Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2013 в 19:05, курсовая работа
Цель выпускной квалификационной работы заключается в определении места и роли органов внутренних дел системе профилактической деятельности преступности в целом и отдельных ее направлений.
Для достижения намеченной цели необходимо разрешить ряд задач:
Раскрыть понятие и содержание профилактики преступлений, цели и методы ее проведения.
Детально проанализировать объект и субъекты профилактики преступлений и правонарушений, определить место органов внутренних дел среди данных субъектов.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Понятие и сущность профилактики преступлений…………………...6
1.1. Понятие и значение профилактики преступлений………...……………....6
1.2. Субъекты профилактической деятельности………………………………23
1.3. Правовые и организационные основы профилактики преступлений органами внутренних дел……………………………………………..………...38
Глава 2. Основные направления профилактической деятельности, осуществляемые органами внутренних дел………………………….…...…....65
2.1. Особенности виктимологической профилактики преступлений………...65
2.2. Профилактика преступности несовершеннолетних………………………80
Заключение……………………………………………………………………….90
Список литературы………………………………………………………………95
– пресечение и
раскрытие совершенных
Таким образом,
профилактика представляет собой достаточно
масштабную деятельность, осуществляемую
ежедневно множеством субъектов
и приносящую ощутимые результаты в деле недопущения
причинения вреда общественным отношениям,
благам, ценностям, охраняемым законом.
Важным направлением борьбы с преступностью
считает многостороннюю предупредительно-
Каждый из органов, осуществляющих профилактическую деятельность, обладает своими специфическими особенностями, выполняет определенные функции управления процессами борьбы с преступностью. Каждый из этих органов призван внести вклад в общее дело. Общее руководство всей этой работой осуществляет государство. Оно объединяет и направляет в этом плане усилия правоохранительных органов, координирует их деятельность. При этом реализуется высший признак руководства - политическое и организационное руководство деятельностью по профилактике преступлений. Каждый субъект наделен определенными полномочиями; это - носитель конкретных прав и обязанностей. Каждый субъект имеет свой собственный правовой статус55.
В системе субъектов, осуществляющих профилактическую деятельность, органы внутренних дел являются основным звеном специально-криминологической профилактики, выполняющим правоохранительные функции. Деятельность полиции направлена на недопущение преступлений путем выявления, устранения или нейтрализации причин, условий и обстоятельств, способствующих их совершению, оказания профилактического воздействия на лиц с противоправным поведением.
Одним из основных направлений борьбы с преступностью является ее предупреждение. История становления предупреждения преступлений и административных правонарушений в системе органов внутренних дел в современной России началась с принятием 18 апреля 1991 года Закона РФ «О милиции».
Согласно статьи 3 Федерального закона «О полиции»56 «правовую основу деятельности полиции составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, а также нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Полиция в своей деятельности руководствуется также законами субъектов Российской Федерации по вопросам охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, изданными в пределах их компетенции».
Федеральный орган исполнительной
власти в сфере внутренних дел
разрабатывает и представляет в
установленном порядке
В Наставлении о деятельности служб и подразделений органов внутренних дел по предупреждению преступлений58 под предупреждением преступлений органами внутренних дел понимался вид деятельности служб, подразделений и сотрудников органов внутренних дел, осуществляемый в пределах их компетенции, по предотвращению или пресечению преступлений и административных правонарушений, выявлению причин и условий, способствующих их совершению, принятию мер к устранению данных обстоятельств, воздействию на лиц с устойчивым противоправным поведением с целью недопущения с их стороны преступных деяний59.
Таким образом, в этом
ведомственном нормативном
В другом нормативном акте МВД России60 понятие предупреждения не раскрывалось. В то же время в нем были указаны основные задачи органов внутренних дел по предупреждению преступлений, которыми являлись:
Исходя из этих задач
можно также сделать вывод
о том, что этим нормативным актом
в предупреждение преступлений включалось
обеспечение сдерживания и
В действующей Инструкции о деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений62 отмечается, что предупреждение преступлений органами внутренних дел - это «деятельность служб, подразделений и сотрудников органов внутренних дел, осуществляемая в пределах их компетенции, направленная на недопущение преступлений путем выявления, устранения или нейтрализации причин, условий и обстоятельств, способствующих их совершению, оказания профилактического воздействия на лиц с противоправным поведением».
В Федеральном законе «О полиции», принятом 7 февраля 2011 г., сформулированы основные задачи полиции, урегулирован ее правовой статус, определена организационная структура, гарантии правовой и социальной защиты сотрудников полиции.
Согласно Закона у полиции следующие назначения:
- защита жизни, здоровья,
прав и свобод граждан
- противодействие преступности;
- защита каждого от
преступных и иных противоправн
- охрана общественного порядка, собственности;
- обеспечение общественной безопасности;
- оказание содействия
государственным,
Среди важнейших для развития полиции мероприятий правового и организационного характера является то, что полиция является составной частью единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел64.
Руководство деятельностью
полиции осуществляют в пределах
своей компетенции руководитель
федерального органа исполнительной власти
в сфере внутренних дел, руководители
территориальных органов
В статье 2 Федерального закона «О полиции» указаны следующие основные направления деятельности полиции:
1) защита личности, общества, государства от противоправных посягательств;
2) предупреждение и
пресечение преступлений и
3) выявление и раскрытие преступлений, производство дознания по уголовным делам;
4) розыск лиц;
5) производство по делам об административных правонарушениях, исполнение административных наказаний;
6) обеспечение правопорядка в общественных местах;
7) обеспечение безопасности дорожного движения;
8) контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области оборота оружия;
9) контроль за соблюдением
законодательства Российской
10) охрана имущества и объектов, в том числе на договорной основе;
11) государственная защита
потерпевших, свидетелей и
12) осуществление экспертно-
Как отмечалось в пояснительной записке к проекту Закона «О полиции», существующие основные направления деятельности милиции, которые аналогичны направлениям деятельности полиции большинства зарубежных стран, сохранены; вместе с тем некоторые направления деятельности, которые реализует милиция, скорректированы с учетом современных условий65.
В рамках работы над законопроектом
Общественная палата РФ отмечала, что,
хотя федеральный орган
Комитет Государственной Думы по вопросам местного самоуправления обращал внимание на то, что в законопроекте не нашла отражения такая важная функция правоохранительных органов, как профилактика правонарушений68. При этом Комитет полагал, что профилактика правонарушений не может сводиться исключительно к правоохранительной деятельности; профилактика правонарушений включает комплекс мер как политического, так и экономического, социального, правового и информационного характера, способных эффективно содействовать устранению причин и условий совершения правонарушений и воздействовать на самих потенциальных правонарушителей, поэтому для ее осуществления требуются не только координация и объединение усилий различных ветвей государственной власти и органов местного самоуправления, но и привлечение институтов гражданского общества, включая бизнес и средства массовой информации.
По решению Президента
Российской Федерации сотрудники полиции
могут участвовать в
Предупреждение и профилактика преступлений органами внутренних дел – деятельность служб, подразделений и сотрудников органов внутренних дел, осуществляемая в пределах их компетенции, направленная на недопущение преступлений путем выявления, устранения или нейтрализации причин, условий и обстоятельств, способствующих их совершению, оказания профилактического воздействия на лиц с противоправным поведением.
Предупреждение преступлений органами внутренних дел осуществляется с целью защиты личности, общества, государства от преступных посягательств, противодействия криминогенным процессам в обществе, обеспечения сдерживания и сокращения преступности.
В Законе 1991 г. «О милиции» принципы деятельности милиции лишь перечислялись. В Федеральном законе 2011 г. «О полиции» принципам деятельности полиции выделена отдельная глава и приведено содержание каждого принципа.
Свою деятельность полиция строит на основе соблюдения следующих принципов:
Соблюдение и уважение прав и свобод человека и гражданина обозначает, что полиция осуществляет свою деятельность на основе соблюдения и уважения прав и свобод человека и гражданина. Деятельность полиции, ограничивающая права и свободы граждан, немедленно прекращается, если достигнута законная цель или выяснилось, что эта цель не может или не должна достигаться путем ограничения прав и свобод граждан, применение к ним пыток насилия, другого жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения. Это положение исходит из требования Конституции РФ и Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, заключенной 10 декабря 1984 г.69 (подписанной от имени Правительства СССР в г. Нью-Йорке 10 декабря 1985 г. и ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 января 1987 г. № 6416-XI70.
Полиция осуществляет свою деятельность в точном соответствии с законом. Всякое ограничение прав, свобод и законных интересов граждан, а также прав и законных интересов общественных объединений, организаций и должностных лиц допустимо только по основаниям и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом.