Влияние истории на формирование японского менталитета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 22:45, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является анализ основных этапов исторического развития Японии и их влияния на формирование японского менталитета.
Поставленная цель достигается решением следующих задач:
1) изучение литературы, монографий, учебных пособий, статей, освещающих исторические события в Японии и особенности японского менталитета, их взаимосвязь;
2) характеристика осноных этапов истории Японии, которые оказали наиболее значимое влияние на формирование японского менталитета;
3) анализ и систематизация описываемых в литературных источниках особенностей менталитета японцев;
4) выводы о влиянии исторических событий на формирование японского менталитета.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. Основные особенности исторического развития, повлиявшие на формирование японского менталитета……………………………….............5
1.1. Особенности островного положения……………………………...5
1.2. Религия японцев…………………………………………………….6
1.3. Пеиод Хэйан ………………………………………………………..8
1.4. Период Эдо (изоляции)……………………………………………..8
1.5. Япония в IX-ХХ веках Японии…………………………….………9
1.6. Заимствование в истории..………………………………………..11
ГЛАВА 2. Менталитет и национальные особенности японского народа…13
2.1 Мировосприятие и особенности мышления……………..………13
2.1.1. Понятие красоты……………………………………………….13
2.1.2. Простота и естественность……………………………………15
2.1.3. Гармония………………………………………………………..16
2.1.4. Пространство…………………………………………………...17
2.1.5. Понятие «свой - чужой»………………………………………19
2.2. Основные нравственные устои японцев. ……………………….21
2.2.1. Долг признательности………………………………………...22
2.2.2. Долг чести……………………………………………………..24
2.2.3. Коллективизм …………………………………………………26
2.2.4. Эстетика умолчания…………………………………………...28
2.2.5. Отношение к работе…………………………………………...31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………34
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…...…………………………37

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая 1 глава 24 мая 2012.doc

— 230.50 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство по образованию Российской Федерации

Государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

«ЧЕЛЯБИНСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

кафедра политологии  и регионоведения

 

 

 

 

Влияние истории на формирование

японского менталитета

курсовая работа

 

 

 

Выполнила  студентка

группы ЕВ-206

Истомина Мария Александровна

 

Научный руководитель

профессор, доктор политологических наук

Ким Валерий  Семенович

 

 

 

Челябинск, 2012

ОГЛАВЛЕНИЕ:

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3

 

ГЛАВА 1. Основные особенности исторического развития, повлиявшие на формирование японского менталитета……………………………….............5

 

1.1. Особенности островного  положения……………………………...5

 

1.2. Религия японцев…………………………………………………….6

 

1.3. Пеиод Хэйан ………………………………………………………..8

 

1.4. Период Эдо (изоляции)……………………………………………..8

 

1.5. Япония в IX-ХХ веках Японии…………………………….………9

 

1.6. Заимствование в истории..………………………………………..11

 

 

ГЛАВА 2. Менталитет и  национальные особенности японского народа…13

 

2.1  Мировосприятие и особенности мышления……………..………13

 

2.1.1. Понятие красоты……………………………………………….13

 

2.1.2. Простота и естественность……………………………………15

 

2.1.3. Гармония………………………………………………………..16

 

2.1.4. Пространство…………………………………………………...17

 

2.1.5. Понятие «свой - чужой»………………………………………19

 

2.2.  Основные нравственные устои японцев. ……………………….21

 

2.2.1. Долг  признательности………………………………………...22

 

2.2.2. Долг  чести……………………………………………………..24

 

2.2.3. Коллективизм …………………………………………………26

 

2.2.4. Эстетика умолчания…………………………………………...28

 

2.2.5. Отношение к работе…………………………………………...31

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………34

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…...…………………………37

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ.

Настоящая работа посвящена рассмотрению вопроса о взаимосвязи исторического развития Японии и менталитета японского народа.

Япония – одна из цивилизованных и высокоразвитых стран, добившаяся мирового успеха,  имеющая свой особенный путь развития и уникальную культуру. В последние годы наблюдается определенное движение в развитии взаимоотношений между Россией и Японией в различных сферах:

- в сфере политических  взаимоотношений  между Россией  и Японией остается один общеизвестный неурегулированный вопрос – территориальный, в связи с чем, формально, Россия - единственная из воевавших с Японией стран, с которой Токио не подписан мирный договор. За исключением этого спорного вопроса в дипломатических отношениях с Японией наблюдается позитивное развитие;

- одно из общеизвестных достижений в Японии – это высокая эффективность применяемых технологий и методов управления в различных сферах деятельности. В России сегодня во многих крупных организациях осуществляют попытки внедрения японских технологий;

- Япония выступает в качестве выгодного партнера в сфере бизнеса, являясь поставщиком на рынке автомобилей, электротехники и др. Определенное место у россиян заняла японская «кухня», японские кафе-рестораны  распространились по всем городам России;

- необходимо отметить активное проникновение отдельных элементов японской культуры (аниме, манга, дорама) в жизнь современного российского общества, особенно, школьников и молодежи.

Для успешного заимствования японских технологий, ведения партнерских отношений в бизнесе, необходимо  глубинное понимание в историческом аспекте особенностей деловых отношений и правил ведения переговоров и этикета японцев, их отношения в работе, к иностранцам. Изучение особенностей мировосприятия японцев, их традиций, основ морали и нравственности, то есть их менталитета, необходимо для осознания и понимания, степени влияния японской культуры на молодое поколение россиян. В свете изложенного, можно отметить  актуальность и научно-практическую значимость раскрываемой в данной работе темы.

Целью данной работы является анализ основных этапов исторического развития Японии и их влияния на формирование японского менталитета.

Поставленная цель достигается решением следующих задач:

1) изучение литературы, монографий, учебных пособий, статей, освещающих исторические события в Японии и особенности японского менталитета, их взаимосвязь;

2) характеристика основных этапов истории Японии, которые оказали наиболее значимое влияние на формирование японского менталитета;

3) анализ и систематизация описываемых в литературных источниках  особенностей менталитета японцев;

4) выводы о влиянии исторических событий на формирование японского менталитета.

Курсовая работа состоит  из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы. В первой главе рассмотрены основные этапы истории Японии, оказавших наиболее значимое влияние на формирование традиций, нравственных устоев и мировоззрения японцев, во второй главе характеризуются основные национальные особенности мировосприятия, мышления, нравственных и моральных устоев японцев с выводами о влиянии исторических событий в их формировании. В заключении подведены общие итоги курсовой работы, изложены основные выводы, определены проблемы, требующие дальнейшего детального изучения в дипломной работе.

При написании данной работы использовались в качестве основных литературных источников: пособия для изучения истории Японии (А.Е. Жуков, И.Д. Кузнецов, Х. Ванденберг, В.Г. Дацышен), монографии А.Ф. Прасола,                         В.В. Овчинникова, В.Э.Молодякова, в которых авторы излагают свои выводы о японском менталитете на основе личных наблюдений и изучении вопроса, а также об исторических событиях. 

 

ГЛАВА 1. Основные особенности исторического развития, повлиявшие на формирование японского менталитета.

 

Традиции и менталитет японского народа формировались  постепенно в течение всей истории страны со своими особенностями.

1.1.Особенности островного положения.

Одна из главных особенностей исторического развития Японии – это обусловленность ее географическим положением и природными условиями. Островное положение, а значит изоляция от всего остального мира, а также землетрясения и тайфуны сильно повлияли на формирование культуры и быта народа. Предкам нынешних японцев чтобы выжить приходилось подстраиваться под природу, что способствовало развитию таких качеств японцев, как организованность, коллективизм, трудолюбие. Изоляция  в связи с островным положением оказало самое значимое влияние,  как на исторические события, так и на менталитет японцев, формируя известную всем самобытность, определенную замкнутость не только во внешнем, но внутреннем мире каждого японца, настороженное отношение к «чужим» и  национальная гордость.  «Островное положение способствует долговечности национальных традиций».1 

Одновременно с уважением  к природе, граничащим со страхом, японцы обожествляли природу, считали ее живым организмом, который защищает их от внешних врагов. По мифу боги Идзанами и Идзанаги сотворили Японию, а их дочь Аматэрасу – «лучезарная богиня солнца,  культ которой составляет основу обожествления природы».2 За всю древнюю историю страны восходящего солнца ее ни разу не захватывали. Японцы за это благодарили богиню Аматэрасу, якобы она силой природы отгоняла от них врагов. Так, например, случилось, когда монголы захотели завоевать Японию, но на их пути через Корейский пролив возник тайфун, который впоследствии назвали Камикадзе (божественный ветер), и всех уничтожил.

 

1.2. Религия японцев

Каждый народ в течение всей его истории сопровождает религия и оказывает значительное влияние на его менталитет. Это характерно и для Японии, однако эта стана отличается от других народов сплетением нескольких религий, которые присутствуют в повседневной жизни каждого японца. Разрешение исповедовать другую религию является одним из положений  исконной японской религии – синто (путь богов).

 Практическая цель и смысл синтоизма – в утверждении древности и божественного происхождения, как всего японского народа, так и его владык - потомков духов Неба. Основная цель синто – постижение и исполнение воли богов и предков в семье, в обществе, в государстве.

Синтоизм базируется на пяти концепциях. Первая говорит о том, что мир появляется сам по себе и он совершенен, а люди и Боги связаны генетически, то есть Бог не сотворил японцев, а породил.

Вторая концепция говорит  о Тама (душа-дух человека, которая  ассоциируется со светом в разной концентрации) – энергии жизни, которая присутствует не только в человеке, но и во всем в природе.

Третья концепция утверждает, что в мире все одухотворено и  нет разделения на живое и неживое. Во всем живет божество и поэтому  человек сам может стать им.

Четвертая концепция  развивает  идею многобожия. Сама религия  синто возникла из поклонения местным  божествам и обожествления природы.

Согласно пятой концепции  Боги породили не всех людей, а только японцев, поэтому с самого детства  японец воспитывается с идеей превосходства над другими нациями. Это означает, что не японцу невозможно стать синтоистом, но, с другой стороны, японцу не возбраняется исповедовать другую религию.

Именно синтоистская вера воспитала в японцах чуткость к природе, умение созерцать и наслаждаться природой. Уже в эпоху первобытнообщинного строя у японцев сложилось особое отношение к прошлому, которое не позволяло им отказываться от него полностью.

Однако особенность  японской духовности  в их одновременном принятии нескольких религий. 

Так, в середине VI века в Японии начал распространяться буддизм. По началу буддизм прижился на японской земле как религия знати, в то время как синто оставался религией простонародья. А в VIII веке буддизм стал государственной религией. В современной Японии существует много различных школ буддизма, как традиционных, так и необуддистских.

Примерно в то же время  что и буддизм в Японии возникло конфуцианство. И уже в эпоху Хэйан каждый образованный человек должен был знать основные труды конфуцианских классиков. Конфуцианство добавило в японское общество общественной морали: почитание императора, сыновняя почтительность и другие моральные нормы.

Позднее все три религии  заняли свое место в общественном сознании японцев и образовали редкое сочетание, которое в Японии называют гармоничным религиозным чувством. Именно это сочетание породило в народе такие качества как терпимость, преданность обычаям и традициям, уважение старины и обожествление природы.  По высказыванию одного из самых знаменитых японцев - Фукузавы           «… между различными религиями, как бы они ни назывались: буддизм, синтоизм, даосизм, христианство и т.д., не существует большей разницы, чем, например, между чаем зеленым и черным….»3

Намного позднее еще  одна религия вошла в быт японцев  – христианство. Западные миссионеры слишком агрессивно преподнесли свою религию, поэтому поначалу христианство не принималось совсем. Однако позже и оно прижилось в жизни японцев.

О влиянии религиозной  составляющей развития Японии на менталитет японцев можно сказать следующее: для того, чтобы разгадать характер японца, надо обратиться к его прошлому, ознакомиться с теми религиозными и нравственными учениями, которые легли в основу мировоззрения японского народа».4

1.3. Период Хэйан

Один из периодов истории, оказавших значительное влияние на формирование менталитета японцев, – это период Хэйан (794 – 1185).

Хэйанские аристократы  создали неповторимую, собственную  культуру, отталкиваясь от культурных традиций Кореи и Китая. В этот период развитие государства происходило в относительно спокойных условиях с точки зрения внешней политики. Особенностью этого периода явилось формирование нового сословия военной знати — самурайства со своим морально-этическим кодексом – «Бусидо» («Путь воина»). «Идеальный воин должен обладать следующими качествами: верность господину, храбрость, скромность, стремление к самопожертвованию, игнорирование чувств в пользу долга, отсутствие страха перед смертью и другие традиционные воинские достоинства.» 5 Нормы этого кодекса надолго прижились не только среди самураев, но и влились в моральные и нравственные устои всего японского народа, объясняя сегодня характерные черты менталитета современных японцев. 

1.4. Период Эдо  (изоляции)

Рассматривая истоки формирования японского менталитета, необходимо  отметить исторический  период, называемый периодом изоляции, - эпоха Эдо. В 1614 году Иэясу Токугава добился запрещения христианства ради предотвращения опасного влияния извне. В 1630 году был запрещен ввоз европейских книг. В 1635 году издан указ о запрете японцам покидать пределы страны и о запрете уже выехавшим возвращаться, а в 1639 году сёгун Иэмицу официально запретил дальние плавания и иностранные книги, а также ограничил торговые отношения с Китаем и Голландией, тем самым почти полностью изолировав страну. Благодаря этому  начало налаживаться сельское хозяйство, рос местный рынок. В период Эдо произошло становление японского духа, появление национальной японской идеи, развитие экономики и чиновничьего аппарата. Период Эдо — золотой век литературы и японской поэзии.

Информация о работе Влияние истории на формирование японского менталитета