Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2013 в 16:37, курсовая работа
Цель курсовой работы – исследовать традиции и культуру питания народов Узбекистана. Задачи данной работы:
описать природно-климатические условия Узбекистана;
рассмотреть традиционное хозяйство народов Узбекистана;
рассмотреть историю и культуру узбекского народа;
рассмотреть основные религии народов Узбекистана;
проанализировать факторы формирования традиций и культуры питания народов Узбекистана;
дать характеристику основных блюд, формирующих традицию узбекского народа;
После походов Александра Македонского в 4 в. до н.э. на юге современной территории Узбекистана установилось греческое влияние. Примерно к тому же времени относится интенсивное развитие торговли. Через центральный Узбекистан и Ферганскую долину проходил один из трех главных караванных маршрутов Великого Шелкового пути.
Распространение ислама; тюрки и вторжение монголов. С конца 7 в. арабы совершали набеги на Согдиану, а в 8 в. началось планомерное завоевание Средней Азии арабами. К 10 в. вся территория Мавераннахра (области между Сырдырьей и Амударьей) стала исламской. В Согдиане утвердилась персидская династия Саманидов, а дельта Амударьи осталась под властью Хорезма.
В 10 в. тюркские племена Мавераннахра объединились, а их правители, принявшие ислам, образовали династию Караханидов. В конце 10 в. Саманидское государство было завоевано Караханидами. В конце 12 в. усилился Хорезм, который подчинил себе большую часть территории Средней Азии. К этому времени в основном завершился процесс формирования тюркоязычной узбекской народности.
В начале 13 в. на территорию Средней Азии вторглись монгольские войска Чингис-хана. Города были брошены жителями, и разоренный народ вернулся к кочевому образу жизни.
Тимуриды и период ханств. В конце 14 в. власть над Средней Азией перешла в руки вождя одного из тюркских племен Тимура, прозванного «хромым» (Тимур-ленг, в европейском произношении Тамерлан). Его владения со столицей в Самарканде простирались от Китая до Ближнего Востока. Тимур разгромил монголо-татарскую Золотую Орду, покровительствовал мусульманской религии и искусству; за время его правления были возведены многие из прославленных архитектурных ансамблей Средней Азии. После смерти Тимура (1405) между его наследниками, Тимуридами, начались раздоры из-за власти, сопровождавшиеся народными волнениями; все это подорвало могущество Мавераннахра.
После смерти внука Тимура, ученого и просветителя Улугбека, на территорию Мавераннахра из обширных северных степей вторглись кочевые тюркские племена, известные под общим названием узбеков. Эти племена ассимилировались с местным оседлым населением, передав ему свое название. К 1510 их вождь, Шейбани-хан, подчинил себе почти всю страну, изгнав Тимуридов. В 16 в. на этой территории образовалось два больших ханства. Более крупное из них, со столицей в Бухаре, контролировало центральную, южную и восточную части территории современного Узбекистана. Другое, Хивинское ханство со столицей в Хорезме, занимало дельту Амударьи и примыкающие районы. Позднее, уже в 18 в., образовалось третье ханство, политическим центром которого был г. Коканд (Ферганская долина).
Период между 16 и 19 вв. был отмечен упадком, что объясняется междоусобными распрями между ханствами, набегами кочевников и сокращением торговли по Шелковому пути. Узбекистан под властью России. В течение 17–19 вв. русские постепенно распространили свое влияние на степные области к северу и востоку от Сырдырьи, а в 1860-е годы вторглись в пределы Мавераннахра. К началу 1870-х годов Кокандское ханство было присоединено к России и вошло в состав Туркестанского генерал-губернаторства с центром в Ташкенте. Бухарское и Хивинское ханства признали вассальную зависимость от России.
На первых порах российская администрация не вмешивалась в культурную и религиозную жизнь. Однако развитие промышленности потребовало изменений в экономике района; центральное место в сельском хозяйстве заняло разведение хлопчатника, в ущерб посевам других культур и скотоводству. Большое значение имела постройка железных дорог, связавших Среднюю Азию с Россией и побережьем Каспийского моря.
В конце 19 в. группа среднеазиатских интеллигентов начала поиски способов преодоления экономической и социальной отсталости узбекского народа. Эти люди, известные под именем «джадидов», имели издательства и создавали школы, в которых велось преподавание как духовных, так и светских дисциплин. Рост национального самосознания населения под руководством джадидов приводил к массовым выступлениям и восстаниям. В ответ на это царское правительство ужесточило политический контроль в регионе и стало активно вмешиваться в местные обычаи и культуру.
Во время Первой мировой войны русская армия несла тяжелые потери на фронтах, и летом 1916 правительство России издало указ о мобилизации мусульман в армию на тыловые работы. Этот указ вызвал массовое восстание в Средней Азии. В ходе восстания и при его подавлении погибли многие тысячи жителей.
Центром революционных событий 1917 в Туркестане был Ташкент, резиденция колониальной администрации. Временное правительство, пришедшее на смену самодержавию в феврале 1917, не проявило желания допустить к участию в политической жизни страны мусульман Туркестана. Большевики обещали положить конец национальному угнетению.
Советский период. В ноябре 1917 мусульманские религиозные руководители собрали чрезвычайный съезд в Коканде, где объявили об автономии южной части Средней Азии. Однако в феврале 1918 «Кокандская автономия» была разгромлена превосходящими силами Красной Армии, посланными из Ташкента. Жестокое подавление Коканда вызвало ответное движение басмачей, которые сражались против большевиков в различных районах Средней Азии.
В апреле 1918 генерал-губернаторство Туркестана было преобразовано в Туркестанскую Автономную Советскую Социалистическую Республику (АССР). С помощью Красной Армии была свергнута прежняя власть в Бухаре и Хиве, а Бухарская и Хорезмская республики вошли в состав Туркестанской АССР. В октябре 1924 были введены новые «национальные» административные единицы, одной из которых стала Узбекская ССР. С 1924 по 1929 в состав УзССР на правах автономной республики входил Таджикистан. Столицей Узбекистана первоначально был Самарканд, но в 1930 столица была перенесена в Ташкент.
Принятие первого пятилетнего плана в 1928 стало началом широкого наступления на традиционный хозяйственный уклад и культуру Узбекистана. Коллективизация, которой предшествовало проведение земельно-водных реформ, приняла массовый характер в конце 1929; к весне 1932 три четверти земельных наделов в Узбекистане был обобществлены и включены в колхозы. Узбекская письменность была переведена с арабской на славянскую графическую основу; за этим последовала кампания по преодолению неграмотности.
Образование Узбекистана сопровождалось организацией республиканской коммунистической партии и правительственного аппарата. Первым председателем узбекского правительства (Совета народных комиссаров) стал Файзулла Ходжаев, бывший джадид из Бухары. Первым секретарем компартии Узбекистана был назначен в 1924 русский, В.И.Иванов. Однако в 1927 он был заменен Акмалем Икрамовым, узбеком из Ташкента. Ходжаев и Икрамов сохраняли свои посты до 1937.
В конце 1920-х – начале 1930-х годов количество членов компартии в республике быстро увеличивалось, с одновременным увеличением доли узбеков среди членов партии. К 1934 64% членов КПУз составляли узбеки. Однако партийные ряды сильно поредели в результате сталинских репрессий. Жертвами партийных чисток пали многие члены узбекской партийно-хозяйственной элиты, особенно те, кто, подобно Икрамову и Ходжаеву, были когда-то тесно связаны с джадидами. Икрамов и Ходжаев были приговорены к смерти на последнем из проходивших в Москве показательных процессов и расстреляны в марте 1938.
Наиболее значительной фигурой в послевоенном Узбекистане стал Шараф Рашидов, находившийся на посту первого секретаря КПУз 24 года (с 1959 по 1983). Преемник Рашидова – Инамджон Усманходжаев – в 1983 приступил к чистке партийного и государственного аппарата республики. Тысячи чиновников были смещены со своих постов или назначены на другие должности, а многие арестованы. Внимание общественности привлекло т.н. «узбекское дело» (о коррупции в эпоху Рашидова). Несмотря на готовность продолжать чистку, направляемую из Москвы, в январе 1988 Усманхождаев был заменен Рафиком Нишановым на посту первого секретаря КПУз и арестован по обвинению в коррупции.
Замена Нишанова Исламом Каримовым в июне 1989 ознаменовала принципиальный перелом во внутренней политике Узбекистана. Поводом к этому послужила вспышка насилия в Ферганской долине, когда в результате межнационального конфликта с узбеками были убиты сотни и изгнаны тысячи турок-месхетинцев. Каримов стал проводить более популярную среди населения политику в сфере религиозной, культурной и экономической жизни, социального обеспечения и защиты интересов Узбекистана. В марте 1990 Верховный Совет Узбекистана избрал Каримова на пост президента республики.
В конце августа 1991, когда стало ясно, что путч в Москве провалился, Каримов осудил путч и его лидеров. 31 августа Верховный Совет республики провозгласил независимость Узбекистана.
В декабре 1991 были проведены первые
всенародные президентские
С лета 1992 главной задачей Каримова стало поддержание стабильности в республике и укрепление власти. На очередных президентских выборах в январе 2000 Каримов был вновь избран президентом Узбекистана.
Уклад жизни коренного населения Узбекистана отражает влияние многих культур, элементы которых были привнесены сюда завоевателями, миссионерами, купцами и переселенцами. В советское время вопросы истории этих культур и их влияния приобретали отчетливо политический аспект. Многие черты т.н. «феодального прошлого», включая религиозные традиции и общественные отношения, сохранившиеся с дореволюционных времен, рассматривались как проявление угнетения или отсталости. Однако с середины 1980-х годов началось возрождение национальных культурных традиций. Многие «пережитки прошлого» теперь пропагандируются средствами массовой информации и учреждениями культуры; правительство и руководство правящей партии официально признали традиционные праздники и обычаи.
Закон о языке. В октябре 1989 был принят закон, согласно которому государственным языком республики объявлялся узбекский. К концу 1990-х годов значительно расширилось использование узбекского языка, однако русский язык все еще сохраняет большое значение, особенно в городах. В 1993 правительство объявило о переводе письменности на латинский алфавит до 2000, однако финансовые и экономические трудности переносят дату перевода на следующее десятилетие.
Образование. Хотя после обретения независимости Узбекистан начал преобразовывать систему образования, до сих пор сохраняются многие особенности советской системы. Многие учителя и официальные лица в системе народного образования пытаются возродить традиции мектебов (мусульманских религиозных школ). Возобновлено изучение староарабского алфавита, на котором ранее основывалась узбекская письменность, а учебные планы пересмотрены с целью более полного освещения среднеазиатской истории, литературы и культуры.
По существующему закону все дети должны посещать школу в течение 8 лет. Согласно официальным данным, грамотно более 90% населения. В 1989 в Узбекистане функционировало более 500 профессиональных и технических училищ и более 40 институтов. Существовало также четыре университета, в крупнейшем из которых, Ташкентском государственном университете (ТГУ), обучалось более 15 тыс. студентов, в том числе из зарубежных стран. После акций протеста в студенческом городке Ташкента (1989) прием в ТГУ был сокращен. Многие студенты были переведены в новые университеты, созданные на базе провинциальных институтов. Главной проблемой системы высшего образования является недостаточное финансирование. В результате плата за обучение повышается, и многие студенты не могут продолжать учебу. Кроме того, в 1990-е годы многие квалифицированные преподаватели и ученые уехали из страны. В Узбекистане существует Академия наук; научные институты, принадлежащие к системе Академии, ведут исследования в самых различных областях науки, в том числе в математике, ядерной физике и геологии.
Литература и искусство. Родоначальником узбекской литературы был поэт и общественный деятель Алишер Навои (1441–1501). Классиками современной узбекской литературы являются Хамза Хаким-заде Ниязи (1889–1929) и Садриддин Айни (1878–1954). Роль искусства и литературы в культурной жизни Узбекистана в советское время была исключительно велика. Популярные писатели, художники, артисты занимали привилегированное положение. Начиная с периода «оттепели» 1960-х годов писатели (в том числе Х.Гулям, А.Мухтар, П.Кадыров) играли важную роль в формировании национального самосознания. В середине 1980-х годов многие из них активно включились в общественно-политическую деятельность. В 1990-е годы многие поэты, сценаристы, представители других творческих профессий вернулись в систему образования и театра. В стране работают ок. 40 театров; Ташкентский театрально-художественный институт является крупнейшим в Средней Азии центром театрального образования. Музеи и библиотеки. В советское время в Узбекистане были созданы многочисленные музеи и библиотеки. Крупные художественные, этнографические и исторические музеи находятся в Ташкенте, Бухаре, Самарканде, Хиве, Нукусе и других городах. Практически каждый город Узбекистана имеет собственный краеведческий музей. В библиотеках Ташкента, Самарканда и Бухары хранятся обширные собрания не только книг, но и древних рукописей. В 1996 в Ташкенте был открыт музей, посвященный жизни и деятельности Тамерлана, великого завоевателя 14 в.
1.4.Религия Узбекистана.
Независимость обеспечила возрождение духовно - религиозных основ общества, менталитет которого во многом сформировался под воздействием философии просвещенного ислама. Восстановление исламских культурных ценностей, аккумулировавших тысячелетний опыт нравственного становления нации, явилось важным шагом на пути самоопределения,осознания культурно исторического единства узбекского народа.
Выражением уважения и верности к религии предков стала реконструкция старых мечетей и строительство новых. Издаются Коран и Хадисы. Ежегодно тысячи паломников отправляются в Хадж - паломничество в священную Мекку. Народу возвращена традиция мусульманских праздников. При участии ЮНЕСКО широко отмечен юбилей великого мухаддиса Имама ал-Бухари. У его мавзолея отстроен новый мемориальный комплекс.
В Ташкенте открыт первый в Центральной Азии Исламский университет, призванный подготовить специалистов для системы исламского просвещения, научной работы по изучению духовного наследия имамов ал - Бухари и ат - Термизи, Бахауддина Накшбанда и Хаджи Ахмада Яссави. Возрождение духовной самобытности, традиций центральноазиатского ислама лишает почвы сторонников "импорта" ислама, политизации ислама и исламизации политики.
Информация о работе Исследование традиций и культуры питания народов Узбекистана