Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2013 в 19:05, курсовая работа
Цель выпускной квалификационной работы заключается в определении места и роли органов внутренних дел системе профилактической деятельности преступности в целом и отдельных ее направлений.
Для достижения намеченной цели необходимо разрешить ряд задач:
Раскрыть понятие и содержание профилактики преступлений, цели и методы ее проведения.
Детально проанализировать объект и субъекты профилактики преступлений и правонарушений, определить место органов внутренних дел среди данных субъектов.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Понятие и сущность профилактики преступлений…………………...6
1.1. Понятие и значение профилактики преступлений………...……………....6
1.2. Субъекты профилактической деятельности………………………………23
1.3. Правовые и организационные основы профилактики преступлений органами внутренних дел……………………………………………..………...38
Глава 2. Основные направления профилактической деятельности, осуществляемые органами внутренних дел………………………….…...…....65
2.1. Особенности виктимологической профилактики преступлений………...65
2.2. Профилактика преступности несовершеннолетних………………………80
Заключение……………………………………………………………………….90
Список литературы………………………………………………………………95
Применение сотрудником полиции мер государственного принуждения для выполнения обязанностей и реализации прав полиции допустимо только в случаях, предусмотренных федеральным законом. В законе установлен запрет сотруднику полиции подстрекать, склонять, побуждать в прямой или косвенной форме кого-либо к совершению противоправных действий Тем самым продублирован в точности такой же запрет, который закреплен в ч. 8 ст.5 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности».
Полиция защищает права, свободы и законные интересы человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
Сотрудник полиции должен проявлять уважение к национальным обычаям и традициям граждан, учитывать культурные и иные особенности различных этнических и социальных групп, религиозных организаций, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию.
Сотруднику полиции запрещается состоять в политических партиях, материально поддерживать политические партии и принимать участие в их деятельности. При осуществлении служебной деятельности сотрудник полиции не должен быть связан решениями политических партий, иных общественных объединений и религиозных организаций. Это требование согласуется с ч.3 ст. 10 Федерального закона от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ «О политических партиях»71, предусматривающей, что лица, замещающие государственные или муниципальные должности, и лица, находящиеся на государственной или муниципальной службе, не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения в интересах политической партии, членами которой они являются, либо в интересах любой иной политической партии; указанные лица, за исключением депутатов Государственной Думы, депутатов иных законодательных (представительных) органов государственной власти и депутатов представительных органов муниципальных образований, не могут быть связаны решениями политической партии при исполнении своих должностных или служебных обязанностей. Указанные запреты и ограничения, дублируют положения Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
Деятельность полиции является открытой для общества в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве, о производстве по делам об административных правонарушениях, об оперативно-разыскной деятельности, о защите государственной и иной охраняемой законом тайны, а также не нарушает прав граждан, общественных объединений и организаций.
Полиция в соответствии
с законодательством Российской
Федерации предоставляет
В целях совершенствования информационной политики МВД России, ее эффективной реализации Приказом МВД России от 5 декабря 2005 г. № 992 «Об Информационном совете Министерства внутренних дел Российской Федерации» создан Информационный совет Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Полиция при осуществлении своей деятельности стремится обеспечивать общественное доверие к себе и поддержку граждан. В связи с этим необходимо упомянуть о Приказе МВД России от 10 апреля 2006 г. № 246 «Об информационно-пропагандистской работе», которым определено, что проведение МВД России согласованной информационной политики в области формирования объективного общественного мнения о деятельности Министерства, создания и укрепления положительного образа сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих внутренних войск МВД России является основной целью информационно- пропагандистской работы в системе МВД России.
С целью предотвращения разрушения стабильности системы безопасности российского общества, а также поддержания здорового потенциала нации, необходим налаженный механизм взаимодействия граждан РФ с правоохранительными органами, в частности с органами внутренних дел, в сфере обеспечения правопорядка и общественной безопасности73.
В случае нарушения сотрудником полиции прав и свобод граждан или прав организаций полиция обязана в пределах своих полномочий принять меры по восстановлению нарушенных прав и свобод. В порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, полиция приносит извинения гражданину, права и свободы которого были нарушены сотрудником полиции, по месту нахождения (жительства), работы или учебы гражданина в соответствии с его пожеланиями.
Общественное мнение является одним из основных критериев официальной оценки деятельности полиции, определяемых федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.
При федеральном органе исполнительной власти в сфере внутренних дел и территориальных органах образуются общественные советы, которые призваны обеспечить согласование общественно значимых интересов граждан Российской Федерации, федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, правозащитных, религиозных и иных организаций, в том числе профессиональных объединений предпринимателей, для решения наиболее важных вопросов деятельности полиции путем:
1) привлечения граждан и общественных объединений к реализации государственной политики в сфере охраны общественного порядка, обеспечения общественной безопасности и противодействия преступности;
2) участия в разработке
и рассмотрении концепций,
3) проведения общественной
экспертизы проектов
4) обсуждения вопросов, касающихся деятельности полиции, в средствах массовой информации;
5) осуществления общественного
контроля за деятельностью
Соответственно этому издан Приказ МВД России от 14 декабря 2006 г. № 1025 «Об Общественном совете при Министерстве внутренних дел Российской Федерации», которым в целях привлечения представителей общественных и профессиональных объединений, творческих работников к разработке основных направлений государственной политики в области внутренних дел, укрепления законности, повышения правовой культуры сотрудников органов внутренних дел РФ и военнослужащих внутренних войск МВД России, а также усиления участия МВД России в формировании демократического правового государства и гражданского общества и в соответствии с предложением совета Общественной палаты РФ: создан Общественный совет при Министерстве внутренних дел Российской Федерации; утверждено Положение об Общественном совете при Министерстве внутренних дел Российской Федерации75.
Полиция при осуществлении своей деятельности взаимодействует с другими правоохранительными органами, государственными и муниципальными органами, общественными объединениями, организациями и гражданами. Полиция при выполнении возложенных на нее обязанностей может использовать возможности государственных и муниципальных органов, общественных объединений и организаций в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Приказом МВД России от 2 сентября 2009 г. № 684 утвержден Регламент взаимодействия Министерства внутренних дел Российской Федерации с федеральными органами исполнительной власти76, в п.2 которого указано, что МВД России осуществляет свои полномочия в установленной сфере деятельности в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, международными договорами РФ самостоятельно или в непосредственном взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти; порядок взаимодействия МВД России с федеральными органами исполнительной власти, включая образование координационных и совещательных органов, определяется нормативными правовыми актами Президента РФ, Правительства РФ, а также согласованными или совместными актами федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ или Правительство РФ.
Приказом Минэкономразвития
России, МВД России, Министра обороны
РФ, Минюста России, Минздравсоцразвития
России, МЧС России, Минкомсвязи
России, ФСБ России, ФСКН России, ФТС
России, ФМС России и ФНС России
от 3 сентября 2010 г. № 412/645/1183/216/422/782Н/120/
Среди международных
полицейских организаций
Полиция в своей деятельности
обязана использовать достижения науки
и техники, информационные системы,
сети связи, а также современную
информационно-
В отношении порядка применения таких электронных форм данная норма отсылает к законодательству РФ. Основными соответствующими актами являются Федеральные законы от 10 января 2002 г. № 1 -ФЗ «Об электронной цифровой подписи»80 от 7 июля 2003 г. № 126- ФЗ «О связи»81, от 27 июля 2006 г.№ 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»82.
Полиция использует технические средства, включая средства аудио-, фото- и видеофиксации, при документировании обстоятельств совершения преступлений, административных правонарушений, обстоятельств происшествий, в том числе в общественных местах, а также для фиксирования действий сотрудников полиции, выполняющих возложенные на них обязанности.
В этом отношении необходимо отметить, что в системе МВД России внедрены следующие автоматизированные системы организации правовой работы:
- автоматизированная информационная правовая система по судебной защите интересов органов внутренних дел и внутренних войск МВД России - АИПС «Судебная практика» (Приказ МВД России от 31 декабря 2005 г. № 1174 «О вводе в эксплуатацию автоматизированной информационной правовой системы по судебной защите интересов органов внутренних дел и внутренних войск МВД России - АИПС «Судебная практика»);
- специализированная
территориально распределенная
автоматизированная система «
- автоматизированная
информационная поисковая
- автоматизированная аналитическая информационная система мониторинга нормативного правового обеспечения деятельности органов внутренних дел РФ и внутренних войск МВД России - АИС «Мониторинг» (Приказ МВД России от 26 июля 2008 г. № 661 «О правовом мониторинге в системе МВД России»).
Следует также упомянуть,
что Приказом МВД России от 20 мая
2008 г. № 435 утверждена новая редакция
Программы МВД России «Создание единой информационно-
Использование специальных экспертных знаний, наряду с другими формами профилактической деятельности, позволяет значительно повысить качество работы по предупреждению преступлений83.
В статье 12 Федерального закона «О полиции» установлены обязанности полиции. В перечень обязанностей полиции включены функции, которые не были учтены в Законе 1991 г. «О милиции», но которые милиция осуществляла в соответствии с другими законодательными и иными нормативными правовыми актами.
В соответствии с заключительным положением Федерального закона «О полиции», полиция до передачи соответствующим органам и организациям обязанностей по осуществлению административного выдворения иностранных граждан и лиц без гражданства за пределы России, по организации работы медицинских вытрезвителей, по проведению технического осмотра автомототранспортных средств и прицепов к ним, по конвоированию задержанных лиц и лиц, заключенных под стражу, из следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, по розыску должника, его имущества, по формированию и ведению реестра дисквалифицированных лиц продолжает выполнять указанные обязанности, но не позднее 1 января 2012 г.