального закона «О полиции» закреплена обязанность сотрудника полиции на территории РФ независимо от занимаемой должности, места нахождения и времени оказывать первую помощь и другие виды помощи гражданам, пострадавшим от преступлений, административных правонарушений и несчастных случаев, а также находящимся в беспомощном или ином состоянии, опасном для их жизни.
Оказание первой помощи регламентировано Основами законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. № 5487-1 (в ред. Федерального закона от 25 ноября 2009 г. № 267-ФЗ)87.
4). Выявлять причины
преступлений и
Перечисленные обязанности полиции предусмотрены прежде всего процессуальными нормами. Так, в части 2 ст. 73 «Обстоятельства, подлежащие доказыванию» УПК РФ предусмотрено, что при производстве по уголовному делу наряду с доказыванием обстоятельств, перечисленных в ч.1 этой статьи, подлежат выявлению также обстоятельства, способствовавшие совершению преступления. В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ в задачи производства по делам об административных правонарушениях наряду с прочим входит выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Органы внутренних дел, располагая
оптимальным арсеналом
Основы правового регулирования отношений, возникающих в связи с деятельностью по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, устанавливает Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»89, что и закреплено в его преамбуле.
Приказом МВД России от 17 января 2006 г. № 19 «О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений» в целях совершенствования деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений утверждены Инструкции о деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений и Положение об Оперативном штабе МВД России по профилактике правонарушений.
5). Обеспечивать безопасность
Ведущая роль в охране общественного
порядка и обеспечении
6). Обеспечивать совместно с
представителями органов
Подобные обязанности
7). В соответствии с
Перечисленные обязанности предусмотрены соответствующими нормами УПК РФ как полномочия следователей и органов дознания.
8). Исполнять в пределах своих полномочий решения суда (судьи), письменные поручения следователя, руководителя следственного органа, органа дознания о производстве отдельных следственных действий, проведении оперативно-розыскных мероприятий, задержании лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, о производстве иных процессуальных действий, оказывать содействие в их осуществлении.
Указанные обязанности возложены соответствующими нормами УПК РФ на органы внутренних дел РФ как на органы дознания, т.е. как на органы, наделенные полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности, а также в Федеральном законе «Об оперативно-розыскной деятельности» Приказом МВД России, ФСБ России, ФСО России, ФТС России, СВР России, ФСИН России, ФСКН России и Минобороны России от 17 апреля 2007 г. № 368/185/164/481/32/184/97/147 утверждена Инструкция о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд91.
9). Осуществлять оперативно-
Полномочие осуществления
10). Пресекать административные
правонарушения и осуществлять
производство по делам об
Закон устанавливает право полиции составлять протоколы об административных правонарушениях, собирать доказательства, применять меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, применять иные меры, предусмотренные законодательством об административных правонарушениях.
Приказом МВД России от 2 июня 2005 г. № 444 «О полномочиях должностных лиц МВД России по составлению протоколов по делам об административных правонарушениях и административному задержанию»92 утвержден Перечень должностных лиц системы Министерства внутренних дел Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы по делам об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
11). Осуществлять розыск
лиц, совершивших преступления
или подозреваемых и
13.) Оказывать содействие
учреждениям и органам
Как указано, порядок
оказания полицией содействия учреждениям
и органам уголовно-
14). Принимать в соответствии с федеральным законом меры, направленные на предупреждение, выявление и пресечение экстремистской деятельности общественных объединений, религиозных и иных организаций, граждан.
Подобная обязанность следует из норм Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»94, которым согласно его преамбуле в целях защиты прав и свобод человека и гражданина, основ конституционного строя, обеспечения целостности и безопасности России определяются правовые и организационные основы противодействия экстремистской деятельности, устанавливается ответственность за ее осуществление.
15). Участвовать в мероприятиях
по противодействию терроризму
и в обеспечении правового
режима контртеррористической