Влияние истории на формирование японского менталитета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 22:45, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является анализ основных этапов исторического развития Японии и их влияния на формирование японского менталитета.
Поставленная цель достигается решением следующих задач:
1) изучение литературы, монографий, учебных пособий, статей, освещающих исторические события в Японии и особенности японского менталитета, их взаимосвязь;
2) характеристика осноных этапов истории Японии, которые оказали наиболее значимое влияние на формирование японского менталитета;
3) анализ и систематизация описываемых в литературных источниках особенностей менталитета японцев;
4) выводы о влиянии исторических событий на формирование японского менталитета.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. Основные особенности исторического развития, повлиявшие на формирование японского менталитета……………………………….............5
1.1. Особенности островного положения……………………………...5
1.2. Религия японцев…………………………………………………….6
1.3. Пеиод Хэйан ………………………………………………………..8
1.4. Период Эдо (изоляции)……………………………………………..8
1.5. Япония в IX-ХХ веках Японии…………………………….………9
1.6. Заимствование в истории..………………………………………..11
ГЛАВА 2. Менталитет и национальные особенности японского народа…13
2.1 Мировосприятие и особенности мышления……………..………13
2.1.1. Понятие красоты……………………………………………….13
2.1.2. Простота и естественность……………………………………15
2.1.3. Гармония………………………………………………………..16
2.1.4. Пространство…………………………………………………...17
2.1.5. Понятие «свой - чужой»………………………………………19
2.2. Основные нравственные устои японцев. ……………………….21
2.2.1. Долг признательности………………………………………...22
2.2.2. Долг чести……………………………………………………..24
2.2.3. Коллективизм …………………………………………………26
2.2.4. Эстетика умолчания…………………………………………...28
2.2.5. Отношение к работе…………………………………………...31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………34
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…...…………………………37

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая 1 глава 24 мая 2012.doc

— 230.50 Кб (Скачать файл)

 В разговорах  японцы всячески избегают слов «нет», «не могу», «не знаю», как  нечто такое, что никак нельзя высказать прямо, а только иносказательно, обиняком. Даже отказываясь от второй чашки чая, гость вместо «нет, спасибо» употребляет выражение, дословно означающее: «мне уже и так прекрасно».

2.2.5. Отношение к работе.

Восточный этикет достаточно сложный и многоэлементный, со сложной  иерархией  отношений и исторически сложившимися правилами. Японский этикет может служить образцом сложности. Основу этикетных отношений в Японии составляет кодекс чести и верности воина «бусидо» («путь воина»), сформированный в 12-13 веках а также «компендиум японской этики» («Руководство для школьников»),  для молодежи, составленный в 19 веке. Система японского общества такова, что основы морали закладываются в семье и поддерживаются школьным воспитанием и жесткой системой иерархии в обществе. Несмотря на значительные изменения в политике и идеологии в 20 веке, правила поведения в обществе практически не претерпели сильных изменений, хотя на международном уровне японцы приемлют и нормы европейского этикета, а также стараются учесть традиции национального этикета той страны, где планируют поддерживать коммерческие и инвестиционные проекты.  

Одной из выдающихся особенностей японского менеджмента является практика пожизненного найма («сюсин коё», «shūshin koyō).  Подобная система предполагает, что каждый год в конце зимы из числа будущих выпускников колледжей отбираются потенциальные работники (большинство из них – юноши), которые в случае выдерживания испытательного срока становятся сотрудниками компании, из которой их уволят только в случае серьёзного нарушения этики. При вливании в компанию новый сотрудник проведёт от шести месяцев до года в каждом из крупных подразделений или отделов фирмы. Таким образом, через несколько лет молодой сотрудник будет знать каждый аспект деятельности организации – именно это знание позволяет компаниям быть более продуктивными. В менее крупных организациях подход противоположный – стажер будет прикреплен к опытному мастеру и постигнет все тонкости работы одного подразделения.

Японцев часто называют старательными, упорными, усердными, иногда даже трудоголиками. Подобную характеристику лучше всего передает выражение гамбари – существительное от глагола гамбару.

Японцы в повседневной жизни то и дело упоминают это  выражение, пожалуй, иногда даже чрезмерно  часто, что является следствием японского  менталитета. Исследования лингвистов показали, что ни в одном другом языке мира нет выражения, похожего на «гамбару». Даже у соседствующих с японцами наций – китайцев и корейцев – нет ничего похожего, несмотря на то, что «гамбару», как и многие другие выражения, пишется китайскими иероглифами, попавшими в Японию через Корею, ни в Корее, ни в самом Китае нет слова, полностью отражающего значение «гамбару» у японцев. То есть «гамбару» это чисто японское изобретение, плод общественных устоев и моральных норм, бытовавших у древних японцев.

Если сравнить отношение  к работе на Востоке и Западе, то налицо будут коренные отличия. Там, где европейцы говорят друг другу: «Не перенапрягайся так, отдохни чуть-чуть и со свежими силами возьмёшься за дело», японцы подбадривают своих коллег: «Гамбару! Покажи всё, на что ты способен!». Японцы в определённом смысле самоутверждаются через работу и достижение определённых результатов. Большинство японцев не мыслит себя без работы.

Корни японского упорства, как и многие другие традиции, связаны  с древним укладом жизни, когда  вся деятельность общины вращалась вокруг посадки-сбора риса. Как известно, рис высаживается и годен для сбора в очень короткий промежуток времени, на протяжении которого фермерам необходимо крайне напряжённо трудиться всем вместе, чтобы добиться необходимого результата. Историки считают, что именно такой уклад жизни послужил толчком к зарождению традиции «гамбари», а также свою лепту внести такие природные явления, как тайфуны и наводнения, которые не оставляли времени для отдыха и расслабления, а, напротив, держали в напряжении и постоянной готовности.

Особенностей нравственных устоев, традиционно сложившихся  и обязательных правил поведения  японцев достаточно много, они затрагивают  все без исключения сферы жизни  и корнями своими уходят в историю.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

 

Анализ истории Японии  в свете влияния ее на формирование у японского народа определенного мировосприятия, мышления, нравственности и национальных обычаев, характерных только для японцев, то есть их менталитета, показывает, что в истории Японии можно выделить определенные этапы и элементы исторического развития, оказавшие наибольшее влияние на формирование менталитета.

Начиная с образования  японского государства, необходимо выделить особенность исторического развития Японии – совокупность исторических событий, связанных с заимствованиями у соседних и других народов. Присущая только японцам способность перенимать у других народов, в частности Китая, Кореи,  а потом и у других стран, например, Соединенных Штатов Америки, адаптировать идеи и практические знания к себе и совершенствовать до неузнаваемости,  постепенно переродилась в особенность мышления, характера и поведения японцев.

Один из факторов, непосредственно  связанных, можно сказать переплетающихся с историей развития Японии, и оказывающих определяющее значение при формировании менталитета  японцев – это совокупность религиозных воззрений (буддизм, конфуцианство), прижившихся на первоначальной основе синтоизма. Религиозные убеждения большинства японцев, сочетающиеся с особым отношением к природе, сформировали понятия гармонии, такие качества как терпимость, преданность обычаям и традициям, уважение старины.

Значительное влияние  на формирование менталитета японцев  оказал один из периодов истории - это период Хэйан (794 – 1185). Особенностью этого периода явилось формирование нового сословия военной знати - самурайства со своим морально-этическим кодексом – «Бусидо» («Путь воина»). Нормы этого кодекса надолго прижились не только среди самураев, но и влились в моральные и нравственные устои всего японского народа, объясняя сегодня такие качества, как: верность господину, храбрость, скромность, стремление к самопожертвованию, игнорирование чувств в пользу долга.

Рассматривая истоки формирования японского менталитета, необходимо  отметить исторический  период, называемый периодом изоляции, - эпоха Эдо (1603-1867), в который произошло становление японского духа, появление национальной японской идеи, самобытности японцев. В этот период окончательно сформировались такие отличительные особенности мировосприятия японцев, как стремление к уменьшению, суженности пространства вокруг себя, разделение окружающих на «своих» и «чужих», отношение к иностранцам и другое.

Исторические события IX–XX веков, окончательно укрепили  и сформировали характерные особенности  мышления и морали японцев.

Анализ описываемых  в литературных источниках  особенностей менталитета японцев позволяет  их подразделить на группы: особенности  мировосприятия и мышления японцев  и  их основные нравственные устои.

К особенностям мировосприятия необходимо отнести особое отношение к красоте, простоте и естественности, чувство гармонии,  пронизывающее все сферы жизнедеятельности, особенности восприятия пространства вокруг себя, деление всех окружающих на «своих» и «чужих».

В ходе исторического  развития Японии с особенностями, присущими только этой стране, сформировались определенные жизненные правила морали и нравственности, которым обязательно должен следовать каждый японец. Воспитанию и формированию человека в Японии уделяется большое внимание. И несмотря на то, что сегодняшние японцы живут в современном мировом сообществе, до настоящего времени остаются основополагающими в менталитете японцев сформировавшиеся во времени нравственные устои и  правила поведения.

Краеугольным камнем японской морали служит  верность,  понимаемая  как долг признательности старшим. Почитание родителей, а в более широком  смысле покорность  воле  старших - вот  в   представлении   японцев   первая   из добродетелей,  самая   важная   моральная   обязанность   человека.  

Долг чести по отношению к самому себе с малолетства приучает японцев щадить самолюбие окружающих. Отсюда - стремление уклоняться от прямого соперничества, где выбор в пользу одной из сторон означал бы “потерю лица” другой.

В отличие от стран, жителям  которых в карьере присущи личные амбиции, для японцев ключевым является понятие группы. Они очень стремятся к согласованным действиям в коллективе. Индивидуализм здесь не в чести, а внимание к личности проявляют в зависимости от той ценности, которую она представляет для данной группы.

Логически вытекает из рассмотренной  совокупности ценностей  так называемая эстетика умолчания, характерная для  японцев. Убедительности слов они всегда предпочитают убедительность поступков.

Японцев часто называют старательными, упорными, усердными, иногда даже трудоголиками («гамбари»).  Тема отношения к работе и взаимоотношения японцев на работе заслуживает отдельного рассмотрения, так как  при этом проявляются присущие только японцам особенности.

 Если рассматривать японский менталитет в целом, то, несмотря на огромное влияние на него современной западной культуры, ему удалось, переняв многое снаружи, сохранить свою суть.

Анализируя изученный в рамках данной работы материал, можно сделать вывод о том, историческое развитие Японии в целом и отдельные этапы истории оказали определяющее значение в формировании японского менталитета.

Необходимо также отметить, что решая задачи, поставленные в данной работе, определен ряд направлений, исследования по которым позволят более глубоко понять японский народ, его менталитет и современные тенденции развития во взаимосвязи с историческим развитием и событиями современности. Целесообразно более пристально с применением различных методов исследования рассмотреть особенности японского народа по каждой сфере отдельно (культура, образование, деловые отношения, экономика, политика), что запланировано сделать в следующих курсовых и дипломной работе.     

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

 

1. Алпатов В.М. История и культура Японии. М., 2002.

2. Ванденберг Х. Историческое развитие Японии. СПб., 1905.

3. Всё о Японии. Сост. Г.И. Царева. М., 2008.

4. Гаджиева Е.А. Страна Восходящего солнца. История и культура Японии. М., 2006.

5. Дацышин В.Г. Новая история Японии. Учебное пособие. Красноярск., 2007.

6. Жуков А.Е. История Японии. Т.1. С древнейших времен до 1868г. М., 1998.

7. Жуков А.Е. История Японии. Т.2. 1868 -1998. М., 1998.

8. Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообра-зовательный. М., 2000.

9. Кузнецов Ю.Д., Навлицкая Г.Б., Сырицын И.М. История Японии. Учебник. М., 1988.

10. Молодяков В.Э. Япония в меняющемся мире. Идеология. История. Имидж. М., 2011.

11. Морсбах Г. Япония: обычаи и этикет., пер. с англ. М. Леоновича. М., 2008.

12. Овчинников В.В. Сакура и дуб. М., 2011.

13. Прасол А.Ф. Япония. Лики времени. М., 2008.

14. Сайт "http://yaponia.net/"

15. Сайт "http://www.nihon.ru/"

16. Японская мозаика. Сборник статей памяти профессора В.Н. Горегляда. Сост. А.М. Кабанов, К.Г. Мараджян. СПб., 2009.

 

 

 

1 Овчинников В.В. Сакура и дуб. М., 2011.С.28

2 Там же. С.26.

3 Все о Японии. Сост. Царева Г.И. М., 2008. С. 238

4 Там же. С. 236

5 Гаджиева А.Г. Страна Восходящего Солнца. История и культура Японии. М., 2006. С. 21. 

 

6 Прасол А.Ф. Япония. Лики времени. М., 2008. С. 14. 

7 Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. М., 2000.

8 Овчинников В.В. Сакура и дуб. М., 2011. С. 51-54.

9 Прасол А.Ф. Япония. Лики времени. М., 2008. С. 58. 

10 Прасол А.Ф. Япония. Лики времени. М., 2008. С. 50- 56.

11 Молодяков В.Э. Япония в меняющемся мире. Идеология. История. Имидж. М., 2011. С. 290-291.

12 Прасол А.Ф. Япония. Лики времени. М., 2008. С. 44.

13 Прасол А.Ф. Япония. Лики времени. М., 2008. С. 172.

14 Прасол А.Ф. Япония. Лики времени. М., 2008. С. 45.

15 Овчинников В.В. Сакура и дуб. М., 2011. С.




Информация о работе Влияние истории на формирование японского менталитета